Мастер-класс "Гениями не рождаются".
презентация к уроку по химии на тему
Данный мастер -класс можно использовать при изучении темы "Периодический закон Д.И.Менделеева", а также во внеурочной работе. Суть данного мастер-класса в том, что периодический закон рассматривается как всеобщий закон природы. На примере этой темы показана технология интегративного обучения, так как химия должна изучаться в интеграции с другими естественонаучными дисциплинами для формирования целостной картины мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_geniyami_ne_rozhdayutsya.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс с презентацией, посвященный Д.И. Менделееву и Периодическому закону.
Свое выступление я хотела бы начать с опыта. Какие ассоциации вызывает у вас этот опыт? Что он вам напоминает? (извержение вулкана). Скажите, на каких уроках можно изучать это природное явление (географии, физика, химия). А какой вывод при этом напрашивается? Любое природное явление нужно изучать комплексно, в интеграции с другими науками. А как совместить этот опыт с нашей профессиональной деятельностью? Чему я учу? Моя задача как учителя заключается в том, чтобы пробудить в ребенке познавательный интерес, дать толчок к его развитию, как мы это сделали с вулканом. Достаточно было одной капельки спирта и поднесенной спички, для того чтобы, все заискрилось, засверкало. И конечно же, моя задача как учителя естественнонаучных дисциплин заключается в том, чтобы формировать у ученика целостную картину мира.
Свой мастер – класс я назвала «Гениями не рождаются…..»
Перед вами грани личности одного и того же человека. Давайте познакомимся с неизвестными и с некоторыми известными страницами жизни этого гения.
Родина | Семья | Хобби |
Признание | ? | Искусство |
Наука | Промышленность | Просвещение |
- Родиной этого человека является далекая Сибирь.
- По материнской линии его семья принадлежала к старинному купеческому роду, а по отцовской - священнослужителям. Его дочь была женой А.Блока.
- «Чемоданных дел мастер», так называли его за глаза, так как в свободное время занимался изготовлением футляров, шкатулок, чемоданов, рамок для фотографий.
- Вопросы искусства для этого человека были близки в такой же степени, как и вопросы науки. Его самой любимой картиной была «Лунная ночь на Днепре» А.Куинджи, в доме которого наш незнакомец был частым гостем. В 1893 году ученого избрали членом Петербургской академии художеств, так как был большим знатоком живописи.
- Как педагогу ему присущи такие черты как знание предмета, увлеченность наукой, высокая эрудиция, умение увлечь и заинтересовать своих слушателей. Он также принимал деятельное участие в издании различных справочников и энциклопедий. Характерная деталь - свои статьи визировал греческой буквой «дельта».
- Этот человек детально вникал в работу химической, металлургической, нефтяной, каменноугольной промышленности, транспорта. Обладая изумительной способностью применять результаты теоретических исследований к решению практических задач, старался ускорить промышленное развитие России.
- Научная деятельность охватывает многочисленные отрасли знаний. Его литературное наследие составляет 500 трудов по различным проблемам химии, физики, метрологии, астрономии, геологии, педагогики, биологии, социологии. Его основные труды: закон упругости газов, исследование растворов, учебник «Основы химии».
Можете ли вы назвать имя этого человека? Конечно же, это – гениальный химик и первоклассный физик - Д.И. Менделеев. Какое его открытие сделало его знаменитым на весь мир? ( Периодический закон).
Уважаемые коллеги, как вы думаете, Д.И. Менделеев признанный гений, или нет? Давайте узнаем. Итак:
- Его именем названы: Всероссийское химическое общество, институт метрологии, Российский химико – технологический университет, научно – исследовательское судно для океанографических исследований, химический элемент, подводный хребет в центральной части Северного Ледовитого океана, кратер на обратной стороне Луны, город, поселки, вулкан на острове Кунашир и др.
Итак, сегодня мы с вами поговорим о его главном детище - периодическом законе и системе. Поднимите, пожалуйста, руку, кто помнит формулировку периодического закона дословно? Скажите, о чем этот закон (о периодичности). Периодический закон и система составляют фундамент современной химии. Но сегодня нам нужно доказать что он универсален и является всеобщим законом природы. Я вам предлагаю послушать фрагмент музыкального произведения и найти связь между этой музыкой и периодическим законом.
Звучит музыка Вивальди. Времена года. Июль. Гроза.
Что, кроме свойств элементов и строения атомов, повторяется периодически? (день и ночь, прилив и отлив, война и мир, извержение вулканов, спад в экономике и подъем и др.)
Учение о периодичности также ярко иллюстрирует законы диалектики. Давайте рассмотрим это на примере закона перехода количественных отношений в качественные. Перед вами фрагмент периодической системы элементов. На первой строчке - знаки элементов, а на второй - значения относительных атомных масс. Докажите переход количества в качество. (Возрастание относительных атомных масс приводит к качественным изменениям свойств и обуславливает появление новых элементов).
