Эффективные формы подготовки обучающихся к ГИА по химии
статья по химии

Глушец Нелли Ивановна

Данное пособие поможет при подготовке учащихся к экзамену по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ

ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ К ГИА ПО ХИМИИ

    Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании в РФ” освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

    Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов стала важнейшей частью нашей жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае—июне способны определить будущее ребенка. Какие результаты будут получены в ходе ГИА, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

    Новые формы проведения итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ имеют ряд преимуществ. Для выпускников это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов.

    Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в программу подготовки к ГИА.

    Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ выделяют следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

    В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ  следует выделить три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями. Хочу остановиться на содержании информационной работы с обучающимися:

1) организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • правила поведения на экзамене;
  • правила заполнения бланков;

2) информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА;

3) проведение занятий по тренировке заполнения бланков;

4) пробные внутришкольные ЕГЭ и ОГЭ по предмету;

5) создание папки с материалами по  ГИА (нормативные документы, образцы бланков по предмету, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ГИА, стенд с пособиями по ГИА).

    Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

     Необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

    Психологическая подготовка учащихся осуществляется в нашем ОУ в форме элективного курса. Цели такого курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

    Разрыв между фактически изучаемым на уроках химии материалом и предъявляемым при проведении экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ продолжает углубляться. Сокращение времени, отводимого учебным планом на изучение химии, и изменение содержания предмета в условиях проводимой реформы образования затрудняет получение учащимися высоких результатов при выполнении тестов ЕГЭ и ОГЭ.

Одно из решений проблемы – совершенствование методики подготовки учащихся к экзаменам.

    Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, именно на нем реализуется учебная программа.

    В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей. Но особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление ЗУН, приведение их в стройную систему помогает в подготовке к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.

Для того чтобы на экзамене учащиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материалав выпускном классе надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней занятий, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала.

    Как максимально использовать урок для подготовки учащихся к тому, чтобы они смогли продемонстрировать свои знания во время итоговой аттестации?

    С этой целью на уроках применяю опорные конспекты, таблицы, схемы как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии.

    В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы. Вариативное систематическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. На мой взгляд, использование таких видов опор повышают эффект обучения или повторения материала.

    Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся в рамках урока к итоговой аттестации является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса, начиная с 8 класса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов.

    Объективная реальность нашего времени - необходимость использования эффективных форм и методов не только обучения на этапе непосредственной подготовке к итоговой аттестации, но и форм и методов контроля. При всех их достоинствах традиционные методы контроля зачастую субъективны. Так же есть трудности, связанные и с учащимися: использование шпаргалок, списывание, "взаимопомощь" на контрольной работе, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

    На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются   более   объективным   показателем    обученности,    чем   оценка. Тестовый контроль способствует повышению уровня самостоятельной деятельности учащихся, эффективности обучения, активизации мыслительной и творческой деятельности, выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала, позволяет рационально использовать время на уроке.

   В виду того, что структура тестов претерпевает изменения в последнее время большое внимание нужно уделять умению детей работать с разными вариантами тестовых заданий: с выбором одного ответа и множественным выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности. Поэтому в своей учебной практике вместо стандартных контрольных работ использую различные тесты. С учащимися мы пытаемся находить заведомо неправильные ответы (т.е. если ученик не уверен в правильности своего ответа, он должен проанализировать, какие из ответов не подходят точно). Это облегчает выбор верного ответа.      

   Одним из направлений организационно-методической работы при подготовке обучающихся к ГИА является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Сейчас благодаря интернету (сайтам http://www.fipi.ru/, http://reshuege.ru/, http://egeigia.ru/ и т.д.) накопилась большая база заданий, которые входят в состав экзаменационных контрольно-измерительных материалов (КИМов). Теперь учащимся уже не нужно покупать большое количество тестового материала, а можно в режиме он-лайн решить диагностическую работу или полный вариант теста.

    Высокую эффективность при подготовке обучающихся к итоговой аттестации имеет использование ИКТ. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только наполнить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
При подготовке к ГИА информационно-коммуникационные технологии можно применять, используя готовые электронные продукты (электронные лекции, электронные учебники, мультимедийные презентации, видеоуроки, ЭОР).

    При подготовке учащихся  9 и 11 классов к сдаче ОГЭ и ЕГЭ очень помогают консультативные групповые занятия. В выпускных классах ведутся консультации«Трудные вопросы ОГЭ и ЕГЭ». На этих занятиях уже идет направленная подготовка к итоговой аттестации. Эти занятия охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и   слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и тестовые задания из открытого банка. Знакомимся с системой оценивания, учимся работать с тестом.  Провожу тренировочные работы в классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Последнее занятие месяца проводим в игровой форме, где задания ОГЭ и ЕГЭ представлены для учащихся в формате викторины, марафона или смотра знаний. Соревнования могут проходить между командами или в личном зачете. Такая форма проведения консультаций снимает напряжение учащихся, повышает их заинтересованность, но при этом выполняет свою основную  функцию –  подготовка ребят  к успешной сдаче экзамена.

    В течение  года проводятся  тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Учащимся  создаются реальные условия проведения экзамена. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы.

Из собственного опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА...

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.

В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обмен опытом  с педагогической общественностью  по использованию эффективных форм подготовки обучающихся 9-х классов к обязательному экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. ...

Системно-деятельностный подход обучения на уроках геометрии как эффективная форма подготовки к ЕГЭ

Системно-деятельностный подход обучения на уроках геометрии как эффективная форма подготовки к ЕГЭ...

Формы и методы подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии

Наши дети выбирают ЕГЭ по химии и, с одной стороны, это большая радость – кто-то увлекся нашим предметом и желает посвятить себя специальности, связанной с химией; с другой стороны – это б...

Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке обучающихся к ЕГЭ по химии

Использование разнообразныхформ и методов   обученияпри подготовке обучающихся  к ЕГЭ по химии...