Олимпиада по органической химии для СПО
олимпиадные задания по химии
Основными целями Олимпиады являются выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у студентов СПО. Олимпиадные задания способствуют профессиональной ориентации на ранних стадиях обучения и формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gegechkori_i.a._olimpiada_po_organicheskoy_himii_2018-2019.docx | 135.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы |
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2» Гегечкори И.А. и Смирнова И.В. |
Материалы олимпиады по химии
Учебная дисциплина «Химия»
34.02.01 Сестринское дело
Базовый уровень среднего профессионального образования
(уровень среднего профессионального образования)
1 курс
Москва
2018
Одобрено ЦМК №1 Протокол № от « » 2018 г. Председатель ЦМК №1 Якунина Н.Н./ _______________ подпись | Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело |
Рассмотрено и утверждено Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2» Протокол № от « » 2018 г. Согласовано Начальник отдела организации Образовательного процесса Воронова Е.В./________________ подпись | |
Автор: Гегечкори И.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»; Смирнова И.В., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» |
СОДЕРЖАНИЕ
- Положение об олимпиаде……………………………………………………4
- Общие положения и цели……………………………………………......4
- Порядок проведения……………………………………………………...4
- Организационный комитет……………………………………………....5
- Методическая комиссия………………………………………………….5
- Жюри……………………………………………………………………....5
- Задания олимпиады…………………………………………………………..6
- Эталоны ответов……………………………………………………………...8
- Список литературы…………………………………………………………..12
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ
1. Общие положения и цели
- 1.1. Настоящее Положение об олимпиаде разработано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 267 от 04.04.2014 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад» (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ № 1563 от 10.12.2014).
- 1.2. Основными целями Олимпиады являются:
- выявление и развитие у обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы среднего общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- создание условий для поддержки одаренных детей;
- распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
- профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности.
- 1.3. Организатором Олимпиады является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ДЗМ МК№2.
- 1.4. Олимпиада проводится по профилям, которые соответствуют одному или нескольким общеобразовательным предметам или одному, или нескольким специальностям и направлениям подготовки среднего специального образования.
- 1.5. Рабочим языком Олимпиады является государственный язык Российской Федерации − русский язык.
- 1.6. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.
2. Порядок проведения Олимпиады
- 2.1 Участник Олимпиады должен ознакомиться с Положением об Олимпиаде, Порядком проведения олимпиады.
- 2.2. Олимпиада состоит из двух этапов:
- отборочного, проводимого в ходе учебных занятий и внеаудиторных занятий химического кружка;
- основного, проводимого в очной форме в ГБПОУ ДЗМ МК №2, кабинет №314 «Химия».
- 2.3. Сроки проведения отборочного и основного этапов Олимпиады определяются планами работы химического кружка и кабинета химии.
- 2.4. В целях обеспечения соблюдения участниками Положения Олимпиады в помещении, где проводится основной этап Олимпиады, запрещается пользоваться мобильными устройствами, а также вести аудио-, фото- и видеозапись процесса проведения Олимпиады. Участники Олимпиады, не соблюдающие Положения Олимпиады, удаляются из аудитории. Работы участников, не соблюдающих Положение Олимпиады, аннулируются.
- 2.5. Оргкомитет Олимпиады имеет право аннулировать работу участника Олимпиады в случае выявления заимствований или иных признаков несамостоятельного выполнения участником заданий Олимпиады.
- 2.6. Результаты этапов Олимпиады подводятся по индивидуальным результатам участников Олимпиады.
- 2.7. Победители Олимпиады определяются по результатам основного этапа Олимпиады. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1,2,3 степеней.
- 2.8 Победители Олимпиады могут быть освобождены от сдачи промежуточной аттестации.
3. Организационный комитет Олимпиады
- 3.1. Председателем Оргкомитета Олимпиады является представитель администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2.
- 3.2. Председатель Оргкомитета утверждает состав Оргкомитета из числа преподавателей и представителей администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2, участвующих в организации и проведении Олимпиады.
- 3.3. Оргкомитет Олимпиады осуществляет следующие функции:
- формирует состав жюри Олимпиады;
- осуществляет тиражирование заданий Олимпиады;
- осуществляет шифровку (обезличивание) работ участников перед проверкой и расшифровку работ участников Олимпиады после проверки;
- утверждает список победителей Олимпиады;
- принимает решения по аннулированию работ участников Олимпиады, нарушивших Положение об Олимпиаде;
- осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.
