Амины и нитросоединения. Урок-викторина.
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Титова Светлана Борисовна

Обобщающий урок-игра  по теме «Азотсодержащие органические соединения.»

Данный урок проводится как завершающее занятие закрепляющее знания о химии классов азотосодержащих органических веществ. Он предполагает обобщение полученных знаний при помощи    игры и использованием проектной технологии.

При проведении занятия большое значение имеет подготовительный этап, который включает в себя знание пройденного материала. Также необходимо обобщить материал, который касается не посредственно темы урока, т.е. сведения о аминах и азотосодержащих веществах и их взаимных превращениях. Викторина хороша тем, что не требует значительной подготовки кабинета, в котором предполагается провести урок. Достаточно того, чтобы кабинет был оснащен медиа проектором и компьютером.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра  по теме «Азотсодержащие органические соединения.»

Данный урок проводится как завершающее занятие закрепляющее знания о химии классов азотосодержащих органических веществ. Он предполагает обобщение полученных знаний при помощи    игры и использованием проектной технологии.

При проведении занятия большое значение имеет подготовительный этап, который включает в себя знание пройденного материала. Также необходимо обобщить материал, который касается не посредственно темы урока, т.е. сведения о аминах и азотосодержащих веществах и их взаимных превращениях. Викторина хороша тем, что не требует значительной подготовки кабинета, в котором предполагается провести урок. Достаточно того, чтобы кабинет был оснащен медиа проектором и компьютером.

Способы активизации на уроке: использование различных форм и методов контроля: поисковые, творческие, занимательные, индивидуальные задания учащимся. Завершить занятие необходимо проведением рефлексии: учащиеся  выражают свое отношение к уроку.

План урока

Тема:

Урок-викторина по теме “Амины.  Нитросоединения”

I. Организационный  момент:  

Проверка присутствующих, установление общей дисциплины с целью мобилизации внимания  учащихся на работу.
         Формулировка темы и ее обоснование.
         Вступительное слово преподавателя (5 мин.)

II. Мотивация, постановка цели и задачи урока.

Сформировать знание принципов строения и основных химических превращений азотсодержащих соединений (аминов, нитросоединений), участвующих в процессах жизнедеятельности. Дать общее представление о строении и химических свойствах. Воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых моментов роли
аминов и нитросоединений для деятельности человека. Сформировать системные знания о принципах структурного построения молекул аминов и нитросоединений, а также о химических превращениях этих соединений.

III. Тип урока:

урок систематизация и обобщение знаний (проводится в виде игры) (35 мин)

Оборудование урока:

медиапроектор, компьютер, карточки задания в печатном виде, лабораторное оборудование для проведения эксперимента.

IV. Закрепление материала:

итог урока (5 мин)

V. Домашнее задание:

подготовить сообщение:

“Применение аминов, нитросоединений и загрязнение
окружающей среды”. (5 мин)

Ход занятия:

1. Вступление учителя.

Сегодня на уроке проводиться обобщение знаний по азотосодержащим соединениям в форме викторины, класс делится на  две команды, выбираем  названия своим командам “Амины” и “Нитросоединения”.

Начало урока

Девиз урока:

«Кто мало знает, для того и этого много. Кто
много знает, тому и этого мало».

  1. Конкурс представление команд.

Каждая команда выбирает название класса веществ, кратко рассказывает о классификации, свойствах, приводят примеры. Представители соседней команды дополняют ответы, при этом получают дополнительные очки.

  1. Конкурс разминка: “Узнай своего”

При помощи медиа проектора на экран проецируются формулы веществ, из которых
представители каждой команды должны выбрать аминокислоты и амины, дать им названия.

NH2CH3 .

CH2NH2COOH.

CH3NO2
C6H5NH CH3

C2H5NH2

CH3NHC2H4.

C3H6NH2COOH
C
6H5NH2 

C3H6NH2COOH.

NH2CH10COOH

Конкурс “лишний”

Каждая группа получает карточку, в которой написаны, пять строчек формул, по три формулы в каждой строке. Такие же таблицы проецируются на экран. Одна из них лишняя, её необходимо зачеркнуть. Задание для группы “Амины” и “Нитросоединения”.

