Правила заполнения электронами электронных орбиталей
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Материал рассчитан на углубленное изучение химии в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11en_pravila_zapolneniya_orbitaley.pptx | 645.02 КБ |
11en_pravila_zapolneniya_elektronnyh_orbitaley.docx | 27.08 КБ |
rabochiy_list_grupp.docx | 666.45 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 Главное квантовое число показывает общий запас энергии электрона. 2 Электрон имеет свойство только частицы. 3 Орбитальное квантовое число обозначает тип орбитали, на которой расположен электрон. 4 Магнитное спиновое число может принимать только значение +1/2 5 Заполнение электронами орбиталей идет по правилу Хунда
1) а) 4 s 2 2) а) 2р 3 3) а) 1 s 2p 2s б ) 4s 2 б ) 2 р 3 б ) 1s 2s 2p в ) 4s 2 в ) 2 р 3 в ) 2p 2s 1s ↑↑ ↓↓ ↑↓ ↓ ↓ ↓ ↑ ↑ ↑ ↑ ↓ ↑
Тема урока Правила заполнения орбиталей электронами
1. По каким правилам идет заполнение электронами электронных орбиталей? 2. Как ими пользоваться? 3. Зачем нужны эти правила в современной жизни?
1 задание: Найти значение квантовых чисел 2 задание: Сформулировать правила 1 задача 3 задание: Подготовить выступление
1) а) 4 s 2 2) а) 2р 3 3) а) 1 s 2p 2s б ) 4s 2 б ) 2 р 3 б ) 1s 2s 2p в ) 4s 2 в ) 2 р 3 в ) 2p 2s 1s ↑↑ ↓↓ ↑↓ ↓ ↓ ↓ ↑ ↑ ↑ ↑ ↓ ↑ Принцип (запрет) Паули Правило Хунда Принцип минимума энергии
Правила Клечковского: 1 правило: Электрон в атоме в первую очередь занимает подуровень с наименьшим значением n + l 2 правило: При равенстве суммы n + l двух подуровней, электрон занимает подуровень с наименьшим значением n . 1s 2s 2p 3s 3p 4s 3d 4p 5s 4d 5p 6s 4f 5d 6p 7s
Оценочный лист Задание Действие Балл 1 задание Самостоятельно и правильно определил квантовые числа При определении квантовых чисел сделаны 1-2 ошибки или прибегнул к помощи соседа (учителя) Не смог определить квантовые числа по представленным записям 2 балла 1 балл 0 баллов 2 задание Увидел закономерность и самостоятельно сформулировал правило Увидел закономерность, но воспользовался учебником для правильной формулировки правила Не смог определить закономерность и не сформулировал правило 2 балла 1 балл 0 баллов 3 задание Успешное выступление всех участников группы Группа выступила не так хорошо, как хотелось бы Группа не выступала 2 балла 1 балл 0 баллов
«3» 19 «3» 20 «4» 28 «4» 25 «5» 40 «5» 43 2 Задача Используя правила заполнения электронных орбиталей составьте электронные формулы элементов: 1 вариант 2 вариант
https://www.youtube.com/watch?v=sBclKs3crno&feature=youtu.be
Д/ з §6 «3» - в.2 «4» - в.3 «5» - в.7
Предварительный просмотр:
Посмотрите на доску. Какое слово объединяет эти картинки? Правила ( Написать на доске)
Сегодняшний урок предлагаю начать с заполнения таблицы в ваших Рабочих Листах.
Рядом с каждым утверждением вы ставите «+», если считаете, что суждение верно
и « - » - если неверно.
1 | Главное квантовое число показывает общий запас энергии электрона. | |
2 | Электрон имеет свойство только частицы. | |
3 | Орбитальное квантовое число обозначает тип орбитали, на которой расположен электрон. | |
4 | Магнитное спиновое число может принимать только значение +1/2 | |
5 | Заполнение электронами орбиталей идет по правилу Хунда |
На какие утверждения вы можете с уверенностью сказать, что они верные? и неверные?
Выделите утверждение, у которого определить верность или неверность сомневаетесь. Почему?
Т.е. у вас не хватает пока на это знаний.
Я зафиксирую этот вопрос на доске, мы к нему еще вернемся, а пока задание на доске:
Посмотрите внимательно на группы заданий и в каждой группе выберите ответ, который вы считаете правильным:
- а) 4s2 2) а) 2р3 3) а) 1s 2p 2s
б) 4s2 б) 2р3 б) 1s 2s 2p
в) 4s2 в) 2р3 в) 2p 2s 1s
Почему вы выбрали данные записи?
Можете объяснить, почему они являются правильными? …Вы этого пока не знаете…
Вам не кажется, что подобный вопрос мы уже встречали?
