Конспект урока "Углеводы. Моносахариды"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Шелопугина Наталья Сергеевна

Цель: Изучить информацию об углеводах. Продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетентностей учащихся.

 Задачи:

  1. Выяснить существование такой важной группы ОС, как углеводы, рассмотреть классификацию углеводов. Изучить группу углеводов- моносахаридов на примере глюкозы; рассмотреть строение молекулы, физические и химические свойства, применение и значение.

 

  1. Развитие УУД:

                  1. Развитие учебно-познавательных умений: целеполагания, планирования, сравнения, обобщения, наблюдения, аналитико-синтезирумая деятельность, моделирование, классификация.  Постановка проблемы и гипотезы, как развитие исследовательских умений, поисковая деятельность.

                  2. Развитие регулятивных умений: самокоррекция, самооценивание, прогнозирование, проектирование, умение рассчитывать деятельность на определенный промежуток деятельности (темп работы), осуществлять само- и взаимоконтроль, критичность.

                  3. Развитие информационно-коммуникативных умений: сотрудничество в паре, в группе, с учителем. Формирование информационной культуры и ИКТ-компетентности.

 

      3.   Формирование личностных результатов: смыслообразование, развитие   самостоятельной познавательной деятельности, интереса к предмету, волевых усилий.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Технология, методы и приемы: технология развивающего обучения – проблемно-исследовательский метод;  элементы критического мышления.

 

Ход урока:

 

(Отображен в технологической карте урока)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uglevody_word.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Углеводы. Моносахариды.

Цель: Изучить информацию об углеводах. Продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетентностей учащихся.

 Задачи:

  1. Выяснить существование такой важной группы ОС, как углеводы, рассмотреть классификацию углеводов. Изучить группу углеводов- моносахаридов на примере глюкозы; рассмотреть строение молекулы, физические и химические свойства, применение и значение.

  1. Развитие УУД:

        1. Развитие учебно-познавательных умений: целеполагания, планирования, сравнения, обобщения, наблюдения, аналитико-синтезирумая деятельность, моделирование, классификация.  Постановка проблемы и гипотезы, как развитие исследовательских умений, поисковая деятельность.

        2. Развитие регулятивных умений: самокоррекция, самооценивание, прогнозирование, проектирование, умение рассчитывать деятельность на определенный промежуток деятельности (темп работы), осуществлять само- и взаимоконтроль, критичность.

        3. Развитие информационно-коммуникативных умений: сотрудничество в паре, в группе, с учителем. Формирование информационной культуры и ИКТ-компетентности.

      3.   Формирование личностных результатов: смыслообразование, развитие   самостоятельной познавательной деятельности, интереса к предмету, волевых усилий.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология, методы и приемы: технология развивающего обучения – проблемно-исследовательский метод;  элементы критического мышления.

Ход урока:

(Отображен в технологической карте урока)

        


Технологическая карта урока по теме: «Углеводы. Моносахариды»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Актуализационно-мотивационный

(Шаг 1)

  1. Рассмотрите этикетки, которые находятся у вас на столах.

- Какая информация характеризует  пищевую ценность продукта.

1. Рассматривают этикетки.

(слайд 1)

2. {отсканированная этикетка, затемненный экран и только светлый круг выделяет нужную информацию}.

2. Называют – белки, жиры и углеводы.

Этикетку показать +

3. Для того, чтобы определить тему урока, рассмотрите пошаговую инструкцию на маршрутной карте (шаг 1 )

3. На столах у учащихся маршрутные карты (см. приложение 1).

Слайд 2

  1. –У кого получилось? (есть те, у кого не получилось?)

Рассмотрите предметы и продукты на столе.

_Как выдумаете, почему именно эти предметы я демонстрирую вам?

Предлагаю составить «Корзину идей». Знания, какого предмета нам понадобятся?

 Достаточно ли данной информации? В чем проблема?

-На какой вопрос в карте мы еще не ответили?

(Подвести учащихся к определению темы и цели).

  1. Дают понять, получилось или нет.

Наполняют «корзину».