4. Методическая комиссия Олимпиады
- 4.1. Для подготовки олимпиадных заданий формируется методическая комиссия Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
- 4.2. Методическая комиссия Олимпиады осуществляет следующие функции:
- разрабатывает задания Олимпиады;
- определяет критерии и методики оценки выполненных олимпиадных заданий;
- вносит в Оргкомитет Олимпиады предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
- осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.
5. Жюри Олимпиады
- 5.1. Для проверки работ участников Олимпиады формируется жюри Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
- 5.2. Жюри Олимпиады осуществляет следующие функции:
- проверяет работы участников Олимпиады и оценивает другие виды испытаний участников Олимпиады при их наличии;
- представляет в Оргкомитет Олимпиады предложения по присуждению дипломов Олимпиады;
- вносит предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
- осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ
Задание 1: (1 балл)
Элемент А входит в состав всех гидроксидов и одного оксида. Определи элемент А, запиши формулу простого вещества, состоящего из атомов А.
Задание 2: (3 балла)
Химический элемент Б – неметалл, открытый в 1811 г. промышленником
Б. Куртуа. Существует версия, что Куртуа должен за это открытие быть благодарен кошке, которая, убегая, опрокинула сосуд с серной кислотой на золу морских водорослей. Из образовавшейся смеси неожиданно пошли густые фиолетовые пары. Это вещество с резким запахом состояло из атомов элемента Б, который и получил свое название за цвет этих паров. Назови Б. В каком органе у человека содержится основное количество Б? Что происходит с организмом при его нехватке?
Задание 3: (3 балла)
Даны три углеводорода А, Б, и В. Название А
отличается от названия Б на одну букву, а от
названия В – на две буквы. Запишите название всех
трех веществ.
Задание 4: (4 балла)
Угадайте лишнюю формулу среди 3-х имеющихся формул в 2-х образцах:
Объясните свой выбор.
Задание 5: (4 балла)
Найдите связь в задании «а» и вставьте нужное слово, а в задании «б» ─ формулу
Объясните свой выбор.
Задание 6: (5 баллов)
Напишите структурную формулу вещества, оказывающее антисептическое и слабое местноанестезирующее действие. Он входит в состав валидола − сосудорасширяющего средства, применяется в парфюмерии и пищевой промышленности. Как лекарственное средство, его называют ментолом, как химическое вещество – 2-изопропил-5-метилциклогексанол-1. Классифицируйте его в зависимости от того, при каком атоме углерода находится гидроксильная группа.
Задание 7: (7 баллов)
В склянках без надписей находятся растворы органических веществ: этанол, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная кислота. Предложите радикальный способ определения этих веществ. Напишите уравнения реакций, укажите их признаки.
Задание 8: (10 баллов)
Определить соединения А, Б, В, Г, Д в следующей схеме превращений:
Д – лекарственный препарат – для повышения умственной работоспособности.
Эталоны ответов
Задание 1: (1 балл)
Элемент А входит в состав всех гидроксидов и одного оксида. Определи элемент А, запиши формулу простого вещества, состоящего из атомов А.
Ответ: Н2.
Задание 2: (3 балла: 1 балл за химическую формулу + 1; балл – в каком органе он содержится +1; балл – что происходит в организме при его нехватке)
Химический элемент Б – неметалл, открытый в 1811 г. промышленником
Б. Куртуа. Существует версия, что Куртуа должен за это открытие быть благодарен кошке, которая, убегая, опрокинула сосуд с серной кислотой на золу морских водорослей. Из образовавшейся смеси неожиданно пошли густые фиолетовые пары. Это вещество с резким запахом состояло из атомов элемента Б, который и получил свое название за цвет этих паров. Назови Б. В каком органе у человека содержится основное количество Б? Что происходит с организмом при его нехватке?
Ответ: I2. В организме человека йод сосредоточен главным образом в щитовидной железе и участвует в образовании ее гормонов. Вследствие недостатка йода, поступающего с пищей, у людей развивается заболевание – эндемический зоб.
Задание 3: (3 балла) (за каждый ответ по одному баллу)
Даны три углеводорода А, Б, и В. Название А
отличается от названия Б на одну букву, а от
названия В – на две буквы. Запишите название всех
трех веществ.
