Амины и нитросоединения. Урок-викторина.
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Обобщающий урок-игра по теме «Азотсодержащие органические соединения.»
Данный урок проводится как завершающее занятие закрепляющее знания о химии классов азотосодержащих органических веществ. Он предполагает обобщение полученных знаний при помощи игры и использованием проектной технологии.
При проведении занятия большое значение имеет подготовительный этап, который включает в себя знание пройденного материала. Также необходимо обобщить материал, который касается не посредственно темы урока, т.е. сведения о аминах и азотосодержащих веществах и их взаимных превращениях. Викторина хороша тем, что не требует значительной подготовки кабинета, в котором предполагается провести урок. Достаточно того, чтобы кабинет был оснащен медиа проектором и компьютером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок закрепления и обобщения | 26.61 КБ |
урок обобщения по темам Амины и нитросоединения. | 1.07 МБ |
урок обобщение и закрепление знаний по теме "Аминокислоты" | 308.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок-игра по теме «Азотсодержащие органические соединения.»
Данный урок проводится как завершающее занятие закрепляющее знания о химии классов азотосодержащих органических веществ. Он предполагает обобщение полученных знаний при помощи игры и использованием проектной технологии.
При проведении занятия большое значение имеет подготовительный этап, который включает в себя знание пройденного материала. Также необходимо обобщить материал, который касается не посредственно темы урока, т.е. сведения о аминах и азотосодержащих веществах и их взаимных превращениях. Викторина хороша тем, что не требует значительной подготовки кабинета, в котором предполагается провести урок. Достаточно того, чтобы кабинет был оснащен медиа проектором и компьютером.
Способы активизации на уроке: использование различных форм и методов контроля: поисковые, творческие, занимательные, индивидуальные задания учащимся. Завершить занятие необходимо проведением рефлексии: учащиеся выражают свое отношение к уроку.
План урока
Тема:
Урок-викторина по теме “Амины. Нитросоединения”
I. Организационный момент:
Проверка присутствующих, установление общей дисциплины с целью мобилизации внимания учащихся на работу.
Формулировка темы и ее обоснование.
Вступительное слово преподавателя (5 мин.)
II. Мотивация, постановка цели и задачи урока.
Сформировать знание принципов строения и основных химических превращений азотсодержащих соединений (аминов, нитросоединений), участвующих в процессах жизнедеятельности. Дать общее представление о строении и химических свойствах. Воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых моментов роли
аминов и нитросоединений для деятельности человека. Сформировать системные знания о принципах структурного построения молекул аминов и нитросоединений, а также о химических превращениях этих соединений.
III. Тип урока:
урок систематизация и обобщение знаний (проводится в виде игры) (35 мин)
Оборудование урока:
медиапроектор, компьютер, карточки задания в печатном виде, лабораторное оборудование для проведения эксперимента.
IV. Закрепление материала:
итог урока (5 мин)
V. Домашнее задание:
подготовить сообщение:
“Применение аминов, нитросоединений и загрязнение
окружающей среды”. (5 мин)
Ход занятия:
1. Вступление учителя.
Сегодня на уроке проводиться обобщение знаний по азотосодержащим соединениям в форме викторины, класс делится на две команды, выбираем названия своим командам “Амины” и “Нитросоединения”.
Начало урока
Девиз урока:
«Кто мало знает, для того и этого много. Кто
много знает, тому и этого мало».
- Конкурс представление команд.
Каждая команда выбирает название класса веществ, кратко рассказывает о классификации, свойствах, приводят примеры. Представители соседней команды дополняют ответы, при этом получают дополнительные очки.
- Конкурс разминка: “Узнай своего”
При помощи медиа проектора на экран проецируются формулы веществ, из которых
представители каждой команды должны выбрать аминокислоты и амины, дать им названия.
NH2CH3 . CH2NH2COOH. CH3NO2 C2H5NH2 | CH3NHC2H4. C3H6NH2COOH C3H6NH2COOH. NH2CH10COOH |
Конкурс “лишний”
Каждая группа получает карточку, в которой написаны, пять строчек формул, по три формулы в каждой строке. Такие же таблицы проецируются на экран. Одна из них лишняя, её необходимо зачеркнуть. Задание для группы “Амины” и “Нитросоединения”.
