Внеклассное мероприятие "Есть такая профессия"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Мероприятие проводилось в рамках фестиваля "Лаборатория профессий". Предназначено для выпускников основной и средней школы. Позволяет учащимся немного "заглянуть" в профессию химика-аналитика на доступном уровне. Включает в себя теоретическую часть и исследовательскую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
est_takaya_professiya.doc | 62 КБ |
professiya_himik-analitik.pptx | 351.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Есть такая профессия»
Цель: сформировать представление о профессии химик-аналитик, продолжить формирование навыков исследовательской деятельности, развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Форма проведения: творческая лаборатория.
Возраст учащихся: 9, 11 класс.
Ход и содержание мероприятия.
Ученик читает строки стихотворения В.Маяковского «Кем быть»
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники -
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала мы
берём бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски вот так
зажимает стол-верстак.
От работы пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Учитель: Вопрос выбора профессии в свое время встает перед каждым. Хорошо, когда человек с юности знает, чем он хочет заниматься. Врач, математик или спортсмен «от Бога» – звучит прекрасно. Но раннее понимание своего истинного призвания приходит далеко не ко всем молодым людям. И, оказавшись на пороге взрослой жизни, многие встают в тупик: чему посвятить свои усилия? Куда пойти учиться?
Выбирая профессию, необходимо просчитывать спрос на нее на несколько лет вперед.
(слайд 1) А чтобы Ваш выбор стал немного легче, позвольте познакомить вас с одной из востребованных профессий – профессией «химик-аналитик».
Цель нашей сегодняшней встречи: познакомиться с профессией «химик-аналитик» и попробовать себя в данной роли, исходя из возможностей нашей лаборатории.
(слайд 2) Сами химические исследования люди делали ещё задолго до зарождения цивилизаций. Это были опыты с огнём, который известен людям с доисторических времён, опыты с гниением растений, опыты с кипячением веществ и продуктов. Разумеется, что никто не занимался этими исследованиями специально — это было просто наблюдение во время повседневной борьбы за выживание.
Первые учёные и ремесленники, преднамеренно исследующие химические свойства веществ появились гораздо позже — примерно 5000 лет назад в Месопотамии и Египте. Главные их достижения происходили в области металлургии.
В химии, как науке, выделяется множество разделов: агрохимия, биохимия, физическая химия, фотохимия, нанохимия и др.
Какие направления Вы могли бы выделить в работе химика-аналитика, исходя из разделов химии? (Выслушать ответы) Обобщаем.
Основными направлениями работы химика-аналитика могут быть: (слайд 3)
- исследование вещества, его свойств, соединений в ходе проведения экспериментов, обработка их результатов;
- разработка и создание материалов и продуктов, которые будут обладать новыми химическими качествами, свойствами и строением;
- химическая экспертиза качества веществ и их использование в народном хозяйстве;
- разработка и исследование новых лекарственных препаратов и биологически активных веществ;
- технологический контроль над химическими процессами ;
- исследования в области защиты окружающей среды.
Как вы считаете, чем придется заниматься химику-аналитику на работе? (Выслушать ответы) Обобщаем ответы учащихся.
(слайд 4) В большинстве случаев работать химикам приходится в лабораториях. Это могут быть научно-исследовательский институт, металлургический завод, фармацевтический завод, предприятие химической или пищевой промышленности, горно-обогатительный комбинат и т.д. Химики инженерных специальностей также работают непосредственно на производственных участках и следят за соблюдением технологии производства, контролируют качество сырья, материалов, готовой продукции, отвечают за брак, выявляют и устраняют его причины.
Каково ваше мнение о том, имеет ли данная профессия социальную значимость? (Выслушать ответы) Подводим итог предположениям учащихся.
(слайд 5)Появлением многих материалов и веществ мы обязаны именно химикам. Можно с уверенностью сказать, что если бы развитие этой науки остановилось бы на определённом этапе, то население планеты в наше время было бы в десятки раз меньше, поскольку большинство людей умерло бы от болезней, лекарства от которых так и не были придуманы, так как никто не сделал нужные исследования.
Кому, по Вашему мнению, подходит данная профессия? (Выслушать ответы) Обобщаем ответы учащихся.
(слайд 6)Профессия химика связана с необходимостью принимать и перерабатывать большое количество информации, поэтому можно сказать, что это профессия в большей степени умственного труда, хотя не исключены и физические нагрузки. Человек, который выбрал своей специализацией химию, должен в первую очередь стремиться узнать мир «изнутри».
