Рабочая программа
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Химия»
ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ
Количество часов:140ч.
Составитель: Карначёва Е.Ф., учитель химии
Нерюнгри, 2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии адресована обучающимся 8-9 общеобразовательных классов и разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонентагосударственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089)
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Фундаментального ядра содержания общего образования по химии;
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. 2011 г.;
- Примерной программы общего образования по химии, рекомендованной МОиН, М.: Дрофа,2011 г.;
- Приказ МОиН РФ № 1577О от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897»;
- Образовательной программы основного общего образования (в том числе учебного плана) СОШ№2.
- Авторской учебной программы О.С.Габриелян «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы». М.: Дрофа,2013;
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы воспитания и социализации, программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные предметным содержанием системы основного общего образования, а также психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Ц е л и.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи курса
- формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;
- формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;
- раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
Базовые подходы к преподаванию:
- системно – деятельностный подход,
- компетентностный подход,
- личностно ориентированный подход.
В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, основными чертами которого являются:
- работа в зоне ближайшего развития ребенка;
- ученик – субъект и продукт собственной учебной деятельности;
- усвоение не столько знаний, сколько способов познания;
- обращение учителя к ученикам не с информацией, а с вопросом (проблемой).
Этапы учебной деятельности:
- постановка проблемы (вопроса);
- анализ проблемы;
- поиск информации;
- анализ информации;
- выработка решения проблемы;
- Презентация решения проблемы;
- Рефлексия процесса.
В процессе обучения применяются элементы педагогических технологий и методы:
- технология поэтапного формирования умственных действий,
- технология сотрудничества,
- технология развития критического мышления через чтение и письмо,
- технология обучения с использованием метода кейсов,
- метод проблемного обучения,
- метод проекта,
- информационно-коммуникационные технологии.
В процессе обучения используются общекласснаясамостоятельная, индивидуальная, групповая формыобучения.
С целью развития УУД создаются учебные ситуации - комплекс условий, которые предлагаются обучающимся для более или менее самостоятельного поиска решений.
Виды учебных ситуаций:
- ситуация-проблема - постановка реальной проблемы, которая требует решения;
- ситуация-иллюстрация - проигрывается реальная ситуация, иллюстрирующая лекционный материал;
- ситуация-оценка - проигрывается ситуация оценки, когда нужно оценить правильность решения, предложить свой вариант.
- ситуация-тренинг - ситуация для отработки (прежде всего) навыков.
В процессе обучения создаются педагогические условия и средства формирования универсальных учебных действий:
- учебное сотрудничество - дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее нередко возникает реальное сотрудничество школьников. Оно приобретает формы взаимопомощи, взаимоконтроля.
- совместная деятельность - обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами коммуникации между учителем и учениками, а также между самими школьниками в процессе формирования знаний, умений, компетенций.
- проектная деятельность школьников как форма сотрудничества – условия для развития у обучающихся умений соблюдать договорённость о правилах взаимодействия (один отвечает — остальные слушают); оценивать ответ товарища только после завершения его выступления; выполнять правила работы в группе, паре; действовать на основе заданного эталона и т.д.
- дискуссия – как в устной, так и в письменной форме - письменная дискуссия.
- рефлексия – ее развитию способствует организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям: постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными; анализ наличия способов и средств выполнения задачи; оценка своей готовности к решению проблемы; самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя); самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это означает перевод учебной задачи в творческую).
- педагогическое общение – обеспечение педагогами партнерской позиции педагогов по отношению к школьникам.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Метапредметные результаты освоения учебных предметов Естественно-научного цикла
Вид | 7 -8 класс | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность |
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность | Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическуюМодель -самостоятельно осуществлять пошаговый и констатирующий контроль выполнения действия, применяя различные формы самоконтроля и взаимоконтроля | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени мобилизировать силы к волевому усилию, преодолению препятствий |
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества | В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать своюмысль (владение механизмом эквивалентных замен). | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. | умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации; использование знаковых символических средств | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, | – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков | преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. |
Вид | 9 класс | Выпускник научится | Выпускник получит возможность |
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность | Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. | Вырабатывать критерии оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. | В ходе представления проекта давать оценку его результатам. оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать») -стабилизировать свое эмоциональное состояние для решения различных задач -к построению жизненных планов во временной перспективе; |
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества | Понимать позицию другого человека. | различать в его речи: -мнение (точку зрения), -доказательство (аргументы), факты; -гипотезы, аксиомы, теории. | взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации; использование знаковых символических средств | Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. | Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. |
Рабочая программа направлена на достижение результатов школьников, обучающихся в основной школе: далее ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ результаты.
