Конспект урока "Углеводы. Моносахариды"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Цель: Изучить информацию об углеводах. Продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетентностей учащихся.
Задачи:
- Выяснить существование такой важной группы ОС, как углеводы, рассмотреть классификацию углеводов. Изучить группу углеводов- моносахаридов на примере глюкозы; рассмотреть строение молекулы, физические и химические свойства, применение и значение.
- Развитие УУД:
1. Развитие учебно-познавательных умений: целеполагания, планирования, сравнения, обобщения, наблюдения, аналитико-синтезирумая деятельность, моделирование, классификация. Постановка проблемы и гипотезы, как развитие исследовательских умений, поисковая деятельность.
2. Развитие регулятивных умений: самокоррекция, самооценивание, прогнозирование, проектирование, умение рассчитывать деятельность на определенный промежуток деятельности (темп работы), осуществлять само- и взаимоконтроль, критичность.
3. Развитие информационно-коммуникативных умений: сотрудничество в паре, в группе, с учителем. Формирование информационной культуры и ИКТ-компетентности.
3. Формирование личностных результатов: смыслообразование, развитие самостоятельной познавательной деятельности, интереса к предмету, волевых усилий.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология, методы и приемы: технология развивающего обучения – проблемно-исследовательский метод; элементы критического мышления.
Ход урока:
(Отображен в технологической карте урока)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uglevody_word.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Углеводы. Моносахариды.
Цель: Изучить информацию об углеводах. Продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетентностей учащихся.
Задачи:
- Выяснить существование такой важной группы ОС, как углеводы, рассмотреть классификацию углеводов. Изучить группу углеводов- моносахаридов на примере глюкозы; рассмотреть строение молекулы, физические и химические свойства, применение и значение.
- Развитие УУД:
1. Развитие учебно-познавательных умений: целеполагания, планирования, сравнения, обобщения, наблюдения, аналитико-синтезирумая деятельность, моделирование, классификация. Постановка проблемы и гипотезы, как развитие исследовательских умений, поисковая деятельность.
2. Развитие регулятивных умений: самокоррекция, самооценивание, прогнозирование, проектирование, умение рассчитывать деятельность на определенный промежуток деятельности (темп работы), осуществлять само- и взаимоконтроль, критичность.
3. Развитие информационно-коммуникативных умений: сотрудничество в паре, в группе, с учителем. Формирование информационной культуры и ИКТ-компетентности.
3. Формирование личностных результатов: смыслообразование, развитие самостоятельной познавательной деятельности, интереса к предмету, волевых усилий.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология, методы и приемы: технология развивающего обучения – проблемно-исследовательский метод; элементы критического мышления.
Ход урока:
(Отображен в технологической карте урока)
Технологическая карта урока по теме: «Углеводы. Моносахариды»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Актуализационно-мотивационный | (Шаг 1)
- Какая информация характеризует пищевую ценность продукта. | 1. Рассматривают этикетки. | (слайд 1) |
2. {отсканированная этикетка, затемненный экран и только светлый круг выделяет нужную информацию}. | 2. Называют – белки, жиры и углеводы. | Этикетку показать + | |
3. Для того, чтобы определить тему урока, рассмотрите пошаговую инструкцию на маршрутной карте (шаг 1 ) | 3. На столах у учащихся маршрутные карты (см. приложение 1). | Слайд 2 | |
Рассмотрите предметы и продукты на столе. _Как выдумаете, почему именно эти предметы я демонстрирую вам? Предлагаю составить «Корзину идей». Знания, какого предмета нам понадобятся? Достаточно ли данной информации? В чем проблема? -На какой вопрос в карте мы еще не ответили? (Подвести учащихся к определению темы и цели). |
Наполняют «корзину». ПРОБЛЕМА? (в незнании) ставят ЦЕЛЬ, определяют ТЕМУ. | Слайд 3 (тема) Слайд 2 | |
5. Попробуйте дать определение понятию «Углеводы» | 5. Делают попытки. Выслушиваются разные точки зрения. | ||
6. Откройте учебник на с. 101 (3 абзац), сравните с образцом. | 6. Сравнивают, оценивают себя, выявляют незнание. | Слайд 5 Учебник | |
7. - Чего же мы не знали? | 7. Общей формулы? (Записывают в тетрадь) | Тетрадь | |
8. Обратимся к маршрутной карте: что нужно сделать далее? | 8 | Слайд 6 | |
10. – Что мы сейчас должны сделать? - На какой странице найдет информацию? | 10. Выполняют кластер в тетради и на интерактивной доске. | Smart Noutbook (рисование) | |
11. – Каков следующий шаг наших рассуждений? | 11. Обсуждают в паре, какую группу углеводов предстоит изучить на уроке. | слайд 7 Слайд 8 (тема) | |
12. – По какому плану будем изучать моносахариды? - Всем ли ясна цель? А теперь, воспользуйтесь любым средством для нахождения информации, что такое моносахариды. | 12. Один из учащихся выходит к доске и составляет план урока, действия, средства. План – Действия - Средства
| Доска | |
Операционально-деятельностный этап | 1. Что же такое монсахариды? | 1. Дают определение из учебника? | Учебник |
2. Чтобы выполнить запланированное вами, работать мы будем по дидактическим картам, которые находятся у вас на столах. | 2. Распределяются по группам. Вспоминают о распределении ролей в группе Работ на 8-10 мин | Слайд 9 Оборот доски | |
3. – Какова первая гипотеза? | 3. Если раствор глюкозы дает реакцию серебряного зеркала, следовательно, в состав глюкозы входит альдегидная группа. Вывод: глюкоза – это альдегид! Записать уравнение химической реакции на доске и в тетради. | Доска и тетрадь | |
4. – Какова вторая гипотеза? | 4. Если раствор глюкозы дает качественную реакцию на многоатомные спирты, следовательно, содержатся группы – ОН. Вывод: глюкоза – многоатомный спирт! | ||
5. – Что же можно сказать о составе и строении молекулы глюкозы? Назовите одним словом. | 5. Глюкоза является альдегидоспиртом. | (диск) | |
6. Посмотрите на экран. | 6. Положение групп атомов Н+ и – ОН.
