Олимпиада по органической химии для СПО
олимпиадные задания по химии

Гегечкори Ираида Александровна

Основными целями Олимпиады являются выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у студентов СПО. Олимпиадные задания способствуют профессиональной ориентации на ранних стадиях обучения и формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gegechkori_i.a._olimpiada_po_organicheskoy_himii_2018-2019.docx135.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

Гегечкори И.А. и Смирнова И.В.

Материалы олимпиады по химии

Учебная дисциплина «Химия»

34.02.01 Сестринское дело

Базовый уровень среднего профессионального образования

(уровень среднего профессионального образования)

1 курс

Москва

2018

Одобрено

ЦМК №1

Протокол №

от «     »                                  2018 г.

Председатель ЦМК №1

Якунина Н.Н./ _______________

                                     подпись

Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рассмотрено и утверждено

Методическим советом ГБПОУ ДЗМ

«Медицинский колледж №2»

Протокол №

от «     »                            2018 г.

Согласовано

Начальник отдела организации

Образовательного процесса

Воронова Е.В./________________

                                подпись

Автор:   Гегечкори И.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»; Смирнова И.В., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Положение об олимпиаде……………………………………………………4
  • Общие положения и цели……………………………………………......4
  • Порядок проведения……………………………………………………...4
  • Организационный комитет……………………………………………....5
  • Методическая комиссия………………………………………………….5
  • Жюри……………………………………………………………………....5
  1. Задания олимпиады…………………………………………………………..6
  2. Эталоны ответов……………………………………………………………...8
  3. Список литературы…………………………………………………………..12

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ

1. Общие положения и цели

  • 1.1. Настоящее Положение об олимпиаде разработано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 267 от 04.04.2014 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад» (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ № 1563 от 10.12.2014).
  • 1.2. Основными целями Олимпиады являются:
  • выявление и развитие у обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы среднего общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
  • создание условий для поддержки одаренных детей;
  • распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
  • профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности.
  • 1.3. Организатором Олимпиады является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ДЗМ МК№2.
  • 1.4. Олимпиада проводится по профилям, которые соответствуют одному или нескольким общеобразовательным предметам или одному, или нескольким специальностям и направлениям подготовки среднего специального образования.
  • 1.5. Рабочим языком Олимпиады является государственный язык Российской Федерации − русский язык.
  • 1.6. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.

2. Порядок проведения Олимпиады

  • 2.1 Участник Олимпиады должен ознакомиться с Положением об Олимпиаде, Порядком проведения олимпиады.
  • 2.2. Олимпиада состоит из двух этапов:
  • отборочного, проводимого в ходе учебных занятий и внеаудиторных занятий химического кружка;
  • основного, проводимого в очной форме в ГБПОУ ДЗМ МК №2, кабинет №314 «Химия».
  • 2.3. Сроки проведения отборочного и основного этапов Олимпиады определяются планами работы химического кружка и кабинета химии.
  • 2.4. В целях обеспечения соблюдения участниками Положения Олимпиады в помещении, где проводится основной этап Олимпиады, запрещается пользоваться мобильными устройствами, а также вести аудио-, фото- и видеозапись процесса проведения Олимпиады. Участники Олимпиады, не соблюдающие Положения Олимпиады, удаляются из аудитории. Работы участников, не соблюдающих Положение Олимпиады, аннулируются.
  • 2.5. Оргкомитет Олимпиады имеет право аннулировать работу участника Олимпиады в случае выявления заимствований или иных признаков несамостоятельного выполнения участником заданий Олимпиады.
  • 2.6. Результаты этапов Олимпиады подводятся по индивидуальным результатам участников Олимпиады.
  • 2.7. Победители Олимпиады определяются по результатам основного этапа Олимпиады. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1,2,3 степеней.
  • 2.8 Победители Олимпиады могут быть освобождены от сдачи промежуточной аттестации.

3. Организационный комитет Олимпиады

  • 3.1. Председателем Оргкомитета Олимпиады является представитель администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2.
  • 3.2. Председатель Оргкомитета утверждает состав Оргкомитета из числа преподавателей и представителей администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2, участвующих в организации и проведении Олимпиады.
  • 3.3. Оргкомитет Олимпиады осуществляет следующие функции:
  • формирует состав жюри Олимпиады;
  • осуществляет тиражирование заданий Олимпиады;
  • осуществляет шифровку (обезличивание) работ участников перед проверкой и расшифровку работ участников Олимпиады после проверки;
  • утверждает список победителей Олимпиады;
  • принимает решения по аннулированию работ участников Олимпиады, нарушивших Положение об Олимпиаде;
  • осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.

