Разработка конспекта урока по химии. "Кислоты". 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
1. 8 класс
2.Тема: Кислоты.
3. Цели урока:
• Образовательная – Сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот.
• Развивающая – Развить у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы..
• Воспитывающая – воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость.
5. Оборудование и материалы: учебник, штатив с пробирками реактивы.
6. Тип урока: Комбинированный.
7. Методы и методические приемы:
- словесный (объяснение нового материала)
- практический (демонстрация опыта.)
- проблемно-поисковый (вопросы типа «как вы думаете?»)
- индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);
8. Литература для учителя
1) Кузнецова Л.М. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Москва 2007 г.
9. Литература для учащихся
1) Кузнецова Л.М. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Москва 2007 г.
10. основные понятия: Кислота, диссоциация, кислотный остаток.
10. Ход урока (урок длится 45 минут):
I. Организационный момент (2 минут);
II. Актуализация знаний (8 минут);
III. Основная часть – изучение нового материала(29 минут);
IV. Закрепление изученного материала (5 мин);
V. Домашнее задание (1мин)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и методические приемы |
I. Организационный момент | ||
Приветствие учащихся, запись отсутствующих. | ||
II. Проверка домашнего задания. | ||
На прошлом занятии мы выполняли лабораторную работу по ионным уравнениям. Давайте еще раз повторим: - Что же такое ионные реакции? - Какие вещества являются реактивом на Cl-? - какие вещества являются реактивом на SO42-? Напишите уравнение реакции: молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное. Al2 (SO4)3 + 3BaCl2 = 2AlCl3 + 3BaSO4↓ 2Al3+ + 3SO42- + 3 Ba2+ + 3 Cl3 = 2 Al3+ + 6Cl- + 3Ba SO4↓ 3 Ba2+ + 3SO42- = 3Ba SO4↓ Cu Cl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag Cl↓ Cu2+ +2 Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = Cu2+ + 2NO3- + 2Ag Cl↓ 2Ag+ +2 Cl- = 2Ag Cl↓ | Отвечают на вопросы: Ионные реакции - реакции между ионами в растворе. Реактивом на Cl- являются вещества, содержащие ионы Ag+. Реактивом на SO42+ являются вещества, содержащие ионы Ba2+. Решают уравнение у доски. Al2 (SO4)3 + 3BaCl2 = 2AlCl3 + 3BaSO4↓ 2Al3+ + 3SO42- + 3 Ba2+ + 3 Cl3 = 2 Al3+ + 6Cl- + 3Ba SO4↓ 3 Ba2+ + 3SO42- = 3Ba SO4↓ Cu Cl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag Cl↓ Cu2+ +2 Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = Cu2+ + 2NO3- + 2Ag Cl↓ 2Ag+ +2 Cl- = 2Ag Cl↓ | Закрепление знаний. Закрепление знаний. |
III. Актуализация знаний. | ||
Сегодня мы начнем изучение следующего важнейшего класса неорганических соединений. Этот класс называется, кислоты. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока. | Записывают тему урока в тетрадь. | |
IV. изучение нового материала. | ||
Принцип противоположности свойств реагирующих веществ в химии распространен широко. Вы изучили реакции между металлами и неметаллами, между оксидами металлов и оксидами неметаллов, подчиняющиеся это принципу. Например: Na2O +SO3 = Na2SO4 Как вы думаете произойдет ли реакция, если вместо оксида натрия взять оксид водорода – воду? Опыт показывает, что такая реакция происходит очень энергично и сопровождается выделением большого количества теплоты. Демонстрация опыта. H2O + SO3 = H2SO4 Что мы наблюдаем? Если исследовать полученный раствор на электрическую проводимость, то данный раствор проводит электрический ток. Значит, продукт реакции диссоциирует с образованием ионов. На основании полученного соединения можно написать уравнение его диссоциации: H2SO4 = 2H+ + SO42- В растворе находятся ионы водорода H+ и сульфат-ионы SO42-. Правильно ли наше предположение? Появление в растворе сульфат ионов можно проверить с помощью ионной реакции. Прильем к части полученного раствора несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете? В результате образуется белый осадок, что подтверждает наличие сульфат- ионов. Какой вы сделаете вывод? Ионы водорода обнаруживают с помощью специальных веществ, способных в их присутствии изменять окраску. Их называют индикаторами, что от латинского означает – «указатель». Например, фиолетовый раствор лакмуса в присутствии ионов водорода становится красным. Исследуем полученный раствор лакмусом. Что наблюдаете? Он окрашивается в красный цвет. Следовательно, в растворе присутствуют ионы водорода. Итак, соединение, полученное при реакции оксида серы (VI) с водой, диссоциирует на ионы водорода и сульфат-ионы. Вызывает одного ученика к доске. Составьте уравнение реакции оксида фосфора (V) с водой, а так же диссоциации продукта реакции. Какие ионы образуются при диссоциации? 3P2O5 + 3H2O =6 H3PO4 H3PO4 = 3H+ + PO43- Исследуем индикатором растворы нескольких веществ, содержащих в своем составе атомы водорода: HCl, H3PO4,HNO3. Во всех растворах лакмус приобретает красный цвет. О чем это свидетельствует? Действительно, в данных растворах взятых веществ присутствуют ионы водорода, которые сообщают веществам общие свойства. HNO3 = H+ + NO3- HCl = H+ + Cl- Поэтому вещества, в растворах которых есть ион водорода, объединяют в один класс. Этот класс веществ называют, кислотами. Такое название они получили за кислый вкус. (Пробовать нельзя! очень опасно!). Откройте стр. 133, найдите определение кислот и прочитайте вслух. Кислоты - это сложные вещества, диссоциируют в растворе с образованием ионов водорода. Анионы в составе кислоты называют кислотными остатками. Зарисуем схему в тетрадь. НNO3 H+ NO3- Катион анион кислотный остаток. Можно видеть, что число атомов водорода в молекуле кислоты определяется зарядом аниона: каков заряд иона –столько атомов водорода к нему присоединяется. H3PO4 = 3H+ + PO43- Вызывает одного ученика к доске. Составьте формулы кислот по следующим кислотным остаткам:AsO43-, KrO42-, TeO6-6. Вызывает одного ученика к доске. Составим формулы кислот, продолжив табл. 3 стр. 119, в которой приведены сложные анионы элементов II и III периодов. Название кислотам дают по названию элемента, который их образует: H2SO4 – серная, HNO3 – азотная. Если по заряду кислотного остатка можно определить число атомов водорода в молекуле кислоты, то по числу атомов водорода можно определить заряд кислотного остатка в незнакомой кислоте. Рассмотрим на примере угольной кислоты: H2CO3х => H2CO32- Вызывает одного ученика к доске. Определите заряд кислотного остатка по формуле марганцевой кислоты HMnO4 ,хромовой кислоты H2CrO4, составьте уравнения их диссоциации кислот и солей. Кислоты имеют сходство с солями: у тех и у других анионы одни и те же. Различие кислот и солей в том, что в качестве катионов в солях выступает ион элемента – металла, а в кислотах – ион водорода. Соли K Cl = K+ + Cl- Na NO3 = Na+ + NO3- Кислоты HCl = H+ + Cl- H NO3 = H+ + NO3- В отличие от солей кислоты не являются ионными соединениями. В их молекулах ионов нет. Рис 112, стр. 135. Ионы образуются при действии воды на молекулы кислот. Итак, кислоты со сложными анионами получают взаимодействием кислотных оксидов с водой. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотными. HNO3 Оксид, образующий данную кислоту N2O5 – кислотный. Бинарные кислоты можно получить из простых веществ с последующем растворением продукта реакции в воде. Так, соляную кислоту получают растворением в воде газа хлороводорода, который образуется при взаимодействии водорода с хлором: H2 + Cl2 = 2HCl Доказать, что полученный раствор – кислота, можно с помощью какого – либо индикатора, например лакмуса. В какой цвет окрашивается раствор лакмуса в кислой среде? Следовательно, в растворе присутствуют ионы водорода: HCl = H+ + Cl- Таким образом, кислоты бывают бинарными, или бескислородными, и со сложными кислотными остатками, или кислородосодержащими. Схема взаимосвязи веществ пополняется еще одним классом. Посмотрите схему на стр. 136. Из схемы видно, что можно осуществить цепь следующих превращений: неметалл – кислотный оксид – кислота. Например, для осуществления превращений (На доске) P – P2O5 – H3PO4 