Для команды “Амины» | ||
С6Н5N | СН3 NH СН3 | СН3N СН3 СН3 |
С5Н11 NH2 | NH3 | С6Н12N |
С6Н4 (NH2)2 | С6Н5N С6Н5H | С2 Н5 NHCH3 |
СН3 NH2 | С2 Н5 NHCH3 | СН3NO2 |
С2 Н5 NH2 | СН3NHС6Н5 | СН3N СН3C3H7 |
Для команды «Нитросоединения» | ||
C3H6NH2COOH | C4H8CH(NH2)2COOH | C3H5NH2(COOH)2 |
C6H5NH2 | C6H5NH2 | C6H5NH2 |
C3H5NH2COOH. | CH(NH2)2COOH. | C4H7NH2(COOH)2 |
CH2 CH NH2COOH | (NH2)2C3 H5COOH | NH2CH(COOH)2 |
CH2NH2COOH | C3H6NH2COOH | C2H3NH2(COOH)2 |
Конкурс “Химическая эстафета”
- Цепочка
Каждая группа получает карточку с цепочкой превращений. Учащиеся пишут уравнения, называют вещества, определяют типы реакций. Причём группа сама решает, кому какое уравнение писать, очерёдность не имеет значения: учащиеся выбирают
посильное задание.
Для группы “Амины
CH4 —> C2H2 —> C6H6—> C6H5NO2 —> C6H5NH2—> HCl X
Для группы “Нитросоединения”
CH3Cl —> C2H6 —> CH3COH—> CH3-COOH + NH3 —> X
Каждый член группы зачитывает своё уравнение и поясняет, один из её членов пишет уравнение на доске, чтобы было наглядно.
- Задачка
Команды получает по две задачи разного уровня: за решение 1 задачи команда получает 3 балла, за решение 2 задачи -5 баллов. На решение задачи дается 10 минут. После окончания указанного времени капитаны сдают решение для проверки. Пока команды решают задачи, учитель подводит промежуточные итоги зачета.
Для команды “Амины”
Найдите массу 19,6%-ного раствора серной кислоты, способного прореагировать с 11,2 л метиламина (н. у.) с образованием средней соли.
Для команды “Нитросоединения”
Образец нитробензола массой 85 г, содержащий 7% примесей, восстановили до анилина; выход реакции равен 85%. Вычислите массу образовавшегося анилина.
- Структуры.
Для команды “Амины”
а) анилина
б) 2 –метиланилина
в) 3,4 –дихлоранилина
г) 2,6-динитроанилин
Для команды“Нитросоединения”
а) 2,4,6 – тринитротолуол
б) нитробензол
в) 2-нитропропан
г) тринитрометан
4. Конкурс: Практический
Построить шаростержневые модели:
«Амины» : 2,3-диметилбутиламин-2
«Нитросоединения»: 3-метил-2-нитропентан
5. Конкурс “Разгадать слова” (кто быстрее и больше отгадает)
1.Одноатомный спирт, в молекуле которого три атома углерода. 2.Органическое вещество, в молекуле которого содержится две двойные связи. 3. Азотистое основание. 4.Название вещества с формулой CuSO4·5H20. 5. Млечный сок каучуконосных растений. 6.Вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение. 7. Одно из агрегатных состояний вещества. 8. Органическое вещество, в молекуле которого ОН– группа непосредственно соединена с бензольным кольцом. 9. Вещество, предоставляющее электронную пару при образовании ковалентной полярной связи. 10.Число атомов углерода в молекуле пропина. 11. Получение сложных веществ из более простых путем химических реакций.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выбрать нитросоединения и амины, дать им названия. NH 2 CH 3 . CH 2 NH 2 COOH . CH 3 NO 2 C 6 H 5 NH CH 3 C 2 H 5 NH 2 CH 3 NHC 2 H 4 . C 3 H 6 NH 2 COOH C 6 H 5 NH 2 C 3 H 6 NH 2 COOH . NH 2 CH 10 COOH , C 2 H 5 NO 2 Команда «Амины» Команда « Нитросоединения »
