Неделя химии
методическая разработка по химии (7, 8, 9 класс) на тему

Бодрова Галина Васильевна

Неделя химии для учащихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_nedelya_himii_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Неделя химии»

Разработал: Учитель химии и биологии

МБОУ «Фаначетская СОШ №9»

Филиппова Г.А.

Оглавление

  1. Цели и задачи «недели химии». План недели                            стр. 1
  2. Занимательные опыты для 5-6 кл.»Знакомство с химией»       стр. 2-3
  3. Научно-практическая конференция учащихся «Ответы химии на не химические вопросы»                                                                    стр. 4
  4. Химический КВН (для учащихся 9класс)                         стр. 5-10

Вечер занимательной химии. Почти по Гоголю. «Вечера на хуторе близ Диканьки»                                                                                      стр.13

Неделя химии

Предметные недели – это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.

Цель недели химии – повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями. На протяжении всей недели в доступной игровой форме проводятся познавательные мероприятия по химии, цель которых – пробудить у ребят интерес к предмету (в том числе и до его изучения).

План недели химии

П о н е д е л ь н и к.

Открытие недели конкурсом газет на химическую тематику: «Этот удивительный углерод», «История появления бумаги и других материалов для письма», «Стекло и керамика», «Химические элементы в организме человека», «Искусство фотографии и химия», «Химия в быту», «Химия в медицине».

 Паралельно можно провести конкурс презентаций.

В т о р н и к. 

«Знакомство с химией» – занимательные опыты и интересные истории для учащихся 5–6-х классов (проводят ученики 11-х классов в кабинете химии).

С р е д а. Химическая лотерея

Ч е т в е р г. 

 Химический КВН (для учащихся 9 класса).

П я т н и ц а. 

Что? Где? Когда?

С у б б о т а. Закрытие недели, подведение итогов, награждение самых активных участников.

Знакомство с химией

Занимательные опыты и интересные истории (на уроках природоведения

в 5-х классах и биологии в 6-х классах) проводят учащиеся 9 класса.

Учитель. Ребята! В 8-м классе вы начнете изучать новый для вас предмет – химию. Наверняка, вы и раньше слышали: «химический», «химия». Очень часто мы, говоря «химическое...», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека. Оказывается, это не так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ: мы ими дышим, их пьем, их едим, ими умываемся и приводим себя в порядок.

Химия – очень серьезная и умная наука. Посмотрите вокруг: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Тому, кто позна'ет основы химии, она дает возможность получать нужные для человечества вещества. Из угля, который сжигают чтобы получить тепло, можно изготовить лекарства, краски, ручки, ткани, пластмассы. А из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта… Вообще, химия, как всякая наука, требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенная, что для непосвященных она кажется чудом.

1-й учащийся. Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно. Мы, любители химии, вам их покажем.

В народе существует такая поговорка: «Дыма без огня не бывает». На самом деле бывает, и вы сейчас в этом убедитесь.

Д е м о н с т р а ц и я  о п ы т а. Два химических стакана. Один сполоснуть концентрированным раствором аммиака, другой – концентрированной соляной кислотой. При их соединении образуется густой дым NH4Cl.

2-й учащийся. А вот еще интересное чудо – «Фараоновы змеи».

Таблетка норсульфазола кладется на сухое горючее и поджигается.

3-й учащийся. На уроках природоведения вы изучаете тему «Вулканы». Сейчас мы посмотрим извержение вулкана в миниатюре.

На приготовленную из картона модель горы с жестяным «кратером» сверху насыпается (NH4)2Cr2O7 и поджигается.

1-й учащийся. А сейчас на ваших глазах мы проведем медицинскую операцию, после которой не останется и следа. 

Одному из наблюдателей из класса протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида железа(III) FeCl3 (можно сказать, что это йод, т.к. это похоже по цвету), затем берут тупой нож, опускают (как будто для дезинфекции) в раствор NH4SCN или KSCN, а затем проводят им по руке, обработанной хлоридом железа. В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется красная («кровяная») полоса. Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем тампоном ваты, смоченным в растворе NaF, проводят по «порезу». «Рана» мгновенно исчезает.

2-й учащийся. А сейчас мы получим молоко из воды, но вас мы не угостим, т. к. пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено.

Стакан с раствором BaCl2 и стакан с раствором H2SO4; смешиваем раствор и получаем «молоко».

3-й учащийся. Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да? Попробуем сотворить чудеса с хорошо знакомой вам поваренной солью. Это вещество очень нужно для людей и животных. А знаете ли, ребята, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли, а некоторые народы Африки за соль платили золотом? У римлян ни одного жертвоприношения не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. В Китае в XIII в., как говорят путешественники, из соли изготовлялись монеты. И даже в 1927 г. в Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. А вот просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя гнев богов.

Каждый человек в год употребляет 3–3,5 кг соли. Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн. т соли, которую можно разместить в поезде длиной примерно
500 км.

Соль человек добывает со дна испарившихся соляных озер. Такими озерами на территории нашей страны являются озера Эльтон и Баскунчак. Они обладают большими запасами соли. Но это не значит, что ее не надо беречь и экономить. (Демонстрация природного кристалла соли.)

