Проекты
проект по химии
Исследования в области химии и биологии
Исследовательская работа "Химия вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_i_zdorove.doc | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Мордовия
Большеберезниковский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Марьяновская средняя общеобразовательная школа»
IV муниципальная конференция исследовательских работ учащихся
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: «Химия вокруг нас».
Номинация: «Исследования в области биологии и химии»
Выполнила: ученица 10 класса |
Струенкова Дарья Руководитель: |
Вилкова В.Н. |
-2016г-
Оглавление
Введение
«Знание, только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
Л.Н. Толстой
Жизнь на Земле -грандиозный химический процесс, получающий энергию Солнца, в нем принимает участие едва ли не все элементы таблицы Д.И. Менделеева. Нарушение химического баланса приведет к изменениям на всей планете. В связи с этим в современном мире призыв : «Знать, чтобы не навредить»- становится актуальным. У нас на слуху выражения «Химия и медицина», «Химия и автотранспорт», «Химия и косметика», «Химия в быту», «Химия и пища», «Химия в организме человека» и другие. Каждая из них может стать названием для отдельной исследовательской работы. Мы выбрали тему «Химия вокруг нас», так как нас окружает множество вещей и веществ, которые кажутся обыденными и ничем не примечательными. Однако очень часто они обладают удивительными свойствами - надо только суметь их заметить. И для этого надо, во-первых, знать свойства веществ и, во-вторых, уметь этими свойствами пользоваться.
Актуальность темы связана с тем, что химия все больше входит в нашу жизнь. И чаще люди употребляют понятие химии в отрицательном значении. А того не знают или не хотят знать, что сам человеческий организм – целая химическая лаборатория, и что окружает человека в повседневной жизни – продукты химической промышленности. Как известно, после использования все химикаты попадают в окружающую среду и пагубно на нее влияют, но мы об этом не задумываемся. Поэтому мы решили посвятить нашу работу именно бытовой химии и, изучив состав некоторых из них, определить, насколько безопасно их использование.
Проблема: существует мнение, что применение бытовой химии напрямую связано с риском возникновения различных заболеваний.
Цель: изучить влияние химических веществ, с которыми ежедневно сталкивается человек, на его организм.
Задачи:
- Расширить свои знания по химии.
- Установить вещества, входящие в состав бытовой химии;
- Изучить влияние бытовой химии на организм человека.
- Исследовать химические вещества , входящие в состав моющих средств;
Объект исследования: товары бытовой химии.
Предмет исследования: свойства моющих средств;
Гипотеза: если знать свойства химических веществ, то можно
правильно и без вреда для здоровья использовать их в быту.
Методы:
1. Метод теоретического исследования: изучение литературы и интернет-источников по изучаемой теме;
2. Лабораторные: химический эксперимент
Глава I. Теоретический этап
Задачи:
- Узнать, что известно по данной проблеме;
- Установить вещества, которые входят в состав бытовой химии;
- Изучить влияние бытовой химии на организм человека;
- Изучить основные правила безопасности использования бытовой химии.
1. Сложно представить быт современного человека без использования бытовой химии. Как помыть посуду без специальной жидкости для мытья посуды? Как постирать бельё и вещи без использования стирального порошка? Как очистить плиту, помыть окна, удалить пыль, придать свежести воздуху? Как всё это сделать без использования таких привычных бытовых химических средств?
Зачастую мы забываем о том, что это, прежде всего, химические соединения, которые не всегда могут оказывать полезное воздействие на организм человека и рассчитываем лишь на то, что если все эти средства можно найти на полках обычных магазинов, то значит, они абсолютно безвредны для человеческого здоровья. Но так ли это на самом деле?
Многие из нас полагаются на то, что химические вещества, которыми мы пользуемся ежедневно, прошли полную проверку и совершенно безопасны. В действительности же на данный момент употребляется более 70 000 реактивов, причем ежегодно на рынок попадает не менее 1 000 новых препаратов; 43% из них вообще не проходило никакой проверки, а полная информация о безопасности того или иного вещества имеется не более чем для 7% реагентов. Сведения о безопасности веществ, входящих в состав чистящих средств доступны не более чем для четверти общего их числа.
