Реакции ионного обмена.
методическая разработка по химии (9 класс)

Икрянникова Татьяна Владимировна

Данная разработка поможет учителю в короткое время подготовиться к интересному уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: Реакции ионного обмена.

Цели:

Формировать УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение реакций ионного обмена; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника;  представлять информацию в виде схем, уравнений.  

Предметные УУД: познакомиться с реакциями ионного обмена; условиями, при которых они протекают до конца; узнать, какие реакции называются необратимыми. Научиться составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном виде.

Задачи урока:

  • познакомиться с реакциями ионного обмена; условиями, при которых они протекают до конца;
  • узнать, какие реакции называются необратимыми.
  • научиться составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном виде.

Форма проведения урока: игра-соревнование.

Ход урока

- Я хочу рассказать вам одну самую обычную историю. (ВРЕМЯ = 3  минуты).

…Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики, заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!» А как же, ребята, ток добрался до пассажиров? Давным-давно, на рубеже XVIII – XIX веков, когда для исследования веществ начали использовать электрический ток, выяснилось, что не только металлы могут проводить ток, это и растворы кислот, и растворы и расплавы щелочей и солей, то есть электролиты.

- Послушайте небольшое четверостишие и найдите в нем связь с электролитами. (ВРЕМЯ = 3  минуты).

Для двух ребят подарков груз

ИОН взвалил себе на спину:

Для КАТИ ОН – несет свой «ПЛЮС»

Для АНИ ОН – несет свой «МИНУС».

- Какие вещества называются  электролитами? (Электролиты – вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток за счёт образовавшихся ионов).

- А теперь загадки! (ВРЕМЯ = 5  минут).

1. Лакмус будет в них краснеть,

    Растворяться - цинк и медь.

   А мелок в них, посмотри,

   Вмиг пускает пузыри!

   И опасны для работы

   Эти жгучие ...

   (ытолсик)  (кислоты)

Дайте определение понятия «кислота» в свете теории электролитической диссоциации. (Кислоты – электролиты, которые диссоциируют в водных растворах с образованием катионов одного типа – ионов H+).

2. Я растворчик изучал.

   Лакмус в нем синее стал.

   Поглощал раствор тотчас

   Кислый углекислый газ!

   Про такой раствор я знаю,

   Что среда в нем ...

   (яанчолещ)    (щелочная)

О каком классе неорганических веществ идет речь? Дайте определение понятия «основание» в свете теории электролитической диссоциации. (Основания – электролиты, которые диссоциируют в водных растворах или расплавах с образованием анионов одного типа – гидроксид - ионов OH-).

3. Я, конечно, очень нужен.

    Без меня не сваришь ужин,

    Не засолишь огурца,

    Не заправишь холодца.

    Но не только лишь в еде -

    Я живу в морской воде.

    Если льет слеза из глаза,

    Вкус припомнишь мой ты сразу.

    И напомнить мне позволь,

   Ну, конечно, это - … (соль)

Дайте определение понятия «соль» в свете теории ЭД. (Соли - электролиты, которые диссоциируют в водных растворах или расплавах на катионы металлических элементов и анионы кислотных остатков).

- Сегодня на уроке мы с вами постараемся вспомнить все, что уже знаем об электролитах и узнаем о том, какие  реакции происходят между ними. Их название зашифровано на доске, расшифруйте его  «цииРеак онноиго меобна». (Реакции ионного обмена). Это и есть тема нашего урока. (ВРЕМЯ = 1  минута).

- Определите цель урока с помощью вопросов (ВРЕМЯ = 3 минуты): с чем? (познакомиться  с реакциями ионного обмена; условиями, при которых они протекают до конца), что? (узнать, какие реакции называются необратимыми), чему? (научиться составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном виде).

- Прочитайте тему. Знакомо ли вам словосочетание реакция обмена? Вспомните, какие реакции называют реакциями обмена? (реакция обмена – химическая реакция между двумя сложными веществами, в ходе которой они обмениваются составными частями). Попробуйте сформулировать определение, что такое реакции ионного обмена. (ВРЕМЯ =  2  минуты).

- Реакциями ионного обмена называются реакции обмена, протекающие между ионами в растворе электролитов.

Необходимыми условиями протекания реакций ионного обмена до конца являются (опыты + уравнения реакций): (ВРЕМЯ =  15  минут).

  • образование осадка;            
  • выделение газа;
  • образование воды.

HCl + NaOH         NaCl + H2O

HCl и NaOH – электролиты, распадающиеся на ионы

H+ + Na+ + Cl- + OH-       Na+ + Cl- + H2O. Мы записали полное ионное уравнение.

А теперь удалим из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы

H+ + OH-       H2O – это сокращенное ионное уравнение.

- Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не распадаются:

  • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
  • оксиды;
  • воду;
  • газы.

Алгоритм составления реакций ионного обмена есть на столе у каждого, вложите его себе в тетрадь.

Правила составления реакций ионного обмена

  1. Записать молекулярное уравнение химической реакции
  2. По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
  3. Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
  4. В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
  5. Записать полное ионное уравнение.
  6. Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).

