Разработка конспекта урока по химии. "Кислоты". 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

конспект урока по химии 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty_8_klass.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

1. 8 класс

2.Тема: Кислоты.

3. Цели урока:

•        Образовательная – Сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот.

•        Развивающая – Развить у учащихся  умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы..

•        Воспитывающая – воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость.

5. Оборудование и материалы: учебник, штатив с пробирками реактивы.

6. Тип урока: Комбинированный.

7. Методы и методические приемы:

- словесный (объяснение нового материала)

- практический (демонстрация опыта.)

- проблемно-поисковый (вопросы типа «как вы думаете?»)

- индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);

8. Литература для учителя

     1) Кузнецова Л.М. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений  Москва  2007 г.

9. Литература для учащихся

    1) Кузнецова Л.М. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений  Москва  2007 г.

10. основные понятия: Кислота, диссоциация, кислотный остаток.

10. Ход урока (урок длится 45 минут):

I. Организационный момент (2 минут);

II. Актуализация знаний (8 минут);

III. Основная часть – изучение нового материала(29 минут);

IV. Закрепление изученного материала (5 мин);

V. Домашнее задание (1мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и методические приемы

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, запись отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом занятии мы выполняли лабораторную работу по ионным уравнениям.

Давайте еще раз повторим:

- Что же такое ионные реакции?

- Какие вещества являются реактивом на Cl-?

- какие вещества являются реактивом на SO42-?

Напишите уравнение реакции: молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное.

Al2 (SO4)3 + 3BaCl2 = 2AlCl3 + 3BaSO4

2Al3+ + 3SO42- + 3 Ba2+ + 3 Cl3 = 2 Al3+ + 6Cl- + 3Ba SO4

3 Ba2+ + 3SO42- = 3Ba SO4

Cu Cl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag Cl↓

Cu2+ +2 Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = Cu2+ +  2NO3- + 2Ag Cl↓

2Ag+ +2 Cl- = 2Ag Cl↓

Отвечают на вопросы:

Ионные реакции - реакции между ионами в растворе.

Реактивом на Cl- являются вещества, содержащие ионы Ag+.

Реактивом на SO42+ являются вещества, содержащие ионы Ba2+.

Решают уравнение у доски.

Al2 (SO4)3 + 3BaCl2 = 2AlCl3 + 3BaSO4

2Al3+ + 3SO42- + 3 Ba2+ + 3 Cl3 = 2 Al3+ + 6Cl- + 3Ba SO4

3 Ba2+ + 3SO42- = 3Ba SO4

Cu Cl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag Cl↓

Cu2+ +2 Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = Cu2+ +  2NO3- + 2Ag Cl↓

2Ag+ +2 Cl- = 2Ag Cl↓

Закрепление знаний.

Закрепление знаний.

III. Актуализация знаний.

Сегодня мы начнем изучение следующего важнейшего класса неорганических

соединений. Этот класс называется, кислоты.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

IV. изучение нового материала.

Принцип противоположности свойств реагирующих веществ в химии распространен широко. Вы  изучили реакции между металлами и неметаллами, между оксидами металлов и оксидами неметаллов, подчиняющиеся это принципу. Например:

Na2O +SO3 = Na2SO4

 Как вы думаете произойдет ли реакция, если вместо оксида натрия взять оксид водорода – воду?

Опыт показывает, что такая реакция происходит очень энергично и сопровождается выделением большого количества теплоты.

Демонстрация опыта.

H2O + SO3 = H2SO4

Что мы наблюдаем?

Если исследовать полученный раствор на электрическую проводимость, то данный раствор проводит электрический ток. Значит, продукт реакции диссоциирует с образованием ионов. На основании полученного соединения можно написать уравнение его диссоциации:

H2SO4 = 2H+ + SO42-

В растворе находятся ионы водорода H+ и сульфат-ионы SO42-. Правильно ли наше предположение? Появление в растворе сульфат ионов можно проверить с помощью ионной реакции.

Прильем к части полученного раствора несколько капель хлорида бария.

Что вы наблюдаете?