На красивой упаковке написано многое, но правда ли это? Неужели производитель станет писать о вреде своего товара? Приведем, к примеру, стиральный порошок. Подумайте о том, что Вы делаете, когда вы стираете свое белье токсичными химикатами. Конечно, не все эти химикаты смываются, поэтому, поскольку вы носите одежду целый день, вы впитываете их в себя понемногу через кожу. Потом вы спите на простынях и подушках всю ночь и впитываете еще больше химикатов, кроме того, вы еще и вдыхаете их испарения.
В условиях постоянного увеличения количества новых химических веществ, поступающих в обращение, актуальной проблемой является их изучение в целях получения информации о потенциальной опасности веществ и разработки профилактических мероприятий, предусматривающих предотвращение неблагоприятного воздействия на организм человека и окружающую среду. Среди комплекса факторов окружающей среды, подлежащих гигиеническому контролю, большого внимания заслуживают товары бытовой химии (ТБХ) в связи с их массовым производством и использованием, разнообразием компонентов, входящих в состав рецептур, а также с возможным прямым воздействием на организм человека.
2. Вещества, которые входят в состав бытовой химии, и причиняют вред здоровью человека: - Хлор – его наличие в составе может стать причиной сердечно-сосудистых
заболеваний, атеросклероза, гипертонии, анемии, аллергии, наносить вред
коже и волосам, повышает возможный риск раковых заболеваний. Его
спешно могут заменить органические кислоты.
- Фосфаты– отравляют атмосферу, активизируют процессы развития раковых заболеваний.
Анионы паф– лидеры по агрессивному воздействию, накапливаются в организме человека, и приводят ко внутреннему отравлению.
- Гидрохлорид натрия – аллергические реакции.
- Нефтяные дистилляты – пагубное влияние на нервную систему и органы зрения.
- Крезолы и фенолы —потеря сознания, головокружение, диарея, нарушение работы печени и почек.
- Формальдегид– раздражение горла, кожи, глаз, лёгких и дыхательных путей, сильнейший канцероген.
- 3. Порошки для стирки одежды
Рассчитывать на то, что если вместо вас стирает машинка, и вы находитесь в полной безопасности – глупо. Мы уже вдыхаем микрочастицы стирального порошка, когда насыпаем его в стиральную машину, они успешно попадают на слизистые оболочки дыхательных путей и становятся причиной аллергий и воспалений. При ручной стирке вреда ещё больше, порошок соприкасается с кожей рук, сквозь поры проникает в организм. Хранят вспоминания о порошке и вещи, которые мы в нём стирали. Особенно устойчивы в этом плане вещи из хлопка, шерсти и полушерсти, их необходимо дополнительно полоскать. Но и даже десятикратное полоскания белья в горячей воде не освобождает ваши вещи от вредного воздействия.
Чтобы уменьшить вредное воздействие химических веществ, содержащихся в стиральных порошках необходимо отдавать предпочтение только качественной и сертифицированной продукции. Конечно, она на несколько порядков стоит дороже, но скупой платит дважды (вторая плата — это наше здоровье). В составе стирального порошка содержание фосфатов и вредных веществ не должно превышать пяти процентов. Иначе это уже не порошок, а яд замедленного действия.
Существует мнение о том, что жидкие порошки и порошки в форме таблеток менее безвредны для человеческого организма, нежели обыкновенный стиральный порошок.
- Чистящие порошки для поверхностей
Химический состав таких чистящих средств может стать причиной нарушения работы внутренних органов, заболеваний почек, желудка, печени, стать причиной мигреней и головных болей.
После использования таких средств воздух в помещении загрязняется в семь раз.
Избегайте прямого контакта с кожей, проводите все чистящие манипуляции только в специальных защитных перчатках. Очищенные поверхности необходимо также тщательно промывать водой.
- Средства, используемые для мытья посуды
Современная хозяйка не представляет, как справиться с горой грязной посуды в раковине без нескольких капель моющего средства. Для того чтобы уменьшить вредное воздействие существует несколько правил:
- моющее средство ни в коем случае нельзя непосредственно лить на по
суду, только на губку!!!
-смывать и полоскать чистую посуду необходимо не меньше пятнадцати секунд.
— лучше отдавать предпочтение моющим средствам, которые на основе жирорастворяющих натуральных масел.
