Химический КВН
методическая разработка по химии (8, 9 класс)

Общешкольное мероприятие, посвящённое году Периодической таблицы Менделеева. Участники - учащиеся 8 и 9 классов. Зрителями могут быть ученики 5-7 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_himii.docx96.39 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие КВН «Лучшие знатоки Химляндии»

Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 8 - 9 классов. Число участников – 4 команды: «Химики», «Алмаз», «Кислота»  и  «Феррум». Судят  мероприятие Члены Учёного Совета (жюри). В начале игры: представление команд.

Мероприятие  включает 7  этапов:

1 конкурс - «Разминка»,

2 конкурс – «Отгадай загадку»,

3 конкурс – «Королевский кроссворд»,

4 конкурс – «История страны Химляндия» (между слайдами - игра со зрителями «Чёрный ящик» и сообщение о Д. И. Менделееве),

5 конкурс – «Ребусы»,

6 конкурс – «Конкурс капитанов».

После 6 конкурса  проводится игра со зрителями.

Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
  •  вовлечение в словарный запас химических  слов и выражений;
  •  развитие коммуникативных навыков;
  •  осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;
  •  развитие образного мышления;
  •  развитие творческого воображения;
  •  развитие восприятия;
  •  повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
  •  развитие творческих способностей учащихся;
  •  самореализация личности подростка  через внеклассную деятельность.

Цели мероприятия:

  • повышение познавательного интереса к науке химии;
  • обобщение всех полученных знаний по общей и неорганической химии;
  • создание ситуации успеха для учащихся;
  • вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие творческих способностей учащихся.

От каждого класса (8 и 9) формируется команда участников, состоящая из 6 человек. Команды в начале мероприятия вытягивают названия, девиз и обращение к жюри и соперникам.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор.

Действующие лица: Придворный Магистр химических наук (учитель); советники (жюри).

Слайд № 1

(Фанфары)

Здравствуйте. Сегодня мы собрались здесь, в Клубе весёлых и находчивых, чтобы подвергнуть испытанию старшеклассников нашей школы  и ответить на вопрос: “Достойны ли они стать лучшими знатоками великой  страны ХИМЛЯНДИИ?”.

Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.  Только для этого вам нужно будет пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином этой великолепной страны?  (Готовы) Ну тогда – мы начинаем КВН!

(Музыка КВН - начало)

Знакомство команд

Слайд № 2

Итак, начнем! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть каждая команда выберет себе капитана, затем капитаны подойдут ко мне и вытянут карточку с названием для своей команды. После этого каждая команда зачитывает название, девиз и обращение к соперникам и жюри.

I.

 Команда “Химики”;

Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;

 Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;

 Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибиться невозможно: лучше нас, поверьте, нет! Это знает целый свет!”.

II.

Команда “Алмаз”;

Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;

 Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;

 Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.

III.

Команда “Кислота”;

Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной”;

 Обращение к соперникам: “Разбегайтесь кто куда! Мы команда – “Кислота”;

 Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами”.

IV.

 Команда “Феррум”;

 Девиз: “Мало быть железным, надо быть полезным!”;

Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы вам бед, а желаем нам побед”;

 Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”.

Слайд № 3

Итак, с командами мы познакомились. Пора приступать к соревнованиям. Любое состязание начинается с разминки, дабы попробовать силу своих знаний и владение таким сложным, но важным предметом, как химия!

Ещё М. В. Ломоносов сказал великие слова, которые я считаю девизом не только сегодняшнего мероприятия, но и главной ролью науки химии: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…”

Действительно, современный человек просто не может обойтись без химии. Он с её помощью питается, одевается, передвигается и многое другое. А насколько современный человек знает основы химии – мы сейчас проверим.

