Тетради для лабораторных работ
тренажёр по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием
Цель:__________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________
Лабораторное оборудование и химическая посуда: лабораторный штатив, спиртовка, штатив с пробирками, воронка, колба, держатель для пробирок.
Ход работы
1. Изучение лабораторного оборудования
Напишите название каждого предмета, изображенного на рисунках (для штатива и спиртовки с поясняющими надписями), укажите, для каких целей его используют.
______________________ 1-_____________________ 2-_____________________ 3-_____________________ 4-_____________________ 5-_____________________ | (для обозначения 1-5 выберите термины: лапка, кольцо, основание, стержень, муфта) |
Применяется для _______________________________________________________ |
Практическая работа № 2.
Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой
Цель: изучить явления, происходящие при горении свечи
Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.
Опыт №1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Практическая работа № 3.
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
Цель: Научиться вычислять массовую долю вещества
Оборудование и реактивы. Цилиндр мерный на 100 мл, колба коническая, весы с разновесами, палочка стеклянная с резиновым наконечником, калькулятор; сахар (кусочки), вода дистиллированная.
Порядок работы
Отмерьте мерным цилиндром 50 мл дистиллированной воды и влейте ее в коническую колбу емкостью 100 мл. Два кусочка сахара взвесьте на лабораторных весах, затем поместите их в колбу с водой и перемешивайте стеклянной палочкой до полного растворения
Рассчитайте массовую долю сахара в растворе. Необходимые данные у вас есть: масса сахара, объем воды. Плотность воды примите равной 1 г/мл. Формулы для расчета:
(сах.) = m(сах.)/m(р-ра),
m(р-ра) = m(сах.) + m(H3O),
m(H3O) = V(H3O)•(H3O)
Молярная масса М вещества равна сумме атомных масс элементов в формуле, а размерность [М] – г/моль Рассчитайте молярную массу сахара, если известно, что сахароза имеет формулу С12Н22О11
Число Авогадро
NA = 6,02•1023 молекул/моль Рассчитайте, сколько молекул сахара содержится в полученном растворе.
(сах.) = m(сах.)/M(сах.),
N(мол. сах.) = NA•(сах.)
Практическая работа № 4.
Свойства кислот, оснований, оксидов, солей
Цель: повторить свойства и некоторые способы получения оксидов, кислот, оснований и солей; совершенствовать навыки проведения химического эксперимента.
Оборудование и реактивы. Оборудование: пробирки, гранулы цинка, железная стружка, оксид кальция, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, нитрата серебра, сульфата железа (II), хлорида меди (II), карбоната натрия, фенолфталеина.
.При выполнении работы заполните таблицу, руководствуясь предложенным алгоритмом
Свойства \ Этапы работы | Кислоты | Основания | Оксиды | Соли |
1.Изменение цвета индикатора. 2.Взаимодействие с металлами. 3. Взаимодействие с оксидами металлов. 4. Взаимодействие с гидроксидами металлов. 5. Взаимодействие с солями. 6. Вывод |
|
|
|
|
Реакции, характеризующие свойства кислот.
- Берем три сухие чистые пробирки.
- В каждую из них наливаем 2-3 мл раствора соляной кислоты HCl.
- ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
- В первую – добавляем несколько гранул цинка.
- Наблюдаем выделение пузырьков газа.
- Делаем вывод: кислоты реагируют с металлом.
- Во вторую пробирку ложечкой добавляем оксид кальция CaO.
- Наблюдаем растворение оксида кальция с образованием воды – реакция идет.
- Делаем вывод: кислоты реагируют с основными оксидами.
- В третью пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO3.
- Наблюдаем выпадение белого осадка.
- Делаем вывод: кислоты взаимодействуют с раствором данной соли с образованием осадка.
- Взаимодействие растворов основания и кислоты.
- Берем сухую чистую пробирку.
- Наливаем в нее 2-3 мл раствора гидроксида натрия NaOH.
- ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
- Добавляем в нее 1-2 капли раствора фенолфталеина.
- Отмечаем изменение цвета раствора - стал малиновым.
- Делаем вывод – раствор имеет щелочную среду.
