Викторина по химии
план-конспект по химии на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии - Викторина "Знатоки Химии" с подбором разного уровня заданий для студентов 1 курса колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_himii.odt | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»
Викторина по ХИМИИ
«Знатоки химии»
Подготовила преподаватель:
Копцева Людмила Михайловна
2016год
г. Воскресенск
Цели игры: Повторить пройденный материал по химии и повысить интерес студентов к курсу химии; активизация мышления на уроке химии.
Задачи игры:
- Расширить кругозор учащихся, развивать аналитические и логические способности мышления.
- Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.
- Привить интерес к изучению химии, познакомить с ее ролью в современном мире.
Оборудование:
Компьютер, проектор, канцелярские принадлежности, таблица учета баллов для жюри, сладкие призы.
Участники: студенты 1 курса, группа ТТ-63 по специальности «Технология продукции общественного питания»
Место проведения: кабинет химии
Ход игры.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простой урок, мы с вами поиграем.
1. Приветствие. Задание: вам нужно выбрать капитана команды, придумать название и девиз. (5 минут)
(ответы команд)
2. 1 конкурс - «Разминка». Я задаю вопрос. Команда, первая поднявшая руку, получает право дать ответ. Если ответ неверный, баллы отнимаются, а право ответа переходит к соперникам. Если команда соперников не знает верного ответа, она может отказаться отвечать.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Итак, вопросы:
- Металл, из которого изготавливают нити в лампах накаливания. (вольфрам)
- Газ, поддерживающий горение (кислород)
- Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету (фотосинтез)
- Вещества, понижающие скорость химической реакции (ингибиторы)
- Как называется вода, в которой протий заменен дейтерием? (тяжелая)
- Продукт взаимодействия алебастра с водой (гипс)
- Оружейный металл (свинец)
- Этот элемент содержится в спичках (сера)
- Элемент, впервые обнаруженный на Солнце (гелий)
- Ограненный алмаз (бриллиант)
- Атом, лишенный всех электронов (ядро)
- Мельчайшая химически неделимая частица (атом)
- Оксид водорода (вода)
- Самый распространенный химический элемент во Вселенной (водород)
- Система, состоящая из двух и более веществ, не вступающих в химическое взаимодействие (смесь)
- При петре i вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана? (из чугуна)
- Самый легкий металл (литий)
- Самый тяжелый металл (осмий)
- Название какого элемента означает «разрушитель»? (фтор)
- Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий? (уксусная кислота и питьевая сода)
- Название какого элемента в переводе с латинского означает «камень»? (литий)
- Какое вещество называют угарным газом?
3. 2 конкурс - «Путаница». В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1) Ядра, котором, нахождения, наибольшая, электронным, пространство, вероятность, электрона, облаком, называется, вокруг, в. (Пространство вокруг ядра, в котором вероятность нахождения наибольшая, называется электронным облаком.)
2) Химическое, массе, суммарная, продуктов, равна, веществ, взаимодействие, в, вступивших, суммарной, масса, реакции. (Суммарная масса продуктов реакции равна суммарной массе вступивших в химическое взаимодействие веществ.)
3) Или, процесс, ионы, воде, его, называется, расплавлении, распада, растворении, на электролита, при, в, диссоциацией. (Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется диссоциацией.)
4) Свойства, проявляет, окислительные, озон, сильные. (Озон проявляет сильные окислительные свойства.)
5) Нейтронов, ядро, и, состоит, атома, протонов, из. (Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.)
4. 3 конкурс - «Конкурс загадок». Загадки зачитываются поочередно каждой команде. (внимание на экран).Если команда не знает правильный ответ, она может передать загадку соперникам.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести меня еще найдешь.
Теперь меня ты верно назовешь. (кальций)
- Скажи, какая из кислот в лесу под деревом живет? (муравьиная к-та)
- Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя. (вода и карбид кальция)
- В печь бросают сухари, чтоб снова тестом стать смогли. (металлолом)
- Хлорид его – зеленый,
И синий – купорос,
Какой металл те соли
Дает – вот в чем вопрос. (медь)
- Серебристо-белый и активный очень,
Горит под водой он, между прочим,
Сверканье бенгальским огням он придает
И в Новый год детям радость несет. (магний)
- «Живое серебро» и льется, и блести, охотно с золотом дружит. (ртуть)
- Металл красой своей пленил и первым в топку угодил (медь)
- Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? (водород и кислород)
- Прокаленный уголек дышать пожарнику помог. (активированный уголь)
- Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули (графит в карандаше)
- Природной соли маленький кусок отвечать урок помог (мел)
- Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла! (химическая реакция)
- Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло — двое? (реакция разложения)
- Пусть математик удивится : один прибавить к одному, у химика — один! (реакция соединения)
5. 4 конкурс - «Исправь ошибку».
Сейчас исправлять ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
«В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».
