Первичное представление о органической химии.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Первичное представление о органической химии.
Цели урока. Дать понятие о предмете органической химии. Показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими. Сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления. Раскрыть основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Сравнить ее значение для органической химии с теорией периодичности Д. И. Менделеева для неорганической химии.
Оборудование и реактивы. Органические вещества для демонстрации: сахароза, крахмал, уксусная кислота, растительное масло. Шаростержневые модели молекул органических веществ. Оксид меди (II), баритовая (или известковая) вода, прибор для получения газов, парафиновая свеча, прокаленный сульфат меди (II).
Знакомство с новым для школьников разделом — органической химией — учитель начинает с краткого вступления.
С глубокой древности человечество использовало для удовлетворения своих потребностей вещества растительного и животного происхождения. Прежде всего это, конечно, продукты питания, одежда, вещества для выделки кож, растительные и эфирные масла. По мере развития цивилизации люди научились выделять и использовать природные красители, лекарственные и душистые вещества, натуральные волокна и вместе с тем яды, опьяняющие, одурманивающие и взрывчатые средства.
Древние рукописи, летописи и рукописные книги донесли до нас начальные знания наших далеких предков о способах выделения и использования веществ «растительного и животного мира». Алхимики, например, умели получать концентрированную уксусную кислоту и ее соли: ацетат меди (ярь-медянку) и ацетат свинца (свинцовый сахар. Яд. Не любой сахар можно есть!). Первые попытки классификации веществ на органические и неорганические были предприняты еще в IX— X вв. Арабский алхимик Абу Бакр ар-Рази (865—925) впервые разделил вещества на представителей «минерального, растительного и животного царств». Эта классификация просуществовала почти тысячу лет!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervichnoe_predstavlenie_o_organicheskoy_himii_9.docx | 58.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Первичное представление о органической химии.
Цели урока. Дать понятие о предмете органической химии. Показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими. Сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления. Раскрыть основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Сравнить ее значение для органической химии с теорией периодичности Д. И. Менделеева для неорганической химии.
Оборудование и реактивы. Органические вещества для демонстрации: сахароза, крахмал, уксусная кислота, растительное масло. Шаростержневые модели молекул органических веществ. Оксид меди (II), баритовая (или известковая) вода, прибор для получения газов, парафиновая свеча, прокаленный сульфат меди (II).
I. Введение
Знакомство с новым для школьников разделом — органической химией — учитель начинает с краткого вступления.
С глубокой древности человечество использовало для удовлетворения своих потребностей вещества растительного и животного происхождения. Прежде всего это, конечно, продукты питания, одежда, вещества для выделки кож, растительные и эфирные масла. По мере развития цивилизации люди научились выделять и использовать природные красители, лекарственные и душистые вещества, натуральные волокна и вместе с тем яды, опьяняющие, одурманивающие и взрывчатые средства.
Древние рукописи, летописи и рукописные книги донесли до нас начальные знания наших далеких предков о способах выделения и использования веществ «растительного и животного мира». Алхимики, например, умели получать концентрированную уксусную кислоту и ее соли: ацетат меди (ярь-медянку) и ацетат свинца (свинцовый сахар. Яд. Не любой сахар можно есть!). Первые попытки классификации веществ на органические и неорганические были предприняты еще в IX— X вв. Арабский алхимик Абу Бакр ар-Рази (865—925) впервые разделил вещества на представителей «минерального, растительного и животного царств». Эта классификация просуществовала почти тысячу лет!
На чем основывалось подобное разделение веществ? Давно было замечено, что «растительные и животные» соединения обладают похожими свойствами: легко разрушаются при нагревании, горят, растворяются в спиртах и в маслах. Систематическое изучение этих «нежных» веществ началось с работ выдающихся ученых: шведского химика Карла Вильгельма Шееле и создателя научной химии, француза Антуана Лорана Лавуазье. Они выделили в чистом виде из растительных и животных тел многие органические кислоты (щавелевую, яблочную, лимонную, молочную), глицерин, сложные эфиры уксусной и бензойной кислот. Лавуазье в конце XVIII в. первым высказал причину резкого отличия в свойствах минеральных веществ и продуктов живой природы. При сжигании последних образовывались главным образом углекислый газ и вода. На основании многочисленных опытов он пришел к выводу, что «в состав растительных и животных тел» входит небольшое число элементов: углерод, водород, кислород и также иногда азот и фосфор.
Целесообразно продемонстрировать опыт, подтверждающий наличие углерода и водорода в органическом веществе. В пробирку с газоотводной трубкой, закрепленную в лапке штатива, помещают смесь 1—2 г крахмала с небольшим количеством порошка оксида меди (II), газоотводную трубку опускают в пробирку с баритовой или известковой водой. В верхнюю часть пробирки насыпают немного белого порошка прокаленного (безводного) сульфата меди (II). Пробирку нагревают, наблюдая за обугливанием ее содержимого и помутнением баритовой воды в результате выделения углекислого газа. На холодных стенках пробирки конденсируются капельки воды, которые превращают безводный сульфат меди в кристаллогидрат голубого цвета. Схему реакций можно записать так:
В начале XIX в. назрела необходимость выделить химию веществ растительного и животного происхождения в самостоятельную науку. Возникновение этой науки тесно связано с именем знаменитого шведского химика Йенса Якоба Берцелиуса, давшего ей название «органическая химия». Органическая химия — это химия соединений углерода (кроме простейших: оксидов углерода, угольной кислоты и ее солей).
