Реакции ионного обмена.
методическая разработка по химии (9 класс)
Данная разработка поможет учителю в короткое время подготовиться к интересному уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока реакции ионного обмена | 63 КБ |
дидактический материал | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Реакции ионного обмена.
Цели:
Формировать УУД.
Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение реакций ионного обмена; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; представлять информацию в виде схем, уравнений.
Предметные УУД: познакомиться с реакциями ионного обмена; условиями, при которых они протекают до конца; узнать, какие реакции называются необратимыми. Научиться составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном виде.
Задачи урока:
- познакомиться с реакциями ионного обмена; условиями, при которых они протекают до конца;
- узнать, какие реакции называются необратимыми.
- научиться составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном виде.
Форма проведения урока: игра-соревнование.
Ход урока
- Я хочу рассказать вам одну самую обычную историю. (ВРЕМЯ = 3 минуты).
…Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики, заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!» А как же, ребята, ток добрался до пассажиров? Давным-давно, на рубеже XVIII – XIX веков, когда для исследования веществ начали использовать электрический ток, выяснилось, что не только металлы могут проводить ток, это и растворы кислот, и растворы и расплавы щелочей и солей, то есть электролиты.
- Послушайте небольшое четверостишие и найдите в нем связь с электролитами. (ВРЕМЯ = 3 минуты).
Для двух ребят подарков груз
ИОН взвалил себе на спину:
Для КАТИ ОН – несет свой «ПЛЮС»
Для АНИ ОН – несет свой «МИНУС».
- Какие вещества называются электролитами? (Электролиты – вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток за счёт образовавшихся ионов).
- А теперь загадки! (ВРЕМЯ = 5 минут).
1. Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...
(ытолсик) (кислоты)
Дайте определение понятия «кислота» в свете теории электролитической диссоциации. (Кислоты – электролиты, которые диссоциируют в водных растворах с образованием катионов одного типа – ионов H+).
2. Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем ...
(яанчолещ) (щелочная)
О каком классе неорганических веществ идет речь? Дайте определение понятия «основание» в свете теории электролитической диссоциации. (Основания – электролиты, которые диссоциируют в водных растворах или расплавах с образованием анионов одного типа – гидроксид - ионов OH-).
3. Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
И напомнить мне позволь,
Ну, конечно, это - … (соль)
Дайте определение понятия «соль» в свете теории ЭД. (Соли - электролиты, которые диссоциируют в водных растворах или расплавах на катионы металлических элементов и анионы кислотных остатков).
- Сегодня на уроке мы с вами постараемся вспомнить все, что уже знаем об электролитах и узнаем о том, какие реакции происходят между ними. Их название зашифровано на доске, расшифруйте его «цииРеак онноиго меобна». (Реакции ионного обмена). Это и есть тема нашего урока. (ВРЕМЯ = 1 минута).
- Определите цель урока с помощью вопросов (ВРЕМЯ = 3 минуты): с чем? (познакомиться с реакциями ионного обмена; условиями, при которых они протекают до конца), что? (узнать, какие реакции называются необратимыми), чему? (научиться составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном виде).
- Прочитайте тему. Знакомо ли вам словосочетание реакция обмена? Вспомните, какие реакции называют реакциями обмена? (реакция обмена – химическая реакция между двумя сложными веществами, в ходе которой они обмениваются составными частями). Попробуйте сформулировать определение, что такое реакции ионного обмена. (ВРЕМЯ = 2 минуты).
- Реакциями ионного обмена называются реакции обмена, протекающие между ионами в растворе электролитов.
Необходимыми условиями протекания реакций ионного обмена до конца являются (опыты + уравнения реакций): (ВРЕМЯ = 15 минут).
- образование осадка;
- выделение газа;
- образование воды.
HCl + NaOH NaCl + H2O
HCl и NaOH – электролиты, распадающиеся на ионы
H+ + Na+ + Cl- + OH- Na+ + Cl- + H2O. Мы записали полное ионное уравнение.
А теперь удалим из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы
H+ + OH- H2O – это сокращенное ионное уравнение.
- Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не распадаются:
- нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
- оксиды;
- воду;
- газы.
Алгоритм составления реакций ионного обмена есть на столе у каждого, вложите его себе в тетрадь.
Правила составления реакций ионного обмена
- Записать молекулярное уравнение химической реакции
- По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
- Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
- В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
- Записать полное ионное уравнение.
- Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).