Для команды “Амины»

С6Н5N

СН3 NH СН3

СН3N СН3 СН3

С5Н11 NH2

NH3

С6Н12N

С6Н(NH2)2

С6Н5N С6Н5H

С2 Н5 NHCH3

СН3 NH2

С2 Н5 NHCH3

СН3NO2

С2 Н5 NH2

СН3NHС6Н5

СН3N СН3C3H7

Для команды «Нитросоединения»

C3H6NH2COOH

C4H8CH(NH2)2COOH

C3H5NH2(COOH)2

C6H5NH2

C6H5NH2

C6H5NH2

C3H5NH2COOH.

CH(NH2)2COOH.

C4H7NH2(COOH)2

CH2 CH NH2COOH

(NH2)2C3 H5COOH

NH2CH(COOH)2

CH2NH2COOH

C3H6NH2COOH

C2H3NH2(COOH)2

Конкурс “Химическая эстафета”

  1. Цепочка

Каждая группа получает карточку с цепочкой превращений. Учащиеся пишут уравнения, называют вещества, определяют типы реакций. Причём группа сама решает, кому какое уравнение писать, очерёдность не имеет значения: учащиеся  выбирают
посильное задание.

Для группы “Амины

CH4 —> C2H2 —> C6H6—> C6H5NO2 —> C6H5NH2—> HCl X

Для группы “Нитросоединения”

CH3Cl —> C2H6 —> CH3COH—> CH3-COOH + NH3 —> X

Каждый член группы зачитывает своё уравнение и поясняет, один из её членов пишет уравнение на доске, чтобы было наглядно.

- Задачка

Команды получает по две задачи разного уровня: за решение 1 задачи команда получает 3 балла, за решение 2 задачи -5 баллов. На решение задачи дается 10 минут. После окончания указанного времени капитаны сдают решение для проверки. Пока команды решают задачи, учитель подводит промежуточные итоги зачета.

Для команды “Амины”

Найдите массу 19,6%-ного раствора серной кислоты,  способного прореагировать с 11,2 л метиламина (н. у.)  с образованием средней соли.

Для команды “Нитросоединения”

Образец нитробензола массой 85 г, содержащий 7% примесей, восстановили до анилина; выход реакции равен 85%. Вычислите массу образовавшегося анилина.

- Структуры.

Для команды “Амины”

а) анилина 
б) 2 –метиланилина 
в) 3,4 –дихлоранилина 
г) 2,6-динитроанилин

Для команды“Нитросоединения”

а) 2,4,6 – тринитротолуол  
б) нитробензол 
в) 2-нитропропан
г) тринитрометан

4. Конкурс: Практический

 Построить шаростержневые модели:

«Амины» : 2,3-диметилбутиламин-2

«Нитросоединения»: 3-метил-2-нитропентан

5. Конкурс “Разгадать слова” (кто быстрее и больше отгадает)

1.Одноатомный спирт, в молекуле которого три атома углерода.     2.Органическое вещество, в молекуле которого содержится две двойные связи. 3. Азотистое основание. 4.Название вещества с формулой CuSO4·5H20.   5. Млечный сок каучуконосных растений.  6.Вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение. 7. Одно из агрегатных состояний вещества. 8. Органическое вещество, в молекуле которого ОН– группа непосредственно соединена с бензольным  кольцом. 9. Вещество, предоставляющее электронную пару при образовании ковалентной полярной связи. 10.Число атомов углерода в молекуле пропина. 11. Получение сложных веществ из более простых путем химических реакций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало”.

Слайд 2

Выбрать нитросоединения и амины, дать им названия. NH 2 CH 3 . CH 2 NH 2 COOH . CH 3 NO 2 C 6 H 5 NH CH 3 C 2 H 5 NH 2 CH 3 NHC 2 H 4 . C 3 H 6 NH 2 COOH C 6 H 5 NH 2 C 3 H 6 NH 2 COOH . NH 2 CH 10 COOH , C 2 H 5 NO 2 Команда «Амины» Команда « Нитросоединения »