3. Некоторые советы по уменьшению вреда для здоровья при использовании стиральных моющих средств:
- Читаем состав. Порошки с фосфатами и содержанием ПАВ больше 5% оставляем стоять в магазине.
- Пыль стирального порошка может летать в воздухе 20 минут. Поэтому ставить стиральную машину на кухне нельзя.
- Одна из альтернатив фосфатосодержащим порошкам — детские порошки на основе мыла, но они плохо растворяются в воде.
- При ручной стирке обязательно исключить контакт незащищенных рук и других частей тела с раствором порошка.
- Тщательно (более 8 раз) выполаскивать выстиранные вещи.
- Пользуйтесь народными способами. Возможно, секрет здоровой жизни наших предков заключался в том, что вместо химических средств для использования в быту они пользовались натуральными средствами, которые позволяли им сохранять своё здоровье и поддерживать чистоту.
Хозяйственное мыло отлично отстирывает натуральные ткани и при этом значительно смягчает (что важно, например, для ползунков или подгузников).
Натертым на терке хозяйственным мылом + чайная ложка соды нормально отстирывается даже в машинке.
Для стирки нужно приготовить такой раствор: в ведро теплой воды добавить 50 г натертого на терке мыла и 3 ст. ложки соды. Темные вещи с неустойчивой окраской стирают без добавления соды. Сода кальцинированная Вообще для стирки тканей необходимы разные составы. Кислая и нейтральная среды благоприятны для стирки изделий из волокон животного происхождения (шерсть, шелк), щелочная — для стирки изделий из волокон растительного происхождения (хлопок, лен); умеренно щелочная среда — для стирки тканей из искусственных и синтетических волокон. Поэтому изделия из хлопковых и льняных волокон можно стирать содой кальцинированной (это щелочные соли). Отстирывает великолепно, даже плотные льняные простыни — они становятся белоснежные! Особенно в стиральной машинке (автомат). Но надо, чтобы температура стирки была 50-70° С.
А вот для шерстяных и шелковых тканей это совершенно не подходит — они становятся жесткими, хрупкими и быстро разрушаются.
- Использование горчицы в качестве стирального порошка для машины автомат
- Стирать можно горчицей — около 50 грамм на машинку, отстирывается все прекрасно, а вещи после стирки пахнут свежестью, а не стиральным порошком. Ее нужно засыпать в «автомат» (только не в кювету а сразу в белье) температуру выше 40 не стоит делать (горчица заваривается). В случае сильных загрязнений сначала нанести горчичную кашицу на пятна, а потом в машину. Хлопок горчица не берёт.
Горчицей можно стирать шерстяные вещи: в тёплой воде разводите горчичный порошок — замачиваете вещи и через полчаса стираете. Стирать можно и сразу, если не сильно испачканы.
Шерстяные и шёлковые вещи с жирными пятнами рекомендуется стирать в настое горчицы. При этом ткань усаживается и линяет меньше, чем при стирке моющими средствами. Сначала сухую горчицу (1 стакан) замачивают небольшим количеством воды и растирают, пока не получится жидкое тесто. Его протирают через марлю в тёплую (40-45 С) воду (10 л) и дают настояться 2-3 ч. Стирают без мыла или моющих средств; настой горчицы меняют 2-3 раза.
Шерстяным вещам можно придать мягкость и блеск, даже если у вас не оказалось под рукой специальных ополаскивающих средств, а купить их поблизости негде. Такие вещи рекомендуется прополоскать в воде с уксусом в пропорции 1 ч. ложка уксуса на ведро воды. Фасоль для стирки шерсти
В фасолевом отваре очень хорошо стирать шерстяные ткани. На литр воды берут 200 г фасоли, варят в закрытой посуде. После варки отцеживают отвар через чистую марлю, вливают в миску с горячей водой и взбивают пену. После стирки ткань несколько раз прополоскать в тёплой воде, добавляя при последнем полоскании 1 столовую ложку уксуса.