ПРОБЛЕМА?  (в незнании)

ставят ЦЕЛЬ, определяют ТЕМУ.

Слайд 3 (тема)

Слайд 2

5. Попробуйте дать определение понятию «Углеводы»

5. Делают попытки. Выслушиваются разные точки зрения.

6. Откройте учебник на с. 101 (3 абзац), сравните с образцом.

6. Сравнивают, оценивают себя, выявляют незнание.

Слайд 5

Учебник

7. - Чего же мы не знали?

7. Общей формулы? (Записывают в тетрадь)

Тетрадь

8. Обратимся к маршрутной карте: что нужно сделать далее?

8

Слайд 6

10. – Что мы сейчас должны сделать?

- На какой странице найдет информацию?

10. Выполняют кластер в тетради и на интерактивной доске.

Smart Noutbook

(рисование) 

11. – Каков следующий шаг наших рассуждений?

11. Обсуждают в паре, какую группу углеводов предстоит изучить на уроке.

слайд 7

Слайд 8 (тема)

12. – По какому плану будем изучать моносахариды?

- Всем ли ясна цель?

А теперь, воспользуйтесь любым средством для нахождения информации, что такое моносахариды.

12. Один из учащихся выходит к доске и составляет план урока, действия, средства.

План – Действия - Средства

  1. Определение.
  2. Состав. Строение.
  3. Физические свойства.
  4. Химические свойства.
  5. 5. Применение. Значение.
  6. Д. З. параграф 14, одно задание на выбор, *

Доска

Операционально-деятельностный этап

1. Что же такое монсахариды?

1. Дают определение из учебника?

Учебник

2. Чтобы выполнить запланированное вами, работать мы будем по дидактическим картам, которые находятся у вас на столах.

2. Распределяются по группам.

  Вспоминают о распределении ролей в группе

Работ на 8-10 мин

Слайд 9

Оборот доски

3. – Какова первая гипотеза?

3. Если раствор глюкозы дает реакцию серебряного зеркала, следовательно, в состав глюкозы входит альдегидная группа.

Вывод: глюкоза – это альдегид!

Записать уравнение химической реакции на доске и в тетради.

Доска и тетрадь

4. – Какова вторая гипотеза?

4. Если раствор глюкозы дает качественную реакцию на многоатомные спирты, следовательно, содержатся группы – ОН.

Вывод: глюкоза – многоатомный спирт!

5. – Что же можно сказать о составе и строении молекулы глюкозы? Назовите одним словом.

5.  Глюкоза является альдегидоспиртом.

(диск)

6. Посмотрите на экран.  

6. Положение групп атомов Н+ и – ОН.

 

7. На само деле, молекула глюкозы имеет еще более сложное строение, образуется цикл за счет внутримолекулярного взаимодействия: альфа- и бета-глюкоза.

Изомером глюкозы является фруктоза:

  1. Слушают учителя.

ПРОДиктовать!

Записывают формулу к себе в тетрадь.

Доска

8. Выступает первая группа аналитиков. Лабораторная работа «Изготовление модели глюкозы»

8. Демонстрируют шаростержневую модель глюкозы.

Модели

9. Выслушаем группу микробиологов. Работа с кейсом.

9. Группа отмечает, что для глюкозы характерны реакции гидрирования, спиртового брожения, молочно-кислого брожения.

Записать уравнение химической реакции на доске и в тетради.

1 (из диска)

Кейс

Доска и тетрадь

10. Выслушаем группу практиков.

10. Представляют кластер по применению.

Доска

Итоговый

1. Запланированное мы выполнили, давайте закрепим наши знания с помощью тестирования.

1. Голосование с помощью пультов VOTUM.

Система голосования

Рефлексивно-оценочный этап

1. Оцените свою работу на уроке на листах учета.

2. Рефлексия.

1. Самооценивание.

2. Самоанализ деятельности.

Листы учета

Карточки (слайд 10)


МОУ Урлукская СОШ

Методическая разработка урока с применением группового метода обучения с использованием кейс - технологии

«Углеводы. Моносахариды»

        Учитель: Шелопугина Н. С.