Слайд № 4

  1. Разминка

Каждой команде требуется за 1 минуту ответить на 10 вопросов. Если ответа не знаете, лучше не останавливаться, а говорить: «Дальше». Если минута закончится, то я заканчиваю задавать вопросы, даже если вы не успели ответить на все 10. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. То, из чего состоит физическое тело. (Вещество)
  2. Как называют продукт разрушения железа под действием влажного воздуха? (Ржавчина)
  3. Светло-голубой газ, образующийся при грозовых разрядах. (Озон)
  4. Единица количества вещества. (Моль)
  5. Свойство атома отбирать электроны. (Электроотрицательность)
  6. Вода, которую можно замутить своим дыханием. (Известковая)
  7. Для чего нужны азотные удобрения растениям? (Для роста)
  8. Одна из элементарных частиц ядра, не имеющая электрического заряда. (Нейтрон)
  9. Какой класс веществ образуется при горении простых веществ? (Оксиды)
  10. Кто из учёных экспериментально доказал состав воздуха? (А. Лавуазье, 1774 г.)

  1. Это слово в переводе с древнегреческого означает «неделимый». (Атом)
  2. Какой элемент очень важен для щитовидной железы человека? (Йод)
  3. Сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотных остатков. (Кислота)
  4. Потенциальное экологически чистое топливо. (Водород)
  5. Вещество, состоящее из атомов одного вида. (Простое)
  6. Составная часть воздуха, называемая ранее «удушающей материей» или «безжизненным газом». (Азот)
  7. Самая прочная кристаллическая решётка. (Атомная)
  8. Краткая запись химической реакции. (Уравнение химической реакции)
  9. Что понимал Ломоносов под словом «корпускула»? (Молекула)
  10. Основная соль наших костей. (Фосфат кальция)

  1. Прибор для нагревания в химической лаборатории. (Спиртовка)
  2. Какое вещество было открыто в поисках философского камня? (Фосфор)
  3. Явление, при котором один и тот же элемент может образовывать несколько веществ. (Аллотропия)
  4. Число Авогадро. (6* 1023 моль-1)
  5. Самый электроотрицательный элемент (Фтор)
  6. Единственный жидкий металл при комнатной температуре. (Ртуть)
  7. Сложное вещество, состоящее из катиона металла и гидроксогруппы. (Основания)
  8. Газ, которым заполняют стеклянные трубки для иллюминации. (Неон)
  9. Объёмная доля кислорода в воздухе, %. (21%)
  10. Горючие материалы, сжигаемые ради использования выделяющейся при этом теплоты. (Топливо)

  1. Единственный жидкий неметалл? (Бром)
  2. Как называются газы 8А группы? (Благородные)
  3. «Румяна» трубочиста. (Сажа)
  4. Сложное вещество, состоящее из катиона металла и кислотного остатка. (Соль)
  5. К каким удобрениям относятся селитры? (Азотные)
  6. Самый распространённый элемент в земной коре. (Кислород)
  7. Как называется самая нестойкая кристаллическая решётка? (Молекулярная)
  8. Молярный объём равен?  (22,4 л/моль?)
  9. Свойство атома образовывать ковалентные связи при соединении с другими атомами. (Валентность)
  10. Какая кухонная процедура может избавить от избытка нитрата в овощах? (Отваривание)

Слайд 5   Итак, разминка окончена. Советники сейчас подведут итоги, а мы с вами переходим к следующему конкурсу. Лучшими химиками не могут стать люди, не знающие основных жителей своей страны. А, как вам известно, в Химляндии живут вещества. Вот о них и будет следующий конкурс «Отгадай загадку», где мы посмотрим -  хватит ли вам  знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?  Каждой команде будет загадано по 3 загадки. За каждую загадку команда получает по 1 баллу.

  1. Отгадай загадку

Слайды 6-17

1. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород) (слайд № 6)

2. Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)  (слайд № 7)

3. Я - металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер - переходный. (Алюминий)  (слайд № 8)

4. Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь) (слайд № 9)

5.  Хоть составчик мой и сложный,

Без меня жить невозможно.

Я - отличный растворитель,

Жажды лучший утолитель.