Картофель для стирки линяющих тканей
В картофельном соку рекомендуется стирать линяющие ткани, а также шерстяные. Для этого трут на тёрке 2 кг очищенного картофеля (может быть старый, проросший, не пригодный в пищу) и отцеживают сок, затем добавляют столько горячей воды, чтобы жидкость была тёплой, взбивают пену и стирают в ней ткань, легко её отжимая. Полощут несколько раз в тёплой воде. При последнем полоскании добавляют ложку соли или уксуса. В картофельном соку можно стирать все шерстяные ткани, за исключением белых, так как белые при глажении немного желтеют. Стирка золой Для того чтобы стирать свои вещи можно использовать золу. Главное, чтобы она была растительного происхождения. То есть, старайтесь избегать того, чтобы в золу попадали различные химические остатки, например, от различных пакетов, которые не горят, а плавятся. Это могут быть и очень яркие современные обёрточные материалы, в процессе сжигания которых, выделяются различные ядовитые запахи и обильная копоть. А сам процесс стирки совершенно, наверное, не отличается от рекомендуемого в инструкциях типовых стиральных машин. Так, например, джинсы или рубашки, прежде чем отправить их в загрузочный отдел машины, выворачиваете наизнанку и т.д. Объём золы на несколько килограмм белья — половина 200 граммового стакана.
- 4. Основные правила безопасности использования бытовой химии:
Категорически противопоказано смешивать различные бытовые средства,
так как может возникнуть химическая реакция непредвиденных послед
ствий. С бытовыми химическими средствами необходимо работать только
в защитных резиновых перчатках.
Выбирать только качественную продукцию и внимательно читать состав –
не может быть и речи использования средств, где не указан их состав и
средств, у которых вышел срок годности.
Если есть возможность обойтись без использования средств бытовой хи
мии – необходимо использовать её или хотя бы ограничить.
Выводы теоретического этапа:
-Использование бытовой химии в домашних условиях во многих случаях опасно для здоровья. -Некоторые компоненты средств, применяемых для мытья полов, кафеля, посуды, освежители воздуха не просто опасны в краткосрочной перспективе, они обладают способностью накапливаться и оказывать вредоносное воздействие на человека на протяжении долгого времени. - По данным исследования, особо опасны этилен гликоль - токсичный загрязнитель воздуха и некоторые соединения из группы терпенов (класс химических веществ, производимых из древесины хвойных пород, а также цитрусовых - обычно добавляются в моющие средства в качестве отдушки, при взаимодействии с озоном некоторые из них способны производить токсичные соединения). - Опыты показали, например, что в процессе наведения чистоты в плохо вентилируемой ванной, человек вдыхает в три раза больше этилен гликоля, чем разрешено экологическими стандартами. Использование аэрозольного освежителя воздуха в небольшой комнате на 15-20 минут увеличивает количество вдыхаемого формальдегида на 25%. .
Глава II. Практический этап
Задачи:
- Провести социологический опрос;
- Определить физико-химические характеристики стиральных порошков;
Социальный опрос
Что бы узнать, какой порошок и какое средство для мытья посуды наиболее популярны в нашем селе мы провели анкетирование учеников школы. В опросе участвовало 68 учащихся 3– 11 классов.
Анкета состояла из двух вопросов:
1.Каким порошком пользуются ваши родители?
2.Какое моющее средство предпочитают в вашей семье?
Анкетирование показало, что самым популярным стиральным порошком является «Миф», а средством для мытья посуды– «Фери». Совсем небольшое количество семей не пользуются никакими моющими средствами.
По данным социологического опроса для дальнейшего исследования были отобраны 7 видов самых популярных порошков: «Ушастый нянь –автомат», «Миф – автомат», «Персил – автомат», «Тайд – автомат», «Ариэль – автомат», «Лоск – автомат», «Сорти – автомат».
Опыт №1. Определение физико-химических характеристик стиральных порошков.
Приготовление растворов порошков: На весах взвесили по 1г. порошка каждого вида, растворили их в 100 мл водопроводной воды, размешали до полного растворения порошка.
1.Оценили запах отдушек (проверили стойкость и специфичность запахов растворов порошков).
2. Измерили рН этих растворов с помощью полосок универсальной индикаторной бумаги.
3. Измерили высоту пены.
Наличие сильного запаха свидетельствует о большом количестве отдушек. Если запах поменял свою специфичность, то это свидетельствует о плохом качестве отдушек. Победителем в этой номинации оказался порошок «Ушастый нянь», самые плохие результаты у «Лоска».