В результате образуется белый осадок, что подтверждает наличие сульфат-

ионов.

Какой вы сделаете вывод?

Ионы водорода обнаруживают с помощью специальных веществ, способных в их присутствии изменять окраску. Их называют индикаторами, что от латинского означает – «указатель». Например, фиолетовый раствор лакмуса в присутствии ионов водорода становится красным.

Исследуем полученный раствор лакмусом.

Что наблюдаете?

 Он окрашивается в красный цвет.

 Следовательно, в растворе присутствуют ионы водорода. Итак, соединение, полученное при реакции оксида серы (VI) с водой, диссоциирует на ионы водорода и сульфат-ионы.

Вызывает одного ученика к доске.

Составьте уравнение реакции оксида фосфора (V) с водой, а так же диссоциации продукта реакции. Какие ионы образуются при диссоциации?

3P2O5 + 3H2O =6 H3PO4

H3PO4 = 3H+  + PO43-

Исследуем индикатором растворы нескольких веществ, содержащих в своем составе атомы водорода: HCl, H3PO4,HNO3. Во всех растворах лакмус приобретает красный цвет.

О чем это свидетельствует?

Действительно, в данных  растворах взятых веществ присутствуют ионы водорода, которые сообщают веществам общие свойства.

HNO3 = H+  + NO3-

HCl = H+  + Cl-

Поэтому вещества, в растворах которых есть ион водорода, объединяют в один класс. Этот класс веществ называют, кислотами. Такое название они получили за кислый вкус. (Пробовать нельзя! очень опасно!).

Откройте стр. 133, найдите определение кислот и прочитайте вслух.

Кислоты - это сложные вещества, диссоциируют в растворе с образованием ионов водорода.

Анионы в составе кислоты называют кислотными остатками.

Зарисуем схему в тетрадь.

                                    НNO3

                H+                                                             NO3-

           Катион                                    анион               кислотный остаток.

Можно видеть, что число атомов водорода в молекуле кислоты определяется зарядом аниона: каков заряд иона –столько атомов водорода к нему присоединяется.

H3PO4 = 3H+  + PO43-

Вызывает одного ученика к доске.

Составьте формулы кислот по следующим кислотным остаткам:AsO43-, KrO42-,  TeO6-6.

Вызывает одного ученика к доске.

Составим формулы кислот, продолжив табл. 3 стр. 119, в которой приведены сложные анионы элементов II и III периодов.

Название кислотам дают по названию элемента, который их образует:

H2SO4 – серная, HNO3 – азотная.

Если по заряду кислотного остатка можно определить число атомов водорода в молекуле кислоты, то по числу атомов водорода можно определить заряд кислотного остатка в незнакомой кислоте.

Рассмотрим на примере угольной кислоты:

H2CO3х =>  H2CO32-

Вызывает одного ученика к доске.

Определите заряд кислотного остатка по формуле марганцевой кислоты HMnO4 ,хромовой кислоты H2CrO4, составьте уравнения их диссоциации кислот и солей.

Кислоты имеют сходство с солями: у тех и у других анионы одни и те же. Различие кислот и солей в том, что в качестве катионов в солях выступает ион

элемента – металла, а в кислотах – ион водорода.

Соли                 K Cl = K+ + Cl-    Na NO3 = Na+ + NO3-

Кислоты          HCl = H+ + Cl-     H NO3 = H+ + NO3-

В отличие от солей кислоты не являются ионными соединениями. В их молекулах ионов нет. Рис 112, стр. 135.

 Ионы образуются при действии воды на молекулы кислот.

Итак, кислоты со сложными анионами получают взаимодействием кислотных оксидов с водой. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотными.

HNO3

Оксид, образующий данную кислоту N2O5 – кислотный.

Бинарные кислоты можно получить из простых веществ с последующем растворением продукта реакции в воде. Так, соляную кислоту получают растворением в воде газа хлороводорода, который образуется при

взаимодействии водорода с хлором:

H2 + Cl2 = 2HCl

Доказать, что полученный раствор – кислота, можно с помощью какого – либо индикатора, например лакмуса.

