программа элективного курса по химии
календарно-тематическое планирование по химии (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10 и 11-х классов «Решение задач по органической и общей химии повышенного уровня сложности» обусловлена несколькими причинами. В соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 года теперь выделяется 70 часов. Поэтому в содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. По различным причинам в школах не всегда есть возможность организации профильных классов с углубленным изучением химии. Т.к. сдача вступительного экзамена по химии становится для многих учащихся серьезной проблемой, элективные курсы помогают преодолеть разрыв между требованиями приемных комиссий вузов и реальными возможностями выпускников. Подготовка к экзамену без посторонней помощи достаточно сложна, и особую трудность здесь представляет решение задач. Основная цель данных элективных курсов - сформировать необходимые умения и навыки для решения расчетных задач и для проверки решения. Решение задач рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения химии.В программе учтено, что с некоторыми опорными знаниями учащиеся уже познакомились в курсе химии за 8-9 класс. Содержание курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняют материал, получаемый на уроках химии в 10 и 11-м классе (курс органической химии и общей химии). Начиная с задач, химическое содержание которых простое и доступное и математический аппарат несложен, формируем базовые умения и навыки решения задач, а затем переходим к решению сложных задач (конкурсных и олимпиадных).Важно отметить, что в зависимости от уровня подготовленности учащихся часы на прохождение той или иной темы, а также формы занятий и виды деятельности можно варьировать.
Цели и задачи данного элективного курса:
1.коррекция и углубление имеющихся химических знаний.
2. ликвидация пробелов и обучение решению задач.
3. систематизация знаний, выработка целостного взгляда на химию.
4. усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности.
Формами отчетности по изучению данного элективного курса могут быть: зачет по решению задач, составление сборничков авторских задач учащихся (с решениями), конкурс числа решенных задач .Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности:
- Вычисления, без использования химических уравнений.
- Вычисления по уравнениям реакций.
- Составление и решение задач.
- Решение олимпиадных и конкурсных задач.
- Конкурс числа решенных задач.
Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений по химии М., Просвещение, 2006год
Химия 10 и 11 класс Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна и др. .Профильный уровень .Издательство Учитель, Волгоград, 2009г.
Учебники: О.С.Габриелян Химия 10 и 11 класс Базовый уровень М., Дрофа, 2007
О.С.Габриелян и др. Химия 11 класс Разноуровневый М., Дрофа, 2005г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса
«решение экспериментальных задач по химии.»
в 10 классе.
n\n | дата | Тема урока | Лаб. и практ. работы |
1-2 | Решение задач с применением химических формул. | ||
3 | Решение задач по уравнениям химических реакций. | ||
4 | Вывод химической формулы органического вещества. | ||
5 | Алканы. Получение и свойства. | ||
6 | Решение задач по уравнениям химических реакций. | ||
7 | Вывод химической формулы алканов. | ||
8 | Явление изомерии. Построение структурных формул. | Лаб.раб. | |
9 | Вывод химической формулы по продуктам сгорания. | ||
10 | Вывод химической формулы по продуктам сгорания. | ||
11 | Алкены. Строение алкенов. | ||
12 | Свойства алкенов.(лекция) | ||
13 | Решение задач по уравнениям химических реакций. | ||
14 | Алкадиены. Каучуки. Резина. | ||
15 | Реакция полимеризации. Выполнение упражнений. | ||
16 | Алкины.ацетилен.получение бензола. | ||
17 | Решение задач с использованием формул. | ||
18 | Решение задач по уравнениям химических реакций. | ||
19-20 | Выполнение тестовых заданий. | ||
21 | Нефть. Переработка нефти. | ||
22 | Нефтепродукты.(презентация) | ||
23 | Понятие о ядохимикатах. | ||
24 | Решение задач и упражнений. | ||
25 | Бензол и его гомологи. | ||
26 | Решение задач на определение практического и теор. выхода. | ||
27 | Спирты. Получение и свойства. | ||
28 | Выполнение тестовых заданий. | ||
29 | Многоатомные спирты. | ||
30 | Решение задач по уравнениям химических реакций. | ||
31 | Решение задач на примеси. | ||
32 | Выполнение тестовых заданий. | ||
33 | Фенолы. | ||
34 | Выполнение тестовых заданий по теме спирты. | ||
35 | Альдегиды и кетоны. | ||
36 | Решение расчетных задач по теме «альдегиды и кетоны». | ||
