Эссе "Я-Учитель"
материал по химии
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – УЧИТЕЛЬ»
«Химия» моей профессии
Школьные годы – время познаний, споров, поиска истины; время трудностей и переживаний, побед и неудач; время жизни. Жизни порой веселой, а порой печальной, сложной или беззаботной. Школьные годы – время, когда маленького человека ведёт за собой Учитель. И от того, какой это учитель, зависит многое. Я – учитель. Быть учителем для меня – это прежде всего ответственность: ежедневная, ежечасная, громадная, колоссальная, неизмеримая.
Ответственность, потому что учитель всегда и во все времена должен любить и учеников, и предмет, который преподаёт. Любить ученика – это значит не заигрывать и не льстить ему, а понимать и уважать ребёнка как растущего человека. Как учителю химии мне близки слова А. М. Горького: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества». Химия, на мой взгляд, - самая увлекательная наука. А преподавать химию – ещё более увлекательно. Я – учитель. Учитель химии, а значит, мыслю химическими понятиями. С их помощью и попробую определить своё видение профессии.
Хи́мия – наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций. Для меня моя профессия – это химия: химия любви к детям, химия любви к своему предмету, своему делу, своей профессии. Химия окружает нас. Химия в нас самих. Мир состоит из атомов и молекул, которые подобны нашим ученикам: простые и сложные, спокойные и буйные, ядовитые и безвредные, кислые и соленые, имеющие разные взгляды по отношению друг к другу, но живущие по общим «химическим» законам в мире и согласии.
Анализируя свою деятельность, пришла к выводу, что она держится на принципах, каждый из которых я сравнила с удивительными и красивейшими химическими реакциями.
«Учитель остаётся учителем, пока он учится» - эти слова К.Ушинского стали моим педагогическим девизом, моей «таблицей Менделеева» и первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей деятельности. Вместе с учениками растёт и сам учитель. С годами поняла, что с каждым новым классом по-новому открываю, казалось бы, знакомые истины. В природе есть удивительный процесс превращения жидкого в твёрдое, называемый кристаллизацией. В ближайшем рассмотрении с интересом наблюдаешь, как постепенно количество кристаллов увеличивается, нарастает, преумножается. Этот живой, поистине волшебный процесс напоминает мне процесс становления и профессионального роста учителя. Где, в какой профессии человек ежедневно и ежечасно совершенствуется, «обрастает» новыми знаниями, технологиями, новым опытом? Только учитель не может себе позволить остановиться на достигнутом, успокоиться, расслабиться, опустить руки. Только учитель учится всю жизнь, ищет новые ответы на старые вопросы, не устает находить необычное в обычном и обычное в необычном.
Химия – благодатная почва для творчества учителя и его учеников. Поэтому необходимо использовать все возможности для «учения с увлечением», чтобы большинство школьников испытали и осознали притягательные стороны химии. Изучали и поняли то, чего не видно. Проводили различные занимательные опыты. Увидели и почувствовали красоту в решении задач.
Новые образовательные стандарты ставят перед учителем новые задачи. Как реализовать деятельностный подход на каждом уроке, так, чтобы он стал системным? Стараясь ответить на этот вопрос, поняла, что на моих уроках он реализуется через исследовательскую деятельность. Дать возможность каждому ребёнку почувствовать себя первооткрывателем – это мой третий принцип. Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Этот процесс подобен такой химической реакции, как золотой дождь. Дать ребёнку такие задания для исследования, чтобы он активно действовал, при этом радовался собственным открытиям и победам, «светился» от осознания собственных успехов. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. И вот он -проблемно-поисковый подход, особенно удачно он реализуется при проведении химического эксперимента. Одно дело просто провести химическую реакцию, совсем другое – провести химическое исследование. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, свое место в этом огромном мире? Считаю, что главное в уроке не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести. Групповые формы работы, позволяющие развивать навыки критического мышления, креативности и работы в команде, позволяют учителю добиться от учеников высокой заинтересованности. Так образуются пузырьки газа при химической реакции: они передвигаются, склеиваются, вращаются, группируются. Таков и ученик. Работая в команде, он тоже вступает в «химическое взаимодействие» со многими людьми, и иногда результат этой химической реакции непредсказуем!
Школа – вот мой мир. Для каждого она своя. Для кого-то – это шумный праздник, для кого-то – тоскливое присутствие, Для меня – это мир открытий и откровений, мир гармонии и сотрудничества, взяв ребенка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир науки химия.