В какой цвет окрашивается раствор лакмуса в кислой среде?

Следовательно, в растворе присутствуют ионы водорода:

HCl = H+ + Cl-

Таким образом, кислоты бывают бинарными, или бескислородными, и со сложными кислотными остатками, или кислородосодержащими. Схема взаимосвязи веществ пополняется еще одним классом.

Посмотрите схему на стр. 136.

Из схемы видно, что можно осуществить цепь следующих превращений:

неметалл – кислотный оксид – кислота.

Например, для осуществления превращений

(На доске)

P – P2O5 – H3PO4  необходимо провести следующие реакции:

4P +5O2 = 2P2O5

P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4

Вызывает одного ученика к доске.

Напишите уравнение реакции для осуществления цепочки превращений

C – CO2 – H2CO3, что получают при насыщении воды углекислым газом?

C + O2 = CO2

CO2 + H2O = H2CO3

Не все кислоты можно получить при растворении соответствующего оксида

в воде. Есть ряд оксидов, которые в воде не растворяются, к ним относится

оксид кремния SiO2. Но каждому не растворимому оксиду соответствует своя кислота. Оксиду кремния соответствует кремниевая кислота H4SiO4. Эта кислота не устойчива. Ее молекулы соединяются друг с другом с отщеплением воды уже в момент получения. Например, три молекулы кремниевой кислоты объединяются через атомы кислорода см. рис. стр. 136.

Кремниевые кислоты не растворимы.

Демонстрация презентации.

Кислоты широко распространены в природе. Из своего жизненного опыта в знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придет лимонная кислота, яблоку- яблочная, скисшему молоку, квашенной капусте –молочная кислота. В листьях щавеля содержится щавелевая кислота.

Не все природные кислоты безопасны. Так, щавелевая кислота токсична в больших количествах. В молодых листьях щавеля ее мало и вреда от нее не будет. А старые листья в пищу употреблять не следует, так как в них накапливается опасное для здоровья количество щавелевой кислоты. Людям с

заболеванием печени и желчного пузыря щавель употреблять не следует.

Такие кислоты как серная, соляная, азотная и др., хранящиеся в лаборатории, опасны тем, что вступают в реакцию со многими веществами. Они взаимодействуют с бумагой, тканью, кожей и другими материалами. На этих материалах брызги кислоты оставляют дырки. Разъедают кислоты и живые ткани ( человеческую кожу, слизистую оболочку и другие ткани). Поэтому попадание кислоты на кожу и в глаза опасно! Она вызывает долго не заживающие  язвы. С кислотами нужно обращаться крайне осторожно!

Слушают учителя.

Записывают уравнение реакции.

Наблюдают за действием учителя.

Записывают уравнение реакции.

Ответ:

Пробирка нагрелась.

Записывают уравнение реакции.

Ответ:  Образуется белый осадок.

Белый осадок подтверждает наличие сульфат-ионов.

Слушают учителя.

Записывают определение индикатора в тетрадь

Ответ:

Раствор  окрасился в красный цвет.

К доске выходит учащийся и выполняет задание учителя. Учащиеся фиксируют уравнения в тетрадь.

3P2O5 + 3H2O =6 H3PO4

H3PO4 = 3H+  + PO43-

Наблюдают за демонстрацией опыта.

Ответ: Это свидетельствует о том, что в растворах взятых веществ присутствуют ионы водорода.

Записывают диссоциацию в тетрадь.

Слушают учителя.

Читают определение.

Рисуют схему в тетрадь.

Записывают диссоциацию в тетрадь.

К доске выходит учащийся и выполняет задание учителя. Учащиеся фиксируют уравнения в тетрадь.

Выполняют задание у доски.

Записывают формулы и названия кислот.

Слушают учителя, записывают пример  в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

К доске выходит учащийся и выполняет задание учителя. Учащиеся фиксируют уравнения в тетрадь.

Слушают учителя.

Смотрят модельную схему в учебнике.

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь.

Слушают учителя.

Записывают уравнение р-и. в тетрадь.