Закрепление изученного. (ВРЕМЯ = 9 минут).
- Предлагаю применить ваши знания о реакциях ионного обмена.
Задание первое (ВРЕМЯ = 5 минут): Михаил и Алексей делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным уравнениям полные и сокращенные ионные уравнения. (Каждая группа выполняет свое уравнение).
1) NaOH + HCl NaCl + H2O
Na+1 + OH-1 + H+1 + Cl-1 Na+1 + Cl-1 + H2O
OH-1 + H+1 H2O
2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl
Mg+2 + 2Cl-1 + 2Na+1 + SO3-2 MgSO3 + 2Na+1 +2Cl-1
Mg+2 + SO3-2 MgSO3
3) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O
Al(OH)3 + 3H+1 + 3NO3-1 Al+3 + 3NO3-1 + 3H2O
Al(OH)3 + 3H+1 Al+3 + 3H2O
4) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H+1 + 2Cl-1 Ca+2 + 2Cl-1 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H+1 Ca+2 + H2O + CO2
Задание второе (ВРЕМЯ = 4 минуты): Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям «расколдовать» колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2
Задание третье (ВРЕМЯ = 2+2 на ответ минут): Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.
H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O
Задание четвертое (ВРЕМЯ =2+2 на ответ минут): Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.
Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O
Задание пятое (ВРЕМЯ = 2+2 на ответ минут): Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились… И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода… Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго… А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.
BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2
Домашнее задание (ВРЕМЯ = 2 минуты): § 4 и не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям, решенным в классе, потому что иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.
- Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. (ВРЕМЯ = 2 минуты).
Сегодня я узнал…
Я научился...
Мне было интересно…
Мне было трудно…
У меня настроение…
- Каждая группа оцените работу своих членов команды.
Предварительный просмотр:
Правила составления реакций ионного обмена
- Записать молекулярное уравнение химической реакции
- По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
- Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
- В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
- Записать полное ионное уравнение.
- Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).
Правила составления реакций ионного обмена
- Записать молекулярное уравнение химической реакции
- По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
- Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
- В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
- Записать полное ионное уравнение.
- Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).
Правила составления реакций ионного обмена
- Записать молекулярное уравнение химической реакции
- По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
- Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
- В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
- Записать полное ионное уравнение.
- Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).
Правила составления реакций ионного обмена
- Записать молекулярное уравнение химической реакции
- По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
- Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
- В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
- Записать полное ионное уравнение.
- Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).
Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям «расколдовать» колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям «расколдовать» колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.
Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.
Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.
Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.
Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились… И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода… Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго… А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.
Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились… И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода… Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго… А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.
Обязанности в группе | ФИ учащегося | Оценка за урок |
Лидер | ||
Хранитель времени | ||
Редактор-оформитель | ||
Редактор-оформитель | ||
докладчик |
Обязанности в группе | ФИ учащегося | Оценка за урок |
Лидер | ||
Хранитель времени | ||
Редактор-оформитель | ||
Редактор-оформитель | ||
докладчик |
Обязанности в группе | ФИ учащегося | Оценка за урок |
Лидер | ||
Хранитель времени | ||
Редактор-оформитель | ||
Редактор-оформитель | ||
докладчик |
Обязанности в группе | ФИ учащегося | Оценка за урок |
Лидер | ||
Хранитель времени | ||
Редактор-оформитель | ||
Редактор-оформитель | ||
докладчик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл
Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....
организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"
РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...
"Реакции ионного обмена и условия их осуществления" тест для учащихся 9 класса ГИА
Тест для учащихся 9 класса ЧАСТЬ А А8 " Реакции ионного обмена и условия их осуществления " для подготовки к ГИАТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.)+ИНСТРУКЦИЯВыберите...
Практическая работа"Реакции ионного обмена"
МАТЕРИАЛЫдля урока по химии в 8 классе на тему:«Практическая работа: Реакции ионного обмена»Карточка № 11. Распределите вещества на электролиты и неэлектролиты: раствор гидрокс...
Реакции ионного обмена химия 9 класс
Интегрированный урок химия - информатика по теме: " Реакции ионного обмена"....
проверочная работа "Реакции ионного обмена"
Тренировочные работы для учащихся 9-х класов помогут им успешнее усвоить данную тему ....
Реакции ионного обмена
В данной методической разработке представлена практическая работа по теме «Реакции ионного обмена», проводимая по инструкции. Такой урок можно проводить при изучении темы «Теория электролитической дис...
- Мне нравится (1)