Слайд 3

Для команды “Амины» С 6 Н 5 N СН 3 NH СН 3 СН 3 N СН 3 СН 3 С 5 Н 11 NH 2 NH 3 С 6 Н 12 N С 6 Н 4 (NH 2 ) 2 С 6 Н 5 N С 6 Н 5 H С 2 Н 5 NHCH 3 СН 3 NH 2 С 2 Н 5 NHCH 3 СН 3 NO 2 С 2 Н 5 NH 2 СН 3 NHС 6 Н 5 СН 3 N СН 3 C 3 H 7 Для команды « Нитросоединения » C 3 H 6 NH 2 COOH C 4 H 8 CH(NH 2 ) 2 COOH C 3 H 5 NH 2 (COOH) 2 C 6 H 5 NH 2 C 6 H 5 NH 2 C 6 H 5 NH 2 C 3 H 5 NH 2 COOH. CH(NH 2 ) 2 COOH. C 4 H 7 NH 2 (COOH) 2 CH 2 CH NH 2 COOH (NH 2 ) 2 C 3 H 5 COOH NH 2 CH(COOH) 2 CH 2 NH 2 COOH C 3 H 6 NH 2 COOH C 2 H 3 NH 2 (COOH) 2 «Зачеркни лишнее и объясни»

Слайд 4

Для группы “ Амины CH 4 → C 2 H 2 → C 6 H 6 → C 6 H 5 NO 2 → + H X Для группы “ Нитросоединения ” CH 3 Cl → C 2 H 6 → C 2 H 5 С l → C 2 H 5 NH 2 → + HCl X

Слайд 5

Для команды “Амины” · Найдите массу 19,6%- ного раствора серной кислоты, способного прореагировать с 11,2 л метиламина (н. у.) с образованием средней соли . Для команды “ Нитросоединения ” · Образец нитробензола массой 85 г, содержащий 7% примесей, восстановили до анилина; выход реакции равен 85%. Вычислите массу образовавшегося анилина.

Слайд 6

Составить структурные формулы. Для команды “Амины” а) анилина б) 2 – метиланилина в) 3,4 – дихлоранилина г) 2,6-динитроанилин Для команды“Нитросоединения ” а) 2,4,6 – тринитро толуол б) нитробензол в) 2-нитропропан г) тринитрометан

Слайд 7

Практическая часть : построить шаростержневые модели : «Амины» : 2,3-диметилбутиламин-2 « Нитросоединения »: 3-метил 2-нитропентан

Слайд 8

Конкурс “Разгадать слова ” (кто быстрее и больше отгадает) 1 .Одноатомный спирт, в молекуле которого три атома углерода. 2 .Органическое вещество, в молекуле которого содержится две двойные связи. 3 . Азотистое основание. 4 .Название вещества с формулой CuSO 4 ·5H 2 0. 5 . Млечный сок каучуконосных растений. 6 .Вещества , имеющие одинаковый количественный и качественный состав , но разное строение. 7 . Одно из агрегатных состояний вещества. 8 . Органическое вещество, в молекуле которого ОН– группа непосредственно соединена с бензольным кольцом. 9 . Вещество, предоставляющее электронную пару при образовании ковалентной полярной связи. 10 .Число атомов углерода в молекуле пропина . 11 . Получение сложных веществ из более простых путем химических реакций.

Слайд 9

Рефлексия Выбирете начало фразы и закончите её: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 10

Домашнее задание: подготовить сообщение: “Применение аминов, нитросоединений и загрязнение окружающей среды ”. (1 лист А-4 или на 5 мин)



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра  по теме «Аминокислоты.»

Данный урок проводится как завершающее занятие закрепляющее знания о химии аминокислот. Он предполагает обобщение и закрепление, коррекция полученных знаний при помощи    игры и использованием проектной технологии. Сформировать системные знания о принципах структурного построения молекул аминов и аминокислот, а также о химических превращениях этих соединений в живых организмах.

При проведении занятия большое значение имеет подготовительный этап, который включает в себя знание пройденного материала. Также необходимо обобщить материал, который касается не посредственно темы урока, т.е. сведения об аминокислотах, их свойствах, значении, синтезе, применении. Важное место в подготовке урока занимает оформление аудитории, так как нужно создать соответствующий настрой.  Компьютерная презентация содержит непосредственно текст заданий викторины, 8-12 слайды некоторые сведения об аминокислотах и рефлексию.

