Интеграция уроков химии и биологии игра "Счастливый случай"
методическая разработка по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Игра «Счастливый случай»
для учащихся 8,9 классов
Интеграция предметов химия и биология.
Участвуют 2 команды.
Требования: капитан, название команды, эмблема команды, внешний вид в одном стиле.
Гейм 1
«Дальше, дальше….»
Подготовлены 20 вопросов для каждой команды.
Задание: необходимо ответить на наибольшее количество вопросов за ограниченное время.
Вопросы для 1 команды
- Какой металл самый твёрдый? (Хром)
- Какие птицы не садятся на землю? (Ласточки и стрижи)
- Наиболее активный неметалл. (Фтор)
- Как называется собачье общежитие? (Псарня)
- Какой газ используется в огнетушителях для тушения пожаров? (Углекислый газ)
- Какие животные имеют внутренний компас? (Пчелы, птицы)
- Вещество, находящееся на Земле сразу в трёх состояниях (вода)
- Где возникло и развивается искусство «бонсай»? (Япония)
- Самый лёгкий элемент. (Водород)
- При каких болезнях человек ощущает близкую перемену погоды? (Ревматизм, хондроз, гипертония)
- Как называется химическая связь между ионами? (Ионная)
- Как называется окаменевшая смола хвойных деревьев? (Янтарь)
- Вещество, ускоряющее химическую реакцию. (Катализатор)
- Раздел биологии, изучающий влияние радиации на живые организмы. (Радиобиология)
- Чему равно число Авогадро? (6 *1023 атомов, моль-л)
- Любая половая клетка. (Гамета)
- Великий русский учёный, открывший закон сохранения массы веществ. (Ломоносов М.В.)
- Как называют богиню цветов и весны? (Флора)
- Реакция, при которой взаимодействующие сложные вещества обмениваются составными частями. (Реакция обмена)
- Плод дуба. (Желудь)
Вопросы для 2 команды
- Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)
- Строят ли гнёзда перелётные птицы в местах зимовки? (Нет)
- Жидкий металл. (Ртуть)
- Как называют оптический обман, возникающий в пустыне? (Мираж)
- Самый распространённый элемент на Земле. (Кислород)
- Какое комнатное растение «плачет» перед ненастьем? (Монстера)
- Какое вещество называют жидкостью жизни? (Вода)
- Какая птица день начинает и о холоде возвещает? (Петух)
- Какой металл загорается при попадании в воду? (Натрий, калий)
- Какой цветок согласно поверью якобы помогает находить клады? (Папоротник)
- Вещество, замедляющее химическую реакцию. (Ингибитор)
- Дерево, ставшее символом России. (Берёза)
- Заряженный атом или группа атомов. (Ион)
- С помощью какого растения были открыты законы наследственности? (Горох)
- Что находится в центре атома? (Ядро)
- Как называют оплодотворённую яйцеклетку? (Зигота)
- Кто открыл Периодический закон? (Менделеев Д.И.)
- Богиня, покровительница животного мира. (Фауна)
- Реакция, при которой из одного сложного вещества образуется несколько веществ. (Реакция разложения)
- Самое высокое животное. (Жираф)
Гейм 2
«Заморочки из бочки»
Ведущий предлагает (зачитывает) задания для всех команд последовательно.
Задание: на листочке дать краткий ответ и подать его жюри
Задания для 1 команды
1. Хоть этот металл был получен ещё в 1827 году, он до сих пор является ценностью. Организаторы Парижской выставки в 1855 году дали ему оригинальное название « серебро из глины». Н. Г. Чернышевский, увидев ложку этого металла, сказал: « Этому металлу суждено великое будущее!». А в романе «Что делать?» героиня Вера Павловна в четвертом сне видит картины далекого будущего и «всюду…» Что это за металл? (Алюминий).
2. Пока эта птичка вырастит, очистит от вредителей до сорока садовых деревьев! А вот зимой ей часто приходится туго – она ведь не улетает в тёплые края. Из леса в город, село летит, чтобы прокормиться. Подкармливать её надо не только зёрнышками. Любит она и сала кусочки (несолёные), и мясные обрезки. Назывите эту птичку? (Синица).
3. Явление адсорбции открыл академик Т.Е. Ловиц. Он же указал и на возможность использования этих свойств вещества для практических целей, например для очищения протухшей воды на кораблях, укуса и т.д. В инструкциях к морской службе указывалось: « В далёких морских путешествиях с большой пользой используют этот вещество, чтобы предотвратить повреждение воды, обжигая бочки внутри». Оригинально явление адсорбции использовали в Англии, где с помощью этого вещества очищали воздух, который поступал в помещение парламента. Он находился на берегу Темзы, которая была загрязнена гниющими остатками, отравляющими воздух. Назовите это вещество. (Уголь).