необходимо провести следующие реакции: 4P +5O2 = 2P2O5 P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4 Вызывает одного ученика к доске. Напишите уравнение реакции для осуществления цепочки превращений C – CO2 – H2CO3, что получают при насыщении воды углекислым газом? C + O2 = CO2 CO2 + H2O = H2CO3 Не все кислоты можно получить при растворении соответствующего оксида в воде. Есть ряд оксидов, которые в воде не растворяются, к ним относится оксид кремния SiO2. Но каждому не растворимому оксиду соответствует своя кислота. Оксиду кремния соответствует кремниевая кислота H4SiO4. Эта кислота не устойчива. Ее молекулы соединяются друг с другом с отщеплением воды уже в момент получения. Например, три молекулы кремниевой кислоты объединяются через атомы кислорода см. рис. стр. 136. Кремниевые кислоты не растворимы. Демонстрация презентации. Кислоты широко распространены в природе. Из своего жизненного опыта в знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придет лимонная кислота, яблоку- яблочная, скисшему молоку, квашенной капусте –молочная кислота. В листьях щавеля содержится щавелевая кислота. Не все природные кислоты безопасны. Так, щавелевая кислота токсична в больших количествах. В молодых листьях щавеля ее мало и вреда от нее не будет. А старые листья в пищу употреблять не следует, так как в них накапливается опасное для здоровья количество щавелевой кислоты. Людям с заболеванием печени и желчного пузыря щавель употреблять не следует. Такие кислоты как серная, соляная, азотная и др., хранящиеся в лаборатории, опасны тем, что вступают в реакцию со многими веществами. Они взаимодействуют с бумагой, тканью, кожей и другими материалами. На этих материалах брызги кислоты оставляют дырки. Разъедают кислоты и живые ткани ( человеческую кожу, слизистую оболочку и другие ткани). Поэтому попадание кислоты на кожу и в глаза опасно! Она вызывает долго не заживающие язвы. С кислотами нужно обращаться крайне осторожно! | Слушают учителя. Записывают уравнение реакции. Наблюдают за действием учителя. Записывают уравнение реакции. Ответ: Пробирка нагрелась. Записывают уравнение реакции. Ответ: Образуется белый осадок. Белый осадок подтверждает наличие сульфат-ионов. Слушают учителя. Записывают определение индикатора в тетрадь Ответ: Раствор окрасился в красный цвет. К доске выходит учащийся и выполняет задание учителя. Учащиеся фиксируют уравнения в тетрадь. 3P2O5 + 3H2O =6 H3PO4 H3PO4 = 3H+ + PO43- Наблюдают за демонстрацией опыта. Ответ: Это свидетельствует о том, что в растворах взятых веществ присутствуют ионы водорода. Записывают диссоциацию в тетрадь. Слушают учителя. Читают определение. Рисуют схему в тетрадь. Записывают диссоциацию в тетрадь. К доске выходит учащийся и выполняет задание учителя. Учащиеся фиксируют уравнения в тетрадь. Выполняют задание у доски. Записывают формулы и названия кислот. Слушают учителя, записывают пример в тетрадь. Записывают в тетрадь. К доске выходит учащийся и выполняет задание учителя. Учащиеся фиксируют уравнения в тетрадь. Слушают учителя. Смотрят модельную схему в учебнике. Слушают учителя. Записывают в тетрадь. Слушают учителя. Записывают уравнение р-и. в тетрадь. Ответ: Лакмус в кислой среде окрашивается в красный цвет. Смотрят схему. Пишут цепочку превращений. Записывают цепочку превращений. К доске выходит учащийся и выполняет задание учителя. Учащиеся фиксируют уравнения в тетрадь. Слушают учителя. Смотрят презентацию. Слушают учителя. | Рассказ, с элементами беседы. Наглядные методы (демонстрация, наблюдение) Наглядные методы (демонстрация, наблюдение) Наглядные методы (демонстрация, наблюдение) Закрепление знаний. Наглядные методы (демонстрация, наблюдение) Рассказ, с элементами беседы. Закрепление знаний. Закрепление знаний. Закрепление знаний. |
V. Закрепление. | ||
Давайте выполним задания на стр. 137-138 упр. 1, 2,3. | Выполняют задания у доски по одному. | Закрепление знаний. |
VI. Домашнее задание. | ||
Прочитать §26, стр. 132-137 , упр. 7 | Записывают д/з в дневник. |
Страничка ученика.
