Конспект урока по химии "Скорость химических реакций"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Урок химии в 11 классе профильного уровня по УМК О. С. Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему
« Влияние на скорость химических реакций катализатора и площади поверхности реагирующих веществ»
Цель урока: расширить и углубить понятие «скорость химических реакций», экспериментальным путем выяснить влияние на скорость реакции катализатора и площади поверхности реагирующих веществ;
развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности умения логически мыслить, наблюдать, анализировать, делать выводы, экспериментальные навыки, навыки решения расчетных задач;
воспитывать коммуникативные умения, жизненно необходимые качества: трудолюбие, самостоятельность, ответственность, аккуратность, внимательность.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследования.
Методы: исследовательский, поисковый
Формы организации деятельности: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, тестирование.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология интерактивного обучения
Средства обучения: компьютер, проектор, лабораторное оборудование на столах учащихся, оборудование для демонстрационного эксперимента, протоколы лабораторных работ.
. Требования к уроку
- реализация в оптимальном соотношении принципов научности, наглядности, доступности;
- связь учебного материала с жизнью (практической и бытовой деятельности учащихся), привития химической культуры безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами;
- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование результатов урока.
Планируемые результаты урока
Формирование понятия «скорость химической реакции», понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями, развитие умения проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты, осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Содержание деятельности учителя и учащихся | Время |
1 | Организация класса на урок | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Озвучивание темы и цели урока. (слайд 1,2) | 2мин |
2 | Активизация опорных знаний и умений | Химическая разминка: слайды: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ( фронтальная беседа с детьми с использованием слайдов) 1. По фазовому составу все химические реакции делят Предполагаемый ответ: на гомогенные и гетерогенные 2. Дать определение гомогенным и гетерогенным реакциям. Предполагаемый ответ: Гомогенные реакции идут в одинаковом фазовом составе. Реагенты находятся в одинаковом агрегатном состоянии. (Газ-газ, жидкость-жидкость) Гетерогенные реакции идут в разном фазовом составе. Реагенты находятся в разных агрегатных состояниях. ( газ-жидкость, газ-твердое вещество, жидкость – твердое вещество…) 3. как определяют скорость гомогенной и гетерогенной реакций? 4.В основе протекания химических реакций лежит теория столкновений. В чем ее суть? Предполагаемый ответ: химические реакции происходят при столкновении частиц реагентов, которые обладают определенной энергией. К реакции приводят лишь эффективные соударения, т.е. такие, при которых разрушаются «старые связи» и могут образоваться новые. Но для этого частицы должны обладать достаточной энергией. Эта энергия называется энергией активации Еа 5. какие факторы влияют на скорость химической реакции? Предполагаемый ответ: природа реагирующих веществ, температура , концентрация, катализатор, площадь поверхности реагирующих веществ 6. Объяснить с точки зрения теории столкновении, какая из реакций, уравнения которых приведены, будет идти с большей скоростью? 7.Как влияет на скорость реакции температура? 8. Почему продукты хранят в холодильнике? Объясните с точки зрения теории столкновений 9. Почему лучина в кислороде горит ярче, чем в воздухе? Как с точки зрения теории столкновений можно объяснить данный факт? | 8 мин |