4. Найди ошибки!
Это было в пустыне. Три дня мы гонялись за тигром, изнемогая от жары, жажды и палящего зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили жажду и, скинув одежду, бросились в воду. Долго мы плавали в тихой прозрачной воде, а затем укрылись в тени саксаулового леса. Стали думать, что нам делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксауловых бревен плот. Мы благополучно достигли ближайшего селения.
5. В течение многих лет это вещество вызывало страх у шахтёров. При зажигании лампы в шахте мгновенно происходил взрыв. Погибало много людей. Но в темноте без света ничего нельзя было сделать. Владельцы шахт обратились к известному в те времена химику Гиефи Деви, чтобы он помог им. После большого количества проведенных опытов и титанического труда он пришел к выводу, что взрывоопасная смесь этого вещества с воздухом горит в стеклянной трубке, но не горит в медной. Тогда Деви сделал лампу, в которой пламя было окружено медной сеткой. Это открытие так и называлось «лампа Деви». Как называлось вещество, о котором идет речь? (Газ метан).
Задания для 2 команды
- Французские биологи считают, что этот металл поможет медицине в борьбе с переутомлением. Опыты показывают, что в крови переутомленных людей содержится меньше металла. Нужно знать, что когда человек сердится, металл, который содержится в организме, «сгорает». Вот почему у нервных легко возбудимых людей, нарушение работы сердечных мышц наблюдается чаще. Что это за металл? (Магний)
- На тёмно-коричневом мундире бабочки – «генеральские лампасы». Звание её самое высокое во флоте, а живет в чертополохе и крапиве. С человеком не воюет, но врагов у неё не мало. Вот и приходится применять «военную хитрость».
Летела бабочка и …исчезла. На самом деле не исчезла она вовсе, а села сложив крылья нижней стороной вверх Сторона эта такая же серенькая как и соринки и веточки . Вот её и не видно. Назовите эту бабочку. (Адмирал)
- Это прозрачный газ без запаха. Как и все газы, его можно превратить в жидкость. В природе он образуется в результате разложения под землёй или под водой остатков органических веществ, растений или животных. Его можно встретить и в угольных шахтах. Там может скопиться такое количество газа , что он становится опасным: достаточно небольшой искры, чтобы газ начал реагировать с кислородом и произошел взрыв. Как называется этот газ? (Метан)
- Найди ошибки
Рассказ бывалого моряка
По небу плыли белые кучерявые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна цунами то поднимала нас, то опускала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью Полярная звезда была ориентиром. Увидев остов, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды, но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направились к лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды.
5. Однажды Роберт Вуд направлялся домой из лаборатории. Дорога шла через негритянский квартал. Посреди дороги стояла большая лужа, а неподалёку стояли негры. Проходя мимо них, Вуд на виду у всех плюнул в лужу и незаметно бросил какое-то вещество. Произошел большой взрыв, большое пламя поднялось над водой. Люди испугались, начали кричать, молить о помощи: «…Этот человек плюнул огнём!! Сам Астана умеет это делать!» Какое вещество упомянуто в рассказе? (Натрий).
Гейм 3
Конкурс капитанов
«Правда ли это?»
Капитаны выходят в зал и видят два слова «Да» и «Нет», записанных крупно на табличках, находящихся отдаленно друг от друга. Ведущий зачитывает ситуацию или факт, а капитан должен, прослушав задание и приняв решение, подойти к одной из табличек.
Команды могут помогать капитанам выбирать верный ответ только жестами.
Цель: Определить свое мнение.
Задания
1.Обыкновенная змея …носит очки и меняет их много раз в течение жизни. У змеи глаза не закрыты темными подвижными веками, как у других животных, над каждым глазом есть прозрачное веко, которое присоединяется , как стекло к очкам. Перед линькой такие очки становятся мутными, зрение змеи ухудшается, а во время линьки змея сбрасывает всю кожу вместе с очками. Потом вырастают новые очки – совсем чистые и прозрачные. Правда ли это? (ДА)
2. Сколько глаз у пчел и шмелей? Два? Нет, пять! Возьмите в руки увеличительное стекло, и на панцире головы этих насекомых вы увидите ещё три совсем невидимых глаза. Они не выполняют самостоятельной функции, а помогают крылатым труженикам ориентироваться в пространстве и во времени. Трое дополнительных глаз – рецепторы интенсивности освещения. С их помощью пчёлы и шмели легко определяют время суток и возвращаются в свой улей в точное время. Правда ли это? (ДА)
3.Правда ли это, что аристократы в любое время года ходили в перчатках, чтобы избежать заражения туберкулёзом (чахоткой), а также болезней грязных рук? (ДА)
4. Правда ли что колонетика и стрейчинг – это упражнения на растягивание мышц и суставов тела? (ДА)
5.Правда ли это, что погладив незнакомых блуждающих кошечек и собак, можно заразиться лишаями, блохами яйцами глистов? (ДА)
6. Правда ли это, что если человек без подготовки стал купаться зимой в водоёме, то он «морж»? (НЕТ)
7. Правда ли это, что выдавливание угрей, прышей поможет быстрее избавиться от них? (НЕТ.) (Это может привести к возникновению и распространению инфекции, вплоть до гибели от заражения крови. На коже при этом остаются раневые рубцы.)