Т.е. это главный вопрос урока!!!
А в какой теме мы будем его рассматривать? Давайте сформулируем тему урока…(уточним в учебнике – стр.37)
Давайте сформулируем вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы:
Вы услышали несколько вопросов, на какой вопрос нужно ответить первым?
- По каким правилам идет заполнение электронами электронных орбиталей?
- Как ими пользоваться?
- Зачем нужны эти правила в современной жизни?
Предлагаю сегодня поработать в парах.
Проверьте Рабочие Листы – это план вашей работы. У кого есть вопросы? Нет
1 задача
1 задание: (Найдите значение квантовых чисел, которые можно определить по представленным записям
- группа а) 4s2 2) группа а) 2р3 3) группа а) 1s 2p 2s
б) 4s2 б) 2р3 б) 1s 2s 2p
в) 4s2 в) 2р3 в) 2p 2s 1s)
одинаково для каждой группы
В чем суть задания?
Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (чему равно каждое квантовое число)
2 задание: Вывод правил (Выведите правило, по которому идет заполнение электронами орбиталей. Если не можете сформулировать правило самостоятельно – обратитесь к учебнику)
3 задание: Подготовьте выступление: один участник группы объясняет 1 задание, второй – 2 (какую закономерность увидели и к какому правилу пришли)
Ребята, давайте ориентироваться на это время - 10 минут.
Итог 1 задачи: Отметьте в оценочном листе, что испытывали при выполнении каждого шага (задания)
Задание | Действие | Балл |
1 задание | Самостоятельно и правильно определил квантовые числа При определении квантовых чисел сделаны 1-2 ошибки или прибегнул к помощи соседа (учителя) Не смог определить квантовые числа по представленным записям | 2 балла 1 балл 0 баллов |
2 задание | Увидел закономерность и самостоятельно сформулировал правило Увидел закономерность, но воспользовался учебником для правильной формулировки правила Не смог определить закономерность и не сформулировал правило | 2 балла 1 балл 0 баллов |
3 задание | Успешное выступление всех участников группы Группа выступила не так хорошо, как хотелось бы Группа не выступала | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Оцените себя по критериям:
6 баллов | «5» - Все получилось |
4-5 баллов | «4» - Получилось, но не все |
2-3 балла | «3» - Было трудно, но я справился |
0-1 балл | Недостаточно информации, нужно еще потренироваться |
Кто может поделиться?... а ты бы что сказал?...
Какую мы ставили 2 задачу?... (Применить на практике выведенные правила.)
Для этого я предлагаю поработать индивидуально.
2 Задача
(Используя ряд Клечковского и остальные правила заполнения электронных орбиталей составьте электронные формулы элементов:
1 вариант 2 вариант
«3» | 19 | «3» | 20 | |
«4» | 28 | |||
«4» | 25 | |||
«5» | 40 | |||
«5» | 43 |
Познакомились с заданием? В чем суть задания? Что обозначает номер? Обоснуйте критерии оценки?... (Чем больше порядковый номер, тем больше электронов в атоме и больше орбиталей придется заполнять - сложнее)
Предлагаю вам выбрать уровень сложности выполнения задания, выполнить его и проверку осуществить через эталон правильного ответа.
Аргументируйте поставленную оценку.
Категория «5» | Категория «4» | Категория «3» | |
«5» | «4» | «3» | Все выполнено правильно, без ошибок |
«4» | «3» | Не справился с заданием | Допущено 1 ошибка |
«3» | Не справился с заданием | Допущено 2 ошибки | |
Не справился с заданием | Допущено 3 и более ошибки |
Какая стояла перед нами 2 задача?...( применить на практике выведенные правила)
Что мы можем сказать по этому поводу?
Вывод
Возникли ли у вас еще вопросы?...
А у меня возник! Зачем?....
- чтобы определять строение атома любого элемента для определения его свойств
Даже элемента, который еще не открыт!!!
И я вам предлагаю побыть немного в роли первооткрывателей и спрогнозировать порядковый номер элемента, у которого появится g- электрон, составить его электронную формулу
https://www.youtube.com/watch?v=sBclKs3crno&feature=youtu.be
Д/з §6 «3» - в.2 «4» - в.3 «5» - в.7
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ ГРУППЫ № 1
Тема урока__________________________________________________
Рядом с каждым утверждением вы ставите «+», если считаете, что суждение верно
и « - » - если неверно.
1 | Главное квантовое число показывает общий запас энергии электрона. | |
2 | Электрон имеет свойство только частицы. | |
3 | Орбитальное квантовое число обозначает тип орбитали, на которой расположен электрон. | |
4 | Магнитное спиновое число может принимать только значение +1/2 | |
5 | Заполнение электронами орбиталей идет по правилу Хунда |
1 задача
1 задание: Найдите значение квантовых чисел, которые можно определить по представленной записи
2 задание: Вывод правила.