А разрушите, так сразу

Два получите вы газа. (Вода) (слайд № 10)

6. Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает. (Хлор) (слайд № 11)

7. Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе. (Водород) (слайд № 12)

8. Разглядев мой спектр в оконце,

Вы нашли меня на Солнце.

Я с благородностью дружу,

В семейство газов я вхожу. (Гелий) (слайд № 13)

9. Чаще черный я по цвету,

Могу быть и прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)  (слайд № 14)

10. Большую роль играю в жизни,                                                                                                                             В атмосфере содержусь.

В воде почти не растворяюсь

И химинертностью горжусь. (Азот) (слайд № 15)

11.Когда меня сгибают,

Я издаю несильный треск,

Когда же в холод помещают,

Я от «чумы» теряю блеск. (Олово) (слайд № 16)

12. Из названий двух животных

Моё имя состоит,

А на таре, где хранюсь я,

Знак токсичности стоит. (Мышьяк) (слайд № 17)

После конкурса подводятся первые итоги

Слайд 18

3. Разгадай кроссворд

Я убедилась, что участники команд знают жителей моей страны хорошо. И со смекалкой у них все в порядке. А теперь я хочу предложить им новое  задание - королевский кроссворд, а точнее, чайнворд. В нём последняя буква одного слова является первой буквой следующего слова. Та команда, которая быстрее отгадает кроссворд, заработает 10 очков.  Остальные команды в это время заканчивают отгадывать и получают то количество баллов, сколько они дали верных ответов. Время пошло.

(Музыка для КВН)

D:\школьные работы\ВСЁ ДЛЯ ХИМИИ\ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ\внеклассное мероприятие ЛУЧШИЕ ЗНАТОКИ ХИМЛЯНДИИ\ris1юн хим 1.jpgD:\школьные работы\ВСЁ ДЛЯ ХИМИИ\ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ\внеклассное мероприятие ЛУЧШИЕ ЗНАТОКИ ХИМЛЯНДИИ\ris1_юн хим 1.jpg

Слайд 19

А сейчас давайте проверим - правильно ли наши команды разгадали Королевский кроссворд.

Слайд 20                                            4. История  страны Химляндия

Уважаемые участники турнира!  Мы уже проверили – знаете ли вы вещества, то есть, жителей страны Химляндия. А вот сейчас будет конкурс на знание величайших личностей этой страны – учёных, которые прославили свою страну и помогли ей процветать и развиваться.

Конкурс проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки - 9 баллов, и так далее. Ответить можно только 1 раз, так что, давайте ответ только тогда, когда в нём полностью уверены! Та команда, которая первой дала верный ответ, получает указанное число баллов, проигравшая команда получает 1 балл - за участие.

Фамилию первого учёного будут отгадывать первые 2 команды. Две другие в это время не участвуют, не помогают. Вторую фамилию будут отгадывать третья и четвёртая команды.

Слайд 21

10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д. Денисовка в семье помора.

9 баллов. В 19 лет ушел учиться.

8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.

7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755).

6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.

3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт-просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.

2 балла. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины.

1 балл. Член Академии художеств.

Слайд 22                                      Игра со зрителями «Чёрный ящик»

        В чёрном ящике лежит ТО, о чём в 1752 году М. В. Ломоносов написал письмо

«К ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬНОМУ ГОСПОДИНУ  ГЕНЕРАЛУ-ПОРУЧИКУ, ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАМЕРГЕРУ,  МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУРАТОРУ И ОРДЕНОВ БЕЛОГО ОРЛА, СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА И СВЯТЫЯ АННЫ КАВАЛЕРУ ИВАНУ ИВАНОВИЧУ ШУВАЛОВУ»

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые
ЕГО чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, а
ЕМУ.
И как я
ОНОЕ, хваля, воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
ОНО им рождено; огонь ЕГО родитель.              (СТЕКЛО)

Слайд 23-24

10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.

9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.

8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры “абсолютного кипения”. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.