Закрепление изученного. (ВРЕМЯ =  9  минут).

- Предлагаю применить ваши знания о реакциях ионного обмена.

Задание первое (ВРЕМЯ = 5  минут): Михаил и Алексей делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным уравнениям полные и сокращенные ионные уравнения. (Каждая группа выполняет свое уравнение).

1) NaOH  +  HCl         NaCl    +   H2O

    Na+1 + OH-1 + H+1 + Cl-1           Na+1 + Cl-1 + H2O

    OH-1 + H+1           H2O

2) MgCl2 + Na2SO3           MgSO3     + 2NaCl

     Mg+2 + 2Cl-1  + 2Na+1 + SO3-2       MgSO3 + 2Na+1 +2Cl-1

     Mg+2 + SO3-2          MgSO3

3) Al(OH)3 + 3HNO3              Al(NO3)3 + 3H2O

    Al(OH)3 + 3H+1 +  3NO3-1              Al+3 + 3NO3-1 + 3H2O

     Al(OH)3 + 3H+1            Al+3  + 3H2O

4) CaCO3  + 2 HCl              CaCl2  +  H2O  +   CO2

    CaCO3 + 2H+1 + 2Cl-1                 Ca+2 + 2Cl-1 + H2O + CO2

     CaCO3 + 2H+1                 Ca+2 + H2O + CO2

Задание второе (ВРЕМЯ = 4 минуты): Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях,  аллергиях.  Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям «расколдовать» колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

СаСО3 + 2HCl         CaCl2 + H2O + CO2

Задание третье (ВРЕМЯ = 2+2 на ответ  минут): Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2  HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

H2SO4 + Ba(OH)2          BaSO4    + 2H2O

Задание четвертое (ВРЕМЯ =2+2 на ответ минут): Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2  H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

Cu(OH)2 + H2SO4          CuSO4 + 2H2O

Задание пятое (ВРЕМЯ = 2+2 на ответ  минут): Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились… И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода… Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго… А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3,  K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

BаСО3 + 2HCl             BaCl2 + H2O + CO2

Домашнее задание (ВРЕМЯ = 2  минуты): § 4 и не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям, решенным в классе, потому что иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.

- Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. (ВРЕМЯ = 2  минуты).

Сегодня я узнал…                                              

Я научился...

Мне было интересно…                        

Мне было трудно…

У меня настроение…

- Каждая группа оцените работу своих членов команды.



Предварительный просмотр:

Правила составления реакций ионного обмена

  1. Записать молекулярное уравнение химической реакции
  2. По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
  3. Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
  4. В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
  5. Записать полное ионное уравнение.
  6. Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).

Правила составления реакций ионного обмена

  1. Записать молекулярное уравнение химической реакции
  2. По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
  3. Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
  4. В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
  5. Записать полное ионное уравнение.
  6. Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).

Правила составления реакций ионного обмена

  1. Записать молекулярное уравнение химической реакции
  2. По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
  3. Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
  4. В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
  5. Записать полное ионное уравнение.
  6. Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).

Правила составления реакций ионного обмена

  1. Записать молекулярное уравнение химической реакции
  2. По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
  3. Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
  4. В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
  5. Записать полное ионное уравнение.
  6. Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях,  аллергиях.  Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям «расколдовать» колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях,  аллергиях.  Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям «расколдовать» колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2  HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2  HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2  H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2  H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились… И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода… Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго… А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3,  K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились… И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода… Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго… А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3,  K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

Обязанности в группе

ФИ учащегося

Оценка за урок

Лидер

Хранитель времени

Редактор-оформитель

Редактор-оформитель

докладчик

Обязанности в группе

ФИ учащегося

Оценка за урок

Лидер

Хранитель времени

Редактор-оформитель

Редактор-оформитель

докладчик

Обязанности в группе

ФИ учащегося

Оценка за урок

Лидер

Хранитель времени

Редактор-оформитель

Редактор-оформитель

докладчик

Обязанности в группе

ФИ учащегося

Оценка за урок

Лидер

Хранитель времени

Редактор-оформитель

Редактор-оформитель

докладчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

"Реакции ионного обмена и условия их осуществления" тест для учащихся 9 класса ГИА

Тест для учащихся 9 класса  ЧАСТЬ А   А8  " Реакции ионного обмена и условия их осуществления " для подготовки к ГИАТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.)+ИНСТРУКЦИЯВыберите...

Практическая работа"Реакции ионного обмена"

МАТЕРИАЛЫдля урока по химии в 8 классе на тему:«Практическая работа: Реакции ионного обмена»Карточка № 11.    Распределите вещества на электролиты и неэлектролиты: раствор гидрокс...

Реакции ионного обмена химия 9 класс

Интегрированный урок химия - информатика по теме: " Реакции ионного обмена"....

проверочная работа "Реакции ионного обмена"

Тренировочные работы для учащихся 9-х класов помогут им успешнее усвоить данную тему ....

Реакции ионного обмена

В данной методической разработке представлена практическая работа по теме «Реакции ионного обмена», проводимая по инструкции. Такой урок можно проводить при изучении темы «Теория электролитической дис...