Для команды “Амины» С 6 Н 5 N СН 3 NH СН 3 СН 3 N СН 3 СН 3 С 5 Н 11 NH 2 NH 3 С 6 Н 12 N С 6 Н 4 (NH 2 ) 2 С 6 Н 5 N С 6 Н 5 H С 2 Н 5 NHCH 3 СН 3 NH 2 С 2 Н 5 NHCH 3 СН 3 NO 2 С 2 Н 5 NH 2 СН 3 NHС 6 Н 5 СН 3 N СН 3 C 3 H 7 Для команды « Нитросоединения » C 3 H 6 NH 2 COOH C 4 H 8 CH(NH 2 ) 2 COOH C 3 H 5 NH 2 (COOH) 2 C 6 H 5 NH 2 C 6 H 5 NH 2 C 6 H 5 NH 2 C 3 H 5 NH 2 COOH. CH(NH 2 ) 2 COOH. C 4 H 7 NH 2 (COOH) 2 CH 2 CH NH 2 COOH (NH 2 ) 2 C 3 H 5 COOH NH 2 CH(COOH) 2 CH 2 NH 2 COOH C 3 H 6 NH 2 COOH C 2 H 3 NH 2 (COOH) 2 «Зачеркни лишнее и объясни»
Для группы “ Амины CH 4 → C 2 H 2 → C 6 H 6 → C 6 H 5 NO 2 → + H X Для группы “ Нитросоединения ” CH 3 Cl → C 2 H 6 → C 2 H 5 С l → C 2 H 5 NH 2 → + HCl X
Для команды “Амины” · Найдите массу 19,6%- ного раствора серной кислоты, способного прореагировать с 11,2 л метиламина (н. у.) с образованием средней соли . Для команды “ Нитросоединения ” · Образец нитробензола массой 85 г, содержащий 7% примесей, восстановили до анилина; выход реакции равен 85%. Вычислите массу образовавшегося анилина.
Составить структурные формулы. Для команды “Амины” а) анилина б) 2 – метиланилина в) 3,4 – дихлоранилина г) 2,6-динитроанилин Для команды“Нитросоединения ” а) 2,4,6 – тринитро толуол б) нитробензол в) 2-нитропропан г) тринитрометан
Практическая часть : построить шаростержневые модели : «Амины» : 2,3-диметилбутиламин-2 « Нитросоединения »: 3-метил 2-нитропентан
Конкурс “Разгадать слова ” (кто быстрее и больше отгадает) 1 .Одноатомный спирт, в молекуле которого три атома углерода. 2 .Органическое вещество, в молекуле которого содержится две двойные связи. 3 . Азотистое основание. 4 .Название вещества с формулой CuSO 4 ·5H 2 0. 5 . Млечный сок каучуконосных растений. 6 .Вещества , имеющие одинаковый количественный и качественный состав , но разное строение. 7 . Одно из агрегатных состояний вещества. 8 . Органическое вещество, в молекуле которого ОН– группа непосредственно соединена с бензольным кольцом. 9 . Вещество, предоставляющее электронную пару при образовании ковалентной полярной связи. 10 .Число атомов углерода в молекуле пропина . 11 . Получение сложных веществ из более простых путем химических реакций.
Рефлексия Выбирете начало фразы и закончите её: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Домашнее задание: подготовить сообщение: “Применение аминов, нитросоединений и загрязнение окружающей среды ”. (1 лист А-4 или на 5 мин)
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок-игра по теме «Аминокислоты.»
Данный урок проводится как завершающее занятие закрепляющее знания о химии аминокислот. Он предполагает обобщение и закрепление, коррекция полученных знаний при помощи игры и использованием проектной технологии. Сформировать системные знания о принципах структурного построения молекул аминов и аминокислот, а также о химических превращениях этих соединений в живых организмах.
При проведении занятия большое значение имеет подготовительный этап, который включает в себя знание пройденного материала. Также необходимо обобщить материал, который касается не посредственно темы урока, т.е. сведения об аминокислотах, их свойствах, значении, синтезе, применении. Важное место в подготовке урока занимает оформление аудитории, так как нужно создать соответствующий настрой. Компьютерная презентация содержит непосредственно текст заданий викторины, 8-12 слайды некоторые сведения об аминокислотах и рефлексию.
