Своя игра (межпредметная игра для учащихся 9 - 11 классов)
план-конспект занятия по химии (9, 10, 11 класс) по теме

Коликова Ольга Юрьевна

Цель мероприятия: научить учащихся использовать на уроках химии знания по другим предметам: географии, биологии, литературе, истории и др., продолжать формировать целостную картину восприятия окружающего мира. Тематика предложенных раундов разнообразна: "Мой край", "Животные", "Растения", "Мир химии", "Сад и огород", "Литература и история", " Природа Тульской области", "Химический эксперимент". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Своя игра»

Цели: 1. Научить учащихся связывать вновь изучаемый материал с материалом, пройденным ранее, использовать на уроках химии знания по другим предметам: географии, биологии, литературе, русскому языку и т. д.

2. Во время игры актуализировать понятия, изучаемые различными дисциплинами, выявить общекультурную значимость многих из них.

3. Продолжать формировать целостную картину восприятия окружающего мира.  

Ход игры:

Представление участников игры и жюри; затем – презентация команд: название, девиз.

«Синий» раунд

 Команды по очереди выбирают область знаний и цену вопроса (таблица 1). 

На обдумывание дается 10 секунд. При правильном ответе команда получает баллы в связи с ценой вопроса, при неправильном ответе такое же количество баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его дает команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если ни одна из команд не ответила на вопрос, ответ дает ведущий. После окончания раунда звучит гонг.

В этом раунде (а также в красном) имеются по 2 вопроса «Кот в мешке» (под звездочкой). Команда, получившая такой вопрос, имеет право передать его другой команде.

Области знаний

«синего» раунда

Цена вопросов в баллах

Мой край

10

20

30

40

50

Животные

10

20

30

40

50

Растения

10

20

30

40

50

Мир химии

10

20

30

40

50

География

10

20

30

40

50

Экология

10

20

30

40

50

Литература и история

10

20

30

40

50

Мой край

10. Где в Тульской области находится курорт «Краинка», известный в стране своими водами и лечебными грязями? (Суворовский район)

20. К какому году относится первое упоминание города Тулы в летописи? (1146 год)

30. Где в Тульской области в 1380 году произошла встреча московского войска с татарской ратью? (Куликово поле, ныне Куркинский район Тульской области)

40. Назовите три самых больших озера в Тульской области? (Иван-озеро, Шиловское озеро, озеро Жупель)

50. Где расположена самая высокая точка над уровнем моря в нашей области? (293 метра, Плавский район)

Животные

10. Какая рыба одомашнена человеком? (зеркальный карп)

20. Где расположен «третий глаз» у некоторых видов ящериц? (на темени – теменной глаз)

30. У какой птицы на крыльях когти? (у гоацина)

40. У кого каждый день растут зубы? (у грызунов: при поедании пищи  задняя сторона стачивается больше, чем передняя: резцы, таким образом, не уменьшаются в размерах и бывают постоянно острыми)

50. Какая птица носит название, как и фамилия русского писателя? (гоголь)

 Растения

10. Самое высокое травянистое растение? (бамбук, высота 37 метров)

20. У какого целебного растения корень напоминает фигуру человека? (у женьшеня)

30. Стоит он задумчивый в желтом венце, темнеют веснушки на круглом лице. О каком растении идет речь? (подсолнечник)

40. Какие часы плавают по реке? (белая кувшинка)

50. У какого тропического растения самый крупный плод? (у сейшельской пальмы масса плода 18 кг)

 Мир химии

10. Самое распространенное в природе соединение? (вода – H2O)

20. Назовите самый тяжелый газ? (радон (Rn) массой 222 г, что тяжелее водорода в 111 раз)

30. Какие два элемента составляют ¾ земной коры? (кислород – 47,2% и кремний – 21,6%)

40. Его изобрели как дорогой упаковочный материал для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни оно стало, чуть ли не главным мусором планеты. О чем идет речь? (целлофан, полиэтилен)

50. Какие химические вещества используют в медицине? Назовите хотя бы три этих вещества и обозначьте области их применения. (KMnO4 – перманганат калия (марганцовка) – для дезинфекции, H2O2 – перекись водорода – кровоостанавливающее средство, NaCl – хлорид натрия – физиологический раствор, NaHCO3 – гидрокарбонат натрия (питьевая сода) – при повышенной кислотности желудочного сока)

География

10. Назовите родину картофеля? (Южная Америка)

20. Назовите два самых крупных озера в России? (Ладожское озеро и Байкал)

30. Море, омывающее берега России, которое оправдывает свое название в плохую погоду? (Черное море)

40. Самый большой остров? (остров Гренландия)

50. Название, каких городов бывшего СССР совпадает с названием химических элементов? (Бор, Никель, Марганец)

Экология

10. Что такое ПДК? (ПДК – предельно допустимая концентрация вредных веществ)

20. Почему многие животные в холодную погоду спят, свернувшись в клубок? (Уменьшается свободная поверхность тела, а, следовательно, уменьшается и теплоотдача.)