6. 5 конкурс - «Вопрос-ответ». А сейчас от каждой команды будет участвовать по три человека. Они будут выбирать себе вопросы и давать на них ответы.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)
- В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)
- С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)
- Я дружу с человечеством очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель — Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я? (Ответ:золото)
- Я не менее красива чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс лет. С моей помощью 5 тысяч лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (медь)
- Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины. О каком элементе идет речь (Ответ: Галлий)
- Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)
- Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото)
- В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин , и труженик. У меня настоящая мужская работа.Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель — бог войны. Кто я? (Ответ:железо)
7. 6 конкурс - «Ребусы». Вам предлагается отгадать ребусы (внимание на экран).
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ответы:
алмаз, бензол, воздух, горение, катализатор, купорос, диссоциация, жидкость, оксид, молекула, валентность, формула.
8. 7 конкурс - «Формула + название». Вам необходимо к формуле подобрать название химического вещества.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
ФОРМУЛА | НАЗВАНИЕ |
CH4 | метан |
H2SO4 | Серная кислота |
C2H2 | ацетилен |
CuSO4 | Медный купорос |
NaHCO3 | Питьевая сода |
NaCl | Поваренная соль |
NH4NO3 | Нитрат аммония |
CaC2 | Карбид кальция |
C3H5(OH)3 | глицерин |
C2H4 | этилен |
C17H35COONa | мыло |
Na2SO4 | Глауберова соль |
C4H10 | бутан |
C2H6 | этан |
C5H12 | пентан |
C3H8 | пропан |
KMnO4 | Перманганат калия |
CH3COOH | Уксусная кислота |
Учитель:
Наша игра закончена. Жюри подводит итоги игры, а я хочу сказать вам спасибо за активное участие в игре. Слово жюри.
(подведение итогов игры, объявление победителей)
1 | Ядра, котором, нахождения, наибольшая, электронным, пространство, вероятность, электрона, облаком, называется, вокруг, в. |
2 | Химическое, массе, суммарная, продуктов, равна, веществ, взаимодействие, в, вступивших, суммарной, масса, реакции. |
3 | Свойства, проявляет, окислительные, озон, сильные. |
4 | Нейтронов, ядро, и, состоит, атома, протонов, из. |
5 | Или, процесс, ионы, воде, его, называется, расплавлении, распада, растворении, на электролита, при, в, диссоциацией. |
«Исправь ошибки»
«В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».
Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь?
В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель.
С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь?
Я дружу с человечеством очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель — Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я?
Я не менее красива чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс лет. С моей помощью 5 тысяч лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я?
Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины. О каком элементе идет речь.
Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России.
Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй.
В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин , и труженик. У меня настоящая мужская работа.Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель — бог войны. Кто я?
CH4 | метан |
H2SO4 | Серная кислота |
C2H2 | ацетилен |
CuSO4 | Медный купорос |
NaHCO3 | Питьевая сода |
NaCl | Поваренная соль |
NH4NO3 | Нитрат аммония |
CaC2 | Карбид кальция |
C3H5(OH)3 | глицерин |
C2H4 | этилен |
C17H35COONa | мыло |
Na2SO4 | Глауберова соль |
C4H10 | бутан |
C2H6 | этан |
C5H12 | пентан |
C3H8 | пропан |
KMnO4 | Перманганат калия |
CH3COOH | Уксусная кислота |
Таблица учета баллов для жюри на викторину по химии «Знатоки Химии» среди студентов 1 курса ГБПОУ МО «Воскресенский колледж» ОСП№4
15.12.2016г.
№ | 1 команда | 2 команда | 3 команда | |
Название конкурса | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | |
1 | «Разминка» | |||
2 | «Путаница» | |||
3 | «Загадки» | |||
4 | «Исправь ошибку» | |||
5 | «Вопрос-ответ» | |||
6 | «Ребусы» | |||
7 | «Формулы+название» | |||
Итого баллов: | ||||
Место: |
Таблица учета баллов для жюри на викторину по химии «Знатоки Химии» среди студентов 1 курса ГБПОУ МО «Воскресенский колледж» ОСП№4
15.12.2016г.
№ | 1 команда | 2 команда | 3 команда | |
Название конкурса | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | |
1 | «Разминка» | |||
2 | «Путаница» | |||
3 | «Загадки» | |||
4 | «Исправь ошибку» | |||
5 | «Вопрос-ответ» | |||
6 | «Ребусы» | |||
7 | «Формулы+название» | |||
Итого баллов: | ||||
Место: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и ответы викторины по химии для 9 - 11 классов.
Можно использовать при проведении предметной недели....
Вопросы и ответы викторины по химии для 8 класса.
Викторина по химии для 8 класса по теме: «Д. И. Менделеев и М. В. Ломоносов – великие ученые». Можно использовать при проведении предметной недели....
викторина по химии
Небольшая викторина с ответами для комплексного интеллектуального марафона по всем предметам в школе...
Викторина по химии "Домашняя химическая лаборатория"
Использование химии в быту, химия в повседневной жизни человека...
Викторина по химии "Металлы"
Занимательные вопросы с ответами о металлах и их соединениях могут пригодиться во внеклассной деятельности...
Викторина "Занимательная химия"
Можно использовать во всех классах во внеурочной деятельности....
Викторина по химии "Знаете ли вы химию?"
Данную разработку можно отнести к занимательным материалам по предмету....