Конспект урока "Чистые материалы" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»
Цели урока:
1. Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ
2. Ознакомить со способами разделения смесей
Задачи:
Образовательная:познакомить учащихся с понятием о чистом веществе и смеси веществ. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей.
Развивающая: развивать познавательный интерес , умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся. Воспитывать культуру умственного труда. Развивать навыки работы с лекционным материалом.
Оборудование и реактивы, наглядность, ТСО: смесь порошков железа и серы, магнит, стаканчик с водой, образцы дисперсных систем согласно таблице «Примеры смесей», оборудование и реактивы для демонстрации способов разделения смесей согласно схеме «Способы разделения смесей». Учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistye_veshchestva.docx | 64.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»
Цели урока:
1. Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ
2. Ознакомить со способами разделения смесей
Задачи:
Образовательная:познакомить учащихся с понятием о чистом веществе и смеси веществ. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей.
Развивающая: развивать познавательный интерес , умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся. Воспитывать культуру умственного труда. Развивать навыки работы с лекционным материалом.
Оборудование и реактивы, наглядность, ТСО: смесь порошков железа и серы, магнит, стаканчик с водой, образцы дисперсных систем согласно таблице «Примеры смесей», оборудование и реактивы для демонстрации способов разделения смесей согласно схеме «Способы разделения смесей». Учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Учитель проводит фронтально химическую разминку – тренинг : показывает карточки с формулами различных соединений, ученики дают название и определяют принадлежность вещества к классу неорганических соединений
II. Понятие о чистом веществе и смеси.
Объяснение нового материала учитель начинает с беседы:
- Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела)
- Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда… А что подразумевает собой понятие чистое вещество?
- Тема сегодняшнего урока: «Чистые вещества и смеси» (запись даты и темы урока учащимися в тетради ).
- А чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
Цели урока обсуждаются с учащимися:
- Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами можно разделить смеси?
Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде. Далее учитель вместе с учениками формирует определение смеси, как комбинации из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом(учащиеся фиксируют определение в тетради).
Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ, все они встречаются преимущественно в виде смесей. Приводим примеры (демонстрируем слайды) смесей, дети записывают их в тетради:
- воздух (смесь газов – азота, кислорода, аргона и др.) – газообразная смесь
- морская вода, минеральная вода с газом, молоко, сок, кофе, раствор соли (сахара) в воде – жидкие смеси
- гранит, сплавы металлов – твердые смеси
На данном этапе ученикам предлагается работа с раздаточным материалом, выданным на парту (Приложение 1), а так же с рис. 74 в учебнике (с. 122). Изучаем представленную на листе таблицу с различными примерами смесей, анализируем смеси по составу, по агрегатному состоянию входящих в смесь компонентов, приводим свои примеры смесей.
Развивая тему, учитель сообщает, что для научных исследований и в промышленности, в основном, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т. к. любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожное количество примесей.
Даем определение чистого вещества (слайд, запись в тетради):
- Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.
В чистом веществе примеси, хотя и присутствуют в незначительном количестве, но не влияют на его физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.
Учитель отмечает, что в смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этих слов учитель демонстрирует смесь порошков железа и серы, разделяет эту смесь действием магнита и делает вывод: железо обладает способностью намагничиваться, а сера – нет.
Развивая тему, учитель обращает внимание учеников на смеси, представленные на демонстрационном столе: смесь речного песка и поваренной соли, смесь сахара и поваренной соли, смесь воды и масла, смесь глины или мела с водой. Сравниваем эти смеси с растворами сахара (соли) в воде. Отмечаем, что в одних смесях мы можем различить отдельные компоненты смеси, в других же – различить частицы веществ, входящих в состав смеси невозможно. Классифицируем по этому признаку смеси на однородные и неоднородные, демонстрируем слайд, приводим схему в тетради:
СМЕСИ
Однородные (растворы NaCl, сахара в воде, воздух) | Неоднородные (смесь Fe и S, NaCl и сахара, глина с водой, масло с водой) |
Формулируем определения:
Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называются смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих смесь (даже при помощи микроскопа)
Для закрепления материала на данном этапе ученики работают парами и приводят свои примеры смесей ( однородную и неоднородную)
III. Способы разделения смесей.
Учитель снова обращается к демонстрационному столу и знакомит ребят с основными способами разделения смесей, которые представляет в виде следующей схемы:
Основные способы разделения смесей (очистки веществ)
Неоднородные смеси
Однородные смеси
Выпаривание Выделение NaCl из воды соленых озер | Кристаллизация Производство сахара | Дистилляция (перегонка) Получение дистиллированной воды |
IV. Демонстрационные опыты.
Учитель проводит лабораторные опыты, демонстрируя основные способы разделения смесей: отстаивание и декантация, фильтрование и выпаривание, действие магнитом.
С такими способами разделения смесей как возгонка, центрифугирование, хроматография учитель знакомит учеников на видеофрагментах (демонстрирует видеоролики на экране с помощью проектора).