3. | Усвоение новых знаний и способов действий | Проблема: как влияют на скорость химической реакции катализатор и площадь поверхности реагирующих веществ? Проблема решается в ходе химического эксперимента Краткий инструктаж по технике безопасности I. Влияние катализатора 1.Выясним, как на скорость химической реакции влияет катализатор. Для этого вспомним из курса 9 класса, какие вещества мы называем катализаторами? Предполагаемый ответ: катализаторы – это вещества, ускоряющие скорость химической реакции. Проведение эксперимента ( действие оксида марганца на скорость разложения пероксида водорода) Оформление результатов эксперимента в протокол 2. Значение каталитических реакций в практической деятельности человека 3. Влияние ферментов на протекание химических реакций (сообщение учащегося) 4. Проведение эксперимента « Влияние фермента каталазы на скорость расщепления пероксида водорода. 5. Понятие о ингибиторах Демонстрация: Действие ингибитора (40-% р-р формалина) на скорость взаимодействия железа с соляной кислотой. II. Влияние площади поверхности реагирующих веществ 1. Ученический эксперимент (взаимодействие соляной кислоты с гранулами цинка и с цинковым пороком). Оформление результатов опыта в протокол. 2. объяснить стоки зрения теории столкновений, почему степень измельчения влияет на скорость реакции? | 15мин 2мин 3мин 2мин 2мин 2мин 2мин 3мин 2мин |
4 | Рефлексия | Подведение итогов и сдача протоколов | 5мин |
5. | Контроль знаний | Выполнение самостоятельной работы Оценивание результатов своей работы | 6мин |
6. | Подведение итогов урока. | Учащиеся делают выводы по уроку. Задание на дом:§13, стр.135-140, упр. 8,9,10. Учебник «Химия 11 класс. Профильный уровень», Автор О. С. Габриелян |
Приложение к уроку
Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Вариант 1
1.Какой металл реагирует с серной кислотой активнее?
- Zn 2. Mg 3. Fe 4. Pb
2.Давление влияет на скорость реакции между
1. гидроксидом кальция и азотной кислотой
2. цинком и серной кислотой
3. аммиаком и кислородом
4. серой и алюминием
3. Температурный коэффициент равен 3. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры на 20 о С?
1. в 1,5 раз 3. в 6 раз
2. в 3 раза 4. в 9 раз
4. В присутствии катализатора протекает реакция, уравнение которой
1. 2SO2 + O2 = 2SO3
2. Zn + 2HCL = ZnCL2 + H2↑
3. C + O2 = CO2
4. 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O
5. Для увеличения скорости химической реакции
FeO(т) + CO(г) = Fe(T) + CO2(г) + 17кДж необходимо
1.увеличить концентрацию СО2
2. уменьшить концентрацию СО2
3. уменьшить температуру
4. увеличить степень измельчения FeO
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Вариант 2
1.С наибольшей скоростью при обычных условиях взаимодействует
1. Натрий и вода 2. магний и вода
3. цинк и вода 4. железо и вода
2. Для увеличения скорости химической реакции
Zn(T) + HCL(г) = ZnCL2(T) + Н2(Г) + 231кДж
необходимо
- Увеличить концентрацию водорода
- Увеличить количество цинка
- Уменьшить температуру
- Увеличить концентрацию хлороводорода
3.Температурный коэффициент равен 2. Во сколько раз увеличится скорость реакции, если температуру повысить на 40о С?
1. в16 раз 3. В 4 раза
2. в 8 раз 4. В 12 раз
4. В присутствии катализатора идет реакция
1. CuO + H2SO4 = CuSO4 = H2O
2. AgNO3 + NaCl = AgNO3 + AgCL
3. N2 + 3H2 = 2NH3
4. CaO + H2O = Ca(OH)2
5. Для увеличения скорости выделения углекислого газа при взаимодействии соляной кислоты на мрамор нужно
1. разбавить кислоту
2. измельчить мрамор
3. добавить ингибитор
4. проводить реакцию в атмосфере инертного газа
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс
Данная презентация может быть использована для закрепления темы....
План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс
План-конспект урока с использованием ЭОРов....
Опорный конспект по теме: Классификация химических реакций
Опорный конспект составлен по теме: "Классификация химических реаций" может быть использованкак на теоретическом занятии так и для самомтоятельной работы студентов при отработке пропущенных занятий....
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Конспект урока по теме "Химические реакции"
Урок повторения и расширия знаний о химических реакциях. Задачи: сформировать понятие о химическом уравнении как об условном изображении химической реакции; пояснить правила состав...
Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"
Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...