| ||
7. На само деле, молекула глюкозы имеет еще более сложное строение, образуется цикл за счет внутримолекулярного взаимодействия: альфа- и бета-глюкоза. Изомером глюкозы является фруктоза: |
ПРОДиктовать! Записывают формулу к себе в тетрадь. | Доска | |
8. Выступает первая группа аналитиков. Лабораторная работа «Изготовление модели глюкозы» | 8. Демонстрируют шаростержневую модель глюкозы. | Модели | |
9. Выслушаем группу микробиологов. Работа с кейсом. | 9. Группа отмечает, что для глюкозы характерны реакции гидрирования, спиртового брожения, молочно-кислого брожения. Записать уравнение химической реакции на доске и в тетради. | 1 (из диска) Кейс Доска и тетрадь | |
10. Выслушаем группу практиков. | 10. Представляют кластер по применению. | Доска | |
Итоговый | 1. Запланированное мы выполнили, давайте закрепим наши знания с помощью тестирования. | 1. Голосование с помощью пультов VOTUM. | Система голосования |
Рефлексивно-оценочный этап | 1. Оцените свою работу на уроке на листах учета. 2. Рефлексия. | 1. Самооценивание. 2. Самоанализ деятельности. | Листы учета Карточки (слайд 10) |
МОУ Урлукская СОШ
Методическая разработка урока с применением группового метода обучения с использованием кейс - технологии
«Углеводы. Моносахариды»
Учитель: Шелопугина Н. С.
Приложение 1
Маршрутная карта
1 шаг
Рассмотрите этикетку консервированных продуктов питания. Найдите на этикетке информацию о пищевой ценности продукта (работа в парах).
Получилось?
Да Нет
Попробуйте отыскать Смотрите внимательно
название такого класса колонку с информацией
веществ, которое ото- о составе продукта.
бражает состав органи-
ческих соединений.
Получилось?
Нет Да
Попробуйте А вы можете объяснить, почему данному
еще раз. классу веществ присвоили такое название?
Да
Нет
Объяснение:…… Тогда, как вы сформулиро-
………………… вали проблему, возникшую
………………… вами?
Какова в связи с этим цель предстоящего урока и тема урока?
2 шаг
Работа над определением главного понятия (индивидуальная работа).
Попробуйте дать определение понятию углеводы самостоятельно. Для этого обратитесь к объяснению, которое вы пытались сейчас дать.
(Сверьте своё определение с эталоном на слайде).
- 3 шаг
Обратитесь к «Корзине идей» с неупорядоченным набором информации. Что необходимо выяснить для дальнейшего изучения углеводов?
(определите, какими средствами воспользуетесь).
2.Занесите схему к себе в тетрадь.
4 шаг
1.Обсудите в паре, какую группу углеводов предстоит изучить на уроке?
2. Конкретизируйте тему и план урока.
5 шаг
Решение поставленной в начале урока проблемы: изучить состав и свойства углеводов, осуществим на примере глюкозы (в группах).
Работа в группах 8-10 мин.
Дидактическая карта «По следам молекулы глюкозы»
- Изучите методику
ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ АНАЛИТИКОВ
Методика проведения опыта №1 «По следам молекулы глюкозы»
- Влейте в пробирку 1-2 мл раствора аммиака, ополосните им стенки пробирки, не выливая содержимого.
- Прилейте 1-2 мл раствора нитрата серебра AgNO3, также ополоснув стенки пробирки, не выливая содержимого.
- Прилейте раствор глюкозы 1-2 мл.
- Нагрейте над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности до появления серебристого налета на стенках пробирки.
Что получилось?
Нет видимого На стенках пробирки
эффекта появился серебристый
налет
Видимо, где-то вы Молодцы!
были не очень Вы все сделали правильно и
внимательны и аккуратно.
поторопились.
На основе практических
наблюдений и дополнительной информации
сделайте предположение (гипотезу) о
состаее и строении молекулы глюкозы.
- Приготовьтесь к ответу. Сформулируйте гипотезу. Сформулируйте вывод. Запишите уравнение химической реакции в тетрадь и на доску.
