Системно-деятельнотстный подход в обучении химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) по теме
"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить". А. Дистервег. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_himii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельнотстный подход в обучении химии
“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить”.
А. Дистервег
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС: пункт 7 “В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
- воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Системно-деятельнотстный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: “деятельность – личность”, т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основной результат - развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий.
На уроке необходимо создать такую ситуацию, подобрать такие задания, решая которые, ребёнок сам откроет новые знания. Это очень важно и с точки зрения развития мышления, и умения работать с информацией. Ребёнок получает не только предметные знания, но и большой рост мотивации. Соответственно урок не может быть набором готовой информации, готового знания, урок должен включать задания, информацию, которые не дополнены, и ребёнок, выполняя задания, должен эти знания дополнить. Таким образом ребёнок откроет эти знания сам. Это очень важно с точки зрения
- развития мышления
- развития умения открывать новые знания
- развития умения работать с информацией.
В своей работе использую учебные пособия Н.Е.Дерябиной. Уникальность заключается в следующем: в заданиях много пустот ( незаконченных определений, формул, уравнений), которые ребёнок должен заполнить самостоятельно после изучения необходимой информации.
Иллюстративным материалом использования в своей работе системно-деятельностного подхода может послужить фрагменты уроков:
1. Урок химии в 8 классе.
При изучении темы “Кислоты” я не сообщаю тему урока, а используя различные приёмы, добиваюсь от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Например: представляю презентацию “Кислоты”. Посмотрите на экран. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственные средства. А что между ними общего? Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты.
А затем, учащиеся сами формулируют тему урока “КИСЛОТЫ”.
2. Фрагмент урока химии в 8 классе “Катализаторы”, я предлагаю учащимся провести небольшой опыт, перекись водорода долгое время может стоять и ни чего с ней не происходит, но стоит только добавить оксид марганца (IV), перекись водорода разлагается. Значит оксид марганца (IV) выступил в роли катализатора. Он ускорил реакцию. А что же происходит с этим веществом.
Возьмите пробирку и посмотрите оксид марганца “осел” на дно.
Значит, катализаторы ускоряют скорость химической реакции, а в продукты реакции не входят.
3. На уроке в 10 классе тема “Алкены”.
Я начинаю со слов. На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах.
Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами.
Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь? (Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира).
На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка.
Какова же тема урока? “Этилен”. Этилен представитель класса алкенов, тема урока “Алкены”.
Целью обучения является не сколько усвоение предмета и получение знаний, а целью является развитие ребёнка. Те предметные знания, которые ребёнок получает таким способом, способствует развитию его мышления, личностных свойств, ответственности, понимания устройства мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".
Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....
Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.
Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...
Дифференцированный подход в обучении химии
В работе раскрывается подход к дифференциации обучения, приводятся примеры и образцы заданий по определённым темам изучения химии...
Статья по теме "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий"
Творческая работа по теме: "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий", 2007 г....
Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"
Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...
Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения
Данная работа была представлена на муниципальный конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....
Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)
Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...