8. Правда ли это, что наше настроение не влияет на состояние кожи и волос? (ДА) (Стрессы, частые скандалы и ссоры ведут к сужению сосудов, нарушению обмена веществ, кожа становится сухой, а волосы - ломкими.)
9. Правда ли это, что если ходить без головного убора в холодную погоду, то это закаливание головы, а волосы будут выглядеть красиво? (НЕТ) (От холода сосуды кожи головы сужаются, нарушается кровоснабжение волос и они становятся ломкими и выпадают.)
10. Правда ли, что сахар вреден для здоровья. Он может вызвать диабет, кариес зубов, ожирение? (НЕТ) (Вреден не сахар, а то количество, которое мы употребляем. Сахар используется для приготовления напитков, конфет, пирожных и других сладостей. Наш организм выделяет ограниченное количество ферментов, поэтому избыток углеводов превращается в жировую ткань, раствор сахара – прекрасная среда для различных бактерий. Нужно употреблять больше фруктов, чтобы глюкоза поступала в организм, она необходима для строительства клеток тканей, а продукты с высокой концентрацией сахара ограничивать в своём рационе, есть их редко.)
Гейм 4
ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Цель: Кто больше наберет правильных ответов.
Вопросы поочередно зачитываются для команд. Если команда не отвечает или ошибается, то может ответить соперник.
- Объем одного моля газа при н.у. (22,4 л)
- Радиоактивный металл, носящий название одной из планет. (Нептуний)
- Газ, используемый для сварки и резки металлов. (Кислород)
- Бытовое название продукта разрушения железа под действием влажного воздуха. (Ржавчина)
- Энергетическое состояние электронов в атоме или молекуле. (Орбиталь)
- Вода в газообразном состоянии. (Пар)
- Самая крупная птица. (Страус)
- Самый электроотрицательный элемент. (Фтор)
- Способность атомов притягивать электроны. (Электроотрицательность)
- Наименьшая неделимая частичка. (Атом)
- Частица с наименьшей массой. (Электрон)
- Вертикальный ряд сходных по свойствам элементов. (Группа)
- Сколько надо воды, чтобы напоить верблюда? (250 л)
- Положительно заряженный электрод. (Анод)
- Вещество, в состав которого входит один элемент. (Простое)
- Горизонтальный ряд химических элементов. (Период)
- При оплодотворении яйцеклетки образуется…(Зигота)
- Сколько агрегатных состояний имеет вода? (Три)
- Самое медлительное млекопитающее (Ленивец)
- Древнейшие растения на Земле (Водоросли)
- Раствор аммиака в воде (Нашатырный спирт)
- Твердый углекислый газ называют… («Сухой лёд»)
- Элемент, названный в честь планеты. (Уран)
- Как заряжены электроны в атоме? (Отрицательно)
- Самое большое млекопитающее (Синий кит)
- Соединение водорода и азота. (Аммиак)
- Отрицательно заряженный электрод (Катод)
- Корневая система пшеницы (Мочковатая)
- Какой корабль был назван в честь моллюска? (Наутилус)
- Великий русский химик (М.В.Ломоносов)
- Вещество, ускоряющее реакцию (Катализатор)
- Наука, изучающая вещества и их превращения (Химия)
- Химия соединений на основе углерода (Органическая)
- Элемент, «рождающий воду». (Водород)
- Наука, изучающая клетку (Цитология)
- Увеличительный прибор (Лупа, микроскоп)
- О каком металле говорят: «Металл – и плуг в поле, и гвоздь в доме»? (Железо)
- Какой элемент всегда рад? (Радон).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностное обучение на уроках химии и биологии
Выступление на педагогическом совете...
Презентация к интегрированному уроку химии-географии-биологии "Железо. Металлургический комплекс"
Данная презентация является иллюстрацией к интегрированому уроку химии-географии-биологии по теме "Железо. Металлургический комплекс"...
Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.
Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....
Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...
Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся
В процессе обучения учащимся необходимо овладевать знаниями и приобретать умения самостоятельного учебного труда . В программах по химии и биологии пред...
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии...
презентация интегрированного урока химии и биологии " Химия пищеварения"
интегрированный урок химии и биологии в 9 классе сцель закрепления темы пищеварения....