- Посмотрите внимательно на наборы квантовых чисел для каждого электрона в ячейке
- Выведите правило, по которому идет заполнение электронами орбиталей.
Если не можете сформулировать правило самостоятельно – обратитесь к учебнику (стр.37)
3 задание: Подготовьте выступление:
один участник группы объясняет 1 задание,
второй – 2 задание (какую закономерность увидели и к какому правилу пришли)
2 Задача
Используя ряд Клечковского и остальные правила заполнения электронных орбиталей составьте электронные формулы элементов:
1 вариант 2 вариант
«3» | 19 | «3» | 20 | |
«4» | 28 | |||
«4» | 25 | |||
«5» | 40 | |||
«5» | 43 |
РАБОЧИЙ ЛИСТ ГРУППЫ № 2
Тема урока__________________________________________________
Рядом с каждым утверждением вы ставите «+», если считаете, что суждение верно
и « - » - если неверно.
1 | Главное квантовое число показывает общий запас энергии электрона. | |
2 | Электрон имеет свойство только частицы. | |
3 | Орбитальное квантовое число обозначает тип орбитали, на которой расположен электрон. | |
4 | Магнитное спиновое число может принимать только значение +1/2 | |
5 | Заполнение электронами орбиталей идет по правилу Хунда |
1 задача
1 задание: Найдите значение квантовых чисел, которые можно определить по представленной записи
2 задание: Вывод правила.
- Посмотрите внимательно на сумму магнитных спиновых чисел для каждого подуровня
- Выведите правило, по которому идет заполнение электронами орбиталей.
Если не можете сформулировать правило самостоятельно – обратитесь к учебнику (стр.37)
3 задание: Подготовьте выступление:
один участник группы объясняет 1 задание,
второй – 2 задание (какую закономерность увидели и к какому правилу пришли)
2 Задача
Используя ряд Клечковского и остальные правила заполнения электронных орбиталей составьте электронные формулы элементов:
1 вариант 2 вариант
«3» | 19 | «3» | 20 | |
«4» | 28 | |||
«4» | 25 | |||
«5» | 40 | |||
«5» | 43 |
РАБОЧИЙ ЛИСТ ГРУППЫ № 3
Тема урока__________________________________________________
Рядом с каждым утверждением вы ставите «+», если считаете, что суждение верно
и « - » - если неверно.
1 | Главное квантовое число показывает общий запас энергии электрона. | |
2 | Электрон имеет свойство только частицы. | |
3 | Орбитальное квантовое число обозначает тип орбитали, на которой расположен электрон. | |
4 | Магнитное спиновое число может принимать только значение +1/2 | |
5 | Заполнение электронами орбиталей идет по правилу Хунда |
1 задача
1 задание: Найдите значение квантовых чисел, которые можно определить по представленной записи
2 задание: Вывод правил.
- Выведите правило, по которому идет заполнение электронами орбиталей.
- Изучите правила Клечковского:
1правило: Электрон в атоме в первую очередь занимает подуровень с наименьшим значением n+l (т.е. с меньшей энергией)
2 правило: При равенстве суммы n+l двух подуровней, электрон занимает подуровень с наименьшим значением n. (т.к. n показывает общий запас энергии электрона!)
