Рабочая программа
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему

Карначёва Елена Фёдоровна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8-9_klass.docx82.99 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Химия»

 ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ

Количество часов:140ч.

                                                                                     

                                                                                    Составитель: Карначёва Е.Ф., учитель химии

Нерюнгри, 2017г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по химии адресована обучающимся 8-9 общеобразовательных классов и разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального компонентагосударственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089)
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
  • Фундаментального ядра содержания общего образования по химии;
  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. 2011 г.;
  • Примерной программы общего образования по химии, рекомендованной МОиН, М.: Дрофа,2011 г.;
  • Приказ МОиН РФ № 1577О от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897»;
  • Образовательной программы основного общего образования (в том числе учебного плана) СОШ№2.
  • Авторской учебной программы О.С.Габриелян «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы». М.: Дрофа,2013;

Данная программа учитывает основные идеи и положения программы воспитания и социализации, программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные предметным содержанием системы основного общего образования, а также психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Ц е л и.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи курса

  • формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;
  • формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;
  • раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.

развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

Базовые подходы к преподаванию:

  • системно – деятельностный подход,
  • компетентностный подход,
  • личностно ориентированный подход.  

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, основными чертами которого являются:

  • работа в зоне ближайшего развития ребенка;
  • ученик – субъект и продукт собственной учебной деятельности;
  • усвоение не столько знаний, сколько способов познания;
  • обращение учителя к ученикам не с информацией, а с вопросом (проблемой).

Этапы учебной деятельности:

  • постановка проблемы (вопроса);
  • анализ проблемы;
  • поиск информации;
  • анализ информации;
  • выработка решения проблемы;
  • Презентация решения проблемы;
  • Рефлексия процесса.

В процессе обучения применяются элементы педагогических технологий и методы:

  • технология поэтапного формирования умственных действий,
  • технология сотрудничества,
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо,
  • технология обучения с использованием метода кейсов,
  • метод проблемного обучения,
  • метод проекта,
  • информационно-коммуникационные технологии.

В процессе обучения используются общекласснаясамостоятельная, индивидуальная, групповая формыобучения.

С целью развития УУД создаются учебные ситуации - комплекс условий, которые предлагаются обучающимся для более или менее самостоятельного поиска решений.

Виды учебных ситуаций:

  • ситуация-проблема - постановка реальной проблемы, которая требует решения;
  • ситуация-иллюстрация - проигрывается реальная ситуация, иллюстрирующая лекционный материал;
  • ситуация-оценка - проигрывается ситуация оценки, когда нужно оценить правильность решения, предложить свой вариант.
  • ситуация-тренинг - ситуация для отработки (прежде всего) навыков.

В процессе обучения создаются педагогические условия и средства формирования  универсальных учебных действий:

  • учебное сотрудничество - дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее нередко возникает реальное сотрудничество школьников. Оно приобретает формы взаимопомощи, взаимоконтроля.
  • совместная деятельность - обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами коммуникации между учителем и учениками, а также между самими школьниками в процессе формирования знаний, умений, компетенций.
  • проектная деятельность школьников как форма сотрудничества – условия для развития у обучающихся умений соблюдать договорённость о правилах взаимодействия (один отвечает — остальные слушают); оценивать ответ товарища только после завершения его выступления; выполнять правила работы в группе, паре; действовать на основе заданного эталона и т.д.
  • дискуссия – как в устной, так и в письменной форме - письменная дискуссия.
  • рефлексия – ее развитию способствует  организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям: постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными;  анализ наличия способов и средств выполнения задачи; оценка своей готовности к решению проблемы; самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя); самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это означает перевод учебной задачи в творческую).
  • педагогическое общение – обеспечение педагогами партнерской позиции педагогов по отношению к школьникам.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Метапредметные результаты освоения учебных предметов Естественно-научного цикла

Вид

7 -8 класс

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной

и индивидуальной учебной деятельности.