30. Почему насекомые, живущие в полярных областях и высокогорных районах, имеют преимущественно темную окраску? (Темный цвет хорошо поглощает тепловые лучи, поэтому в солнечную погоду температура тела насекомых выше температуры окружающего воздуха.)

40. Какое топливо называют «топливом будущего»? (Это водород. Запасы его практически неисчерпаемы: вода рек, озер, морей и океанов, водород в космосе. Как топливо водород не дает вредных продуктов сгорания: при его сгорании образуется вода.)

50. При какой погоде, циклоне или антициклоне, концентрация загрязняющих веществ в приземных слоях будет выше? (При антициклоне, так как опускающиеся воздушные массы в центре антициклона прижимают вредные выбросы к поверхности)

Литература и история

10. В каком году и где родился русский писатель Л.Н. Толстой? (1828 год, Ясная Поляна, 12 км от Тулы)

20. Назовите вещества, с которыми связаны какие-либо исторические события на Руси? (соляной и медный бунты, XVII век)

30. Кто автор детских рассказов и сказок о живой природе, например, «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко»? (Виталий Бианки)

40. Какое весьма распространенное соединение было впервые применено первобытным человеком? (кремнезем SiO2)

50. Известно, что ввод в действие римского водопровода послужил причиной непонятных отравлений. Что явилось причиной болезни? Из чего были сделаны трубы? (Причина отравлений –  ионы свинца)

«Красный» раунд

Проводится аналогично (таблица 2). Имеются два вопроса «Своя игра» (под двумя звездочками). Команда, получившая такой вопрос, делает свою ставку, не превышающую суммы заработанных баллов. Другие команды тоже делают ставки, но отвечает та команда, у которой ставка выше.

Области знаний

«красного» раунда

Цена вопросов в баллах

Сад и огород

20

40

60

80

100

Лекарственные растения

20

40

60

80

100

Человек

20

40

60

80

100

Химические элементы

20

40

60

80

100

Природа Тульской области

20

40

60

80

100

Химический эксперимент

20

40

60

80

100

Практикум по биологии

20

40

60

80

100

Сад и огород

20. С какой целью овощеводы удаляют пасынки у растений томатов? (Чтобы ускорить созревание плодов и увеличить урожай)

40. В какой части огурца содержится больше всего нитратов? (В кожуре)

60. Ценной особенностью растений этого семейства является способность усваивать атмосферный азот из воздуха с помощью клубеньковых бактерий. О каких растениях идет речь? (о растениях из семейства бобовые) 

80. Что такое подкормка, и какая она бывает? (Подкормка – внесение удобрений во время роста растений, она бывает сухая и влажная)

100. Какие удобрения влияют на рост стеблей и листьев, а какие – на созревание плодов? (соответственно азотные и фосфорные)

Лекарственные растения

20. Цветки этого растения мелкие, ярко-желтые. Все части растения содержат жгучий горький млечный сок желтого цвета. Применяется для выведения бородавок, мозолей, лечения сыпей и других кожных заболеваний. Это и послужило основанием для названия растения. О каком растении речь? (чистотел)

40. Это растение – сорняк, но область его применения широка, так как оно содержит много витаминов и микроэлементов. Из его листьев варят суп, а также оно может быть эффективным средством для укрепления волос. Сбор этого растения обычно проводят в рукавицах. О каком растении идет речь? (крапива)

60. В основном это растение используют как средство против  кашля и удушья. Растение многолетнее. Прикорневые листья крупные, округло-серцевидные, зубчатые; сверху – темно-зеленые и голые; снизу – белые и войлочные. Отсюда следует название этого растения (мать-и-мачеха).

80. Настой этого растения помогает при воспалении десен, слизистой оболочки ротовой полости, лечении ушибов и ссадин. Лечебным свойством обладают желто-оранжевые цветки, которые утром открываются, а на ночь закрываются. В переводе с латинского название этого растения – «календарь». О каком растении речь? (календула или ноготки)

100. Листья этого растения прикладывают к ранам, нарывам, оно обладает кровоостанавливающим действием. Индейцы метко назвали его «след белого человека», так как семена растения попали в Америку вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. Растение чаще всего встречалось вокруг их жилищ и у дорог, по которым они проходили. О каком растении речь? (подорожник)

Человек

20. Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? (фтора)

40. Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению? (соляная кислота)

60. Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показывает, что у него нулевая кислотность. Переваривание каких веществ затруднено в желудке больного? (белков и жиров)

80. С давних времен люди знали о значении для организма переливания крови. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить  себе кровь от троих юношей. Конец был печальный: все они умерли. Почему? (Папа римский умер от несоответствия группы крови и резус-фактора, а юноши – от потери крови)

100. В Древней Индии на суде для решения вопроса о виновности и невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый мог съесть, значит, он невиновен, если нет, то виновен. Почему? (Это связано с нервной регуляцией выделения слюны; при волнении появляется сухость во рту)

Химические элементы

20. Из меня состоит все живое:

Графит, антрацит и алмаз!

