Игра-викторина "Самый-самый"
материал по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Игра –викторина « САМЫЙ-САМЫЙ»
Игра-ВИКТОРИНА « самый-самый» - одна из прогрессивных форм интеллектуальных конкурсов. Данный конкурс расширяет возможность школьников для приобретения опыта участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, работы с информационным материалом.
Цель интеллектуальной игры – викторины « Самый - самый»
Способствовать развитию компетенции самосовершенствования учащихся.
Задачи:
1.Формирование навыков управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников),
2.Формирование способности защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, потребности,
3.Формирование способности строить и исполнять жизненные планы и проекты, способности действовать внутри широкого контекста,
4.Формирование уверенности в своих способностях.
Добрый день! Я рада приветствовать Вас на интеллектуальной игре – викторине «САМЫЙ – САМЫЙ». Для участия в игре приглашаются команды 8 – 9 классов. В каждой команде должно быть 5 участников.
-Слово « ВИКТОРИНА» в толковом словаре Ожегова, трактуется как «ИГРА в вопросы и ответы», мы - же с Вами сегодня это понятие представим несколько шире и будем не только отвечать на вопросы, но и отгадывать анаграммы, загадки.
И первый конкурс- конкурс химических анаграмм. Анаграмма- это слово, в котором порядок букв переставлен (изменен), а для лучшего отгадывания обычно предлагается еще и какое-то определение этого слова.
1.ЕЗЕЛОЖ - без этого элемента Вы не отрежете и куска хлеба (железо)
2.СЛИКОДОР – а без этого не проживете и десяти минут (кислород)
3.НАПЛИТА – блестит, да не золото (платина)
4.ОРРЕБЕС – младший брат НАПЛИТЫ (серебро)
5.МНИКРЕЙ – и в зажигалке и среди камней (кремний)
6.ТУТРЬ – единственный жидкий металл (ртуть)
7.ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня (углерод)
8.ДОДОВОР – самый легкий газ (водород)
Второй конкурс.»Своя игра» Перед Вами 11 тем, каждая тема содержит 6 (3 по2) вопросов, на которые отвечаем за 30 секунд. Если Вы ответили на все вопросы, Вам прибавляется дополнительный балл.
ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
История – жизнь и деятельность Д.И.Менделеева | Обществознание – общие знания о классах химических соединений | Русский язык – игра слов | Физика – строение атома |
Математика – химические уравнения | Естествознание – элементы и вещества в природе | Химия - химические свойства веществ | География открытий элементов |
Иностранный язык – названия элементов в переводе на русский | Технология металлов | Общая безопасность жизни – вещества в моем доме |
География открытий элементов
1.Этот элемент был назван в честь города в России, где он был получен. ( Дубний)
2. Элемент, названный в честь родины немецкого ученого Винклера. (Германий)
3.Элемент, названный в честь части света. ( Америций)
4.Элемент, названный в честь России. ( Рутений)
5.Этот элемент назван в честь Польши. ( Полоний)
6.Этот химический элемент был открыт шведским ученым Нильсоном и назван в честь полуострова, расположенного на северо-западе Европы. ( Скандий)
Технология металлов
1.Белый мягкий драгоценный металл, проводит тепло и электрический ток лучше других металлов. ( Серебро)
2.Тугоплавкий металл, применяется для изготовления нитей накаливания электроламп. ( Вольфрам)
3.Металл красного цвета, применяется для изготовления латуни, бронзы, мельхиора. (Медь)
4.Металл, используют преимущественно в виде сплавов: чугуна и стали. ( Железо)
5.Драгоценный металл желтого цвета, применяют в зубоврачебном деле. ( Золото)
6.Тяжелый металл необходимый нам на рыбалке. ( Свинец)
Общая безопасность жизни - вещества в моем доме
1.Назовите формулу угарного газа. ( СО)
2.Химическое название поваренной соли. ( Хлорид натрия)
3.Солью, какой кислоты является пищевая сода. ( Угольной кислоты)
4.Назови элемент, из которого состоит вещество активированный уголь. ( Углерод)
5.Какая кислота используется для гашения соды. ( Уксусная)
6.Какой газ используют для отопления в вашем доме. ( Природный газ, метан)
Загадки на тему « Химия». Третий конкурс.