- Заполните таблицу:
подуровни | n | l | n+l |
1s | 1 | 0 | 1 |
2s | 2 | 0 | 2 |
2p | 2 | 1 | 3 |
3s | |||
3p | |||
3d | |||
4s | |||
4p | |||
4d | |||
4f | |||
5s | |||
5p | |||
5d | |||
5f | |||
5g | |||
6s | |||
6p | |||
6d | |||
7s | |||
7p |
- Выведите ряд Клечковского: 1s2s2p…
Если не можете вывести ряд самостоятельно – обратитесь к учебнику (стр.38 верхний ряд)
3 задание: Подготовьте выступление:
один участник группы объясняет 1 задание и правило по нему,
второй – объясняет правила Клечковского и записывает ряд на доске (разборчиво)
2 Задача
Используя ряд Клечковского и остальные правила заполнения электронных орбиталей составьте электронные формулы элементов:
1 вариант 2 вариант
«3» | 19 | «3» | 20 | |
«4» | 28 | |||
«4» | 25 | |||
«5» | 40 | |||
«5» | 43 |
Предварительный просмотр:
Оценочный лист группы №1
1 задача
Задание | Действие | Балл |
1 задание | Самостоятельно и правильно определил квантовые числа При определении квантовых чисел сделаны 1-2 ошибки или прибегнул к помощи соседа (учителя) Не смог определить квантовые числа по представленным записям | 2 балла 1 балл 0 баллов |
2 задание | Увидел закономерность и самостоятельно сформулировал правило Увидел закономерность, но воспользовался учебником для правильной формулировки правила Не смог определить закономерность и не сформулировал правило | 2 балла 1 балл 0 баллов |
3 задание | Успешное выступление всех участников группы Группа выступила не так хорошо, как хотелось бы Группа не выступала | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Оцените себя по критериям:
6 баллов | «5» - Все получилось |
4-5 баллов | «4» - Получилось, но не все |
2-3 балла | «3» - Было трудно, но я справился |
0-1 балл | Недостаточно информации, нужно еще потренироваться |
2 задача
Категория «5» | Категория «4» | Категория «3» | |
«5» | «4» | «3» | Все выполнено правильно, без ошибок |
«4» | «3» | Не справился с заданием | Допущено 1 ошибка |
«3» | Не справился с заданием | Допущено 2 ошибки | |
Не справился с заданием | Допущено 3 и более ошибки |
Оценочный лист группы №2
1 задача
Задание | Действие | Балл |
1 задание | Самостоятельно и правильно определил квантовые числа При определении квантовых чисел сделаны 1-2 ошибки или прибегнул к помощи соседа (учителя) Не смог определить квантовые числа по представленным записям | 2 балла 1 балл 0 баллов |
2 задание | Увидел закономерность и самостоятельно сформулировал правило Увидел закономерность, но воспользовался учебником для правильной формулировки правила Не смог определить закономерность и не сформулировал правило | 2 балла 1 балл 0 баллов |
3 задание | Успешное выступление всех участников группы Группа выступила не так хорошо, как хотелось бы Группа не выступала | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Оцените себя по критериям:
6 баллов | «5» - Все получилось |
4-5 баллов | «4» - Получилось, но не все |
2-3 балла | «3» - Было трудно, но я справился |
0-1 балл | Недостаточно информации, нужно еще потренироваться |
2 задача
Категория «5» | Категория «4» | Категория «3» | |
«5» | «4» | «3» | Все выполнено правильно, без ошибок |
«4» | «3» | Не справился с заданием | Допущено 1 ошибка |
«3» | Не справился с заданием | Допущено 2 ошибки | |
Не справился с заданием | Допущено 3 и более ошибки |
Оценочный лист группы №3
1 задача
Задание | Действие | Балл |
1 задание | Самостоятельно и правильно определил квантовые числа При определении квантовых чисел сделаны 1-2 ошибки или прибегнул к помощи соседа (учителя) Не смог определить квантовые числа по представленным записям | 2 балла 1 балл 0 баллов |
2 задание | Увидел закономерность и самостоятельно сформулировал правило Увидел закономерность, но воспользовался учебником для правильной формулировки правила Не смог определить закономерность и не сформулировал правило | 2 балла 1 балл 0 баллов |
3 задание | Успешное выступление всех участников группы Группа выступила не так хорошо, как хотелось бы Группа не выступала | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Оцените себя по критериям:
6 баллов | «5» - Все получилось |
4-5 баллов | «4» - Получилось, но не все |
2-3 балла | «3» - Было трудно, но я справился |
0-1 балл | Недостаточно информации, нужно еще потренироваться |
2 задача
Категория «5» | Категория «4» | Категория «3» | |
«5» | «4» | «3» | Все выполнено правильно, без ошибок |
«4» | «3» | Не справился с заданием | Допущено 1 ошибка |
«3» | Не справился с заданием | Допущено 2 ошибки | |
Не справился с заданием | Допущено 3 и более ошибки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила заполнения бланков ЕГЭ
Использованы материалы официальногосайта Федерального центра тестирования...
Правила заполнения бланков ЕГЭ
Материал содержит правила заполнения бланков ЕГЭ 2014 года....
Правила заполнения бланков ОГЭ по русскому языку.
Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку 2014 года....
Правила заполнения бланков ОГЭ и ЕГЭ в 2015 году
Материал содержит две инструкции по оформлению бланков ГИА, подготовленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. инструкции взяты с официальных порталов ГИА 2015...
Помощь ученику. Правила заполнения бланков ЕГЭ по математике 2015.
В данной презентации рассмотрен вопрос о правилах заполнения бланков ЕГЭ по математике....
Правила заполнения бланков ЕГЭ в 2015году
В работе разъясняется выпускникам правила заполнения ЕГЭ в 2015году....
Правила заполнения бланков ответов единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Настоящие правила предназначены для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (далее - выпускники) и поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального обр...