1-й учащийся. У нас с вами случилась беда: соль смешалась с песком и глиной, попробуем ее очистить с помощью химии. (Проводится растворение, фильтрация и выпаривание загрязненной соли.)

Химический КВН (для учащихся 9класса)

Ведущий 1: Начинаем КВН. Сегодня в нем участвуют команды девятых и десятых классов. Они покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и точность. А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время дисциплинированными. Представляю вам членов жюри. (Представление жюри.)

Ведущий 2: Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!

А теперь – наши команды!

ПРИВЕТСТВИЕ (визитка)

Ведущий 2:Первой представит себя команда девятого класса.(визитка девятого класса)

Ведущий 1:А теперь предоставим слово для приветствия команде десятого класса.

Ведущий 2: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по пятибалльной системе.

Ведущий 1:Ну а сейчас каждая команда представит нам свое домашнее задание на тему «Там на химических дорожках…» свое домашнее задание продемонстрирует нам команда девятого класса.

Ведущий 2: Спасибо команде девятого класса , а теперь приглашаем на сцену команду десятого класса!!!!!

Ведущий 1:теперь настало время традиционного конкурса любого КВН – разминки, кто первый займет свободный микрофон, тот и отвечает.

РАЗМИНКА 

(За каждый верный ответ – 1 балл.)

Ведущий 1:.Определенный вид атомов (хим. элемент)

Ведущий 2: Какие элементы утверждают, что "могут другие вещества рождать"? (Углерод, водород, кислород).

Ведущий 1: Какая среда будет при растворении карбоната натрия в воде? (Щелочная).

Ведущий 2: Как называется положительно заряженная частица, которая образуется при пропускании тока через раствор электролита? (Катион).

Ведущий 1:. Молярный объем газов (22,4 л/моль)

Ведущий 2: Соль этого металла есть у каждого на кухне?(натрий)

Ведущий 1: Ну, а теперь, друзья, пришло время посоревноваться вам в смекалке и находчивости. Объявляем 1 конкурс.

Ведущий 2:Растворимые в воде основания (щелочи)

Ведущий 1:Процесс отдачи электронов (окисление)

Ведущий 2:Оксид, реагирующий и с кислотами и с основаниями (амфотерный)

Ведущий 1: Число Авогадро (6 . 1023 частиц)

Ведущий 2:Масса 1 моль вещества (молярная)

Ведущий 1:Перходим к конкурсам.

 И первый наш конкурс называется «Кто быстрее». Вам дано первое вещество из соединения, а второе – не известно. Ваша задача заключается в том, что бы правильно дописать соединение. На это задание вам дается две минуты. После чего ваши работы проверяет справедливое жюри, и за каждое правильно составленное соединение вы получаете 1 балл.

Na…, Al2…, Nа2…, Li2…,Pb…,Ag…,H2…,Mn3...,Zr…,Zn…

Ведущий 2:

Итак, первая ступенька преодолена.

Поднимемся выше, друзья!

Следующий конкурс – №2.

Уравнения 

Здесь начала уравнений.

Дописать вы их должны,

Верно отгадав концы.

Не забуду вам сказать:

"Нужно также уравнять! "

(Кто быстрее – 2 балла, 2 место – 0 баллов.)

Уравнения:

a) NH4CI + NaOH

б) NH4NO3 + H2SO4 

в) (NH4)2SO4 

г)Li2SO3 + Zn3(PO4)2 

Ведущий 1:

Посмотрим, друзья!

Что у вас впереди?

Теперь перед вами –конкурс № 3

«Шуточные загадки». В этом конкурсе мы каждой команде по очереди задаем вопрос. Если команда не справляется с вопросом, то он адресовывается другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл. 

1.        Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (водород)

2.         Какой элемент всегда рад? (радий)

3.         Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон)

4.         Какой неметалл является лесом? (бор)

5.         Какой химический элемент сострит из двух животных? (мышьяк)

6.         Какой элемент вращается вокруг  Солнца? (уран)

7.         Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)

8.         Какой металл, по древней  мифологии, обречен на  «вечные муки»? (тантал)

9.         В состав названия какого металла входит дерево? (никель)

10.       Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)

11.        В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром)

12.       От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро)

13.       Какие химические элементы состоят из троек?(натрий, тритий)

14.Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний – маг)

Ведущий 2: Впереди вас ждет увлекательный конкурс под названием «Химия и хореография».

 Командам необходимо при помощи своего тела изобразить понятия, которые вы вытяните в виде билета. По реакции зала определяется победитель, который получает 3 балла, а команда, занявшая второе место, получает 1 балл.

А) Три агрегатных состояния вещества;

Б) Типы химических реакций

Ведущий 1: Итак переходим к следующему испытанию нашего КВНа.