Какими личностными качествами должен обладать химик-аналитик? (Выслушать ответы) Подводим итог предположениям учащихся.
(слайд 7)Для этого нужно быть усидчивым, терпеливым, внимательным и аккуратным, поскольку придется работать с веществами в очень малых количествах, нередко опасными. Иметь аналитический склад ума и обладать хорошей памятью на символы и знаки, чтобы проанализировать, правильно истолковать и отобразить результаты проведенных опытов. Кроме того, нужно быть ответственным и осознавать, что от работы химика зависит не только его жизнь и здоровье, но и окружающих.
И теперь, я полагаю, возникнет вопрос «Где можно получить эту профессию?»
В нашем городе вам в этом помогут:
- Политехнический колледж
- Медицинский колледж
- Технический университет
- Медицинский университет
Еще один совет, который можно дать абитуриенту: либо выбирайте узкопрофильную профессию (чем меньше специалистов, тем больше спрос), либо пытайтесь обучаться, а затем и работать, на стыке нескольких специальностей (чем больше вы умеете, тем больше интересны работодателю).
И конечно, главное – верить в себя, тогда все получится.
А чтобы полнее познакомиться с данной профессией, я предлагаю Вам на короткое время стать химиками-аналитиками и выполнить ряд исследований. Исследования проводятся в лаборатории. Любая лаборатория – это маленький коллектив. Сегодня у нас будет (3 – 5) лабораторий, по 4 сотрудника. В каждой лаборатории есть заведующий. Выберите самостоятельно своего руководителя. Его задача: отследить грамотность выполнения исследования всеми сотрудниками, зафиксировать результат, сделать выводы. Давайте познакомимся с руководителями групп, встаньте, пожалуйста. Очень приятно. Получите задания для ваших групп.
- Исследование экологической направленности.
Задание. Наш район расположен вблизи двух больших автомагистралей. В выхлопных газах автомобилей могут содержаться ионы свинца, накапливающиеся в почве. Исследуйте почву, взятую вблизи магистралей, на возможность загрязнения ионами свинца (+2).
Оборудование и реактивы: мерной цилиндр, фильтровальная бумага, пробирка, штатив, стакан 50мл, стеклянная палочка, воронка, образцы почвы, колба с водой, раствор иодида калия.
Инструктивная карта исследования.
- 10 г почвы залейте 50 мл дистиллированной воды.
- Перемешивайте раствор 3 мин.
- Отфильтруйте раствор.
- Проведите определение ионов свинца, прилив в фильтрат 2-3 капли раствора иодида калия.
(При наличии ионов свинца выпадает желтый осадок)
Сделайте вывод о содержании ионов свинца в образце почвы.
- Исследование пищевой направленности.
Задание. Для поддержания иммунитета организму необходима аскорбиновая кислота. Достаточное количество ее содержится во фруктовых соках. Экспериментально определите, какой сок более полезен – купленный в магазине или свежеотжатый?
Оборудование и реактивы: 2 колбы по 250 мл, мерной цилиндр, колба с водой, пипетка, образцы соков (пастеризованного и свежеотжатого), 1%-ый раствор крахмала, 5%-ый раствор иода.
Инструктивная карта исследования.
- В колбу налейте 10 мл исследуемого сока.
2) Добавьте 2 мл раствора крахмала.
3) Разбавьте содержимое колбы водой до объём 100 мл.
4) Перенесите полученный раствор в коническую колбу и титруйте 5%-ым раствором йода до появления синей окраски, строго считая количество капель иода. Чем больше иода затрачено, тем больше содержание аскорбиновой кислоты.
Сделайте вывод о полезности выданных соков.
3) Исследование бытовой химии.
Задание. Состояние кожи наших рук зависит от многих факторов: питания, нашего здоровья, возраста и…моющих средств для посуды. Основу каждого моющего средства составляет щелочь. Чем больше ее содержание, тем чище будет вымыта посуда и тем сильнее будет ожог на нашей коже. Экспериментально определите, какое из предложенных средств наиболее приемлемо для мытья посуды на Вашей кухне:
1- Ферри», 2 – «Пемолюкс», 3 – «Миф»?
Оборудование и реактивы: 3 большие пробирки, мерной цилиндр, чашки Петри, универсальная индикаторная бумага, колба с водой.
- Растворите выданные вам средства (по 0,5мл в 5 мл воды).
- Встряхивайте раствор 1 мин.
- Перелейте раствор в стеклянные чашки.
- Поместите в растворы индикаторную бумагу. Чем интенсивнее изменится окраска, тем выше содержание щелочи.
Сделайте вывод о возможности использования средств для мытья посуда.
