нуклеиновые кислоты
план-конспект урока по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Нуклеиновые кислоты.
Цели урока: обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории.
Задачи урока:
образовательные.
- Проследить историю одного из самых блестящих открытий человеческого разума.
- Рассмотреть виды нуклеиновых кислот, места их локализации в клетке и их функции.
- Сформировать знание о строении ДНК, отдельного нуклеотида, соединение мономеров в цепь, основанную по принципу комплементарности.
Развивающие: развивать умения сравнивать, оценивать, составлять кластеры, развитие воображения, логическое мышление, внимание и память.
Воспитывающие: воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание.
Оборудование: рисунки учебника, таблицы, модель ДНК, компьютер.
Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные соединения (полинуклеотиды), которые являются важнейшими компонентами биохимических процессов, протекающих в организме человека, играют роль в хранении и передачи наследственной информации.
Строение нуклеиновых кислот.
Строение нуклеиновых кислот может объяснить гидролиз. При полном гидролизе образуется смесь пиримидиновых и пуриновых оснований, моносахарид и фосфорная кислота.
В качестве моносахарида выступает одно из этих соединений:
При частичном гидролизе продуктом реакции является смесь нуклеотидов, молекулы которых построены из остатков фосфорной кислоты, моносахарида и азотистого основания. Остаток фосфорной кислоты связан с 3-м или 5-ым атомом углерода, а остаток основания – с 1ым атомом углерода моносахарида. Общая формула нуклеотидов:
Где Х = ОН для рибонуклеотидов, построенных на основе рибозы или Х = Н – для дезаксирибонуклеотидов, построенных на основе дезоксирибозы. В зависимости от типа азотистого основания различают пуриновые и пиримидиновые нуклеотиды.
Нуклеотид – основная структурная единица нуклеиновых кислот – мономер.
Если в состав входят рибонуклеотиды, то такую кислоту называют рибонуклеиновой (РНК), а если из дезоксирибонуклеотидов, то – дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК).
В РНК входят: аденин, гуанин, цитозин и урацил.
В ДНК входят основания, содержащие аденин, гуанин, цитозин и тимин.
Свойства ДНК и РНК зависят от последовательности оснований в полинуклеотидной цепи и пространственным строением цепи. Именно последовательность несет в себе уникальный генетический код, а остатки моносахаридов и фосфорной кислоты играют структурную роль.
При частичном гидролизе отщепляется остаток фосфорной кислоты и образуются нуклеозиды, которые состоят из остатков пуринового или пиримидинового основания, связанного с остатком миносахарида:
В молекуле РНК и ДНК нуклеотиды связаны в единую полимерную цепь:
Пространственная структура полинуклеотидных цепей была определена рентгеноструктурным анализом. В 1953 года Дж. Уотсон и Ф. Крик предложили модель трехмерной структуры ДНК, принципы которой заключались в следующем:
1. Молекула ДНК представляет собой двойную спираль с состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в противоположные стороны.
2. Пуриновые и пиримидиновые основания расположены внутри спирали, а остатки фосфора и дезоксирибозы – снаружи.
3. На полный виток спираль приходится 10 нуклеотидов.
4. Две спирали связаны друг с другом водородными связями. Важное свойство ДНК – избирательность в образовании связей – комплементарность. Причем размеры оснований подобраны так, что тимин связывается только с аденином, а цитозин – с гуанином.
Две спирали в ДНК комплементарны друг другу. Последовательность оснований в одной цепи определяет последовательность в соседней.
В каждой паре оснований, связанных друг с другом водородными связями, одно основания является пуриновым, в другом – пиримидиновым.
Двухспиральная молекула ДНК с комплементарными полинуклеотидными цепями обеспечивает возможность самоудвоения (репликация).
Перед удвоением водородные связи разрываются, и 2 цепи расходятся и раскручиваются. И после этого каждая цепь становится матрицей для образованием новой комплементарной цепи. Синтез новых цепей происходит при участии ДНК-полимеразы.
Молекула РНК состоит из одной полинуклеотидной цепи, которая не имеет строго определенной последовательности. Она может «складываться» сама на себя и образовывать отдельные двухцепочечные участки с водородными связями между пуриновыми и пиримидиновыми основаниями:
Биологическая роль нуклеиновых кислот.
ДНК – главная молекула в живом организме. Она хранит генетическую информацию, которая передается из поколения в поколение. В ДНК закодирован состав всех белков организма.
В качестве посредника между ДНК и местом синтеза белка выступает РНК, где происходит 2 процесса:
Клетки содержат 3 типа РНК, которые выполняют различные функции:
1. Информационная или матричная РНК (мРНК) считывает и переносит генетическую информацию от ДРК к рибосомам, где происходит синтез определенной структуры белка. Молекула мРНК под действием РНК-полимеразы синтезируется на отдельном участке одной из 2х цепей ДНК, причем последовательность в РНК строго комплементарная последовательности в ДНК:
2. Транспортная РНК (тРНК) переносит аминокислоты к рибосомам, где они соединяются пептидными связями в определенной последовательности.
3. Рибосомальная РНК (рРНК) участвует в синтезе белков в рибосомах.
Домашнее задание:
- Подготовиться к тестовой проверке заданий по § 28.
- Из дополнительных источников записать в тетради:
-сведения о пуриновых и пиримидиновых основаниях в ДНК.
-«правило Чаргаффа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нуклеиновые кислоты.
Урок в 10 классе по теме: " Нуклеиновые кислоты". Для изучения материала в профильном классе....
Урок биологии в 9 классе с использованием ИКТ "Нуклеиновые кислоты"
Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Нуклеиновые кислоты.
Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....
Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"
Целью урока: овладеть знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...
Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"
Цель урока: овладеть знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления ч...
нуклеиновые кислоты и их роль
Урок - презентация...
нуклеиновые кислоты
тест для 9 класса по теме "Нуклеиновые кислоты"...