7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.

8 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”.

3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.

2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.

1 балл. Демонстрация таблицы “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”.

Слайд 25

Сообщение о Д. И. Менделееве

После конкурса подводятся предварительные  итоги

Слайд 26

5. Ребус

Прежде чем отправиться дальше послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С. Станиславский. Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот подошел ещё один человек. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли. “Ты слышал крики, выстрелы?” - спросил его магараджа. – “Ты видел, как тебя пугали?”. “Нет, повелитель, я смотрел на молоко и думал только о нём”. Не слышать и не видеть ничего постороннего, вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь проверим, насколько внимательны вы.  Каждая команда получает ребусы. В течение  трёх минут вам необходимо их решить. За временем будет следить один из советников. (команды отвечают)

        А сейчас давайте посмотрим правильные ответы

Слайды 27-28

А сейчас пришло время сразиться капитанам.  

(Музыка для выхода капитанов)

  1. Конкурс капитанов

Слайд 29

Прошу выйти капитанов команд и получить карточки с номерами ответов. Ваша задача, выслушав вопрос, поднять карточку с правильным номером ответа. За каждый верный ответ – 1 балл.

Слайд 30

1 Задание. Из формул: 1- HCl; 2- NaNO3; 3- H2SO4 ; 4- H2O;  5- NaCl;  6- KOH;  7- Al(OH)3;  8- CuSO4

  1. Найдите формулу селитры......2.
  2. Формула амфотерного соединения......7.
  3. Какое вещество называют «хлебом химической промышленности»?......3.
  4. Какое вещество в сухом виде бесцветное, а при растворении в воде – голубое ......8.

2 Задание. Из фамилий: 1- Ломоносов;  2- Бородин;  3- Лавуазье;  4- Аррениус; 5- Менделеев;                6- Пристли;  7- Бекетов;  8- Авогадро

  1. Какой учёный химик был ещё и композитором?......2
  2. Какой учёный совершил самостоятельный полёт на воздушном шаре?......5
  3. Какой учёный был казнён во время великой французской революции?......3
  4. Какой учёный был основоположником теории электролитической диссоциации?......4

Пока Учёный Совет совещается и подводит итоги, я предлагаю и остальным жителям нашей страны, зрителям, проверить свои знания в химической науке.

Слайд 31

Игра со зрителями

Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Они несложные. Можно отвечать хором.

  1. Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю… Был я … (Мелом)

2. Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня … (Стекло)

3. У меня дурная слава:

Я - известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

4. В горах далеких Шао Линь

Копали глину – каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали … (Фарфор)

5. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. (Азот)

6. Я светоносный элемент.

Я спички вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)

7. В составе багровых рубинов,

В сапфировой силе огней,

И в серой обыденной глине,

И в виде наждачных камней.

Он яркой звездой загорится,

Белый и легкий металл,

Тягуч и пластичен, отлично куется

Мощь самолета создал.  (Алюминий)

Молодцы! Я еще раз убедилась, что не только участники нашего состязания, но и все жители химической  страны хорошо знают науку химии.

Слайд 32

А теперь пришло время подвести итоги соревнования. Слово жюри.

Всем участникам КВН – большое спасибо! (награждение участников). Ну а команда победителей будет награждена по-особому – по-химически.

Я надеюсь, что это мероприятие зажгло в вас интерес к сложной, но важной; интересной и загадочной – науке ХИМИИ. У всех зажёгся интерес? Если ещё не у всех, тогда я предлагаю его символически «зажечь».

Слайд 32

Олимпийцы зажигают олимпийский огонь, как вы видите, без спичек, а мы сегодня зажжем интерес к изучению науки химии. И раз уж у нас сегодня химический КВН, то давайте немножко похимичим!

Чтобы отметить команду победителей, я их приглашаю к демонстрационному столу. Ваша задача – зажечь (без спичек) интерес к изучению науки химии. (Опыт «Костёр»)

Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности

Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...