- Я - металл серебристый и легкий,
И зовусь «самолетный металл»,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. ( Алюминий)
- Я - газ легчайший и бесцветный,
Не ядовитый и безвредный,
Объединяясь с кислородом,
Я для питья даю Вам воду. ( Водород)
- Из меня состоит все живое,
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я на улице в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из Вас. ( Углерод)
- Элемент четвертой группы
Перед всеми на виду,
Стоит «Т» на « Р» исправить,
Будет деспот наяву. ( Титан, тиран)
- В холод прячется в нору,
Но зато растет в жару. ( Ртутный столбик термометра)
- Только в воду окунется,
Невидимкой обернется. ( Растворимое вещество)
- Я – бегу, бегу, бегу,
С места все- же не сойду,
Если - ж слог один убавить,
А другой туда добавить,
То могу я для примера,
Показать Вам массы меру. ( Часы, весы)
Естествознание - Элементы и вещества в природе
- Самый распространенный элемент в природе. ( Кислород)
- Вещество, находящееся в природе в трех агрегатных состояниях. ( Вода)
- Газ, находящийся в нижних слоях атмосферы, защищает все живое. ( Озон)
- Водная оболочка земли. ( Гидросфера)
- Смесь газов, из которых состоит атмосфера (Воздух)
- Второй по распространенности в земной коре элемент (Кремний)
Математика – химические уравнения
1.Как называется число, стоящее перед химической формулой? (Коэффициент)
2.Чему равен индекс при атоме водорода в молекуле воды? (2)
3.Чему равна молярная масса воды? (18 г/моль)
4.Чему равен объем 2 моль водорода? (44,8 литров)
5.Как рассчитать количество вещества, зная массу и молярную массу? ( Делением)
6.Сколько моль вещества содержится в 2 г водорода (1 моль)
Физика – строение атома
1.Заряд протона…(положительный)
2.Атом состоит из…(ядра и электронов)
3.Ядро состоит из…(протонов и нейтронов)
4.Атом, какого элемента самый легкий? (Водорода)
5.Заряд электрона …(отрицательный)
6.Число электронов в атоме углерода …(шесть)
Химия – химические свойства веществ
1.Щелочи и кислоты можно распознать с помощью…(индикаторов)
2.При взаимодействии вещества с кислородом образуются …(оксиды)
3.Реакции, протекающие между кислотами и основаниями с образованием воды и соли называются…(реакции нейтрализации)
4.Назовите любые три признака химической реакции (на выбор: образование газа, осадка, тепла, запаха, изменение цвета)
5.К какому классу веществ относятся: хлорид натрия, сульфат меди, карбонат кальция? (соли)
6.Для прекращения реакции горения необходимо…(на выбор: накрыть брезентом, засыпать песком, залить водой, прекратить доступ воздуха)
Иностранный язык – названия элементов в переводе на русский
1.Название этого металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает « известь» (кальций)
2.Этот элемент получил свое название от латинского названия острова Кипр (Медь)
3.Этот газ нашел применение в рекламной индустрии, в переводе с греческого означает « новый» (Неон)
4.Ядовитый газ, в переводе с греческого « зеленый» (Хлор)
5.Элемент 7 группы, название которого происходит от греческого «разрушительный» (Фтор)
6.Элемент в переводе с греческого «несущий свет» (Фосфор))
Русский язык – игра слов
1.Переведите с химического языка на общепринятый фразы: « Не все то аурум, что блестит» (Не все то золото, что блестит)
2.Феррумный характер (Железный характер)
3.Слово аргентум, а молчание аурум (Слово серебро, а молчание золото)
4.Много оксида водорода утекло с тех пор (Много воды утекло с тех пор)
5.Уходит как аш-два-о в оксид кремния (уходит как вода в песок)
6.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине (Недосол на столе, пересол на спине)
Обществознание - общие знания о классах химических соединений
1.На какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы)
2.Сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться атомами металлов, и кислотных остатков, называются…(Кислотами)
3.По составу вещества бывают…(простые и сложные)
4.Вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, называются…(Соли)
5.Растворимые в воде основания называют…(Щелочами)
6.К какому классу соединений относится вода? (Оксиды)
История – Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
1.Когда и где родился Д.И.Менделеев? (в 1834 г. в городе Тобольске)
2.Кем работал отец Д.И.Менделеева? (Он был директором гимназии)
3.Откуда произошла фамилия Менделеев? (Мену делать)
4.Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев? (Главный педагогический институт в Петербурге)
5.Профессором, какого университета был Менделеев, когда открыл Периодический закон? (Петербургского)
6Когда и отчего умер Д.И.Менделеев? (в 1907 году от воспаления легких)