        

Приложение 1

Маршрутная карта

1 шаг

Рассмотрите этикетку консервированных продуктов питания. Найдите на этикетке информацию о пищевой ценности продукта  (работа в парах).

Получилось?

                                         Да                                        Нет

              Попробуйте отыскать        Смотрите внимательно

              название такого класса        колонку с информацией

              веществ, которое ото-        о составе продукта.

             бражает состав органи-

              ческих соединений.

         

                       Получилось?

Нет                                             Да

Попробуйте        А вы можете объяснить, почему данному 

 еще раз.        классу веществ присвоили такое название?

                                                                                               

        Да

                                                                                                         Нет

                              Объяснение:……        Тогда, как вы сформулиро-

                              …………………        вали проблему, возникшую

                              …………………        вами?

                                                                                Какова в связи с этим цель предстоящего урока и тема урока?

2 шаг

Работа над определением главного понятия (индивидуальная работа).

   Попробуйте дать определение понятию углеводы самостоятельно. Для этого обратитесь к объяснению, которое вы пытались сейчас дать.

(Сверьте своё определение с эталоном на слайде).

  1. 3 шаг 

Обратитесь к «Корзине идей» с неупорядоченным набором информации. Что необходимо выяснить для дальнейшего изучения углеводов?

                                                (определите, какими средствами воспользуетесь).

2.Занесите схему к себе в тетрадь.

4 шаг

1.Обсудите в паре,  какую группу углеводов предстоит изучить на уроке?

2. Конкретизируйте тему и план урока.

  5 шаг

 Решение поставленной в начале урока проблемы: изучить состав и свойства углеводов, осуществим на примере глюкозы  (в группах).

Работа в группах 8-10 мин.

Дидактическая карта «По следам молекулы глюкозы»

  1. Изучите методику

ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ АНАЛИТИКОВ

  Методика проведения опыта №1  «По следам молекулы глюкозы»

  1. Влейте в пробирку 1-2 мл раствора аммиака, ополосните им стенки пробирки, не выливая содержимого.
  2. Прилейте 1-2 мл раствора нитрата серебра AgNO3, также ополоснув стенки пробирки, не выливая содержимого.
  3. Прилейте раствор глюкозы 1-2 мл.
  4. Нагрейте над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности до появления серебристого налета на стенках пробирки.

                                        Что получилось?

       Нет видимого                                       На стенках пробирки

       эффекта                                              появился серебристый

                                                                                                   налет

      Видимо, где-то вы                          Молодцы!

      были не очень                                        Вы все сделали правильно и

      внимательны и                          аккуратно.

        поторопились.        

                                                               На основе практических    

                                                  наблюдений и дополнительной информации

        сделайте предположение (гипотезу) о                      

        состаее и строении  молекулы глюкозы.

  1. Приготовьтесь к ответу. Сформулируйте гипотезу. Сформулируйте вывод. Запишите уравнение химической реакции в тетрадь и на доску.
  2. Соберите шаростержневую модель молекулы глюкозы линейной формы.

Дидактическая карта «По следам молекулы глюкозы»

ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ АНАЛИТИКОВ

  1. Изучите методику.

           Методика проведения опыта №2 «По следам глюкозы»

  1. Приготовьте раствор гидроксида меди Cu(OH)2 из растворов NaOH и CuSO4.
  2. Прилейте 2 мл раствора глюкозы.
  3. Наблюдайте изменение цвета (Будьте внимательны!)

        Что получилось?

       Нет видимого                         Появление кирпичного                            

       эффекта                        цвета в пробирке                                      

               

      Видимо, где-то вы                          Молодцы!

      были не очень                                        Вы все сделали правильно и

      внимательны и                          аккуратно.

        поторопились.        

                                                               На основе практических    

                                                           наблюдений и дополнительной информации

        сделайте предположение (гипотезу) о                      

        составе и строении молекулы глюкозы.

4.  Приготовьтесь к ответу. Сформулируйте гипотезу. Сформулируйте вывод. Запишите словами или в виде схемы наблюдаемые изменения в тетрадь и на доску.

