Разработка мероприятия "Посвящение в химики"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ им.А.Атнабаева с.Старый Курдым
Учитель химии: Султанова Флорида Василовна
2018 год
Сценарий на «посвящение в химики»
Ход и содержание мероприятия:
Звучит музыка, выходят 2 ведущих (Тамаша и Кристина).
1 ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе - «Посвящение в химики».
1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.
2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы - дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам (в жюри 11 класс).
1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников. (На сцену поднимаются команды 8-го класса).
2 ведущий Итак, мы начинаем…
2-й ведущий. Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами.
1-й ведущий. Секрет ее магии – знание химического ремесла.
2-й ведущий. В конкурсе участвуют команды 8 классов. Предоставляю им слово для приветствия.
(Приветствия команд. Оцениваются в 3 балла.)
1 ведущий Благодарим команды за приветствия
2 ведущий. А теперь, конкурс «Разминка», который пройдет в два этапа.Каждой команде задаются вопросы, отвечает любой член команды после 5 секунд размышления. За правильный ответ жюри присуждает по 1 баллу.
Разминка
1-й ведущий (вопросы 1-й команде).
1. То, из чего состоят тела… (Вещество.)
2. В центре атома находится… (Ядро.)
3. Наука о веществах и их превращениях – … (Химия.)
4. Определенный вид атомов – … (Элемент.)
5. Ученый, открывший закон сохранения массы веществ, – … (Ломоносов.)
6. Рождающий воду – … (Водород.)
7. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, – ... (Оксиды.)
8. Условная запись химической реакции – ... (Уравнение.)
9. Валентность атома водорода... (I.)
10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного элемента... (Простые.)
2-й ведущий (вопросы 2-й команде)
1. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества – ... (Атом.)
2. Разновидности атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу, – … (Изотопы.)
3. В ядре атома находятся протоны и… (Нейтроны.)
4. Ученый, открывший закон постоянства состава, – ... (Пруст.)
5. Рождающий кислоты – … (Кислород.)
6. Свойство атомов элемента присоединять определенное число атомов других элементов – … (Валентность.)
7. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле, – … (Индекс.)
8. Валентность атомов кислорода... (II.)
9. Явления, при которых образуются новые вещества... (Химические.)
10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов разных химических элементов… (Сложные.)
1 ведущий Молодцы, вы отлично справились с первым этапом разминки, теперь переходим ко второму.
2 ведущий. Вам необходимо дать название веществам, о которых идет речь. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу.
1 ведущий
На суку сидит сова,
Выдыхает СО2. (углекислый газ).
2 ведущий
Сапоги мои того,
Пропускают Н2О. (вода).
1 ведущий
NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. ( поваренная соль).
2 ведущий
Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).
1 ведущий Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
2 ведущий
Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).
1 ведущий
Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
2 ведущий
Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
1 ведущий
Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
2 ведущий
Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
1 ведущий
С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
2 ведущий. Пока жюри подводит итоги, у нас музыкальный номер.
1 ведущий Итак, ученица 9 класса Садвакасова Менсулу. Встречаем!!!
2 ведущий. Предоставляем слово жюри.
(После итогов)
1 ведущий Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте — технически наиболее передовой стране древнего мира. По мнению известного историка химии французского ученого М. Бертло, название "химия" происходит от слова "хеми" или "хума", которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем (сравните с латинским словом "хумус" — грунт). Отсюда "химия" — черное, как земля "египетское искусство", которое имеет дело с различными минералами, металлами. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение и парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. Химия считалась "божественной" наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвященных. Однако некоторые сведения все же проникали за пределы Египта.
2 ведущий. В Европу они частично попадали через Византию, а затем через Испанию после завоевания её арабами в 711 г. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 г. корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь (самый большой и сильный город христианского мира), были сожжены "греческим огнем" — химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией ученый, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 г. арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла и Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в VIII - IX вв. появились первые арабские химики. Арабы и переделали первоначальное название "химия" в "алхимия" (прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку "ал"). Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины "алхимия" и "алхимик". Термин "алхимия" сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 г. до 1600 г.
1 ведущий Насколько она удивительна предлагаем опыт. Этим опытом алхимики получали серебро, что у простого народа, вызывало немало удивления.
2 ведущий. Итак, давайте посмотрим.
ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРЕБРА.
1 ведущий Спасибо за опыт.! А у нас второй конкурс «Поиграем в слова»
2 ведущий. Вам необходимо используя буквы одного слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. За каждое слово команды получают 1 балл.
1 ведущий . Я думаю,все понятно. А слово следущее… сульфадиметоксин, который применяется при лечении пневмонии
2 ведущий. Желаем удачи. А пока участники думают, предлагаем номер.
Ответы на конкурс «Поиграем в слова»:Оксид, токсин, сульфат, соль, сульфид, сульфит, кислота, лакмус, фенол, кетон, метил, медь, метан, декан.