17.02.15
Проверка д/з.
Al2 (SO4)3 + 3BaCl2 = 2AlCl3 + 3BaSO4↓
2Al3+ + 3SO42- + 3 Ba2+ + 3 Cl3 = 2 Al3+ + 6Cl- + 3Ba SO4↓
3 Ba2+ + 3SO42- = 3Ba SO4↓
Cu Cl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag Cl↓
Cu2+ +2 Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = Cu2+ + 2NO3- + 2Ag Cl↓
2Ag+ +2 Cl- = 2Ag Cl↓
Тема: Кислоты.
Na2O +SO3 = Na2SO4 (сульфат натрия)
H2O + SO3 = H2SO4 (серная кислота)
H2SO4 = 2H+ + SO42- (диссоциация серной кислоты)
Лакмус в кислой среде окрашивается в красный цвет.
Индикаторы - специальные вещества, способные в присутствии определенных ионов изменять окраску.
3P2O5 + 3H2O =6 H3PO4 ( фосфорная кислота)
H3PO4 = 3H+ + PO43-
(азотная кислота) HNO3 = H+ + NO3-
( соляная кислота ) HCl = H+ + Cl-
НNO3
H+ NO3-
Катион анион кислотный остаток.
AsO43-, KrO42-, TeO6-6 – составить формулу кислот по их остаткам.
Н3 AsO4, Н2 KrO4, Н6 TeO6.
H2SO4 – серная, HNO3 – азотная.
H2CO3х => H2CO32-
Определите заряд кислотного остатка по формуле и составьте уравнения их диссоциации кислот и солей.
марганцевая кислота HMnO4 - MnO4- ; HMnO4 = Н+ + MnO4-
хромовая кислота H2CrO4 - CrO42-; H2CrO4 = Н+ + CrO42-
HNO3 – азотная кислота.
Оксид, образующий данную кислоту N2O5 – кислотный.
H2 + Cl2 = 2HCl (соляная кислота)
HCl = H+ + Cl-
P – P2O5 – H3PO4
4P +5O2 = 2P2O5
P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4
C – CO2 – H2CO3
C + O2 = CO2
CO2 + H2O = H2CO3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"
Разработка конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". А так жетуда входят приложение1 с тестом, и презентация к теме урок...
Конспект урока по химии "Кислоты"
Конспект урока по химиии в 8 классе "Кислоты"....
Конспект урока по химии. "Кислоты" 8 Класс
Конспект открытого урока по химии в 8 классе на тему: " Кислоты". Учебник О.Г. Габриелян...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...
Конспект урока по химии : Кислоты.
Рассмотреть класс неорганических соединений : " Кислоты"....
Тема урока: «Пиление древесины».Разработка конспекта урока технологии в 5 классе
ема урока: «Пиление древесины».Разработка конспекта урока технологии в 5 классе...
Конспект урока по химии, "Кислоты, их классификация и свойства", 8 класс.
Конспект урока по химии "Кислоты, их классификация и своства", 8 класс....