Дидактическая карта «По следам молекулы глюкозы»

ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ МИКРОБИОЛОГОВ

  1. Найдите информацию в учебнике о таких химических свойствах глюкозы, как:

- гидрирование,

- реакции брожения,

- молочно-кислое брожение.

2. Проделайте эксперимент: к 2-3 мл яблочного сока  добавьте немного дрожжей. Закройте пробкой пробирку. Через некоторое время, когда начнется брожение, опустите горящую лучину в пробирку; наблюдайте изменения.

     Задание. Определите, какой продукт данной химической реакции вы обнаружили? Какое химическое свойство глюкозы имеется в виду?

3.Рассмотрите образец глюкозы на вашем столе. Проделайте соответствующие опыты и опишите физические свойства глюкозы.

  1.  Подготовьтесь к ответу у доски. Запишите уравнения химических реакций к себе в тетрадь и на доску.

        Дидактическая карта «По следам молекулы глюкозы»

ДЛЯ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ ПРАКТИКОВ

  1.   Поместите в пробирку на высоту 1 см яблочного сока. Добавьте гидроксида натрия и 1-2 капли сульфата меди (II). Содержимое пробирки нагрейте до появления признаков реакции.

       Сделайте выводы о наличии в фруктовом соке глюкозы.

  1. Найдите информацию в учебнике о применении и значении глюкозы в жизнедеятельности человека.

  1. Осуществите поиск информации в сети Интернет, либо осуществите данный  поиск в Кейсе с материалами по данной теме.

  1. Подготовьтесь к ответу у доски. Составьте схему – кластер к себе в тетрадь и на формате А4.

 


Лист учета деятельности на уроке

Фамилия

Имя

Участие в эвристической беседе

Постановка эксперимента

Поиск ответов на вопросы

Подготовка кластера

Составление уравнений химических реакций

Представление результатов работы (выступление)

Средне-арифмети-ческая

оценка

Особо активные учащиеся

Оцените себя по пятибалльной шкале

Лист учета деятельности на уроке

Фамилия

Имя

Участие в эвристической беседе

Постановка эксперимента

Поиск ответов на вопросы

Подготовка кластера

Составление уравнений химических реакций

Представление результатов работы (выступление)

Средне-арифмети-ческая

оценка

Особо активные учащиеся

Оцените себя по пятибалльной шкале

Лист учета деятельности на уроке

Фамилия

Имя

Участие в эвристической беседе

Постановка эксперимента

Поиск ответов на вопросы

Подготовка кластера

Составление уравнений химических реакций

Представление результатов работы (выступление)

Средне-арифмети-ческая

оценка

Особо активные учащиеся

Оцените себя по пятибалльной шкале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Урок по органической химии.

Урок  химии  в  10 классеТема урока:« Глюкоза, ее строение и свойства ».Урок проводится по технологии деятельностного обучения  с использованием эвристического, объяснительно...

МОНОСАХАРИДЫ. 10 класс

МОНОСАХАРИДЫ Цель: Познакомить учащихся с важнейшими представителями моносахаридов, их строением. Рассмотреть альдегидные и спир¬товые свойства глюкозы, а также реакции ее брожения. Определение моно...

Урок-лекция по органической химии на тему: "Углеводы, их состав и классификация. моносахариды"

Углеводы - полифункциональные органические кислородосодержащие  соединения. Дана классификация углеводов по традиционной схеме. Особое внимание уделено особенностям строения моносахаридов и...

«Моносахариды. Строение и свойства»

Изучить состав, строение и свойства глюкозы на основе обобщения знаний свойств кислородсодержащих соединений, дать понятие таутомерии.Продолжить формирование умений анализировать результаты эксперимен...

Тест по теме "Углеводы. Моносахариды" .

Тест по химии для учащихся 1 курса...

Краткосрочный план урока Моносахариды. Глюкоза. Фруктоза

План урока химии в 11 классе. Рассмотрены разнообразные стратегии, составлен на основе среднесрочного планирования. Реализованы 7 модулей Программы...