37 | Классификация , строение и номенклатура карбоновых кислот. | ||
38 | Свойства и получение карбоновых кислот. | ||
39 | Решение расчетных задач , тестов и упражнений по теме «карбоновые кислоты2. | ||
40 | Сложные эфиры.Жиры.получение и свойства. | ||
41 | Решение расчетных задач , тестов и упражнений по теме «сложные эфиры и жиры». | ||
42 | Омыление. Мыла. С.М.С. | ||
43 | Сравнение свойств растворов мыла и СМС | Лаб. раб. | |
44 | Углеводы. Классификация и свойства. | ||
45 | Моносахариды. | Лаб. раб. | |
46 | Решение расчетных задач .определение молекулярной формулы. | ||
47 | Дисахариды и полисахариды. | Лаб. раб. | |
48 | Решение расчетных задач по теме «углеводы». | ||
49 | Амины, строение и свойства. | ||
50 | Анилин. Свойства анилина. | ||
51 | Решение расчетных задач на определение практического выхода. | ||
52 | Аминокислоты. Свойства аминокислот. | ||
53 | Тестовые упражнения по теме «Углеводы, амины. аминокислоты». | ||
54 | Белки. Строение белков. | ||
55 | Свойства белков. | Лаб. раб. | |
56 | Нуклеиновые кислоты. Строение. | ||
57 | Свойства нуклеиновых кислот. | ||
58 | Ферменты. | Лаб. раб. | |
59 | Витамины. Гормоны. Лекарства. | ||
60 | Решение задач повышенной сложности. | ||
61 | Решение задач повышенной сложности. | ||
62 | Решение олимпиадных задач. | ||
63 | Решение олимпиадных задач. | ||
64 | Искусственные полимеры. | ||
65 | Синтетические органические полимеры. | ||
66 | Распознавание пластмасс и волокон. | Практ. Раб | |
67 | Идентификация органических соединений. | Практ. Раб. | |
68 | Идентификация органических соединений. | Практ. Раб. | |
69-70 | Итоговая контрольная работа. | Тест. Задачи. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса
«решение экспериментальных задач по химии».
в 11 классе.
n\n | дата | Тема урока | Лаб. и практ. работы |
1-2 | Решение задач с применением химических формул. | ||
3 | Нахождение формулы газообразного вещества. | ||
4 | Вывод химической формулы вещества по отн. плотности. | ||
5 | Решение задач без использования хим. ур-й реакции. | ||
6 | Периодический закон. Квантовые числа. | ||
7 | Квантовые числа. | ||
8 | Выполнение упражнений по определению квантовых чисел. | ||
9 | Энергия химической связи. | ||
10 | Решение упражнений по энергии химической связи . (тест) | ||
11 | Вычисление по уравнению реакции. | ||
12-13 | Газовые законы в уравнениях реакций. | ||
14 | Решение задач на « избыток-недостаток » | ||
15 | Решение тестовых упражнений. | ||
16-17 | Решение задач повышенной сложности. | ||
18-19 | Составление и решение задач. | ||
20-21 | Задачи с использованием долей вещества. | ||
22-23 | Нахождение теоретического и практического выхода. | Практ.раб | |
24-25 | Решение задач на смеси. | ||
26-27 | Выполнение тестовых упражнений. | ||
28-29 | Решение комбинированных задач. | ||
30-31 | Решение олимпиадных и конкурсных задач. |
Обобщение курса общей химии.
№/№ | дата | Тема урока | Лаб. и практ. Работы. |
33-34 | Основные понятия изаконы химии. | ||
35 | Решение расчетных задач по формулам. | ||
36 | Классификация неорганических соединений.. | ||
37 | Химические реакции.классификация | ||
38 | Окислительно – восстановительные реакции.тепловой эффект реакции. | ||
39 | Скорость химической реакции. | ||
40 | Химическое равновесие. | ||
41 | Обобщение по теме «Хим. реакции и закономерности их протекания.» | Зачет. | |
42 | Тестированме по теме «Хим. реакции и закономерности их протекания.» | ||
43 | Понятие о растворах.электролитическая диссоциация. | ||
44 | Диссоциация кислот, солей, оснований. | ||
45 | Диссоциация воды.водородный показатель. | ||
46 | Реакции обмена.ионные реакции и уравнения. | ||
47 | Гидролиз. | ||
48 | Понятие о буферных растворах. | ||
49 | Оксиды и основания, их свойства и способы получения. | ||
50 | Кислоты , их свойства и способы получения. | ||
51 | Амфотерные гидроксиды, их свойства. | ||
52 | Зачет по теме «важнейшие классы неорганических соединений, их свойства и получение.» | ||
53 | Металлы.свойства, получение, основные соединения. | ||
54 | Зачет по теме «металлы». | ||
55 | Неметаллы, свойства, получение, важнейшие соединения. | ||
56 | Зачет по теме «неметаллы». | ||
57 | Органическая химия. Теория химического строения .изомерия. | ||
58-59 | Предельные и непредельные УВ | тест | |
60-61 | Кислородосодержащие органические соединения. | ||
62 | Выполнение тестовых заданий. | ||
63-64 | Азотосодержащие соединения.амины, аминокислоты, белки, нукл .кислоты. | ||
65 | Обобщение по органической химии. Решение задач. | ||
66-68 | Итоговая контрольная работа |
Проверочная работа «Окислительно-восстановительные реакции».