4. Методическая комиссия Олимпиады

  • 4.1. Для подготовки олимпиадных заданий формируется методическая комиссия Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
  • 4.2. Методическая комиссия Олимпиады осуществляет следующие функции:
  • разрабатывает задания Олимпиады;
  • определяет критерии и методики оценки выполненных олимпиадных заданий;
  • вносит в Оргкомитет Олимпиады предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
  • осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.

5. Жюри Олимпиады

  • 5.1. Для проверки работ участников Олимпиады формируется жюри Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
  • 5.2. Жюри Олимпиады осуществляет следующие функции:
  • проверяет работы участников Олимпиады и оценивает другие виды испытаний участников Олимпиады при их наличии;
  • представляет в Оргкомитет Олимпиады предложения по присуждению дипломов Олимпиады;
  • вносит предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
  • осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.

ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

Задание 1: (1 балл)

Элемент А входит в состав всех гидроксидов и одного оксида. Определи элемент А, запиши формулу простого вещества, состоящего из атомов А.

Задание 2: (3 балла)

Химический элемент Б – неметалл, открытый в 1811 г. промышленником

Б. Куртуа. Существует версия, что Куртуа должен за это открытие быть благодарен кошке, которая, убегая, опрокинула сосуд с серной кислотой на золу морских водорослей. Из образовавшейся смеси неожиданно пошли густые фиолетовые пары. Это вещество с резким запахом состояло из атомов элемента Б, который и получил свое название за цвет этих паров. Назови Б. В каком органе у человека содержится основное количество Б? Что происходит с организмом при его нехватке?

Задание 3: (3 балла)

Даны три углеводорода А, Б, и В. Название А

отличается от названия Б на одну букву, а от

названия В – на две буквы. Запишите название всех

 трех веществ.

Задание 4: (4 балла)

Угадайте лишнюю формулу среди 3-х имеющихся формул в 2-х образцах:

Объясните свой выбор.

Задание 5: (4 балла)

Найдите связь в задании «а» и вставьте нужное слово, а в задании «б» ─ формулу

Объясните свой выбор.

Задание 6: (5 баллов)

Напишите структурную формулу вещества, оказывающее антисептическое и слабое местноанестезирующее действие. Он входит в состав валидола   −   сосудорасширяющего средства, применяется в парфюмерии и пищевой промышленности. Как лекарственное средство, его называют ментолом, как химическое вещество – 2-изопропил-5-метилциклогексанол-1. Классифицируйте его в зависимости от того, при каком атоме углерода находится гидроксильная группа.

Задание 7: (7 баллов)

В склянках без надписей находятся растворы органических веществ: этанол, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная кислота. Предложите радикальный способ определения этих веществ. Напишите уравнения реакций, укажите их признаки.

Задание 8: (10 баллов)

Определить соединения А, Б, В, Г, Д в следующей схеме превращений:

 

Д – лекарственный препарат – для повышения умственной работоспособности.

Эталоны ответов

Задание 1: (1 балл)

Элемент А входит в состав всех гидроксидов и одного оксида. Определи элемент А, запиши формулу простого вещества, состоящего из атомов А.

Ответ: Н2.

Задание 2: (3 балла: 1 балл за химическую формулу + 1; балл – в каком органе он содержится +1; балл – что происходит в организме при его нехватке)

Химический элемент Б – неметалл, открытый в 1811 г. промышленником

Б. Куртуа. Существует версия, что Куртуа должен за это открытие быть благодарен кошке, которая, убегая, опрокинула сосуд с серной кислотой на золу морских водорослей. Из образовавшейся смеси неожиданно пошли густые фиолетовые пары. Это вещество с резким запахом состояло из атомов элемента Б, который и получил свое название за цвет этих паров. Назови Б. В каком органе у человека содержится основное количество Б? Что происходит с организмом при его нехватке?

Ответ: I2. В организме человека йод сосредоточен главным образом в щитовидной железе и участвует в образовании ее гормонов. Вследствие недостатка йода, поступающего с пищей, у людей развивается заболевание – эндемический зоб.