Уважаемые коллеги! На какие группы подразделяются все элементы? (металлы и неметаллы). Металлы располагаются в начале периода или в конце? Перед вами еще один фрагмент периодической системы. По мере возрастания относительных атомных масс металлические свойства убывают, а неметаллические возрастают. А где проходит граница перехода? (алюминий). В чем это проявляется? Металлы, например магний растворяется в кислоте, а неметалл кремний в щелочи. По физическим свойствам алюминий безусловно является металлом, а по химическим сочетает в себе свойства и тех и других, так как растворяется и в кислоте, и в щелочи. Какой же закон диалектики иллюстрирует этот пример (закон единства и борьбы противоположностей).
Скажите пожалуйста, а в чем гениальность периодического закона? (он позволил предсказывать свойства еще не открытых тогда элементов и тем самым дал толчок к дальнейшему развитию не только химии и физики, но и других смежных наук.
Уважаемые коллеги, какое же революционное открытие свершилось на рубеже 19 и 20 веков на стыке физики и химии? Конечно же, это тайна делимости атома. Именно тогда периодический закон и система получили окончательное мировое признание. Ведь стало ясно, почему же свойства элементов повторяются периодически? (Периодически повторяется строение электронной оболочки атомов). Каждый элемент повторяет электронную оболочку предыдущего плюс один электрон. Перед вами схема строения атома аргона – инертного газа и калия – одного из самых активных щелочных металлов. Как вы видите калий повторяет строение электронной оболочки аргона, но своей активностью отрицает инертность аргона. Какой закон метафизики иллюстрирует этот закон (закон отрицания отрицания).
Все ученые, которые занимались поисками естественной классификации находились в равных условиях, имели одни и те же предпосылки. Почему же, не одному из них не удалось открыть Периодический закон? ( Очень важен субъективный фактор, который у всех разный. У Менделеева он очень высок, это и энциклопедичность знаний, и умение обобщать факты, гениальное предвидение на этой основе новых фактов и оправданный научный риск. Очень часто периодический закон называют «научным подвигом». Чем же рисковал ученый, объявляя всему миру о своем открытии? (Репутацией). Но это был оправданный риск.
Итак, Менделеев свою миссию выполнил сполна. Состоялся как ученый, педагог, гражданин, благодаря своему таланту и личностным качествам. А какими гранями таланта должен обладать учитель, чтобы оставаться в этой профессии?
Любовь к профессии | Самообразование и самосовершенствование | Повышение педагогического мастерства |
Готовность к сотрудничеству | Учитель | Учет меняющихся условий жизни |
Высокая коммуникативность | Профессиональная ИКТ - компетентность | Высокий профессионализм |
Чтобы соответствовать всем этим критериям, я все время учусь. Ведь в нашей жизни меняется все: дети, родители, условия жизни, технологии, научно – технический прогресс. Неизменной остается любовь – любовь к детям.
Когда ребенок приходит в школу, он представляет собой почти что чистый лист, где нанесены лишь небольшие контуры. И задача учителя состоит в том, чтобы эти контуры превратить в настоящее произведение искусства. (Демонстрация листа, где раствором хлорида железа (III) нанесены контуры рисунка, при опрыскивании раствором желтой кровяной соли появляется сам рисунок).
«Гениями не рождаются, гениями становятся»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Героями не рождаются, героями становятся"
Данное мероприятие посвящено дню Героев России, содержит материал о наших земляках, погибших в Афганской и Чеченской войнах....
Статья "Патриотами не рождаются"
Многим ученикам на уроках я показывала фильм «Звезда», и никого он не оставил равнодушным. Если дети так глубоко переживают за судьбы героев ,за исход боевой операции, они понимают, во имя чего шли на...
Праздник "Солдатами не рождаются".
Солдатами не рождаются. 1. Собрались вы здесь, ребята, Чтоб о службе говорить. Скоро в армии Российской С честью будете служить! 2. Ратный...
Христос рождается, славьте!
Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь... Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг...
Мы рождены для того, чтобы жить, значит не стоит здоровье губить!
Мы начинаем наш рассказ: Цветы, улыбки…Первый класс! Нет невозможного сейчас: здорова я и весела, отлично спорятся дела!.. Теперь в 9-ый я хожу. Так много дел – с ума схожу! Ус...
Эссе на тему «Признание рождается только тогда, когда привносится ценность»
Мои размышления об учительской судьбе и признании....
Сценарий "Поэты не рождаются случайно" (к 120-летию Б. Пастернака)
Писатель Борис Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький. В 2010 году исполняется 120 лет со дня рождения Пастернака. Он родился и жил ...