Подведение итога.
- Полезна ли для Вас сегодняшняя встреча и чем?
- Как Вы считаете, будет ли востребована данная профессия в настоящее время?
- Как Вы полагаете, какова зарплата химика-аналитика?
Использованные материалы и ресурсы:
http://www.profguide.ru/professions/chemist.html
http://prof.biografguru.ru/about/analitiki-himiki-himik-analitiki/?q=3000&dp=816
http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-himik
http://www.moeobrazovanie.ru/professions_himik.html
http://gdeuchat.spb.ru/professii/himik-analitik
http://enjoy-job.ru/professions/himik/
http://edunews.ru/professii/obzor/Tehnicheskie/himik.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История профессии Сами химические исследования люди делали со времён образования первых общественных форм проживания, ещё задолго до зарождения цивилизаций. Это были опыты с огнём, который известен людям с доисторических времён, опыты с гниением растений, опыты с кипячением веществ и продуктов.
Направления работы химика исследование вещества, его свойств, соединений в ходе проведения экспериментов (химический синтез, анализ), физико-химического анализа, обработка их результатов; химическая экспертиза качества веществ и их использование в народном хозяйстве; разработка и исследование новых лекарственных препаратов и биологически активных веществ;
Направления работы химика технологический контроль за химическими процессами в серийном производстве и изготовлением сырья, материалов и веществ в промышленных масштабах; исследования в области защиты окружающей среды, качественный контроль отходов и выбросов, их хранения и утилизации.
Чем придется заниматься на работе В большинстве случаев приходится работать в лабораториях. Это могут быть научно исследовательский институт, металлургический завод, фармацевтический завод, предприятие химической или пищевой промышленности, горно-обогатительный комбинат и т.д.
Социальная значимость профессии Появлением многих материалов и веществ мы обязаны именно химикам. Можно с уверенностью сказать, что если бы развитие этой науки остановилось бы на определённом этапе, то население планеты в наше время было бы в десятки раз меньше, поскольку большинство людей умерло бы от болезней, лекарства от которых так и не были придуманы
Кому подходит профессия Профессия химика связана с необходимостью принимать и перерабатывать большое количество информации, поэтому можно сказать, что это профессия в большей степени умственного труда, хотя не исключены и физические нагрузки. Человек, который выбрал своей специализацией химию, должен в первую очередь стремиться узнать мир «изнутри».
Личностные качества аналитика Нужно быть усидчивым, терпеливым, внимательным и аккуратным, поскольку придется работать с веществами в очень малых количествах, нередко опасными. Иметь аналитический склад ума и обладать хорошей памятью на символы и знаки, чтобы проанализировать, правильно истолковать и отобразить результаты проведенных опытов. Не менее важными можно назвать такие качества, как развитое обоняние и способность различать цвета и их оттенки. Кроме того, нужно быть ответственным и осознавать, что от работы химика зависит не только его жизнь и здоровье, но и окружающих.
Где можно получить профессию? В Волгограде: Политехнический колледж Медицинский колледж Технический университет Медицинский университет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку профориентации "Что такое профессия. Какие бывают профессии"
Презентация к уроку "Что такое профессия. Какие бывают профессии". Презентация содержит различный занимательный материал к занятию по профориентации, позволяющий закрепить и расширить представления уч...
Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
разработка урока по теме "Что такое профессия? какие бывают профессии?"
Разработка урока по профориентации для учащихся 5 класса. Урок разработан в игровой форме, содержит различные виды деятельности учащихся: работу с пословицами, загадками, описательным текстом, д...
Внеклассное мероприятие: "Есть такая профессия – Родину защищать!"
Цель мероприятия: Воспитание патриотических чувств учащихся на примере жизни и деятельности учеников школы, участников ВОВ, войны в Афганистане и в Чечне, побуждение интереса к формированию...
Внеклассное мероприятие в 9 классе - "Есть такая профессия- Родину защищать".
Внеклассное мероприятие в 9-а классе, посвященное праздинку Пбеды- 9 мая " Есть такая профессия- Родину защищать"....
Внеклассное мероприятие "Есть такая профессия - Родину защищать!"
Обстоятельства современной жизни ставят серьезные задачи в воспитании молодого поколения. Государству нужны смелые, сильные, мужественные, здоровые люди, истинные патриоты, готовые встать на защиту св...
Внеклассное занятие " Есть такая профессия - Родину защищать"
Цель:Расширять представление воспитанников о военных профессиях, развивать умение ориентироваться в них.Воспитывать чувство гордости и уваения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитника...