Урок по теме "Основания" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Осетрова Светлана Александровна

На данном уроке происходит превое знакомство обучающихся с классом оснований. При проведении урока использованы приемы Арт-технологии (составление сказки), индивидуальная и  групповая работа в тетради и на доске чередуется с выполнением лабораторных опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_osnovaniya_8_klass.doc681.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Основания". 8 класс

  • познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями класса оснований;
  • продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных гидроксид-ионов;
  • продолжить формирование знаний о степени окисления элементов, химической связи в веществах;
  • дать понятие о качественных реакциях и индикаторах;
  • формировать навыки обращения с химической посудой и реактивами;
  • формировать бережное отношение к своему здоровью.

Реактивы и оборудование: 1) кристаллические щелочи и их растворы (КОН, NaOH), 2) все разновидности Са(ОН)2 - "известковая вода", "известковое молоко", твердый), 3) раствор СиCl2, раствор FeCl2, 4) индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

"В некотором царстве, Химическом государстве, на противоположных сторонах говорливой реки Ионки расположились две деревеньки - Металловка и Гидроксид-ионовка. Жители Металловки всем служили примером: и веселые, и активные, и работящие. Как ни крути - со всех сторон положительные! Так их и называли Катионы Металловы. А жители Гидроксид-ионовки были им полной противоположностью: работать не хотели, всех задирали, со всеми ссорились. Одним словом - Гидроксид - анионы. И решили Катионы Металловы усмирить буйный нрав Гидроксид - анионов; перешли они реку Ионку по мосту Химической связи - и появились вещества новые, Основаниями называемые".

Вот такую сказку сочинили ученики. Давайте попробуем разобраться с точки зрения науки химии, о чем же шла речь в этом повествовании.

1. Какие действующие лица?

КАТИОНЫ МЕТАЛЛОВЫ

ГИДРОКСИД-АНИОНЫ

2. С химической точки зрения?

Ионы металлов - простые ионы с зарядом "+"

Ионы ОН - сложные ионы с зарядом "-"

3. Чему равна величина его заряда?

Совпадает со степенью окисления элемента

Совпадает с суммой степеней окисления элементов

4. Как определить?

По таблице растворимости

(официальной шпаргалке всех школ мира)

5. Какой тип химической связи между ионами в основании?

Ионный

Чтобы не путать степени окисления и заряды ионов:

степень окисления -3, заряд иона 3-

Сформулируйте определение оснований, используя печатную тетрадь, стр. 56 в.1.

Задание.

Основания - это        вещества, состоящие из ионов         и связанных с ними одного или нескольких         -    .

Проверьте себя по учебнику (стр. 67).

Попробуем узнать среди различных веществ основания: (печатная тетрадь, стр.56, в.2 по вариантам). [На доске заранее подготовленный увеличенный вариант "крестиков - ноликов" прорешивается представителями вариантов].

Задание.

Поиграйте в "крестики - нолики". Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оснований.

H2O2

CuO

H2O

MgCl2

KOH

Ca(OH)2

NaOH

Cu(OH)2

Mg(OH)2

CuOH

Ba(OH)2

Na2O

Ca(OH)2

HNO3

BaSO4

Fe(OH)2

CaCO3

LiOH

У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, имени, отчество. Так и химические соединения имеют "фамилию", "имя", "отчество".

(печатная тетрадь стр. 57, в. 4)

Задание.

Выпишите формулы соединений, образующих выигрышный путь в задании 2. Назовите их, используя правило, в котором знак "плюс" означает, что из отдельных слов получается название соединения.

слово "гидроксид"

+

название металла в родительном падеже

+

(римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла)

для металлов с переменной степенью окисления

А) _____________________________    Б) ___________________________

________________________________        ___________________________

________________________________        ___________________________

________________________________        ___________________________

Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксиды натрия и калия - едкий натр и едкое кали. Как появились эти названия? (Сообщения учащихся).

Гидроксид натрия

Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название - едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" - жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01-0,02г наступает смерть в первые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги.

Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.

Гидроксид калия

Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.

Гидроксид кальция

В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь - это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь - это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко - суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых.

Оксид кальция можно использовать для простейшей химической грелки: два пакетика, один большой, другой - маленький, из водонепроницаемого и химически стойкого материала. Чтобы грелка заработала, заполняют негашеной известью маленький пакет и добавляют в него немного воды. Потом пакет тщательно закрывают, вставляют в большой и еще раз закупоривают. Грелка готова.

Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур.

Применяется для распознавания углекислого газа.

Гидроксид бария

Гидроксид бария - "баритовая вода" - применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.

Рассмотрим образцы этих оснований.

Демонстрация образцов едкого натра, едкого кали. 

Что произойдет, если опустить несколько таблеток в воду?

Демонстрационный опыт "Растворимость оснований".

  1. Растворяются ли эти вещества?
  2. Как изменяется температура при растворении этих веществ?
  3. Какие физические характеристики можно дать раствору?

Лабораторные  опыты

В трех пронумерованных пробирках содержатся растворы: №1- хлорида железа (II), №2- хлорида меди (II), №3- гидроксида натрия.

  1. Прилейте к пробиркам №1 и №2 содержимое пробирки №3. Что наблюдаете? (Выпадение осадка разных цветов).
  2. К каким явлениям отнесете? (К химическим реакциям). 
  3. По каким признакам? (Выпадение осадка).

Предположите, какие вещества получились в пробирках с выпавшими осадками. (Основания). 

Работа с моделями катионов и гидроксид-ионов на магнитной доске.

Как можно классифицировать основания? (Растворимые и нерастворимые).

Записать определение в тетрадь:

Щелочи - растворимые основания

Приведите примеры щелочей и нерастворимых оснований из таблицы "крестики-нолики" (печатная тетрадь стр.57, в. 5).

Задание.

Заполните схему "Классификация оснований" формулам из задания 2.

 

ОСНОВАНИЯ

           Растворимые (щелочи)                                            Нерастворимые

____________________________                         ________________________

____________________________                         ________________________

____________________________                         ________________________

Ой, ребята, что же я натворила! Мне нужно запить таблетку водой, я специально приготовила воду в одной из пробирок, а подписать пробирку - забыла. А если я вдруг выпью не воду, а раствор щелочи? Что же будет тогда? Предложите ваш вариант, чтобы отыскать пробирку с водой и со щелочью (проблемная ситуация)

Нам в таких ситуациях помогают индикаторы (указатели)- вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды.

Индикатор

Нейтральная среда

Щелочная среда

Кислая

среда

Лакмус

фиолетовый

синий

красный

Метиловый оранжевый

оранжевый

желтый

розово-малиновый

Фенолфталеин

бесцветный

малиновый

бесцветный

Самым первым появился индикатор лакмус. Лакмус - это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах в Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее лакмусовым настоем стали пропитывать фильтровальную бумагу; ее высушивали и получали таким образом "лакмусовые бумажки".

Демонстрационный опыт "Испытание растворов гидроксидов индикаторами".

Фенолфталеиновый от щелочи малиновый.

Ах, что же я поделаю с собой - ведь в щелочи я сине-голубой (лакмус).

Вид мой в щелочи смешон: я сразу желтый как лимон (метилоранж).

Вывод: индикаторы распознают в растворе гидроксид - ионы.

А еще одно основание, всем вам хорошо известное, можно определить  другим способом: известковая вода при пропускании через нее углекислого газа мутнеет (признак химической реакции).

Лабораторный опыт "Определение известковой воды с помощью углекислого газа".

В пробирке №4 находится известковая вода. Пропустите через стеклянную трубочку, опущенную в пробирку №4, углекислый газ, который образуется при вашем дыхании. Что наблюдаете?

Данная реакция называется качественной реакцией.

Реакция, в ходе которой доказывается наличие данного вещества или иона, называется качественной

Вещество, с помощью которого доказывают присутствие другого вещества, называют реактивом на распознаваемое вещество. Реактив может быть не только на одно вещество, но и на группу и целый класс веществ. Т.о., индикаторы - это также реактивы на растворимые основания.

Еще раз послушаем название изучаемого сегодня класса неорганических соединений: гидроксиды = оксид +"гидра" (вода). Следовательно, каждому оксиду соответствует свой оксид. Например, KOH  K2O, CuOH  Cu2O.

Правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.

Выполните задание (печатная тетрадь стр. 58, в. 9.)

Задание.

Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидами.

А) гидроксид натрия  _______________  оксид - •• 

Б) гидроксид железа (III) ____________ оксид - •• 

В) гидроксид меди (II) ______________  оксид - •••

Итак, путешественники по классам неорганических соединений, мы добрались до финиша. Большой багаж знаний вы получили сегодня. Теперь очень важно этот багаж рассортировать, разложить по полочкам, чтобы ни одна крупица не была потеряна. Для этого попытайтесь честно ответить на вопросы таблицы, поставив плюс в той колонке, которая, наиболее реально соответствует вашему уровню усвоения сегодняшнего материала.

Все понял

Частично понял

Ничего не понял

1. Состав оснований

2. Название оснований

3. Составление формул по названию

4. Классификация оснований

5. Качественная реакция на основания

6. Взаимодействие с индикаторами

7. Оксиды, соответствующие гидроксидами

Домашнее задание: ξ19, печатная тетрадь стр.59, вопрос10.

Используемая литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия.8"/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.- М.: Дрофа, 2002.
  3. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: книга для учителя- 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995.
  4. Аликберова Л. "Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. "Книга по химии для домашнего чтения. -2-е изд. - М.: Химия, 1995.
  6. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. - СПб.: ИКФ "МиМ-Экспресс", 1995.
  7. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....