Выращивание кристаллов из растворов солей
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему
В материале представлен план - конспект занятия на кружке. В нем идет углубление материала о кристаллах и методике их выращивания. Так же показан итог этого занятия. Оно позволяет не только развивать любознательность, но и практические навыки. Причем все материалы доступны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в кружке "Химия вокруг нас" | 662.05 КБ |
презентация о некоторых видах кристаллов | 1.45 МБ |
презентация об итоговой работе учащихся. Делай с нами, делай как мы, | 908.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Выращивание кристаллов из растворов солей»
Цели:
- изучить методику выращивания кристаллов; показать межпредметную связь; повторить технику безопасности работы со стеклянной посудой, приборами для нагревания, веществами;
-развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием, наблюдать, делать выводы;
-воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету.
Оборудование: медный купорос, поваренная соль, сосуды, приборы для нагревания, вода, нить, бумага, презентация «Кристаллы».
План.
- Оргмомент.
- Основная часть.
- Вступительное слово учителя.
- По сказам П.П.Бажова.
- Удивительное рядом:
а) снег, лед;
б) морская соль.
в) кварц.
4) В пещере алхимика:
а) закладка опыта по выращиванию кристаллов медного купороса;
б) закладка опыта по выращиванию кристаллов поваренной соли.
III. Заключительное слово учителя.
IV. Уборка рабочего места.
Конспект.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем нашу работу с вопроса: «Какие сказы П.П. Бажова вы читали?
1) Хозяйка медной горы.
2) Малахитовая шкатулка.
3) Серебряное копытце.
Учитель. Хорошо. А о чем писал П.П.Бажов?
Ответы: О несметных сокровищах, скрытых в горах и охраняемых «таинственными силами».
Учитель. Предлагаю вашему вниманию видеосюжет мультфильма «Серебряное копытце» по тексту П.П. Бажова:
« Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из – под ножки – то камешками посыпались: красные, голубые, зеленные, бирюзовые, всякие…». О чем этот сюжет?
Ответы: о минералах, кристаллах.
Учитель. Верно. Отрадно, что вы увлекаетесь чтением, посмотрим, как обстоят дела с разгадыванием загадок. Слушаем загадку, о чем она?
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке
Всё сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке.
(Снежинки)
Учитель. Верно снежинка. Как вы думаете, какое строение имеют снежинки, лед?
Ответы. Кристаллическое.
Учитель. Перед вами фото морской соли, снега и льда, желатина, силикагелевых кристаллов. Это тоже кристаллы.
Это тоже кристаллы. Каково же определение кристаллов?
Ученик. (Сообщение)
Кристаллы - это вещества, в которых составляющие их частицы (т. е. атомы, ионы, молекулы, группы атомов) расположены правильными симметричными, периодически повторяющимися рядами, сетками, решетками. Кристаллы растут из паров, растворов, расплавов и вырастают они в виде удивительно правильных симметричных многогранников.
Удивительные многогранники издавна привлекали внимание людей. Алхимики думали, что природные кристаллы были сотворены богом раз и навсегда. Лишь в конце 17 века поняли, что минералы растут как соли из воды. Вывод: кристаллы не сотворены готовыми, а ВЫРАСТАЮТ в форме многогранников. В земле, вырастают кристаллы природных минералов. На заводах и в лабораториях выращивают синтетические кристаллы.
Учитель.
Сегодня вам предстоит заложить опыт по выращиванию кристаллов медного купороса и поваренной соли. Повторим технику безопасности работы со стеклянной посудой, приборами для нагревания, веществами.
(повторяем)
Учитель.
У вас на столах методички, изучив их приступаем к постановке опыта.
1.Способы выращивания.
(1 группа)
Опыт № 1. Выращивание сульфата меди.
(2 группа)
Опыт № 2. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Учитель.
Подведем итог нашего занятия словами У. Блейка: «то, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении». Сегодня мы заложили опыт доказывающий, что даже в школьной лаборатории можно вырастить кристаллы. Все очень ответственно отнеслись к постановке опытов, молодцы. Результаты опытов мы подведем позже. Опытные образцы сохраняем до следующих занятий и приводим в порядок рабочие места. На этом наше занятие окончено. До свидания.
(Ребята следуют указаниям)
Методичка.
Постановка эксперимента:
- готовим горячий насыщенный раствор соли:
а) хлорида натрия,
б) сульфата меди,
- охлаждаем его, чтобы излишек растворенного вещества не выпал в осадок (такой раствор называется пересыщенным),
- вводим затравку, кристаллик той же соли, подвешенный на нитке.
- прикрываем сосуд листом бумаги, ставим сосуд в укромное место и ждать, пока не вырастут кристаллы,
- подливаем понемногу насыщенный раствор по мере испарения.
Ожидаемый результат:
На нитке произойдет наращивание кристалликов соли.
Кристаллы темно - синего цвета (медный купорос).
Кристаллы бесцветные – поваренной соли
Кубическая кристаллическая решётка | a = b = c α = β = γ = 90о | Поваренная соль NaCI 1, 2 |
Триклинная кристаллическая решётка | а; b; c α ≠ β ≠ γ ≠ 90о | CuSO4 · 5H2O (медный купорос). |
Приложение.
- Природные и искусственные кристаллы.
- Кристаллы выращенные учащимися.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кристаллы льда и снега.
Искусственно полученные кристаллы. Желатин пищевой. Силикагелевые кристаллы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поликристаллы
Монокристаллы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа учащихся "Выращивание кристаллов"
Цель творческой работы - познакомиться с кристаллами и способами их выращивания; вырастить кристаллы медного купороса, свинца, повареной соли....
Выращивание кристаллов соли в домашних условиях
Кристаллы получают в лаборатории, но бывают они и в природе. Наступила зима. Посмотрите вокруг: снежинки, морозные узоры на оконных стеклах и иней на ветках деревьев. Это кристаллы.Многие кристаллы – ...
Выращивание кристаллов
я очень люблю узнавать все новое и интересное, мне нравится экспериментировать, наблюдать и собирать коллекции. У меня есть своя коллекция минералов. Мне стало интересно узнать, можно ли вырастить кри...
Программа краткосрочного курса по выбору "Выращивание кристаллов"
Краткосрочный курс для учащихся 5-6 классов....
Выращивание кристаллов
Данный материал предназначен для учащихся 5-6х классов с целью формирования первичных навыков проведения химических опытов, изучения химичиских явлений....
Лабораторная работа: « Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании»
Цель работы: провести качественные реакции на белки и выяснить, под действием каких внешних факторов происходит денатурация...
Лабораторная работа Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.
Цель: овладение навыками проведения химических опытов, подтверждающих свойства белков и их нахождение в продуктах питания; познакомиться с реакциями, доказывающими наличие в белках ароматического коль...