Задание 3: (3 балла) (за каждый ответ по одному баллу)

Даны три углеводорода А, Б, и В. Название А

отличается от названия Б на одну букву, а от

названия В – на две буквы. Запишите название всех

 трех веществ.

Ответ:

Задание 4: (4 балла) (задание «а»: +1- за формулу, +1 – за определение класса УВ;

задание «б»: +1 – за формулу, +1- НСООН – кислота, остальные – производные карбоновых кислот)

Угадайте лишнюю формулу среди 3-х имеющихся формул в 2-х образцах:

Ответ:

С6Н14 – предельный УВ, остальные – непредельные УВ

НСООН – карбоновая кислота, остальные формулы принадлежат производным карбоновых кислот.

Задание 5: (4 балла) (+1 – за слово – резина, которая образуется в результате вулканизации – +1; за формулу: НСООС2Н5 – фруктовый эфир(этилформиат).

Найдите связь в задании «а» и вставьте нужное слово, а в задании «б» ─ формулу

Объясните свой выбор.

Ответ:

В результате вулканизации из каучука образуется резина;

В результате реакции этерификации образуется сложный эфир

Задание 6: (5 баллов: +1балл – за главную цепочку; +2 балла – за формулы заместителей, +1 балл – за функциональную группу, + 1балл за классификацию)

Напишите структурную формулу вещества, оказывающее антисептическое и слабое местноанестезирующее действие. Он входит в состав валидола   −   сосудорасширяющего средства, применяется в парфюмерии и пищевой промышленности. Как лекарственное средство, его называют ментолом, как химическое вещество – 2-изопропил-5-метилциклогексанол-1. Классифицируйте его в зависимости от того, при каком атоме углерода находится гидроксильная группа.

Ответ:

Вторичный спирт.

Задание 7: (7 баллов: 1 – балл за правильное написание структурных формул, 5 – баллов за правильную запись химических уравнений, 1 – балл – за признаки химических реакций).

В склянках без надписей находятся растворы органических веществ: этанол, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная кислота. Предложите радикальный способ определения этих веществ. Напишите уравнения реакций, укажите их признаки.

Ответ: 

Из склянок часть растворов перелить в пробирки. Склянки и пробирки пронумеровать. В каждую пробирку добавить несколько капель индикатора (лакмус), цвет индикатора поменяется только в двух пробирках, содержащих растворы фенола и муравьиной кислоты:

НСООН ↔ Н++ НСОО-     С6Н5ОН ↔ Н+ + С6Н5О-

В эти пробирки налить свежеосажденный гидроксид меди (II):

CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4

2HCOOH + Cu(OH)2 → (HCOO)2Cu + H2O (осадок растворился)

С6Н5ОН + Сu(OH)2 ≠

В оставшиеся три пробирки налить свежеосажденный гидроксид меди (II):

растворение осадка произойдет пробире, где находился глицерин:

 

Две другие пробирки нагреть. В пробирке, в которой находился раствор ацетальдегида цвет осадка изменится на кирпично-красный:

СН3СНО + 2Cu(OH)2 → Сu2O↓ + CH3COOH + 2H2O

 Следовательно, в оставшейся пробирке находится раствор этанола.

Задание 8: (10 баллов: 5 баллов – за правильное написание химических (структурных) формул, 5 – баллов за правильную запись химических уравнений)

Определить соединения А, Б, В, Г, Д в следующей схеме превращений:

 

Ответ:

               

А – С6Н12О6 (глюкоза); Б – С2Н5ОН (этанол); В – СН3СООН (уксусная кислота); Г – СН2СlCOOH (хлоруксусная кислота); Д – NH2СН2COOH

(α-аминоуксусная кислота – глицин).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемов А.В. Школьные олимпиады. Химия. 8 – 11 классы / А.В. Артемов, С.С. Дерябина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011
  2. Занимательные задачи по химии / под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
  3. Литвинова Т.В. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
  4. Алешин Г.Ю., Королев В.В., Чепига А.А. «Задачи химических турниров 8 – 11 классы». / под ред. Кузнецовой Л. – Изд.: Просвещение, 2018 г.
  5. Бойко Л.П., Иванова Е.А., Пильникова Н.Н. "Предметные олимпиады. 8-11 классы. Химия. ФГОС" / Ред.: Попова Г. П., Виноградова Е. А. – Изд.: Учитель, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."

Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....

Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...

Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс

Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...

Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»

Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...

Урок в 10 классе "Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки."

Что же такое “органическая химия” и как произошел термин “органические вещества”?...