V. Закрепление.
На данном этапе ученики работают в парах по карточкам; им необходимо предложить способ разделения своей смеси, указанной в задании. Ученики обдумывают и озвучивают свои решения.
Учитель обращается к учащимся с дополнительными вопросами:
- Процессы разделения смесей следует относить к физическим или химическим процессам? (к физическим процессам)
- Какие явления подтверждают этот вывод?
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Подводя итог урока, учитель обращается к классу с вопросами:
- С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?
- Какие методы разделения смесей мы освоили?
- Где и как нам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?
VII. Домашнее задание:
п. 4, в.2-5 с.17, т\з с.18 с., готовиться к п\р №2 с. 19-20
Урок №
«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»
Тема урока: Чистые вещества и смеси.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием о чистом веществе и смеси веществ. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей.
Развивающая: развивать познавательный интерес , умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся. Воспитывать культуру умственного труда. Развивать навыки работы с лекционным материалом.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный, частично-поисковый.
Оборудование и реактивы, наглядность, ТСО: смесь порошков железа и серы, магнит, стаканчик с водой, образцы дисперсных систем согласно таблице «Примеры смесей», оборудование и реактивы для демонстрации способов разделения смесей согласно схеме «Способы разделения смесей». Учебник.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.
Подготовка к уроку: санитарная подготовка кабинета, оформление доски. Раздача карточек для работы, собеседование с детьми (отметка об отсутствующих, проверка внешнего вида, решение текущих вопросов).
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Педагогические задачи, решаемые на данном этапе |
I. Организационный момент. | ||
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Постановка темы урока, ориентация в целеполагании, сообщение плана урока. | Создание рабочей атмосферы урока. | |
II. Актуализация опорных знаний. | ||
Руководство процессом. | Выполнение химического диктанта по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | Развитие сформированных умений и навыков; психологическая подготовка к восприятию нового материала. |
Формулировка вопросов по предыдущей теме. | Повторение изученного на предыдущем уроке: ответы на заданные вопросы. | |
III. Изучение нового материала. | ||
1. Руководство процессом. | В рабочих тетрадях записывают дата и тему урока. | |
2. Рассказ учителя о чистых веществах и смесях. | Конспектирование материала. | Формирование понятия и чистом веществе на основе представления о том, что такое вещество состоит из одинаковых молекул, постоянный состав которых может быть изображен с помощью единственной формулы. |
3. Заполнение схем и таблиц по классификации и типам смесей. | Работа в тетрадях: заполнение таблицы «Типы смесей» при помощи текста учебника | |
IV. Физминутка. | ||
Руководство процессом. | Выполнение упражнений. | Физическая и эмоциональная разрядка. Формирование бережного отношения к здоровью. |
V. Формирование умений и навыков. | ||
Демонстрация способов разделения смесей. | 1. Заполнение схемы «Основные способы разделения смесей (очистки веществ». 2. Выполнение заданий по карточкам (выборочно нескольким учащимся) | Закрепление изученного, подготовка к изучению нового материала. Развитие навыков самостоятельной работы. Воспитание умения преодолевать учебные трудности. |
VI. Формулировка домашнего задания. | ||
Комментарии учителя. | Записи в дневниках. | |
п. 4, в.2-5 с.17, т\з с.18 с., готовиться к п\р №2 с. 19-20 | Развитие общеучебных умений. Формирование ответственного отношения к труду. | |
VII. Завершение урока. | ||
Проговаривание этапов проведенного урока. Подведение итогов урока. Попросить тетради на проверку. Выставление и комментирование оценок за работу на уроке. | Просмотр тетрадей, возможные вопросы. | Внутреннее «проговаривание» изученного. Развитие памяти. Рефлексия деятельности, самоанализ и самооценка. |
Резерв. | ||
Формулировка задачи. | Решение задачи. | Развитие вычислительных навыков и химической логики. |
Приложения
Таблица. Типы смесей.
Компонент, которого больше | Компонент, которого меньше | Примеры смесей |
Газ | Газ | Воздух, природный газ |
Газ | Жидкость | Туман, аэрозоли, попутный газ с капельками нефти |
Газ | Твердое вещество | Пыль в воздухе, дым, смог, песчаные бури, аэрозоли |
Жидкость | Газ | Вода с растворенным в ней кислородом, шипучие напитки |
Жидкость | Жидкость | Жидкие среды организма (плазма крови, лимфа, пищеварительные соки), спиртные и безалкогольные напитки |
Жидкость | Твердое вещество | Морская вода с растворенными солями, растворы электролитов, речной и морской ил , строительные растворы |
Твердое вещество | Газ | Снежный наст с пузырьками воздуха в нем, кирпич, керамика |
Твердое вещество | Жидкость | Косметические и медицинские средства (мази, тушь, помада и т.п.) |
Твердое вещество | Твердое вещество | Сплавы, минералы, руды |
Схема. Основные способы разделения смесей (очистки веществ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...