Личностные результаты освоения учебного предмета
Вид | 8 класс | 9 класс |
Самоопределение Внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; Самоуважение и самооценка | сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека. | сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии исоответствующего профильного образования. |
Смыслообразование: мотивация (учебная социальная); границы собственного знания и незнания | осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; | Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. |
Ценностная и морально этическая ориентация:ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; Оценка своих поступков | с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт | учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. |
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Вид | 8 класс | 9 класс |
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность | Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую Модель Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). | Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. • В ходе представления проекта давать оценку его результатам. • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать») |
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества | Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. | Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации; использование знаковых символических средств | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков | Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы |
Предметные результаты освоения химии:
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
уметь:
• называть химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
В процессе обучения создаются условия для развития универсальных учебных действий:
Также в процессе обучения создаются условия для развития следующих действий:
Развитие ИКТ-компетентности учащихся | |
У выпускника «будут сформированы» |
осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала. |
Выпускник «получит возможность для формирования» |
осуществлять трёхмерное сканирование. |
Создание графических объектов | |
У выпускника «будут сформированы» |
|
Выпускник «получит возможность для формирования» |
|
Коммуникация и социальное взаимодействие | |
У выпускника «будут сформированы» |
|
Выпускник «получит возможность для формирования» |
|
Поиск и организация хранения информации | |
У выпускника «будут сформированы» |
|
Выпускник «получит возможность для формирования» |
|
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | |
У выпускника «будут сформированы» |
|
Выпускник «получит возможность для формирования» |
|
Основы смыслового чтения и работа с текстом | |
Поиск информации и понимание прочитанногоРабота с текстом: | |
У выпускника «будут сформированы» |
— определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
— определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять не только главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. |
Выпускник «получит возможность для формирования» |
|
Преобразование и интерпретация информации | |
У выпускника «будут сформированы» | структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. |
Выпускник «получит возможность для формирования» |
|
Оценка информации | |
У выпускника «будут сформированы» |
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). |
Выпускник «получит возможность для формирования» |
• находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. |
Предметные результаты | ||||
№ модуля | Результат | К-во лет на | Примерные | Подлежит ли |
освоение | классы | аттестации | ||
Выпускник научится: | ||||
1 | Характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, описание, эксперимент | 1 | 8 | нет |
1 | Описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки | 2 | 8-9 | да |
1 | Раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии | 2 | 8-9 | нет |
1 | Раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно- молекулярной теории | 1 | 8 | нет |
1 | Различать химические и физические явления | 1 | 8 | нет |
1 | Называть химические элементы | 1 | 8 | да |
1 | Определять состав веществ по их формулам | 2 | 8-9 | да |
1 | Определять валентность атома | 2 | 8-9 | да |
элемента в соединениях | ||||
1 | Определять тип химических | 2 | 8-9 | да |
реакций | ||||
1 | Называть признаки и условия | 2 | 8-9 | да |
протекания химических реакций | ||||
1 | Составлять формулы бинарных | 2 | 8-9 | да |
соединений | ||||
1 | Составлять уравнения химических | 2 | 8-9 | да |
реакций | ||||
1 | Соблюдать правила безопасной | 2 | 8-9 | да |
работы при проведении наблюдений и опытов | ||||
1 | Пользоваться лабораторным оборудованием и посудой | 2 | 8-9 | да |
1 | Вычислять относительную | 1 | 8 | да |
молекулярную и молярную массы | ||||
веществ, массовую долю | ||||
химического элемента по формуле | ||||
соединения | ||||
1 | Вычислять количества вещества или массу вещества по количеству вещества или массе реагентов или продуктов реакции | 2 | 8-9 | да |
2 | Характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода | 1 | 8 | да |
2 | Получать, собирать и изучать химические свойства кислорода и водорода | 1 | 8 | да |
2 | Распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород | 1 | 8 | да |
2 | Раскрывать смысл закона Авогадро | 1 | 8 | нет |
2 | Раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем» | 1 | 8 | да |
2 | Вычислять по химическим уравнениям объем одного из продуктов реакции по массе исходного вещества | 2 | 8-9 | да |
3 | Характеризовать физические и химические свойства воды | 1 | 8 | нет |
3 | Раскрывать смысл понятия | 1 | 8 | нет |
«раствор» | ||||
3 | Вычислять массовую долю вещества в растворе | 1 | 8 | да |
3 | Готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества | 1 | 8 | нет |
4 | Называть соединения изученных классов неорганических веществ | 2 | 8-9 | да |
4 | Характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей | 2 | 8-9 | да |
4 | Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений | 2 | 8-9 | да |
4 | Составлять формулы неорганических соединений изученных классов | 2 | 8-9 | да |