Способы активизации на уроке: использование различных форм и методов контроля: поисковые, творческие, занимательные, индивидуальные задания учащимся. Завершить занятие необходимо проведением рефлексии: учащиеся  выражают свое отношение к уроку.

План урока

Тема:

Урок-викторина по теме “Аминокислоты”

I. Организационный  момент:  

Проверка присутствующих, установление общей дисциплины с целью мобилизации внимания  учащихся на работу.
         Формулировка темы и ее обоснование.
         Вступительное слово преподавателя (5 мин.)

II. Мотивация, постановка цели и задачи урока.

Сформировать знание принципов строения и основных химических превращений азотсодержащих соединений (аминокислот), участвующих в процессах жизнедеятельности. Дать общее представление о строении и химических свойствах. Воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых моментов роли
аминокислот для деятельности человека. Сформировать системные знания о принципах структурного построения молекул аминокислот, а также о химических превращениях этих соединений.

III. Тип урока:

урок систематизация и обобщение знаний (проводится в виде игры) (35 мин)

Оборудование урока:

медиапроектор, компьютер, карточки задания в печатном виде, лабораторное оборудование для проведения эксперимента.

IV. Закрепление материала:

итог урока (5 мин)

V. Домашнее задание:

подготовить сообщение:

“Применение аминокислот и загрязнение
окружающей среды”. (5 мин)

Ход занятия:

1. Вступление учителя.

Сегодня на уроке проводиться обобщение знаний по азотосодержащим соединениям в форме викторины, класс делится на  две команды, выбираем  названия своим командам “Глицин” и “Лизин”.

Начало урока

Девиз урока:

«Может тот, кто думает, что может».

Представоение команд:  Каждая команда выбирает название  “Глицин” или “Лизин”, кратко рассказывает о нем (свойства, строение). Представители соседней команды дополняют ответы, при этом получают дополнительные очки.

  1. Конкурс: Выбрать аминокислоты, дать им названия.

“Глицин”

“Лизин”

NH2CH2 CH2CH3.

CH2NH2COOH.

CH3CH2CH2NO2


C6H5NH CH3  

NH2-CH2-CH2-CH2-CH2- CH-COOH

                                      │                                

                                      NH2 

CH3NHC2H4.
C
6H5NO2

C3H6NH2COOH.

 C2H5NH2

NH2C4H10COOH,

  1. Конкурс: Составить формулы аминокислот по   названиям.

  1. Конкурс  Составить 2 гомолога и 2 изомера к аминокислотам, укажите σ-связи и π-связи.

“Глицин”

“Лизин”

2-амино-3-метилбутановая кислота

2,6-диаминогексановая кислота

Собрать шаростержневую модель.

  1. Конкурс: Практический. Докажите основный и кислотный характер аминоуксусной кислоты. Проведите соответствующие реакции.

“Глицин”

“Лизин”

Основные

В фарфоровую чашку поместите 1 каплю раствора соляной кислоты (НСI) и 1 каплю метилоранжа. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси. 

Вопрос. Объясните, почему произошло изменение цвета раствора? 

Кислотные

В фарфоровую чашку поместите 1 каплю раствора гидроксида натрия (NaОН) и 1 каплю фенолфталеина. Индикатор изменяет свою окраску на малиновую. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до обесцвечивания реакционной смеси. 

Вопрос. Объясните, почему произошло обесцвечивание раствора? 

  1. Конкурс.  “Блиц-опрос” (кто быстрее ответит)

  1. С каким из перечисленных веществ не будет реагировать

аминоуксусная кислота:

                     а) Na; б) HNO3; в) СН4; г) LiOH. 


                  2)  Способность некоторых веществ проявлять кислотные и основные свойства. 


                  3)  Определить вещество «Х»+ CI
2 +NH3

СН– СН– СООН → Х → СН2 – СН2 – СООН

                                                |

                                               NH2

  1. Конкурс.

Проведите реакции поликонденсации между аминокислотами:

 

глицин + глицин

Глицин + аланин

  Аланин + аланин

Валин + Аланин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)

Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"

    Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....