- Соберите шаростержневую модель молекулы глюкозы линейной формы.
Дидактическая карта «По следам молекулы глюкозы»
ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ АНАЛИТИКОВ
- Изучите методику.
Методика проведения опыта №2 «По следам глюкозы»
- Приготовьте раствор гидроксида меди Cu(OH)2 из растворов NaOH и CuSO4.
- Прилейте 2 мл раствора глюкозы.
- Наблюдайте изменение цвета (Будьте внимательны!)
Что получилось?
Нет видимого Появление кирпичного
эффекта цвета в пробирке
Видимо, где-то вы Молодцы!
были не очень Вы все сделали правильно и
внимательны и аккуратно.
поторопились.
На основе практических
наблюдений и дополнительной информации
сделайте предположение (гипотезу) о
составе и строении молекулы глюкозы.
4. Приготовьтесь к ответу. Сформулируйте гипотезу. Сформулируйте вывод. Запишите словами или в виде схемы наблюдаемые изменения в тетрадь и на доску.
Дидактическая карта «По следам молекулы глюкозы»
ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ МИКРОБИОЛОГОВ
- Найдите информацию в учебнике о таких химических свойствах глюкозы, как:
- гидрирование,
- реакции брожения,
- молочно-кислое брожение.
2. Проделайте эксперимент: к 2-3 мл яблочного сока добавьте немного дрожжей. Закройте пробкой пробирку. Через некоторое время, когда начнется брожение, опустите горящую лучину в пробирку; наблюдайте изменения.
Задание. Определите, какой продукт данной химической реакции вы обнаружили? Какое химическое свойство глюкозы имеется в виду?
3.Рассмотрите образец глюкозы на вашем столе. Проделайте соответствующие опыты и опишите физические свойства глюкозы.
- Подготовьтесь к ответу у доски. Запишите уравнения химических реакций к себе в тетрадь и на доску.
Дидактическая карта «По следам молекулы глюкозы»
ДЛЯ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ ПРАКТИКОВ
- Поместите в пробирку на высоту 1 см яблочного сока. Добавьте гидроксида натрия и 1-2 капли сульфата меди (II). Содержимое пробирки нагрейте до появления признаков реакции.
Сделайте выводы о наличии в фруктовом соке глюкозы.
- Найдите информацию в учебнике о применении и значении глюкозы в жизнедеятельности человека.
- Осуществите поиск информации в сети Интернет, либо осуществите данный поиск в Кейсе с материалами по данной теме.
- Подготовьтесь к ответу у доски. Составьте схему – кластер к себе в тетрадь и на формате А4.
Лист учета деятельности на уроке
Фамилия Имя | Участие в эвристической беседе | Постановка эксперимента | Поиск ответов на вопросы | Подготовка кластера | Составление уравнений химических реакций | Представление результатов работы (выступление) | Средне-арифмети-ческая оценка | Особо активные учащиеся |
Оцените себя по пятибалльной шкале | ||||||||
Лист учета деятельности на уроке
Фамилия Имя | Участие в эвристической беседе | Постановка эксперимента | Поиск ответов на вопросы | Подготовка кластера | Составление уравнений химических реакций | Представление результатов работы (выступление) | Средне-арифмети-ческая оценка | Особо активные учащиеся |
Оцените себя по пятибалльной шкале | ||||||||
Лист учета деятельности на уроке
Фамилия Имя | Участие в эвристической беседе | Постановка эксперимента | Поиск ответов на вопросы | Подготовка кластера | Составление уравнений химических реакций | Представление результатов работы (выступление) | Средне-арифмети-ческая оценка | Особо активные учащиеся |
Оцените себя по пятибалльной шкале | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Урок по органической химии.
Урок химии в 10 классеТема урока:« Глюкоза, ее строение и свойства ».Урок проводится по технологии деятельностного обучения с использованием эвристического, объяснительно...
МОНОСАХАРИДЫ. 10 класс
МОНОСАХАРИДЫ Цель: Познакомить учащихся с важнейшими представителями моносахаридов, их строением. Рассмотреть альдегидные и спир¬товые свойства глюкозы, а также реакции ее брожения. Определение моно...
Урок-лекция по органической химии на тему: "Углеводы, их состав и классификация. моносахариды"
Углеводы - полифункциональные органические кислородосодержащие соединения. Дана классификация углеводов по традиционной схеме. Особое внимание уделено особенностям строения моносахаридов и...
«Моносахариды. Строение и свойства»
Изучить состав, строение и свойства глюкозы на основе обобщения знаний свойств кислородсодержащих соединений, дать понятие таутомерии.Продолжить формирование умений анализировать результаты эксперимен...
Тест по теме "Углеводы. Моносахариды" .
Тест по химии для учащихся 1 курса...
Краткосрочный план урока Моносахариды. Глюкоза. Фруктоза
План урока химии в 11 классе. Рассмотрены разнообразные стратегии, составлен на основе среднесрочного планирования. Реализованы 7 модулей Программы...
Конспект урока "Углеводы. Важнейшие моносахариды" 10 класс
Конспект урока с презентацией...