Способы активизации на уроке: использование различных форм и методов контроля: поисковые, творческие, занимательные, индивидуальные задания учащимся. Завершить занятие необходимо проведением рефлексии: учащиеся выражают свое отношение к уроку.
План урока
Тема:
Урок-викторина по теме “Аминокислоты”
I. Организационный момент:
Проверка присутствующих, установление общей дисциплины с целью мобилизации внимания учащихся на работу.
Формулировка темы и ее обоснование.
Вступительное слово преподавателя (5 мин.)
II. Мотивация, постановка цели и задачи урока.
Сформировать знание принципов строения и основных химических превращений азотсодержащих соединений (аминокислот), участвующих в процессах жизнедеятельности. Дать общее представление о строении и химических свойствах. Воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых моментов роли
аминокислот для деятельности человека. Сформировать системные знания о принципах структурного построения молекул аминокислот, а также о химических превращениях этих соединений.
III. Тип урока:
урок систематизация и обобщение знаний (проводится в виде игры) (35 мин)
Оборудование урока:
медиапроектор, компьютер, карточки задания в печатном виде, лабораторное оборудование для проведения эксперимента.
IV. Закрепление материала:
итог урока (5 мин)
V. Домашнее задание:
подготовить сообщение:
“Применение аминокислот и загрязнение
окружающей среды”. (5 мин)
Ход занятия:
1. Вступление учителя.
Сегодня на уроке проводиться обобщение знаний по азотосодержащим соединениям в форме викторины, класс делится на две команды, выбираем названия своим командам “Глицин” и “Лизин”.
Начало урока
Девиз урока:
«Может тот, кто думает, что может».
Представоение команд: Каждая команда выбирает название “Глицин” или “Лизин”, кратко рассказывает о нем (свойства, строение). Представители соседней команды дополняют ответы, при этом получают дополнительные очки.
- Конкурс: Выбрать аминокислоты, дать им названия.
“Глицин” | “Лизин” |
NH2CH2 CH2CH3. CH2NH2COOH. CH3CH2CH2NO2
NH2-CH2-CH2-CH2-CH2- CH-COOH │ NH2 | CH3NHC2H4. C3H6NH2COOH. C2H5NH2 NH2C4H10COOH, |
- Конкурс: Составить формулы аминокислот по названиям.
- Конкурс Составить 2 гомолога и 2 изомера к аминокислотам, укажите σ-связи и π-связи.
“Глицин” | “Лизин” |
2-амино-3-метилбутановая кислота | 2,6-диаминогексановая кислота |
Собрать шаростержневую модель.
- Конкурс: Практический. Докажите основный и кислотный характер аминоуксусной кислоты. Проведите соответствующие реакции.
“Глицин” | “Лизин” |
Основные В фарфоровую чашку поместите 1 каплю раствора соляной кислоты (НСI) и 1 каплю метилоранжа. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси. Вопрос. Объясните, почему произошло изменение цвета раствора? | Кислотные В фарфоровую чашку поместите 1 каплю раствора гидроксида натрия (NaОН) и 1 каплю фенолфталеина. Индикатор изменяет свою окраску на малиновую. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до обесцвечивания реакционной смеси. Вопрос. Объясните, почему произошло обесцвечивание раствора? |
- Конкурс. “Блиц-опрос” (кто быстрее ответит)
- С каким из перечисленных веществ не будет реагировать
аминоуксусная кислота:
а) Na; б) HNO3; в) СН4; г) LiOH.
2) Способность некоторых веществ проявлять кислотные и основные свойства.
3) Определить вещество «Х»+ CI2 +NH3
СН3 – СН2 – СООН → Х → СН2 – СН2 – СООН
|
NH2
- Конкурс.
Проведите реакции поликонденсации между аминокислотами:
глицин + глицин
Глицин + аланин
Аланин + аланин
Валин + Аланин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)
Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....
Конспект урока по литературному чтению по теме: Урок-викторина "Сказки А.С.Пушкина" 3 класс
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина...
План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”
Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...
План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов
План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...
Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"
Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина
Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....