- Добавляем в пробирку раствор соляной кислоты HCl до обесцвечивания.
- ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
- Делаем вывод: раствор стал нейтральным, то есть образуется вода – малодиссоциирующее вещество.
- Делаем вывод: основания и кислоты взаимодействуют между собой.
- Свойства солей.
- Берем 3 сухие чистые пробирки.
- Наливаем в первую 2-3 мл раствора сульфата железа (II) FeSO4.
- Добавляем в пробирку 2-3 мл гидроксида натрия NaOH.
- ТБ: Со щелочью обращаемся аккуратно!
- Наблюдаем выпадение осадка гидроксида железа (II) Fe(OH)2 белого цвета.
- Во вторую пробирку наливаем 3-4 мл хлорида меди (II) CuCl2.
- Добавляем к нему железные опилки с помощью ложечки.
- Наблюдаем выделение меди красного цвета.
- В третью пробирку нальем 2-3 мл карбоната натрия Na2CO3.
- Добавим к нему раствор сульфата железа (II) FeSO4.
- Наблюдаем выпадение осадка.
- Делаем выводы: растворы солей взаимодействуют с растворами щелочей и солей с образованием осадка, а также с металлами, стоящими в ряду напряжения левее вытесняемого металла.
Практическая работа № 5.
Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца
Цель: осуществить практически реакции ионного обмена, выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната калия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислоты.
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций. Выводы. |
Опыт1. При взаимодействии гидроксида натрия с соляной кислотой образуются хлорид натрия и малодиссоциирующее вещество вода:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O
OH- + H+ = H2O
Опыт 2. При взаимодействии гидроксида натрия с раствором сульфата меди(II) образуются сульфат натрия и нерастворимое основание – гидроксид меди(II):
2NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Cu(OH)2?
2Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2?
2OH- + Cu2+ = Cu(OH)2?
Опыт 3. При взаимодействии азотной кислоты с карбонатом калия образуются нитрат калия, вода и углекислый газ:
2HNO3 + K2CO3 = 2KNO3 + H2O + CO2#
2H+ + 2NO3- + 2K+ + CO32- = 2K+ + 2NO3- + H2O + CO2#
2H+ + CO32- = H2O + CO2#
Итак, реакции ионного обмена протекают до конца, если: 1) образуется осадок; 2) выделяется газ; 3) образуется малодиссоциирующее вещество – вода.
Если в растворах нет таких ионов, которые могут связываться между собой с образованием осадка, газа или воды, то реакция является обратимой, например, при взаимодействии растворов хлорида калия и нитрата натрия не происходит связывания ионов:
KCl + NaNO3 D KNO3 + NaCl
K+ + Cl- + Na+ + NO3- D K+ + NO3- + Na+ + Cl-
Практическая работа № 5.
Решение экспериментальных задач
Цель: решить экспериментальные задачи, основанные на химических свойствах неорганических веществ.
Задание: Слейте попарно растворы веществ, определите, в каких случаях реакции протекают до конца и почему. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Результаты занесите в таблицу.
Осуществите реакции взаимодействия следующих пар веществ:
- хлорида бария и серной кислоты
- карбоната натрия и соляной кислоты
- хлорида магния и серной кислоты
- нитрата серебра и хлорида магния
- хлорида железа и гидроксида натрия
Результаты проделанных опытов занесите в таблицу:
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы и уравнения реакций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь для лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов
Тетрадь для лабораторных работ (на печатной основе) содержит фронтальные и домашние лабораторные работы по курсу 7 класса. К каждой работе прилагаются подготовительные и контрольные вопросы, подробный...
Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"
В рабочую тетрадь вошли 18 работ, предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....
Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Естествознание
Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Естествознание». Пособие предназначено для студентов первого курс...
Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Электротехника
Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Электротехника».Пособие предназначено для студентов второго ...
тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс УМК Перышкин
в целях оптимизации рабочего времени во время выполнения лабораторных работ учащимися составила методическое пособие , которое применя на уроках. Просьба , при использовании, ссылаться на авторс...
тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс
пособие позволяющее более рационально распределить время на уроке...