Ответ:
Задание 4: (4 балла) (задание «а»: +1- за формулу, +1 – за определение класса УВ;
задание «б»: +1 – за формулу, +1- НСООН – кислота, остальные – производные карбоновых кислот)
Угадайте лишнюю формулу среди 3-х имеющихся формул в 2-х образцах:
Ответ:
С6Н14 – предельный УВ, остальные – непредельные УВ
НСООН – карбоновая кислота, остальные формулы принадлежат производным карбоновых кислот.
Задание 5: (4 балла) (+1 – за слово – резина, которая образуется в результате вулканизации – +1; за формулу: НСООС2Н5 – фруктовый эфир(этилформиат).
Найдите связь в задании «а» и вставьте нужное слово, а в задании «б» ─ формулу
Объясните свой выбор.
Ответ:
В результате вулканизации из каучука образуется резина;
В результате реакции этерификации образуется сложный эфир
Задание 6: (5 баллов: +1балл – за главную цепочку; +2 балла – за формулы заместителей, +1 балл – за функциональную группу, + 1балл за классификацию)
Напишите структурную формулу вещества, оказывающее антисептическое и слабое местноанестезирующее действие. Он входит в состав валидола − сосудорасширяющего средства, применяется в парфюмерии и пищевой промышленности. Как лекарственное средство, его называют ментолом, как химическое вещество – 2-изопропил-5-метилциклогексанол-1. Классифицируйте его в зависимости от того, при каком атоме углерода находится гидроксильная группа.
Ответ:
Вторичный спирт.
Задание 7: (7 баллов: 1 – балл за правильное написание структурных формул, 5 – баллов за правильную запись химических уравнений, 1 – балл – за признаки химических реакций).
В склянках без надписей находятся растворы органических веществ: этанол, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная кислота. Предложите радикальный способ определения этих веществ. Напишите уравнения реакций, укажите их признаки.
Ответ:
Из склянок часть растворов перелить в пробирки. Склянки и пробирки пронумеровать. В каждую пробирку добавить несколько капель индикатора (лакмус), цвет индикатора поменяется только в двух пробирках, содержащих растворы фенола и муравьиной кислоты:
НСООН ↔ Н++ НСОО- С6Н5ОН ↔ Н+ + С6Н5О-
В эти пробирки налить свежеосажденный гидроксид меди (II):
CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4
2HCOOH + Cu(OH)2 → (HCOO)2Cu + H2O (осадок растворился)
С6Н5ОН + Сu(OH)2 ≠
В оставшиеся три пробирки налить свежеосажденный гидроксид меди (II):
растворение осадка произойдет пробире, где находился глицерин:
Две другие пробирки нагреть. В пробирке, в которой находился раствор ацетальдегида цвет осадка изменится на кирпично-красный:
СН3СНО + 2Cu(OH)2 → Сu2O↓ + CH3COOH + 2H2O
Следовательно, в оставшейся пробирке находится раствор этанола.
Задание 8: (10 баллов: 5 баллов – за правильное написание химических (структурных) формул, 5 – баллов за правильную запись химических уравнений)
Определить соединения А, Б, В, Г, Д в следующей схеме превращений:
Ответ:
А – С6Н12О6 (глюкоза); Б – С2Н5ОН (этанол); В – СН3СООН (уксусная кислота); Г – СН2СlCOOH (хлоруксусная кислота); Д – NH2СН2COOH
(α-аминоуксусная кислота – глицин).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемов А.В. Школьные олимпиады. Химия. 8 – 11 классы / А.В. Артемов, С.С. Дерябина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011
- Занимательные задачи по химии / под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
- Литвинова Т.В. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
- Алешин Г.Ю., Королев В.В., Чепига А.А. «Задачи химических турниров 8 – 11 классы». / под ред. Кузнецовой Л. – Изд.: Просвещение, 2018 г.
- Бойко Л.П., Иванова Е.А., Пильникова Н.Н. "Предметные олимпиады. 8-11 классы. Химия. ФГОС" / Ред.: Попова Г. П., Виноградова Е. А. – Изд.: Учитель, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."
Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....
Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...
Урок по химии "Предмет органической химии. Органические вещества" 10 класс
Курс "Химия" по программе О.С. Габриелян 10 класс...
Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс
Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...
Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»
Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
Урок в 10 классе "Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки."
Что же такое “органическая химия” и как произошел термин “органические вещества”?...