1 ведущий Пока, все справляются, молодцы! Теперь следующий конкурс:
Послание «Алхимиков»
2 ведущий. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Надо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой. Кто справится быстрее ответы отдаете жюри, конкурс оценивается по времени и точности перевода, максимальная оценка 10 баллов.
Для первой команды:
24 | 49 | 12 | 49 | Ч | 63 | 16 | 19 | 49 | 63 | 88 | 63 | 18 | 19 | 52 | 49 | 74 | Ы | 11 | 18 | ||
Для второй команды:
74 | 19 | У | 16 | 84 | 88 | 76 | 5 | 76 | 74 | 18 | 52 | Ь | 11 | 63 | 3 | Ь | 79 | Я | ! | ||
Ответ: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»
Учитель: Пока участники отгадывают послание посмотрим танец. (Тамаша и Кристина).
Учитель: Предоставляем слово жюри
1 ведущий Внимание, следующий конкурс «Химические эрудиты»
Будем играть крестики - нолики.
2 ведущий. Командам выдаются карточки с заданиями и предлагается зачеркнуть лишние формулы. Удачи!
Задание.
а) металлы
S | Na | N |
Fe | Mg | Cl |
Ca | Zn | O |
б) неметаллы
O | N | Cu |
K | C | P |
Si | Al | H |
в) кислоты
NaCl | KOH | H2SO4 |
HNO3 | HCl | H2CO3 |
H2S | H3PO4 | CuSO4 |
1 ведущий А мы пока посмотрим демонстрацию «Оперируем без боли».
Демонстрация.
2 ведущий. Конкурс«Слоеный пирог». Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты. Жюри дает по два балла за каждое правильное уравнение; время – 2 мин.
1-й ведущий. Сейчас мы проверим кулинарные способности наших участников. Кто быстрее и по всем правилам химического искусства испечет слоеный пирог?
(Команды получают рисунки слоеного пирога, на каждом слое которого зашифровано уравнение.)
1-я к о м а н д а:
а) А1 + … = Al2S3;
б) … + О2 = СuО;
в) K + О2 = … .
2-я к о м а н д а:
a) Na + …= Na2S;
б) …+ О2 = Al2О3;
в) Са + N2 = … .
2 ведущий. Пока наши эрудиты решают уравнение, смотрим опыт «ВУЛКАН»
(Демонстрация опыта).
1-й ведущий. Итак, к вашему вниманию последний конкурс «Последний шанс».
2 ведущий. Команды по очереди, не повторяясь, отвечают на вопрос. Выигрывает та из них, которая последней даст ответ.
Вопрос: Назовите элементы-неметаллы, простые вещества которых – газы.
1-й ведущий. Жюри пусть подводят итоги конкурса и всего вечера.
2 ведущий. А мы поиграем с болельщиками
Игра с болельщиками.
· Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).
· Какой элемент всегда рад? (Радон).
· Какой неметалл является лесом? (Бор).
· Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).
· В состав названий каких элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром).
· От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).
· Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).
· Какие простые вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (Бром, ртуть).
· Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой).
· Как получить воду из огня? (При горении водорода).
· Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в раствор кислоты).
1-й ведущий.
Химия – слово прекрасное,
Может, волшебное: химия.
Петь даже хочется
Что-то душевное, химия.
Гипохлориты, вода и оксиды – химия, химия, химия !
Химия – нет на свете
Прекрасней науки – химия.
С нею готова я
Терпеть даже муки – химия.
Может разрушить, а может построить – химия, химия, химия !
2 ведущий.
Химия – везде и повсюду
Тебя мы находим – химия.
В тряпках и в каше,
А также в природе – химия.
Жизнь без тебя,
Что костер без огня, – химия, химия, химия !
Буду я правила эти учить,
И, возможно, я стану умна!
Может быть, даже открою какой-то закон!
С ней навсегда жизнь свою я свяжу,
Потому что милей ее нет!
Пусть будут эти слова
Как священный обет! Химия!
1-й ведущий. Слово для объявления победителей предоставляется уважаемому жюри.
(После жюри)
2 ведущий. Теперь можно поздравить команды «Алмаз» и «Кислоту» с их успешным посвящением в химики Тимирязевской СШ. Но для того, чтобы стать настоящими химиками, нужно еще дать клятву химика.
1-й ведущий. В этом нам поможет учитель химии Аскар Умурбекович.
учитель химии
КЛЯТВА ХИМИКА
- Принимая с глубокой признательностью даруемые нам знания
И постигая тайны химической науки,
Клянемся именами Михаила Васильевича Ломоносова,
Дмитрия Ивановича Менделеева,
Александра Михайловича Бутлерова
в течение всей жизни не омрачать чести химического братства,
в которое ныне вступаем. Клянемся!
- Клянемся, нести потомкам знания свои и приумножая их бескорыстно.
Клянемся!
- Клянемся, не использовать свои знания во вред человеку, природе, отечеству и воспитавшей меня Alma mater, не заниматься приготовлением и продажей тайных средств и не давать смертельного или запрещенного средства просящему. Клянемся!
- Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!
- Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянемся!
- Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только собственного изготовления. Клянемся!
