Массовая доля вещества в растворе. Материал для самоподготовки учащихся.
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

Борисович Ирина Валерьевна

Краткое объяснение и подборка простых задач для самоподготовки учащихся 8 класса по теме "Массовая доля вещества в растворе". Материал используется для дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolia_rast_8.docx82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Массовая доля вещества в растворе

 

Умение приготовить раствор вещества с заданной концентрацией может пригодиться не только в химической лаборатории. В быту приходиться готовить различные маринады, сиропы. В саду – растворы для обработки растений от вредителей и подкормки. Автомобилисты любители могут готовить раствор для аккумулятора автомобиля. Иногда самостоятельно приходится готовить растворы для дезинфекции помещений. Нужно уметь разбавлять уже имеющиеся растворы до заданной концентрации, например приготовить из уксусной эссенции столовый уксус. И каждый раз необходимо знать точное содержание вещества, так как превышение концентрации или наоборот недостаточная дозировка, может привести к порче продукта, поломке автомобиля, отравлению или другим неприятным последствиям.   Как определить содержание вещества в растворе мы познакомимся на примере водных растворов и понятия «Массовая доля». Водный раствор можно условно разделить на растворитель – воду и растворенное вещество.

Массовая доля растворенного вещества определяется как  отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора:

m (вещества)

W (вещества) = ——————

m (раствора)

 

Это величина безразмерная.  Ее принято  записывать в виде десятичной дроби.

И помните:  

Значение массовой доли в этом случае  не превышает единицы!

Массовую долю можно выражать и в процентах, тогда речь пойдет о процентной концентрации раствора:

m (вещества)

W (вещества) = —————— · 100%.

m (раствора)

 

Раствор состоит из растворенного вещества и растворителя, поэтому массу раствора определяют по формуле:

m (раствора) = m (вещества) + m (растворителя).

 

 

 

Самое главное в задачах подобного типа правильно определять, что известно и что надо найти. Если доля дана в процентах, для упрощения расчетов, рекомендую сразу данную величину  разделить на 100.

Разберем примеры:

Задача 1. Определите массу уксусной кислоты, которая содержится в 80 граммах столового уксуса с концентрацией кислоты в нем  9%.

 Дано:

m (уксуса) = 80 г

W (уксусной кислоты) = 9% или 0,09

 

Найти:

m (кислоты) - ?

Решение:

  1. Подставим известные величины в формулу для нахождения массовой доли:

              m (вещества)

W (вещества) = —————— · 100%.

       m (раствора)

m (уксуса) – это масса раствора,

получаем  выражение                   m (кислоты)г

0,09 = —————— 

80г

Преобразуем формулу и найдем неизвестное:

m (кислоты) = 0,09*80г = 7,2 г

Ответ: масса уксусной кислоты7,2 г .

Задача: сахарный песок  массой 5 г растворили в 45 г воды. Определите процентную концентрацию  сахара  в растворе.

 

Дано:

m (сахара) = 5 г

m (H2O) = 45 г

 

Найти:

W (сахара) - ?

 

Решение:

Чтобы ответить на вопрос, необходимо найти массовую долю сахара,  выразив ее в процентах.

1.Определим общую массу полученного вещества:

 

m (раствора) = m (сахара) + m (H2O) = 5 г + 45 г = 50 г.

 

2.Вычислим массовую долю сахара в растворе:

 

               m (вещества)

W (вещества) = —————— · 100%.

       m (раствора)

 

                                 5г

W (вещества) =     ———  · 100%.

                 50г

 

 

Ответ: W (сахара) = 10%.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. В качестве лекарственного препарата обеззараживающего действия используют 2%-ный раствор нитрата серебра. Какая масса нитрата серебра содержится в аптечном пузырьке, вмещающем 50 граммов этого раствора?
  2. Для прикорма грудного ребенка готовят 5%-ную манную кашу. Сколько граммов каши можно приготовить из 20 граммов манной крупы?
  3. Для приготовления сладкого маринада  повар взял 1 стакан сахарного песка (160 г), 2 столовые ложки соли (1 ложка -20 г), 100 г уксуса и 0,7 литра (700г) воды. Определите  процентную концентрацию каждого компонента в маринаде.
  4. Для защиты  плодовых деревьев от цветоеда используют 3%-ный раствор медного купороса. Какую массу медного купороса и воды нужно взять для приготовления  300 граммов  этого раствора?

Формулой для нахождения массовой доли удобно пользоваться для понимания процессов, происходящих при разбавлении раствора водой или, наоборот, выпаривании раствора,  прибавлении к нему новой порции растворенного вещества.

При решении подобных задач необходимо каждый раз внимательно смотреть – что меняется? Если добавляется вещество – изменяется и масса растворенного вещества,  и масса раствора на одну и ту же величину. Если раствор разбавляют водой или выпаривают,  то изменяется только масса раствора, а масса вещества остается прежней.

В разборе происходящих процессов удобно пользоваться графической схемой, которая наглядно иллюстрирует изменение массовой доли при действии с раствором.

Примеры задач:

  1. Утром пятиклассник Вовочка готовит себе чай и кладет в чашку (200 г чая) 3 чайные ложки сахара (1 ложка сахара  – 8 г). Какая  концентрация  сахара в чае у Вовочки?

  1. Однажды Вовочка приготовил чай, а потом пошел умываться. В это время на кухню вошла мама, подумала, что Вовочка не подсластил чай, и положила туда еще 3 ложки сахара. Как изменилась концентрация сахара в чае?

  1. Вовочка вернулся на кухню и, попробовав чай, догадался, что произошло. Он знал, что очень сладкий чай  пить вредно, и поэтому решил его разбавить. Он перелил половину чая в другую чашку, а  к оставшемуся чаю прибавил 100 г воды. Удалось ли Вовочке привести чай к первоначальной концентрации сахара?

 Выполните упражнения  на тренажере 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Массовая доля вещества в растворе

Презентация к уроку по теме: Массовая доля вещества в растворе  для учащихся 8 класса. Можно использовать при изучении нового материала и при выполнении практической ратоты по данной теме....

Контрольная работа по теме "Массовая доля вещества в растворе".

Материал предназначен для проведения контроля знаний. Содержит два варианта работы. В работе есть инвариантный блок, обязательный для решения всеми учащимися, и два вариативных блока разной сложности....

задание №27 егэ по химии 2018 - расчёты с использованием понятия "массовая доля вещества в растворе"

В помощь школьникам, которые собираются сдавать ЕГЭ по химии в 2018 году, сделан подбор задач к заданию №27 - расчёты с использованием понятия "массовая доля вещества в растворе"....

Задачи на расчёт массовой доли вещества в растворе

Разноуровневые задачи для учащихся 8 класса по теме "Массовая доля вещества в растворе"...

Проверочная работа "Растворы. Массовая доля вещества в растворе"

Проверочная работа для учащихся 8 класса по теме "Растворы" в 12 вариантах для текущего контроля....

Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"

Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...

Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"

Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...