Определение рН растворов СМС показало, что среда их растворов щелочная: у «Ушастый нянь автомат» – щелочная (рН=9,6), а у «Tide», «Ariel», – сильнощелочная (рН=12,23-12,28), а это отрицательно влияет на кожу рук.
3. Чем выше пена, тем мягче вода, среда щелочная.
Опыт 2.Определение поверхностного натяжения воды и водных растворов
Для расчета понадобились результаты измерений. Алгоритм действий:
• Растворы СМС приготовлены из расчета 1г порошка на 50 мл раствора.
• Определили плотность (ρ) воды и растворов СМС с помощью ареометра.
• Мерной пипеткой определили количество капель в определенном объеме (V) воды и растворов СМС. Эксперимент проводили три раза, рассчитывали среднее значение.
• Поверхностное натяжение (σ) рассчитали по формуле σ = Vρg / 2πrn, где V-объем раствора (мл), ρ– плотность раствора (г/мл), r- радиус капилляра (м), g- ускорение свободного падения (м/с2), n- число капель в объеме V.
Опыты показали, что растворы СМС понижают поверхностное натяжение воды в среднем в 2,56 раза. Сильнее всего понижают поверхностное натяжение воды «Ушастый нянь – автомат», «Сорти– автомат», а менее всего – «Tide».
Выводы практического этапа:
• При измерении рН растворов СМС было обнаружено, что среда их растворов щелочная: у «Ушастый нянь автомат»– щелочная (рН=9,6), а у «Tide», «Ariel»,– сильнощелочная (рН=12,23-12,28), а это отрицательно влияет на кожу рук.
• В ходе исследовательской работы было установлено, что растворы смс понижают поверхностное натяжение воды в среднем в 2,56 раза, изменяют рН воды.
• Сильнее всего понижают поверхностное натяжение воды «Ушастый нянь– автомат», «Сорти– автомат», а менее всего – «Tide».
• Из результатов исследования видно, что все растворы СМС являются агрессивными. Самое агрессивное действие оказывает «Ушастый нянь- автомат» и «Сорти-автомат», менее агрессивное – Миф, Persil, Ariel.
Глава III. Заключение
• Все проанкетированные нами люди сталкиваются в повседневной жизни с бытовой химией.
• Популярность СМС, пользующихся наибольшим спросом, обусловлена только работой рекламных компаний, так как моющие средства схожи по своему составу.
• Мы проанализировали информацию из различных источников и выявили, что не все моющие средства так безопасны, как о них говорится в рекламах и на упаковках.
Рекомендации:
Более ответственно относитесь к выбору моющих средств и не позволяйте рекламам обманывать себя. Не забывайте о том, что на этой планете будут жить нашит дети и внуки, и мы должны заботиться об их будущем и здоровье. С увеличением численности населения нашей планеты неизбежно возрастает количество и разнообразие моющих средств, которые пагубно влияют не только на человека, но и на окружающую среду. Мы надеемся, что в ходе прогресса будут изобретены белее безопасные моющие средства, которые будут иметь возможность полностью растворяться в воде, не образуя вредных химических соединений.
Своей работой мы лишь хотим попытаться привлечь внимание людей к этой проблеме, показать, что довольно просто защитить свое здоровье и здоровье своих детей – руководствоваться простыми правилами техники безопасности при работе с моющими средствами и внимательнее относиться к выбору продукта. В этой связи призыв: «Знать, чтобы не навредить себе, знать, чтобы не навредить природе, знать, чтобы не навредить планете» - будет актуальным еще многие десятилетия.
- Список литературы
1. Авинская Е. В. Научно-исследовательская работа школьников. - Санкт-Петербург, 1998.
2.Захлебный А. Н. Химия для любознательных . - М., 1986.
3.Индивидуальная работа // Народное образование, 2000, № 3.
4. Нинбург Е. А. Выполнение и оформление самостоятельной и исследовательской работы. - Л., 1991.
5. Домашняя химическая лаборатория. / В. П. Чижова, А. В. Добров, А. Н. Захлебный - М: Агропромиздат, 1989.
- Ушакова М. В. Исследовательская деятельность учащихся. //Педагогический калейдоскоп, 1998 № 3.