- Клянемся беспрекословно исполнять данную клятву. Клянемся!
Да будет вам при этом дано счастье в жизни, успехи в делах ваших и слава на вечные времена!
Нарушивший ее или давший ложную клятву да будет отвергнут всем нашим сообществом и предан забвению на все времена.
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
1-й ведущий. Поздравляем наших восьмиклассников, теперь вы в нашем братстве химиков. Для вас и для наших зрителей химики нашей школы подготовили постановку о двух гениальных ученых Марии Складовской и Пьера Кюри. Давайте посмотрим.
(Идет постановка)
2 ведущий. Наш вечер подходит к логическому концу, а завершить мы его предлагаем «Гимном всех химиков»!
(После гимна)
1-й ведущий. Спасибо всем, до скорой встречи!
2 ведущий. А теперь, ДИСКОТЕКА!
Приложение
конкурс «Поиграем в слова»
Задание: используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты.
сульфадиметоксин
Ваши ответы:
- __________________ 6. _________________ 11._________________
- __________________ 7. __________________ 12._________________
- __________________ 8. __________________ 13._________________
- __________________ 9. __________________ 14.__________________
- __________________ 10. _________________ 15.__________________
конкурс «Поиграем в слова»
Задание: используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты.
сульфадиметоксин
Ваши ответы:
- __________________ 6. _________________ 11._________________
- __________________ 7. __________________ 12._________________
- __________________ 8. __________________ 13._________________
- __________________ 9. __________________ 14.__________________
- __________________ 10. _________________ 15.__________________
Послание «Алхимиков»
Задание: буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Надо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой. Кто справится быстрее ответы отдаете жюри, конкурс оценивается по времени и точности перевода, максимальная оценка 10 баллов.
Для команды «Кислота»:
24 | 49 | 12 | 49 | Ч | 63 | 16 | 19 | 49 | 63 | 88 | 63 | 18 | 19 | 52 | 49 | 74 | Ы | 11 | 18 | ||
Ч | Ы |
Послание «Алхимиков»
Задание: буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Надо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой. Кто справится быстрее ответы отдаете жюри, конкурс оценивается по времени и точности перевода, максимальная оценка 10 баллов.
Для команды «Алмаз»:
74 | 19 | У | 16 | 84 | 88 | 76 | 5 | 76 | 74 | 18 | 52 | Ь | 11 | 63 | 3 | Ь | 79 | Я | ! | ||
У | Ь | Ь | Я | ! |
конкурс «Химические эрудиты»
Задание: зачеркнуть лишние формулы. Удачи!
а) металлы б) неметаллы в) кислоты
O | N | Cu |
K | C | P |
Si | Al | H |
NaCl | KOH | H2SO4 |
HNO3 | HCl | H2CO3 |
H2S | H3PO4 | CuSO4 |
S | Na | N |
Fe | Mg | Cl |
Ca | Zn | O |
конкурс «Химические эрудиты»
Задание: зачеркнуть лишние формулы. Удачи!
а) металлы б) неметаллы в) кислоты
O | N | Cu |
K | C | P |
Si | Al | H |
NaCl | KOH | H2SO4 |
HNO3 | HCl | H2CO3 |
H2S | H3PO4 | CuSO4 |
S | Na | N |
Fe | Mg | Cl |
Ca | Zn | O |
Конкурс«Слоеный пирог».
Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты. Жюри дает по два балла за каждое правильное уравнение уравнение; время – 2 мин.
Конкурс«Слоеный пирог».
Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты. Жюри дает по два балла за каждое правильное уравнение уравнение; время – 2 мин.
Химические лотереи
Это одна из увлекательных игровых форм. Для ее проведения необходимо подготовить около двухсот задач, ответы на которые представлены целыми положительными числами. Ответы на некоторые задачи должны совпадать с выигрышными номерами тиража. Например, учащийся, взяв из урны карточку с задачей и правильно решив ее, получил ответ “20”. В таблице выигрышей он находит № 20 — блокнот. Этот приз ему тут же вручается.
Как показывает опыт, все участники с большим интересом и азартом решают лотерейные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Спички - глазами химика"
Тема урока «Спички – глазами химика». Это нестандартный урок, который служит логическим продолжением большой темы «Неметаллы». Урок строится, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках хим...
Методическая разработка по теме: "Био-химико-физические процессы энергетического обмена в клетке"
Урок-исследование...
Методическая разработка по теме: "Био-химико-физические процессы энергетического обмена в клетке"
Урок-исследование...
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Разработка внеклассного мероприятия посвящения в химики "Маленький принц" для учеников 8-х классов
Внеклассное мероприятие." Посвящение в химики" для учеников 8-х классов по мотивам книги Антуа де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Методическая разработка урока "Фосфор и его соединения глазами химика и биолога"
Бинарный урок.Цель: доказать роль фосфора в здоровье человека....
Методическая разработка урока "Фосфор и его соединения глазами химика и биолога"
Цель:доказать роль фосфора в здоровье человека...