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическуюМодель

-самостоятельно осуществлять пошаговый и констатирующий контроль выполнения действия, применяя различные формы самоконтроля и взаимоконтроля

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,

выбирать  из  предложенных  и  искать  самостоятельно    средства достижения цели.

запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени

мобилизировать силы к волевому усилию,  преодолению препятствий

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать своюмысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Отстаивать   свою  точку  зрения,  приводить  аргументы,  подтверждая  их

фактами.

критично  относиться  к  своему  мнению,  с  достоинством признавать  ошибочность  своего  мнения  (если  оно  таково)  и корректировать его.

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации; использование знаковых символических средств

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,

– давать  определение  понятиям  на  основе  изученного  на  различных

предметах учебного материала;

– осуществлять  логическую  операцию  установления  родовидовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от

понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Представлять    информацию  в  виде    конспектов,  таблиц,  схем,

графиков

преобразовывать  модели  с  целью  выявления  общих  законов, определяющих данную предметную область.

Вид

9 класс

Выпускник  научится

Выпускник получит возможность

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Свободно  пользоваться  выработанными  критериями  оценки  и самооценки,  исходя  из  цели и  имеющихся  критериев,  различая результат и способы действий.

 Самостоятельно  осознавать    причины  своего  успеха  или  неуспеха  и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Вырабатывать   критерии  оценки  и

самооценки,  исходя  из  цели и  имеющихся  критериев,  различая

результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

 оценить  степень успешности  своей  индивидуальной образовательной деятельности.

Давать  оценку  своим  личностным  качествам  и  чертам  характера

(«каков  я»),  определять  направления  своего  развития  («каким  я  хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)

-стабилизировать свое эмоциональное состояние для решения различных задач

-к построению жизненных планов во временной перспективе;

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Понимать   позицию  другого человека.

различать  в  его  речи:

 -мнение (точку зрения),  

-доказательство  (аргументы),  факты;  

 -гипотезы,  аксиомы, теории.

взглянуть  на  ситуацию  с  иной  позиции  и  договариваться  с

людьми иных позиций.

Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации; использование знаковых символических средств

Представлять  информацию  в  оптимальной  форме  в  зависимости  от адресата.

Уметь  выбирать адекватные  задаче  инструментальные  программно-аппаратные

средства и сервисы.

Преобразовывать  информацию    из  одного  вида  в  другой  и  выбирать

удобную  для  себя  форму  фиксации  и  представления  информации;  самостоятельно использовать  различные  виды чтения  (изучающее,  просмотровое,  ознакомительное,  поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,  соблюдать  информационную  гигиену  и  правила информационной безопасности;

 использовать  компьютерные  и  коммуникационные  технологии

как  инструмент  для  достижения  своих  целей.

Рабочая программа направлена на достижение результатов школьников, обучающихся в основной школе: далее ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ результаты.

Личностные результаты освоения учебного предмета

Вид

8 класс

9 класс

Самоопределение

Внутренняя позиция школьника;

Самоидентификация;

Самоуважение и самооценка

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Использовать свои  интересы  для  выбора  индивидуальной

образовательной  траектории,  потенциальной  будущей  профессии  исоответствующего профильного образования.

Смыслообразование: мотивация (учебная социальная); границы собственного знания и незнания

осознавать  современное  многообразие  типов  мировоззрения,

общественных,  религиозных,  атеистических,  культурных  традиций,

которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

Использовать  экологическое  мышление  для  выбора  стратегии

собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Ценностная и морально этическая ориентация:ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации;

Оценка своих поступков

с  учетом  этого  многообразия  постепенно  вырабатывать  свои

собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит

личный жизненный опыт

учиться  признавать  противоречивость  и  незавершенность  своих

взглядов на мир, возможность их изменения.

• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных

ситуаций,  решения  возникающих  проблем  и  извлечения  жизненных

уроков.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

Вид

8 класс

9 класс

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую

Модель

Работая  по  предложенному  и  самостоятельно  составленному  плану,

использовать  наряду  с  основными  и    дополнительные  средства

(справочная литература, сложные приборы, компьютер

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

• Работать  по  самостоятельно  составленному  плану,  сверяясь  с  ним  и

целью  деятельности,  исправляя  ошибки,  используя  самостоятельно

подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно  пользоваться  выработанными  критериями  оценки  и

самооценки,  исходя  из  цели и  имеющихся  критериев,  различая

результат и способы действий.

• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

• Самостоятельно  осознавать    причины  своего  успеха  или  неуспеха  и

находить способы выхода из ситуации неуспеха.

• Уметь  оценить  степень успешности  своей  индивидуальной

образовательной деятельности.

• Давать  оценку  своим  личностным  качествам  и  чертам  характера

(«каков  я»),  определять  направления  своего  развития  («каким  я  хочу

стать», «что мне для этого надо сделать»)

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Учиться  критично  относиться  к  своему  мнению,  с  достоинством

признавать  ошибочность  своего  мнения  (если  оно  таково)  и

корректировать его.

Понимая  позицию  другого,  различать  в  его  речи:  мнение (точку

зрения),  доказательство  (аргументы),  факты;    гипотезы,  аксиомы,

теории.

• Уметь  взглянуть  на  ситуацию  с  иной  позиции  и  договариваться  с

людьми иных позиций.

        Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации; использование знаковых символических средств

Строить  логическое  рассуждение,  включающее  установление

причинно-следственных связей.

• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,

преобразовывать  модели  с  целью  выявления  общих  законов,

определяющих данную предметную область.

• Представлять    информацию  в  виде    конспектов,  таблиц,  схем,

графиков

Преобразовывать  информацию    из  одного  вида  в  другой  и  выбирать

удобную  для  себя  форму  фиксации  и  представления  информации.

Представлять  информацию  в  оптимальной  форме  в  зависимости  от

адресата.

• Понимая  позицию  другого,  различать  в  его  речи:  мнение  (точку

зрения),  доказательство  (аргументы),  факты;    гипотезы,  аксиомы,

теории.  Для  этого  самостоятельно использовать  различные  виды

чтения  (изучающее,  просмотровое,  ознакомительное,  поисковое),

приемы слушания.

• Самому создавать источники информации разного типа и для разных

аудиторий,  соблюдать  информационную  гигиену  и  правила

информационной безопасности.

• Уметь  использовать  компьютерные  и  коммуникационные  технологии

как  инструмент  для  достижения  своих  целей.  Уметь  выбирать

адекватные  задаче  инструментальные  программно-аппаратные

средства и сервисы

Предметные результаты освоения химии:

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

уметь:

• называть химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической  оценки  информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.

В процессе обучения создаются условия для развития универсальных учебных действий:

Также в процессе обучения создаются условия для развития следующих действий:

Развитие ИКТ-компетентности учащихся

У выпускника «будут сформированы»

  • выбирать технические средства ИКТ в соответствии с поставленной целью;
  • проводить обработку цифровых фотографий и создавать на их основе презентации;
  • проводить обработку цифровых звукозаписей;

осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала.

Выпускник «получит возможность для формирования»

  • различать творческую и техническую фиксацию изображений;
  • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности;

осуществлять трёхмерное сканирование.

Создание графических объектов

У выпускника «будут сформированы»

  • создавать различные геометрические объекты;
  • создавать диаграммы различных видов;
  • создавать схемы генетических превращений;
  • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий.

Выпускник «получит возможность для формирования»

  • создавать мультипликационные фильмы;
  • создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.

Коммуникация и социальное взаимодействие

У выпускника «будут сформированы»

  • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
  • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
  • использовать возможности электронной почты;
  • вести личный дневник (блог) с использованием Интернета;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права.

Выпускник «получит возможность для формирования»

  • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
  • участвовать в форумах в социальных образовательных сетях.

Поиск и организация хранения информации

У выпускника «будут сформированы»

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете;
  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере;
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных;
  • формировать собственное информационное пространство.