- А.Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова Химический практикум:
Домашняя химчистка
Конечно, не стоит ради опытов пачкать одежду. Поступим так: заготовим несколько кусочков светлой ткани, на нее посадим разные пятна и попытаемся их вывести. А если опыты пройдут успешно, можно рискнуть почистить и свой костюм (или чужой - если разрешат...). Самые распространенные пятна - жировые. Их выводят, как правило, с помощью экстракции, подбирая для этого подходящий растворитель. Для выведения свежих жировых пятен годятся бензин, скипидар, медицинский эфир. Ваткой, смоченной растворителем, протрите пятно несколько раз, и жир перейдет в раствор. Чтобы на ткани не осталось ореола, ее надо протереть мыльной водой или раствором стирального порошка.
Старые жировые пятна удалить труднее, тут одним растворителем не обойтись, нужны смеси. Например, бензина, медицинского эфира и скипидара (7:1:2) или винного спирта, скипидара и медицинского эфира (10:2:1).
Если ткань цветная, то надо позаботиться о том, чтобы растворитель не повредил окраску. Прежде чем приступить к работе, проверьте, не изменяет ли выбранный вами растворитель цвет ткани.
Пятно от масляного лака хорошо удаляет паста из бензина и белой глины. Тестообразную смесь наносят на пятно и оставляют до тех пор, пока бензин полностью не испарится. В этом случае к экстракции добавляется адсорбция: белая глина впитывает, поглощает вещества, экстрагируемые бензином.
Свежее пятно от масляной краски сначала смочите скипидаром (для размягчения), а потом удалите бензином. Если такая обработка может повредить окраске, то протрите пятно горячим раствором глицерина или его смесью с равным количеством винного спирта.
Экстракцией можно удалить и пятна от травы, Помните опыт, в котором мы экстрагировали хлорофилл спиртом? Так вот, если протереть испачканное место спиртом (или медицинским эфиром), можно постепенно экстрагировать хлорофилл из пятна, и оно обесцветится.
Чернильные пятна, посаженные на одежду, тоже удается иногда обесцветить. Для этого насыпьте на пятно немного толченого мела или зубного порошка и капните 2-3 капли спирта. Спирт растворит краситель чернил, а мел впитает окрашенный раствор. Снимите испачканный мел тупым концом ножа, нанесите свежую порцию мела и спирта и повторяйте эту операцию до тех пор, пока мел не будет оставаться белым. Дайте ему высохнуть и снимите остатки щеткой.
И в этом случае мы сочетали экстракцию с адсорбцией. Вообще при удалении пятен такой двойной прием часто оказывается самым эффективным: белая глина, мел и тому подобные порошки не позволяют подкрашенному раствору расползаться по ткани, образуя ореол вокруг бывшего пятна.
Теперь об окислительно-восстановительных реакциях, которые тоже помогают удалять пятна.
Свежие пятна от ягод и соков удается нередко снять просто горячей водой. Если же это не возымеет действия, то эти пятна на белых тканях можно обесцветить раствором пероксида водорода (можно растворить таблетку гидроперита в половине стакана воды). Пропитайте пятно этим раствором, добавив к нему несколько капель нашатырного спирта, протрите чистой ваткой и промойте водой. Пероксид (перекись) водорода - сильный окислитель, он окисляет многие красители, и они обесцвечиваются.
Пятна от горячего утюга на хлопчатобумажных и льняных белых тканях тоже можно удалить с помощью реакции окисления - восстановления. В качестве окислителя надо использовать водный раствор хлорной извести (осторожно!) в отношении 1:50 по массе. При перегреве ткани образуются коричневые продукты термического окисления, а хлорная известь разрушает их, делает бесцветными. Но имейте в виду, что в результате реакции образуется соляная (хлороводородная) кислота, которая сама по себе может разрушить ткань. Поэтому сразу после чистки ополосните ткань слабым раствором соды, чтобы нейтрализовать кислоту, а затем промойте чистой водой.
Наконец, если на ткань попал йод, то, протерев пятно раствором тиосульфата натрия (гипосульфита), вы выведете пятно бесследно. Вы уже знаете, какое вещество в этой реакции окислитель и какое восстановитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...