рабочая программа курса "Биохимия"
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса "Биохимия", 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa_biohimiya.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса «Биохимия».
Пояснительная записка
Данный курс разработан для учащихся 11-ых классов общеобразовательных школ, включает теоретический и практический курсы, общим количеством в 35 часов. Настоящий факультативный курс расширяет и углубляет знания учащихся о строении различных химических веществ, обеспечивающих жизнь организмам. Позволяет не только тщательнее изучить данные вещества, но и практиковаться с ними в ходе выполнения различных экспериментов. Основная концепция данного курса заключается именно в расширении практических возможностей: совершенствовании навыков работы с химическими веществами и посудой, проведении параллелей между известными функциями биологических веществ и их химическим строением. Немаловажна и ещё одна воспитательная составляющая курса – понимание функционирования своего организма с точки зрения осознания процессов, происходящих в нём и, как следствие, открытие для учащихся нового курса ведения здорового образа жизни.
В связи с тем, что в последнее время наблюдается увеличение интереса к естественным наукам, весьма целесообразно ввести подобный курс в систему дополнительного образования. Данный курс разработан для учеников, собирающихся связать свою будущую профессию с медициной, фармацевтикой, химией, биологией. Исходя из этого теоретический курс расширен, носит более углублённый характер и требует от учащихся уже готовых базовых знаний. Конечно, нельзя ожидать, что все ученики немедленно включатся в работу на новом уровне, поэтому повторение основ, изученных учащимися ранее, обязательно включено в каждое теоретическое и большинство практических занятий в виде актуализации опорных знаний.
Настоящая разработка будет уместна в применении именно к выпускным 11-ым классам, постольку поскольку именно в этот год наиболее тщательно ведётся подготовка к поступлению в среднеспециальные и высшие учебные заведения. Нецелесообразно вводить данный курс и применительно к учащимся 10-го класса – слишком большая протяжённость во времени теоретического материала.У учащихся же выпускных 9-ых классов базовые знания, необходимые для работы в рамках данной программы, ещё недостаточно сформированы, что так же делает нецелесообразным применение данного курса в 9-ых лассах.
Так как факультативные курсы ограничены в выделяемых часах и, в основном, на каждый курс отводится один час в неделю, что составляет 36 часов в год (33 для данного курса с учётом резерва), материал, предоставляемый ученикам, максимально компактен. Именно это создаёт необходимость достаточно жёстких критериев подготовленности учащихся на момент начала занятий по этой методической разработке.
Курс заканчивается защитой проектов и исследовательских работ учащихся.
Факультатив «Биохимия» является интегральным. Материал, определяющий содержание, изучается и в курсе химии, и в курсе биологии, но с разными акцентами. Разработанный нами факультатив позволяет учитывать интересы обеих дисциплин, сбалансировать содержание и достигнуть в этом вопросе консенсуса. Сама жизнь рассматривается как взаимосвязь и взаимопревращение различных веществ.В течение курса у учащихся должен быть сформирован следующий комплекс знаний, умений и навыков:
Ученик должен знать:
Химическое строение, функции, физические и химические (в т.ч. типичные реакции) свойства углеводов, белков, жиров, гормонов, ферментов, витаминов, нуклеиновых кислот и АТФ, а так же правила техники безопасности работы в химической лаборатории.
Ученик должен уметь:
Правильно обращаться с химическими реактивами и химической посудой, решать химические задачи а так же применять в работе различные формы мышления: анализ, синтез, сравнение и т.п.
Материально-техническая база
Занятия должны проводится в кабинете химии. Желательно наличие подведения к каждому рабочему месту воды и газа. Кабинет должен быть оснащён вытяжным шкафом.
В распоряжении школы должно быть следующее оборудование:
-Химические стаканы, пробирки, колбы круглодонные, колбы конические;
-Штативы (в т.ч. для пробирок);
-Спиртовки (при подведении к рабочим местам газа не обязательны);
-Держатели для пробирок;
-Пипетки;
-Скальпели;
-Предметные и покровные стёкла;
-Микроскопы;
-Бюретки.