Выпускник «получит возможность для формирования»

  • создавать и заполнять различные определители;
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

У выпускника «будут сформированы»

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выбирать и использовать методы;
  • распознавать и ставить вопросы, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать математические методы и приёмы: абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
  • использовать естественнонаучные методы и приёмы: наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник «получит возможность для формирования»

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
  • использовать догадку, озарение, интуицию;
  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Основы смыслового чтения и работа с текстом

Поиск информации и понимание прочитанногоРабота с текстом:

У выпускника «будут сформированы»

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник «получит возможность для формирования»

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Преобразование и интерпретация информации

У выпускника «будут сформированы»

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. 

Выпускник «получит возможность для формирования»

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Оценка информации

У выпускника «будут сформированы»

  • откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник «получит возможность для формирования»

  • критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Предметные результаты

№ модуля

Результат

К-во лет на

Примерные

Подлежит ли

освоение

классы

аттестации

Выпускник научится:

1

Характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, описание, эксперимент

1

8

нет

1

Описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки

2

8-9

да

1

Раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии

2

8-9

нет

1

Раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно- молекулярной теории

1

8

нет

1

Различать химические и физические явления

1

8

нет

1

Называть химические элементы

1

8

да

1

Определять состав веществ по их формулам

2

8-9

да

1

Определять валентность атома

2

8-9

да

элемента в соединениях

1

Определять тип химических

2

8-9

да

реакций

1

Называть признаки и условия

2

8-9

да

протекания химических реакций

1

Составлять формулы бинарных

2

8-9

да

соединений

1

Составлять уравнения химических

2

8-9

да

реакций

1

Соблюдать правила безопасной

2

8-9

да

работы при проведении наблюдений и опытов

1

Пользоваться лабораторным оборудованием и посудой

2

8-9

да

1

Вычислять относительную

1

8

да

молекулярную и молярную массы

веществ, массовую долю

химического элемента по формуле

соединения

1

Вычислять количества вещества или массу вещества по количеству вещества или массе реагентов или продуктов реакции

2

8-9

да

2

Характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода

1

8

да

2

Получать, собирать и изучать химические свойства кислорода и водорода

1

8

да

2

Распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород

1

8

да

2

Раскрывать смысл закона Авогадро

1

8

нет

2

Раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»

1

8

да

2

Вычислять по химическим уравнениям объем одного из продуктов реакции по массе исходного вещества

2

8-9

да

3

Характеризовать физические и химические свойства воды

1

8

нет

3

Раскрывать смысл понятия

1

8

нет

«раствор»

3

Вычислять массовую долю вещества в растворе

1

8

да

3

Готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества

1

8

нет

4

Называть соединения изученных классов неорганических веществ

2

8-9

да

4

Характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей

2

8-9

да

4

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений

2

8-9

да

4

Составлять формулы неорганических соединений изученных классов

2

8-9

да

4

Проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ

2

8-9

да

4

Распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора

2

8-9

да

4

Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с неорганическими веществами и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами

2

8-9

да

4

Характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений

2

8-9

да

5

Раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева

1

8

нет

5

Объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева

1

8

да

5

Объяснять закономерности

1

8

да

изменения строения атомов,

свойств элементов в пределах

малых периодов и главных

подгрупп

5

Характеризовать химические элементы (первых 20) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов

1

8

да

5

Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

2

8-9

да

6

Раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность», «степень окисления»

6

Характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки

1

8

нет

6

Определять вид химической связи в неорганических соединениях

2

8-9

да

6

Изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида

2

8-9

нет

6

Определять степень окисления атома элемента в соединении

2

8-9

да

7

Раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»

1

9

да

7

Раскрывать смысл теории электролитической диссоциации. Объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

1

9

да

7

Определять возможность протекания реакций ионного обмена

1

9

да

7

Распознавать опытным путем растворы солей по наличию в них хлорид- , сульфат- , карбонат- ионов и иона аммония