1. Расставить коэффициенты методом электронного баланс
H2S + O2 = S + H2O
KMnO4 + Na2SO3+ NaOH = K2MnO4 + Na2SO4 + Na2MnO4 + H2O
K2Cr2O7 + H2SO4 + SO2 = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
HCOOH + Cl2 = CO2 + HCl
Проверочная работа по теме “Кинетика”
1. Во сколько раз возрастет скорость химической реакции при повышении температуры реакционной смеси от 450 до 850С, если известно, что с повышением температуры на каждые 100С скорость химической реакции возрастает в два раза?
2. Химической реакции в растворе отвечает уравнение А+В=С. Как изменится ее скорость если:
а) концентрацию вещества А увеличить в два раза, оставив концентрацию вещества В прежней;
б) концентрацию вещества В увеличить в два раза, оставив концентрацию вещества А прежней;
в) концентрацию обоих веществ увеличить в два раза;
г) увеличить в два раза давление на реагирующую смесь, предполагая, что в этом последнем случае реагируют между собой в смеси газообразные вещества?
3. В какую сторону смещается химическое равновесие при повышении температуры в следующих системах:
а) Cl2 ( г) + H2 ( г) 2HCl ( г) +Q;
б) 2HBr( г) H2 ( г) + Br2 ( г) - Q?
Поясните ответ. Изменится ли состояние равновесия в системе, записанной как уравнение реакции (а), если смесь веществ сжать? Почему?
Проверочная работа по теме «Металлы».
1. Осуществите превращения:
Na2S ← Na→ Na2O2→ Na2 О→ NaOH → NaCl→ Na NO3
Реакцию №2 рассмотреть как окислительно-восстановительную, а к реакции №6 напишите краткое ионное уравнение.
2. Определите, к какому классу относится соединение CrO3 . Назовите его, определите агрегатное состояние, тип кристаллической решётки в нём и вид связи. Напишите два уравнения реакции, характеризующие его свойства, как представителя указанного вами класса. Напишите его гидроксид.
3. Титан в виде мелкого порошка получают восстановлением оксида титана (IV) гидридом кальция при нагревании в вакууме. При этом образуется титан и гидроксид кальция. Составьте уравнение этой реакции и рассчитайте, какую массу титана можно получить из титановой руды массой 40 кг, если массовая доля оксида титана (IV) в ней 93%. Массовая доля выхода титана составляет 90%.
4. Напишите уравнение электролиза водного раствора а) иодида калия, б) нитрата железа (II),
в) хлорид меди (II). Электроды графитовые.
Проверочная работа по теме «Неметаллы».
1. Осуществите превращения и определите степени окисления серы во всех соединениях:
Li2S ← S → H2S → SO2 → SO3 → Na2SO4 → BaSO4
2. Какие элементы неметаллы входят в V группу периодической системы Д. И. Менделеева? Составьте водородные соединения этих неметаллов и расположите их в порядке возрастания основных свойств. Напишите уравнения горения этих веществ
Составьте высшие кислородные соединения этих неметаллов и напишите соответствующие им гидроксиды.
3. Рассчитайте общий объём газов (н.у.), образующийся при сжигании 1 кг угля, содержащего 96% углерода, 1% серы и негорючие примеси.
Тест по теме «Вещества и их свойства».
1. Основным оксидом является:
а) BaO б) Al2O3 в) BeO г)SO2
2.Соединения, имеющие функциональную группу – СОН относятся к классу:
а) спиртов б) карбоновых кислот в) альдегидов г) сложных эфиров.
3. Амфотерным соединением не является:
а) гидроксид магния б) гидроксид цинка в) гидроксид железа (III) г) аминоуксусная кислота.
4. Металл, способный вытеснить водород из воды при комнатной температуре:
а) Cu б) Zn в) Fe г) K
5. Для получения лития используют следующий метод:
а) электролиз раствора LiCl б) электролиз расплава LiCl в) восстановление LiCl магнием г) прокаливание карбоната лития с углём.