Календарно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | |
Введение | |||
1. | 1. | Введение в биохимию. | Введение в биохимию. Правила техники безопасности. Методы биохимических исследований |
II. Углеводы. | |||
2. | 1. | Углеводы. | Классификация углеводов. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Структура и представители. Функции углеводов. |
3. | 2. | Выделение углеводов. | Практическая работа №1: Выделение гликогена из печени животных. Сопоставление гликогена и крахмала. |
4. | 3. | Получение искусственного мёда. Обобщение материала по теме Углеводы. | Практическая работа №2: Получение искусственного мёда. Контрольное тестирование по теме «Углеводы» |
III. Липиды | |||
5. | 1. | Липиды. | Физико-химические свойства липидов. Воски. Фосфолипиды. Биологическое строение. |
6. | 2. | Изучение свойств липидов. | Практическая работа №3: Изучение свойств липидов и жироподобных веществ: растворимость, эмульгирование, качественная реакция на прогоркшие жиры. |
7. | 3. | Гидролиз жиров. Контроль знаний по теме Липиды. | Практическая работа №4: Гидролиз жиров под действием липазы. |
IV. Белки | |||
8. | 1. | Белки. | Состав. Классификация. Физико-химические свойства. Функции белков. |
9. | 2. | Изучение свойств белков. | Практическая работа №5: Приготовление раствора белка (яичного альбумина). Разделение белков куриного яйца по их растворимости. Денатурация белков. Цветные реакции на белки. |
10. | 3. | Обнаружение белков в продуктах питания. Проверка знаний по теме Белки. | Практическая работа №6: Обнаружение белков в пищевых продуктах: яйце, молоке, муке, мясном бульоне) |
V. Ферменты | |||
11. | 1. | Ферменты. | Функции. Свойства. Сущность ферментативного катализа. Применение в медицине. Значение. |
12. | 2. | Изучение свойств амилазы. | Практическая работа №7: Гидролиз крахмала амилазой слюны. Влияние температуры, рН на активность ферментов. |
13. | 3. | Изучение свойств ферментов. Контроль знаний по теме Ферменты. | Практическая работа №8: Сравнительный анализ продуктов кислотного и ферментативного гидролиза ди- и полисахаридов (на примере сахарозы и крахмала). |
VI. Витамины | |||
14. | 1. | Классификация витаминов. | |
15. | 2. | Обнаружение витаминов. | Практическая работа №9: Обнаружение витаминов в аптечных препаратах и в продуктах питания. |
VII. Гормоны | |||
16. | 1. | Гормоны. | Классификация гормонов. Строение. Функции. Характеристика инсулина, соматотропина. |
17. | 2. | Применение гормонов в медицине. Проверка знаний по теме «Гормоны». | |
VIII. Нуклеиновые кислоты | |||
18. | 1. | Нуклеиновые кислоты. | Нуклеиновые кислоты. Классификация. Состав и строение. |
19. | 2. | Нуклеиновые кислоты прокариот и эукариот. Механизмы восстановления повреждённых ДНК. | |
20. | 3. | Выделение кристаллов ДНК. | Практическая работа №10: Выделение кристаллов ДНК из плодов киви и рассмотрение их под микроскопом. |
IX. Основы биоэнергетики и АТФ | |||
21. | 1. | Основы биоэнергетики. | Биологическое окисление. Основы биоэнергетики. Компоненты дыхательной цепи. |
22. | 2. | Окислительное фосфорилирование и синтез АТФ. | Механизмы окислительного фосфорилирования. Структура и синтез АТФ. |
X. Гетероциклические соединения | |||
23. | 1. | Токсины. | Токсины. Наркотические вещества. |
24. | 2. | Влияние никотина на организм человека. | Практическая работа №11: Обнаружение токсичных веществ в табаке. |
25. | 3. | Хлорофилл. | Практическая работа №12: Опыты с хлорофиллом. |
XI. Обмен веществ | |||
26. | 1. | Взаимосвязь обмена веществ в клетке. | Практическая работа №13: Подсчёт калорийности продуктов, употребляемых за сутки. Составление должного суточного рациона. |
27. | 2. | Основные механизмы регуляции обмена веществ в клетке. | |
28. | 3. | Нарушения обмена веществ. | |
29. | 4. | Определение должного основного обмена. Зачёт по теме «Взаимосвязь и регуляция обмена веществ в клетке». | Практическая работа №14: Определение должного основного обмена по таблицам и формулам. |
XII. Актуальные проблемы биохимии | |||
30. | 1. | Антропогенные биоактивные вещества и проблемы химического загрязнения биосферы. | Антропогенные биоактивные вещества и проблемы химического загрязнения биосферы. |
31. | 1. | Определение качества пищевых продуктов. | Практическая работа №15: Химические методы определения качества продуктов питания. |
32. | 2. | Роль биохимических знаний в жизни общества. | Защита проектов |
33. | 3. |
Темы проектных работ:
- Анализ нуклеиновых кислот.
- Испытание мёда.
- Исследование качества колбасы.
- Исследование качества крахмала.
- Исследование качества мороженого.
- Исследование качества растительных масел.
- Определение качества мыла.
- Состав энергетических напитков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...