ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
статья по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
В. Б. Кашавцева1, Л. А. Сычёва2
1Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (г.Самара)
2МОУ Екатериновская СОШ Красноярского района Самарской области (с.Екатериновка)
Новый качественный уровень работы школы предполагает изменение содержания учебных предметов, совершенствование форм, методов и средств обучения. В современном образовании все в большей степени прослеживается тенденция к интеграции дисциплин. Большое внимание уделяется установлению межпредметных связей.
При грамотно организованной, тщательно продуманной и согласованной работе преподавателей различных дисциплин возможно значительное повышение качества преподавания, лучшее усвоение учащимися теоретического материала, значительное развитие у учащихся операций анализа и синтеза, формирование более точной научной картины окружающего мира.
В данных условиях большое внимание со стороны преподавателей химии и биологии должно уделяться, в частности, преподаванию темы «Азотсодержащие органические соединения». В рамках данной темы рассматриваются такие органические соединения, как аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты.
И в курсе химии, и в курсе биологии этому классу соединений уделяется значительное внимание. Это связано с огромной ролью этих соединений во всех жизненно важных процессах, протекающих в живых организмах. Они играют ключевую роль в жизни клетки, составляя как бы материальную основу ее химической деятельности.
В курсе химии на сегодняшний день знакомство с азотсодержащими органическими соединениями чаще всего начинается в конце 9 класса, а более углубленное изучение – в 10-м классе.
Курс биологии начинает знакомство с соединениями этого класса несколько раньше. В связи с этим на учителя биологии ложится дополнительная ответственность за начало изучения этого важнейшего класса органических соединений. Учащиеся еще не знакомы с химической организацией данных веществ, а именно она определяет их огромную роль в биологических процессах.
В то же время у учителя биологии очень мало времени для изучения всего объемного материала этого раздела. Усвоить все аспекты строения и вытекающей отсюда огромной роли этих соединений в природе за 2-3 урока учащимся 9-го класса практически невозможно.
В этих условиях учителям химии и биологии просто необходимо работать слаженно и выработать согласованную систему изучения темы. При этом следует распределять учебный материал с учетом того, когда учащиеся изучают данный раздел.
В наиболее употребляемых на сегодняшний день программах по химии и биологии учащиеся рассматривают в следующей последовательности:
- начало 9 класса (курс биологии) – в составе тем «Химическая организация клетки», «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке»;
- конец 9 класса (курс химии) – в рамках темы «Органические соединения»;
- 1 полугодие 10 класса (курс биологии) – в темах «Химический состав клетки», «Реализация наследственной информации в клетке»;
- 2 полугодие 10 класса (курс химии) – в составе темы «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе».
При преподавании этого раздела, таким образом, нужно распределить материал по принципу взаимосвязи изучаемого материала и его постепенного усложнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по органической химии в 10 классе по теме "Азотсодержащие органические соединения"
Контрольная работа по органической химии разработана для учащихся 10 класса (базовый уровень), изучающих химию 1 час в неделю. Работа содержит 16 вариантов....
Контрольная работа 10 класс по теме "Азотсодержащие органические вещества"
Контрольная работа "Азотсодержащие органические вещества" позволит учителю проверить усвоение знаний по изученной теме....
10 класс. Подготовка к контрольной работе №4.Сложные эфиры. Азотсодержащие органические соединения
Даннный материал предназначен для подготовки учащихся к контрольной работе по темам: "Сложные эфиры" - "Азотсодержащие органические соединения"....
Контрольная работа в 10 кл.по теме "Углеводы.Азотсодержащие органические соединения"
Работа может быть использована для подготовки к ЕГЭ в 11 классе...
Проверочная работа "Азотсодержащие органические соединения" химия 11 класс базовый уровень
6 вариантов тестовой проверочной работы. Задания с выбором одного правильного ответа, цепочка превращений, определение названия предложенного вещества по его формуле и характеристика химических свойст...
Урок по теме "Азотсодержащие органические соединения. Белок"
Статья «Урок по теме «Азотсодержащие органические соединения. Белок» включает план урока по теме, презентацию, приложение. В приложении представлены сообщения учащихся. К каждому слайду презента...
Кислородсодержащие, азотсодержащие органические соединения (самостоятельная работа, 10 класс)
Самостоятельная работа по химии для обучающихся 10 класса (базовый уровень) по теме "Кислородсодержащие, азотсодержащие органические соединения"....