6.Даны: сажа, графит, фуллерен, алмаз. Количество элементов, образующих эти вещества:
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
7. Для нейтрализации серной кислоты можно использовать вещество:
а) HNO3 б) CH3OH в) Mg(OH)2 г) NaHSO4
8. Среди приведённых веществ щёлочью является:
а) КОН б) СН3ОН в) Mg(OH)2 г) С2Н5ОН
9. Для протекторной защиты стального корпуса корабля от коррозии нельзя использовать:
а) Mg б) Al в) Cu г) Zn
10. Кислотными свойствами обладают водородные соединения группы:
а) HCl, H2S, HF б) PH3, H2O, HI в ) SiH4, H2Se, C2H4 г) H2O, CH4, NH3.
11. С концентрированной азотной кислотой не взаимодействует:
а) Cu б) Cr в) Ag г) Zn
12. С раствором гидроксида калия реагирует:
а) Cu б) Al в) Ag г) Fe
13. Муравьиная кислота и гидроксид кальция относятся соответственно к классам:
а) карбоновых кислот и неорганических кислот б) карбоновых кислот и оснований в) неорганических кислот и оснований
г) амфотерных гидроксидов.
14. Группа – ОН является функциональной для всех классов веществ группы:
а) альдегиды, щёлочи, фенолы
б) фенолы, основания, амины
в) основания, спирты, фенолы
г) щёлочи, аминокислоты, эфиры.
15. Амфотерными соединениями являются:
а) этиламин и серная кислота б) этанол и нашатырный спирт
в) уксусная кислота и гидроксид цинка г) глицин и гидроксид алюминия.
16. Натрий реагирует с обоими веществами пары:
а) этанол и углекислый газ б) хлорэтан и вода в) глицерин и метан г) бензол и кислород.
17. Конечным веществом Х в цепочке превращений является:
Cu + O2 → A + H2SO4 → B + NaOH→ C -t→ Х
а) Cu(OH)2 б) CuO в) Cu2O г) Cu
18. Конечным веществом Х в цепочке превращений является:
C2H4 + H2O → A + CuO → B + Ag2O → C + CH3OH → Х
а) уксусная кислота б) диметиловый эфир в) метиловый эфир уксусной кислоты г) этиловый эфир муравьиной кислоты
3 | Вычисления, связанные с использованием долей. | беседа комбини-рованный объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый | Знать понятия, законы и формулы: массовая доля, молярная доля, объемная доля, средняя молярная масса смеси, раствор, растворимость. Уметь делать вычисления с использованием долей. | |
4 | Вывод формул химических соединений. Вычисления по химическим формулам. | беседа комбини-рованный объяснительно- иллюстративный, частично- поисковы | Знать понятия и формулы: закон постоянства состава, вещества молекулярного строения, массовая доля элемента, массовые соотношения. Уметь выводить формулы химических соединений и по формулам веществ производить вычисления. | |
5 | Вычисления по уравнениям реакций. 4 .Газовые законы в уравнениях реакций. Задачи на «избыток-недостаток». | беседа комбини-рованный объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый | Знать понятия, законы и формулы: закон сохранения массы веществ, закон Авагадро и следствия из него, нормальные условия, идеальный газ, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона. Уметь решать задачи по уравнениям реакций на газовые законы и «избыток-недостаток». | |
6 | 2.Составление и решение задач. | |||
7 | Задачи с использованием долей. | беседа комбини-рованный объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый | Знать понятия, законы и формулы: массовые, молярные, объемные доли, смеси, растворы, практическая доля выхода. | |
вещества в сравнении с теоретически возможным | .Уметь решать задачи по уравнениям реакций с использованием долей. | |||
Задачи на смеси (в р-цию вступает 2 и более в-в или одно в-во участвует в несколькихр-циях). 4 | беседа комбини-рованный объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый | Знать понятия, законы и формулы: смесь, массовые, молярные, объемные доли. Уметь решать задачи на смеси по уравнениям реакций. | ||
3.1. 3.Решение олимпиадных и конкурсных задач (решение комбинированных задач по основным классам органических веществ). | ||||
8 Предельные углеводороды 2 | беседа совершенст-вование и применение знаний объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый | Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических | ||
Алкены. Алкины. Алкадиены. Арены. 2 | беседа совершенст-вование и применение знаний объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый | Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ. | ||
Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетоны. 2 | беседа совершенст-вование и применение знаний объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый | Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ. | ||
Азот- содержащие соединения 2 | беседа совершенст-вование и применение знаний объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый | |||
Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ | ||||
Рабочая программа
элективного курса по химии
«решение задач по органической и общей химии»
в 10 и 11 классе.