В заключение этой части урока нужно обратить внимание учащихся на то, что проводить резкую черту между химией органической и неорганической нельзя. Есть много примеров генетической связи между веществами обеих групп. Окончательное крушение витализма (учения о «жизненной силе») связано с именем немецкого химика Альфреда Кольбе, получившего из углерода уксусную кислоту. При нагревании углерода с водородом получается органическое вещество метан, из смеси оксида углерода (II) и водорода в промышленности получают смесь предельных углеводородов (синтетический бензин), а основой жизни на Земле можно по праву считать процесс фотосинтеза, в результате которого в клетках зеленых растений из углекислого газа и воды синтезируется важное органическое вещество — глюкоза:
Напротив, органические вещества при горении (как было показано) превращаются в неорганические: оксиды углерода и воду.
II. Электронное строение атома углерода
Поскольку основополагающим элементом органической химии является углерод, учащимся предлагается вспомнить его электронное строение. На помощь приходит Периодическая система Д. И. Менделеева. Порядковый номер углерода — 6, следовательно, его атом содержит 6 электронов. Углерод расположен во втором периоде, значит, электроны располагаются на двух энергетических уровнях. Номер группы, в которой находится углерод (IV), определяет число электронов на внешнем электронном уровне — 4. Учитель акцентирует внимание учащихся, что вследствие этого во всех органических соединениях углерод образует четыре ковалентные связи.
Число химических связей, которые данный атом образует с другими атомами в молекуле, называют валентностью. В органических соединениях углерод всегда четырехвалентен.
Обозначив валентности атомов черточками, можно изобразить полные структурные формулы веществ, например:
Чаще всего нет необходимости так подробно изображать формулы веществ. Если не показывать связи между атомами углерода и водорода, а «свернуть» их, получается сокращенная структурная формула:
Еще более «сжатый» вариант обозначения веществ — молекулярные формулы. Они показывают только качественный и количественный состав вещества, но не отражают порядок связи атомов в молекулах:
Понятие валентности в органической химии более полезно, чем термин «степень окисления», характерный для химии неорганической. Это связано с тем, что большинство органических веществ имеет ковалентный тип связи и молекулярное (а не ионное) строение.
Учащиеся третьего уровня определяют степени окисления каждого атома в приведенных органических веществах, используя определение этого понятия: степенью окисления называется формальный заряд на атоме, вычисленный исходя из предположения, что все ковалентные полярные связи превратились в ионные.
Для закрепления материала учитель предлагает написать структурные формулы, определить валентности и степени окисления атомов нескольких неорганических и органических веществ, формулы которых H2S, HCN, СН3Сl, СН3ОН.
III. Теория строения органических соединений
Вновь подчеркивая единство органической и неорганической химии как двух разделов одной науки, учитель проводит параллель между основным законом неорганики — Периодическим законом Д. И. Менделеева и основополагающей теорией органической химии — теорией химического строения органических соединений А. М. Бутлерова.
А. М. Бутлеров был разносторонне образованным человеком. С детства он увлекался биологией, внес весомый вклад в развитие отечественного пчеловодства, ботаники, сельского хозяйства. Однако делом всей жизни для Бутлерова была химия. Он проводил многочисленные опыты с органическими веществами, синтезировал ряд новых соединений. Анализируя известные к тому времени сведения о составе и свойствах органических соединений, Александр Михайлович формулирует положения теории химического строения. Впервые он изложил их в докладе «О химическом строении тел» на съезде врачей и естествоиспытателей в немецком городе Шпейере 19 сентября 1861 г.
А. М. Бутлеров впервые предложил ввести термин «химическое строение», под которым он понимал порядок связи атомов в молекуле. Основная мысль состоит в том, что атомы связаны между собой в определенной последовательности согласно их валентности, причем неиспользованных валентностей не остается, а углерод в органических соединениях всегда четырехвалентен. Строение каждого вещества может быть изображено только одной структурной формулой. Следствием того, что химические свойства веществ определяются их строением, является вывод о взаимном влиянии атомов в молекулах. «Атомы водорода, соединенные с углеродом, ведут себя иначе, чем соединенные с кислородом», — писал Бутлеров в статье «О различных объяснениях случаев изомерии» в 1863 г.
Нет необходимости давать школьникам все положения теории химического строения, вполне достаточно сформулировать два важнейших, приведенных в учебнике. При этом важно проиллюстрировать их, используя структурные формулы веществ, написанных на доске при объяснении понятия валентность.
В заключение можно предложить учащимся решить простейшую задачу на расчет по химическому уравнению или определению формулы вещества по массовым долям элементов. Алгоритм решения таких задач приведен в уроке 5. При решении задач на расчет объема газов полезно вспомнить и применить закон объемных отношений Гей-Люссака: объемы реагирующих газообразных веществ относятся друг к другу и к объемам газообразных продуктов реакции как целые числа, равные коэффициентам в уравнении реакции.
1-й уровень
1. Какой объем оксида углерода (IV) выделится при сжигании 50 л этана (н. у.)?
2. Углеводород, молярная масса которого 78 г/моль, содержит 92,31% углерода. Определите его молекулярную формулу.
2-й уровень
1. Какой объем воздуха потребуется для сжигания 5 м3 пропана, если объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%?
2. Определите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 83,72% углерода и имеющего плотность паров по водороду, равную 43.
3-й уровень
1. Какое количество теплоты выделится при сжигании 1,6 м3 метана, объемная доля примеси азота в котором равна 4%, если тепловой эффект реакции составляет 892 кДж/моль CH4?
2. Органическое вещество содержит 38,70% углерода, 45,15% азота и 16,15% водорода. Один литр этого газа при нормальных условиях имеет массу 1,38 г. Определите молекулярную формулу вещества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."
Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....
Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...
Урок по химии "Предмет органической химии. Органические вещества" 10 класс
Курс "Химия" по программе О.С. Габриелян 10 класс...
Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс
Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...
Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»
Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
Урок в 10 классе "Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки."
Что же такое “органическая химия” и как произошел термин “органические вещества”?...