Урок "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок «Кислоты»
Цель урока: повторить определение кислот,их состав классификацию, привести в систему знания о кислотах: продолжить формирование умений наблюдать, анализировать, делать вывод, переходить к обобщению от общего к единичному и наоборот, на новых примерах расширить знания о кислотах.
Оборудования: карточки с заданиями,штатив с 2-мя пробирками (в одной H2O,в другой H2SO4), лакмусовая бумага, штатив с №-мя пробирками HNO3,H2SO4, HCI, химический стакан,H2SO4(конц), стакан с H2O,стеклянная палочка.
Жизнь учит только тех, кто ее изучает.
В. Ключевский.
План урока
I Введение учащихся в урок, разъяснение целей и задач урока.
Узнали, узнаем и будем дальше узнавать свои знания.
II Основная часть урока.
- Какие неорганические соединения вы знаете?
- Какие вещества называются кислотами?(проверка д/з + сам. Работа)
- Определение А. Лавуазье (см. в конце вставка).
- Какими общими свойствами обладают кислоты?
- Какие две важнейшие части можно выделить в химической формуле любой кислоты?
- Что такое основность кислоты? Как можно ее можно определить по химической формуле?
Чтобы подчеркнуть исключительную роль водорода в составе кислот, в химической формуле его ставят на первое место.
- Как правильно составить формулу кислоты по формуле кислотного оксида и, наоборот, как определить формулу соответствующего оксида?
Упражнение 1. Составить Формулы кислот,соответствующих оксиду углерода (IV) и оксид азота (V).
CO2
+
H2O
=H2CO3
N2O5
+
и H2O
=H2NO3
При изучении химии т/б на первом месте! В химической лаборатории самое главное- строжайшим образом соблюдают все меры безопасности! Химия требует аккуратной, а главное-грамотной работы!
На работу пришел нерадивый человек,совершенно не знающей т/б. Подскажите ему, как необходимо разбавлять кислоту? (кислоту в воду, постоянно помешивая, маленькими порциями, по стеклянной палочке!)
Игровой момент «Рассеянный лаборант»:налил в 2 пробирки H2O и HCI, и перепутал их.
Как можно помочь ему?(при помощи индикатора: кислота- лакмус красный)
Интересно: отметим ( а вы можете проверить),что индикаторами являются большинство веществ, которыми окрашены цветы: настойка фиалки стала первым хим. Индикатором около 300 лет тому назад. Вы и сами можете убедиться: выдавите лимон в чай, об этом знает повар, добавляя укус в борщ.
Рубрика «О чем умолчал ученик?» Мухоморы, более 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту. Самая значительная функция к-т в природе — разрушение горных пород и создание почвы (лишайники на камнях выделяют к-ту и т. д.)
Тема :»Кислоты»
Проведите анализ формулы кислоты по плану.
- Название кислоты.
- Качественный состав кислоты, общее число атомов.
- Относительная молекулярная масса.
- Массовое соотношение элементов.
- Массовая доля элементов, образующих кислоту.
- Классифицируйте данное соединение:
а) по наличию атомов кислорода
б) по числу атомов водорода.
в) по растворимости в воде.
- Степень окисления элементов, образующих кислоту.
- Заряд иона кислотного остатка.
- Соответствующий данной кислоте оксид.
- Масса 0,5 моль кислоты.
Вариант 1 HCIO | Вариант 2 H3PO4 | Вариант 3 H3BO3 | Вариант 4 HBr | Вариант 5 HI |
Вариант 6 HCI | Вариант 7 HCIO4 | Вариант 8 H2SiO3 | Вариант 9 H2SO4 | Вариант 10 H2SO3 |
Вариант 11 H2S | Вариант 12 H6TeO6 | Вариант 13 HNO3 | Вариант 14 HNO2 | Вариант 15 H6SeO6 |
Вариант 16 H3 AsO4 | Вариант 17 HF | Вариант 18 H2CO3 | Вариант 19 HPO3 | Вариант 20 H2S2O3 |
Вариант 21 HCIO2 | Вариант 22 HCIO3 | Вариант 23 HIO4 | Вариант 24 H2MnO4 | Вариант 25 H2CrO4 |
Очень важна и разнообразна роль кислот в человеческом организме (к-ты — витамины,HCI в желудке-пищеварительная функция и бактерицидная)
Общее число соответствующих к-т велико, его трудно определить приблизительно.
Наибольшее значение имеют 30-50 кислот (н/о или минеральных)
III Заключение.
1) Подведение итогов урока.
А) Сам. Работа по пособию О.С. Габриелян,Т.В. Смирнова « Изучаем химию».упр 9,10,11,12,13,14,19,21,25а,26(стр.116)
- Выбрать формулы к-т из списка в-в(работа по карточкам)
- Игровой момент (по карточке):составить не менее 10 формул кислот
- Игра «Третий лишний»:
а)HNO3,HCI, BaO
б) H2SO4,H2O, HJ
в)Na2SO4,H2SO3,H2S.
г) HCI, Hbr,CaCI2
Если осталось время « Занимательная химия»
1.Как очистить сваренное яйцо, не разбивая скорлупы?
2. Почему рекомендуется пить клюквенный морс при заболеваниях? (Содержит бензойную к-т)
3. Как нагреть жидкость, не используя огонь?
IV Вывод по уроку ;
1. Кислоты- представители многообразного мира соединений ,имеющие в своем составе атомы водорода и кислотные остатки.
2.Числом атомов водорода опр. Основность кислоты и валентность кислотного остатка.
3. Наличие водорода опр. Общие свойства кислот:кислый вкус, изменение окраски индикатора,разъедающее действие на живые и неживые материалы.