Я на улице, в школе, в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)

40. Мягкий металл красного цвета, хорошо проводит электричество? (медь)

60. Название какого элемента не соответствует его роли в живой природе? (азота)

80. Недостаток какого элемента в организме человека вызывает заболевание щитовидной железы? (йода)

100. Во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами)

Природа Тульской области

20. Назовите наиболее распространенные почвы Тульской области? (серые лесные – 34,8%, оподзоленные и выщелоченные черноземы – 16,4% и дерново-подзолистые почвы – 16,1%)

40. Назовите млекопитающих Тульской области, занесенных в Красную книгу? (косуля, выдра, барсук)

60. Назовите вредных млекопитающих Тульской области? (все виды мышей, крыс, полевок, кроме ондатры, обыкновенный хомяк, серый хомячок, крапчатый суслик)

80. Назовите 4 вида лягушек (семейство лягушки настоящие) Тульской области? (травяная, остромордая, озерная, прудовая)

100. Назовите млекопитающее, которое имеет ценный мех и которое занимает первое место по добыче пушных зверей в нашей стране (в европейской части и Сибири)? (белка)

Химический эксперимент

20. Докажите, что выданный вам раствор кислота. (Проводят испытание индикаторами: лакмус в кислотах – красный, метиловый оранжевый – красно-розовый.)

40. Из предложенных реактивов получите углекислый газ. (В пробирку помещают  кусочек мела (карбоната кальция), приливают соляной кислоты и наблюдают бурное «вскипание» раствора из-за выделения пузырьков углекислого газа.)

60. Проведите опыты, подтверждающие, что разбавленная соляная кислота взаимодействует с металлами. (В пробирку помещают гранулу цинка или немного магниевых стружек, приливают соляной кислоты и наблюдают выделение пузырьков водорода.)

80. Докажите, что выданный вам раствор содержит сульфат-ионы. (Реактивом на сульфат-ионы является ион бария; поэтому к выданному раствору приливают раствор хлорида бария и наблюдают выпадение белого осадка.)

100. Из имеющихся реактивов получите гидроксид меди (II). (В пробирку наливают раствор сульфат меди (II), приливают к нему гидроксид калия и наблюдают выпадение осадка голубого цвета.)

   Практикум по биологии

20. Определите видовую принадлежность насекомого (колорадский жук).

40. Определите видовую принадлежность насекомого (майский жук).

60. Определите видовую принадлежность бабочек (дневной павлиний глаз, крапивница).

80. Определите видовую принадлежность растения (вишня). Назовите семейство, к которому относится данное растение? (семейство розоцветные)

100. Определите видовую принадлежность растения (фасоль). Назовите семейство, к которому относится данное растение? (семейство бобовые)

Заключительный раунд

Все команды письменно отвечают на один и тот же вопрос. Предварительно каждая команда делает ставку, не превышающую количества заработанных баллов.

О каком ученом идет речь?

Жители Новой Гвинеи называли его «человеком с Луны». Многолетние исследования этого русского ученого и путешественника обогатили науку ценнейшими этнографическими сведениями о коренном населении островов огромной акватории Тихого океана, где ученый провел много лет. (Николай Николаевич Миклухо-Маклай)

Через минуту подводятся итоги игры, объявляется команда-победитель и проводится вручение призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Познавательная игра по биологии "Своя игра.Живая планета"для учащихся 6 - 7 классов

Познавательную игру "Своя игра. Живая планета"  можно провести как внеклассное мероприятие и урок обобщения за 1 полугодие в 6-7классах, изучающих раздел биологии "Бактерии. Грибы. Растения". Воп...

Своя игра "Олимпийские игры" 7-8 классы

Внеклассное мероприятие Своя игра...

"Своя игра" - математическая игра для 5 класса

Математическая игра построена в формате известной телевизионной передачи и разработана для учеников, заканчивающих 5 класс. Есть соответствующие разработки для 6, 7 и 8 классов. Может использоваться к...

"Своя игра" - математическая игра для 8 класса

Математическая игра построена в формате известной телевизионной передачи и разработана для учеников, заканчивающих 8 класс. Может использоваться как урок обобщающего повторения в 5 классе или в начале...

"Своя игра" - математическая игра для 7 класса

Математическая игра, разработана для учеников, заканчивающих 7 класс. Может использоваться как урок обобщающего повторения....