4 | Проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ | 2 | 8-9 | да |
4 | Распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора | 2 | 8-9 | да |
4 | Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с неорганическими веществами и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами | 2 | 8-9 | да |
4 | Характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений | 2 | 8-9 | да |
5 | Раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева | 1 | 8 | нет |
5 | Объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева | 1 | 8 | да |
5 | Объяснять закономерности | 1 | 8 | да |
изменения строения атомов, | ||||
свойств элементов в пределах | ||||
малых периодов и главных | ||||
подгрупп | ||||
5 | Характеризовать химические элементы (первых 20) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов | 1 | 8 | да |
5 | Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева | 2 | 8-9 | да |
6 | Раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность», «степень окисления» | |||
6 | Характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки | 1 | 8 | нет |
6 | Определять вид химической связи в неорганических соединениях | 2 | 8-9 | да |
6 | Изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида | 2 | 8-9 | нет |
6 | Определять степень окисления атома элемента в соединении | 2 | 8-9 | да |
7 | Раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» | 1 | 9 | да |
7 | Раскрывать смысл теории электролитической диссоциации. Объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена | 1 | 9 | да |
7 | Определять возможность протекания реакций ионного обмена | 1 | 9 | да |
7 | Распознавать опытным путем растворы солей по наличию в них хлорид- , сульфат- , карбонат- ионов и иона аммония | 1 | 9 | да |
7 | Определять окислитель и восстановитель | 1 | 9 | да |
8 | Называть факторы, влияющие нам скорость химической реакции | 1 | 9 | да |
8 | Классифицировать химические реакции по различным признакам | 1 | 9 | да |
9 | Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов | 1 | 9 | да |
9 | Проводить опыты по получению и изучению химических свойств неметаллов | 1 | 9 | да |
9 | Распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак | 1 | 9 | да |
10 | Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов | 1 | 9 | да |
10 | Проводить опыты, подтверждающие химические свойства металлов | 1 | 9 | да |
11 | Называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза, стеариновая кислота | 1 | 9 | да |
11 | Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ | 1 | 9 | да |
11 | Определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами | 1 | 9 | да |
Выпускник получит возможность научиться: | ||||
№ | Результат | К-во лет | Примерн | Подлежит |
модуля | на освоение | ые классы | ли аттестаци и | |
1-11 | Использовать приобретенные знания для объяснения отдельных фактов и природных явлений | 2 | 8-9 | нет |
5, 6, 9, 10, 11 | Прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения | 2 | 8-9 | да |
4, 9, 10, 11 | Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека | 1 | 8-9 | нет |
2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11 | Использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде | 1 | 8-9 | нет |
1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11 | Использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно- исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознания веществ | 2 | 8-9 | нет |
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 | Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относится к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации | 2 | 8-9 | нет |
5, 6 | Осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека | 2 | 8-9 | нет |
1-11 | Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | 2 | 8-9 | нет |
11 | Понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. | 2 | 8-9 | нет |
Содержание учебного предмета
8 класс
ТЕМА 1
Введение (6 часов)
Химия –часть естествознания. Предмет химии, вещества, простые и сложные, их свойства, химический элемент, изотопы.
Ознакомление с лабораторным оборудованием, техникой безопасности. Знаки химических элементов. Превращения веществ.
Химические формулы, относительная атомная и молекулярная масса, массовая доля элемента.
Роль химии в жизни общества, значение химии, история развития химии.
ТЕМА 2
Атомы химических элементов. (9 часов)
Основные сведения о строении атома. Состав атомных ядер, изотопы. Планетарная модель строения атома. Строение электронных оболочек атомов. Порядок заполнения электронныхорбиталей. Завершенный электронный слой. Физический смысл порядкового номера, номера периода, группы. Металлические и неметаллические свойства. Типы химической связи: ионная, ковалентная (полярная и неполярная), металлическая, водородная. Составление схем образования связей.
ТЕМА 3.
Простые вещества. (7 часов)
Простые вещества металлы и неметаллы. Положение в Периодической таблице, особенности строения атомов. Общие физические свойства. Важнейшие представители. Аллотропия.
Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов, нормальные условия.
Решение расчетных задач с использованием данных понятий.
ТЕМА 4.
Соединения химических элементов (10 часов)
Понятие сложного вещества, его отличие от смеси. Степень окисления. Бинарные соединения, составление формул и названий бинарных соединений. Оксиды, летучие водородные соединения. Важнейшие представители бинарных соединений. Основания, кислоты, соли. Качественные реакции, индикаторы. Аморфные и кристаллические вещества, типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от их строения. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Расчеты с использованием понятий массовая и объемная доли.
ТЕМА 5.
Изменения, происходящие с веществами. (12 часов)
Физические и химические явления. Их роль в природе и жизни человека. Закон сохранения массы веществ. Химические реакции. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Индексы и коэффициенты. Расчеты по химическим уравнениям. Задачи на определение массы или объема исходных или образующихся веществ, массовую долю примесей, массовую или объемную долю выхода продукта реакции, избыток или недостаток.
Типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена. Цепочки переходов. Обратимые и необратимые реакции. Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов.
Признаки химических реакций, условия протекания.
ТЕМА 6
Химический практикум 1 (3часа)
- признаки химических реакций.
- Приготовление раствора сахара с определенной массовой долей.
- Анализ почвы и воды.
ТЕМА 7.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (11 часов)
Растворение – физико – химический процесс. Растворимость веществ в воде, ее зависимость от температуры. Гидраты и кристаллогидраты. Растворы, насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные. Значение растворов в природе и жизнедеятельности человека.
Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ее механизм. Основные положения теории. Сильные и слабые электролиты, степень электролитической диссоциации.
Реакции ионного обмена. Молекулярные и ионные уравнения. Условия протекания реакций ионного обмена, правило Бертолле.
Оксиды, основания, кислоты, соли – их классификация и химические свойства в свете ТЭД. Составление уравнений реакций, характеризующих свойства веществ.
ТЕМА 8
Химический практикум №2 (4 часа)
- Ионные реакции
- Условия протекания реакций ионного обмена.
- Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете ТЭД.
- Решение экспериментальных задач.
ТЕМА 9
Окислительно - восстановительные реакции. (4 часа)
Степень окисления элементов. Окислители и восстановители, окисление и восстановление. Составление ОВР методом электронного баланса. Свойства простых веществ металлов и неметаллов с точки зрения окисления восстановления.
9 класс
ТЕМА 1
Повторение основных вопросов курса
8 класса и ведение в курс 9 класса (9 часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятия о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Химическая организация живой и неживой природы. Классификация химических реакций. Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
ТЕМА 2
Металлы (15 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов- оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II подгруппы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов - оксиды, гидроксидов и соли (хлориды, карбонаты, нитраты,сульфаты фосфаты),их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома,физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия . Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+ . Качественные реакции наFe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации.Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6.Качественные реакции на ионыFe2+ и Fe3+.
ТЕМА 3
Химический практикум № 1 «Свойства металлов и их соединений» (3 часа)
- Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2.Получение и свойства соединений металлов. 3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
ТЕМА 4
Неметаллы (24 часа)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл»,«неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементовД.И.Менделеева . Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия. Свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), и их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия,свойства белого и красного фосфора, и их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV) ,их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. . Строение атома, кристаллический кремний, его свойстваи применение. Оксид кремния (IV),его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из нее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов , карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8.Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10.Получение углекислого газа и его распознавание. 11.Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
ТЕМА 5
Химический практикум № 2 «Свойства неметаллов и их соединений» (5 часов)
1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 3. Получение, собирание и распознавание газов. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 5 . Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода».
ТЕМА 6.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА. ( 10 часов)
Повторение основных вопросов курса. Периодический закон и строение атома. Виды химической связи. Типы кристаллических решеток, зависимость свойств веществ от их строения. Классификация химических реакций. Электролитическая диссоциация. Классификация неорганических веществ и их свойства. ОВР. Тренинг – тестирование.
Тематическое планирование
Класс | Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа | в том числе | |||
количество часов для проведения контрольных работ | количество часов для проведения | ||||
Тестов | Практических работ | Всего | |||
8 | 70 | 5 | 5 | 9 | 14 |
9 | 70 | 4 | 3 | 8 | 11 |
8 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Из них контрольных | Из них практич-х |
1 | Введение | 6 | 2 | |
2 | Атомы химических элементов | 9 | 1 | |
3 | Простые вещества | 7 | 1 | |
4 | Соединения химических элементов | 10 | 1 | |
5 | Изменения, происходящие с веществами | 12 | 1 | |
6 | Химический практикум 1 | 3 | 3 | |
7 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 11 | 1 | |
8 | Химический практикум 2 | 4 | 4 | |
9 | Окислительно – восстановительные реакции. | 4 | ||
Итого | 66 часов 4час резерв | 5 | 9практических |
9 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Из них контрольных | Из них практических |
1 | Повторение. Характеристика элементов по положению в периодической таблице | 9 | 1 | |
2 | Металлы. | 15 | 1 | |
3 | Химический практикум 1. «свойства металлов и их соединений» | 3 | 3 | |
4 | Неметаллы. | 24 | 1 | |
5 | Химический практикум 2. «свойства неметаллов и их соединений» | 5 | 5 | |
6 | Обобщение знаний за курс основной школы. Подготовка к ГИА | 10 | 2 | |
Итого | 66+4 час резерв | 5 | 8 | |
2 часа |
Календарно-тематическое планирование (приложение)
Учитель ___________Е.Ф. Карначёва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...