1

9

да

7

Определять окислитель и восстановитель

1

9

да

8

Называть факторы, влияющие нам скорость химической реакции

1

9

да

8

Классифицировать химические реакции по различным признакам

1

9

да

9

Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов

1

9

да

9

Проводить опыты по получению и изучению химических свойств неметаллов

1

9

да

9

Распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак

1

9

да

10

Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов

1

9

да

10

Проводить опыты, подтверждающие химические свойства металлов

1

9

да

11

Называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза, стеариновая кислота

1

9

да

11

Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ

1

9

да

11

Определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами

1

9

да

Выпускник получит возможность научиться:

Результат

К-во лет

Примерн

Подлежит

модуля

на освоение

ые классы

ли аттестаци и

1-11

Использовать приобретенные знания для объяснения отдельных фактов и природных явлений

2

8-9

нет

5, 6, 9, 10, 11

Прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения

2

8-9

да

4, 9, 10, 11

Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека

1

8-9

нет

2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11

Использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде

1

8-9

нет

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11

Использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно- исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознания веществ

2

8-9

нет

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относится к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации

2

8-9

нет

5, 6

Осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека

2

8-9

нет

1-11

Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

2

8-9

нет

11

Понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

2

8-9

нет

Содержание учебного предмета

8 класс

ТЕМА 1

Введение  (6 часов)

Химия –часть  естествознания. Предмет химии, вещества, простые и сложные, их свойства, химический элемент, изотопы.

Ознакомление с лабораторным оборудованием, техникой безопасности. Знаки химических элементов. Превращения веществ.

Химические формулы, относительная атомная и молекулярная масса, массовая доля элемента.

Роль химии в жизни общества, значение химии, история развития химии.

ТЕМА 2

Атомы химических элементов. (9 часов)

Основные сведения о строении атома. Состав атомных ядер, изотопы. Планетарная модель строения атома. Строение электронных оболочек атомов. Порядок заполнения электронныхорбиталей. Завершенный электронный слой.  Физический смысл порядкового номера, номера периода, группы. Металлические и неметаллические свойства. Типы химической связи: ионная, ковалентная (полярная и неполярная), металлическая, водородная. Составление схем образования связей.

ТЕМА 3.

Простые вещества.   (7 часов)

Простые вещества металлы и неметаллы. Положение в Периодической таблице, особенности строения атомов. Общие физические свойства. Важнейшие представители. Аллотропия.

Количество вещества. Моль – единица количества вещества.  Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов, нормальные условия.

Решение расчетных задач с использованием данных понятий.

ТЕМА 4.

Соединения химических элементов   (10 часов)

Понятие сложного вещества, его отличие от смеси. Степень окисления. Бинарные соединения, составление формул и названий бинарных соединений. Оксиды, летучие водородные соединения. Важнейшие представители бинарных соединений. Основания, кислоты, соли. Качественные реакции, индикаторы. Аморфные и кристаллические вещества, типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от их строения. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Расчеты с использованием понятий массовая и объемная доли.

ТЕМА 5.

Изменения,  происходящие с веществами.  (12 часов)

Физические и химические явления. Их роль в природе и жизни человека. Закон сохранения массы веществ. Химические реакции. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Индексы и коэффициенты. Расчеты по химическим уравнениям. Задачи на определение массы или объема исходных или образующихся веществ, массовую долю примесей, массовую или объемную долю выхода продукта реакции, избыток или недостаток.

Типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена. Цепочки переходов. Обратимые и необратимые реакции. Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов.

Признаки химических реакций, условия протекания.

ТЕМА 6

Химический практикум 1  (3часа)

  1. признаки химических реакций.
  2. Приготовление раствора сахара с определенной массовой долей.
  3. Анализ почвы и воды.

ТЕМА 7.

Растворение. Растворы.  Свойства растворов электролитов.  (11 часов)

Растворение – физико – химический процесс. Растворимость веществ в воде, ее зависимость от температуры. Гидраты и кристаллогидраты. Растворы, насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные. Значение растворов в природе и жизнедеятельности человека.

Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ее механизм. Основные положения теории. Сильные и слабые электролиты, степень электролитической диссоциации.

Реакции ионного обмена. Молекулярные и ионные уравнения. Условия протекания реакций ионного обмена, правило Бертолле.

Оксиды, основания, кислоты, соли – их классификация и химические свойства в свете ТЭД. Составление уравнений реакций, характеризующих свойства  веществ.

ТЕМА 8

Химический практикум №2  (4 часа)

  1. Ионные реакции
  2. Условия протекания реакций ионного обмена.
  3. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете ТЭД.
  4. Решение экспериментальных задач.

ТЕМА 9

Окислительно -  восстановительные реакции.  (4 часа)

Степень окисления элементов. Окислители и восстановители, окисление и восстановление. Составление ОВР методом электронного баланса. Свойства простых веществ  металлов и неметаллов с точки зрения окисления восстановления.

9 класс

ТЕМА 1

       Повторение основных вопросов курса

8 класса и ведение в курс 9 класса (9 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятия о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Химическая организация живой и неживой природы. Классификация химических реакций. Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

 ТЕМА 2

Металлы (15 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро-    и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов- оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II подгруппы.        

Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические  свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов -  оксиды, гидроксидов и соли (хлориды, карбонаты, нитраты,сульфаты  фосфаты),их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома,физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия . Применение алюминия и его соединений.

Железо.  Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+ . Качественные реакции наFe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации.Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6.Качественные реакции на ионыFe2+ и Fe3+.

ТЕМА 3

 Химический практикум № 1  «Свойства металлов и их соединений»    (3 часа)

  1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.                                        2.Получение и свойства соединений металлов.                                                                   3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

 ТЕМА 4

Неметаллы (24 часа)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий  «металл»,«неметалл».

Водород.  Положение в периодической системе химических элементовД.И.Менделеева . Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион.  Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.                                                          Сера. Строение атома, аллотропия. Свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), и их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия,свойства белого и красного фосфора, и их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV) ,их свойства и применение.  Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни  человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. . Строение атома, кристаллический кремний, его свойстваи применение. Оксид кремния (IV),его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.  Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из нее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов , карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8.Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10.Получение  углекислого газа и его распознавание. 11.Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

ТЕМА 5

Химический практикум № 2  «Свойства неметаллов и их соединений»  (5  часов)

1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».                                            2.  Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».                                                    3. Получение, собирание и распознавание газов.                                                                                       4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».                                                     5 .  Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода».                                                                                              

ТЕМА  6.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА. ( 10 часов)

Повторение основных вопросов курса. Периодический закон и строение атома. Виды химической связи. Типы кристаллических решеток, зависимость свойств веществ от их  строения. Классификация химических реакций. Электролитическая диссоциация. Классификация неорганических веществ и их свойства. ОВР. Тренинг – тестирование.

Тематическое планирование

Класс

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

в том числе

количество часов для проведения контрольных работ

количество часов для проведения

Тестов

Практических работ

Всего

8

70

5

5

9

14

9

70

4

3

8

11

8 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Из них                            контрольных

Из них         практич-х

1

Введение

6

2

2

Атомы химических элементов

9

1

3

Простые вещества

7

1

4

Соединения химических элементов

10

1

5

Изменения, происходящие с веществами

12

1

6

Химический практикум 1

3

3

7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

11

1

8

Химический практикум 2

4

4

9

Окислительно – восстановительные реакции.

4

Итого

66 часов 4час резерв

5

9практических

9 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Из них контрольных

Из них практических

1

Повторение. Характеристика элементов по положению в периодической таблице

9

1

2

Металлы.

15

1

3

Химический практикум 1. «свойства металлов и их соединений»

3

3

4

Неметаллы.

24

1

5

Химический практикум 2. «свойства неметаллов и их соединений»

5

5

6

Обобщение знаний за курс основной школы. Подготовка  к ГИА

10

2

Итого

66+4 час резерв

5

8

2 часа

Календарно-тематическое планирование (приложение)

Учитель ___________Е.Ф. Карначёва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...