 В пятом конкурсе вы должны привести химическую формулу бытовому названию вещества. За правильный ответ 1 балл.(на листочках)

1.         Веселящий  газ?  (N2O)

2.         Роса (Н2О)

3.         Поваренная соль (NaСl)

4.         Выдыхаемый воздух (СО2)

5.         Вдыхаемый воздух (О2)

6.         Гипс?  (CaSO4*2H2O)

7.         Гашеная известь?  (Ca(OH)2)

8.         Негашеная известь?  (CaO)

9.         Сода каустическая? (NaOH)

10.       Сода кристаллическая? (Na2СO3)

Ведущий 2:

Наши милые команды!

Вы соперники хоть куда!

Ну, а где же капитаны?

Соревноваться им пора!

Ведущий 1: Но перед началом вы должны пообещать – не обливать друг друга кислотой, не применять методов борьбы, бокса и каратэ, не терять чувство юмора. Обещаете?

Ведущий 2: Ну а теперь переходим к конкурсу под названием

 «Домашний адрес химических элементов».

Капитану команды требуется дать характеристику элементам. Команде «юный химик»  достается технеций, а команде « менделеевцы»– сиборгий.

Ведущий 2:

Ну, а теперь, наше жюри,

Итоги нам подведи!

А пока жюри решает,

С вами, зрители, играем!

Ведущий 1:

Кто верный ответ дает,

Любимой команде очко принесет!

ВОПРОСЫ К БОЛЕЛЬЩИКАМ. Условия таковы: первый поднявший руку в зале, выходит на сцену и отвечает.

Ведущий 2:

Итак, 1 вопрос:

Назовите элементы, названные в честь стран? (Германий, франций, америций.)

Ведущий 1:

Наш вопрос второй

Тоже не простой:

"Назовите нам сейчас

Самый легкий в мире газ!" (Водород)

Ведущий 2:

Ну, а третий наш вопрос

Задаем мы вам всерьез:

Как называется сплав, состоящий из соединения меди и олова? (бронза)

Ведущий 1:

Вот четвертый наш вопрос:

" Я металл, меня ты знаешь!

Мощь громадная во мне.

Если "б" ко мне добавишь,

Небо скрою в снежной мгле.

Через несколько минут

Вы скажите, как меня зовут?"

(Уран – буран)

Ведущий 1:

Пока жюри наше решает,

Победителя определяет,

Чем займемся с вами мы?

Мы посмотрим опыты!

  Химик 1:

Хоть чудес на свете нет,

Химия дает ответ:

"Чудеса на свете есть,

И, конечно, их не счесть!"

Мы вам несколько покажем

И, конечно, все расскажем!

  Химик 2:

Вот вам первое развлечение:

Кто дает руку на отсечение?

Жаль руку на отсечение,

Тогда нужен больной для лечения!

  Химик 1:

Оперируем без боли.

Правда, будет много крови.

  Химик 2:

При каждой операции

Нужна стерилизация.

Помогите, ассистент,

Дайте спирт.

  Химик 1:

Один момент.

(Дает спирт – NH4CNS.)

 

Химик 2:

Спиртом смажем мы обильно,

Чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент,

Дайте скальпель, ассистент!

("Скальпель" – палочка, смоченная в FeCI3, делает "скальпелем" разрез – течет "кровь".)

  Химик 1:

Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку –

От пореза ни следа!

(Вытирает "кровь" ваткой, смоченной водой.)

  Химик 2:

А виной всему, ребята,

Здесь реакция у нас!

Получился цвет похожий,

Так похожий – просто класс!

  Химик 1:

Вы устали все шутить,

Рады сок вам предложить!

(Наливает в стакан с каплей фенолфталеина щелочь.)

  Химик 2:

А может вам молочко?

Приготовим быстренько!

(Сливает растворы BaCI2 и H2SO4.)

  Химик 1:

Чудеса вам показали,

Вы, надеюсь, угадали,

Что сливали и зачем?

С этим нет у вас проблем!

  Ведущий 2: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А наше жюри подвело итоги!

  Ведущий 1:

А теперь поприветствуем победителя!

Каждому медаль вручаем

И с победой поздравляем!

(Вручение медалей.)

  Ведущий 1:

На этом наш вечер заканчивается.

Отличной вам учебы, друзья!   И хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя химии.

Неделя химии в нашей школе  традиционно проводится в январе.   Учащиеся 7-11-х классов участвуют в конкурсах, викторинах, играх. Предлагаю вам план проведения недели химии в 2010-2011 учебном году....

Газета к неделе химии и биологии

В данной разработке есть вопросы для викторины "Зеленая аптека", по теме "Пища", интересные сведения о животных и растениях "знаете ли вы, что...", два кроссворда о животных, химическая викторина, люб...

План проведения недели химии

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия....

Отчёт о проведённой недели химии

В данном отчёте указаны проведённые мероприятия, подведены итоги недели химии в школьном соревновании....

Материал для проведения недели химии

Интересные факты для проведения занимательных уроков , внеклассных мероприятий....

Вопросы для конкурса «Знаток химии»( неделя химии)

Вопросы для конкурса «Знаток химии»...

Внеклассное мероприятие к недели химии "Химия и жизнь"

Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, ни держали в руках, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ. Химию называют «индустрие...