Ответ: Лакмус в кислой среде окрашивается в красный цвет.

Смотрят схему.

Пишут цепочку превращений.

Записывают цепочку превращений.

К доске выходит учащийся и выполняет задание учителя. Учащиеся фиксируют уравнения в тетрадь.

Слушают учителя.

Смотрят презентацию.

Слушают учителя.

Рассказ, с элементами беседы.

Наглядные методы (демонстрация, наблюдение)

Наглядные методы (демонстрация, наблюдение)

Наглядные методы (демонстрация, наблюдение)

Закрепление знаний.

Наглядные методы (демонстрация, наблюдение)

Рассказ, с элементами беседы.

Закрепление знаний.

Закрепление знаний.

Закрепление знаний.

V. Закрепление.

Давайте выполним задания на стр. 137-138 упр. 1, 2,3.

Выполняют задания у доски по одному.

Закрепление знаний.

VI. Домашнее задание.

Прочитать  §26, стр. 132-137 , упр. 7

Записывают д/з в дневник.

Страничка ученика.

17.02.15

Проверка д/з.

Al2 (SO4)3 + 3BaCl2 = 2AlCl3 + 3BaSO4

2Al3+ + 3SO42- + 3 Ba2+ + 3 Cl3 = 2 Al3+ + 6Cl- + 3Ba SO4

3 Ba2+ + 3SO42- = 3Ba SO4

Cu Cl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag Cl↓

Cu2+ +2 Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = Cu2+ +  2NO3- + 2Ag Cl↓

2Ag+ +2 Cl- = 2Ag Cl↓

Тема: Кислоты.

Na2O +SO3 = Na2SO4 (сульфат натрия)

H2O + SO3 = H2SO4 (серная кислота)

H2SO4 = 2H+ + SO42- (диссоциация серной кислоты)

Лакмус в кислой среде окрашивается в красный цвет.

Индикаторы - специальные вещества, способные в присутствии определенных ионов изменять окраску.

3P2O5 + 3H2O =6 H3PO4 ( фосфорная кислота)

H3PO4 = 3H+  + PO43-

(азотная кислота) HNO3 = H+  + NO3-

( соляная кислота ) HCl = H+  + Cl-

                                        НNO3

                          H+                                               NO3-

                  Катион                             анион               кислотный остаток.

AsO43-, KrO42-,  TeO6-6 – составить формулу кислот по их остаткам.

 Н3 AsO4, Н2 KrO4,  Н6 TeO6.

H2SO4 – серная, HNO3 – азотная.

H2CO3х =>  H2CO32-

Определите заряд кислотного остатка по формуле и составьте уравнения их диссоциации кислот и солей.

 марганцевая кислота HMnO4 - MnO4- ; HMnO4 = Н+  + MnO4-

хромовая кислота H2CrO4 - CrO42-;  H2CrO4 = Н+  + CrO42-

HNO3 – азотная кислота.

Оксид, образующий данную кислоту N2O5 – кислотный.

H2 + Cl2 = 2HCl (соляная кислота)

HCl = H+ + Cl-

P – P2O5 – H3PO4 

4P +5O2 = 2P2O5

P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4

C – CO2 – H2CO3

C + O2 = CO2

CO2 + H2O = H2CO3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"

Разработка  конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". А так жетуда  входят приложение1 с тестом, и презентация к теме урок...

Конспект урока по химии "Кислоты"

Конспект урока по химиии в 8 классе "Кислоты"....

Конспект урока по химии. "Кислоты" 8 Класс

Конспект открытого урока по химии   в 8 классе на тему: " Кислоты". Учебник О.Г. Габриелян...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

Конспект урока по химии : Кислоты.

Рассмотреть класс неорганических соединений : " Кислоты"....

Тема урока: «Пиление древесины».Разработка конспекта урока технологии в 5 классе

ема урока: «Пиление древесины».Разработка конспекта урока технологии в 5 классе...

Конспект урока по химии, "Кислоты, их классификация и свойства", 8 класс.

Конспект урока по химии "Кислоты, их классификация и своства", 8 класс....