Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО по химии
методическая разработка по химии на тему

Плужникова Надежда Алексеевна

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\Леонид\Desktop\23\logo2.jpg

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

СОГЛАСОВАНО

Зам. руководителя по УПР

_________________________ Солнцева М.О.

ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК № 1,

протокол № 1 , от « 31 »  августа 2015 г.

Председатель ПЦК_____________ Васина О.В.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Каширского ОСП

ГАОУ СПО МО

 «Профессиональный колледж «Московия»

_________________________ Лазарев А.И.

« 01 »   сентября   2015 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по дисциплине ОДб. 06 Химия

Составлены в соответствии с ФГОС СПО, «Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО» (Приложение к письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13), Положением об организации самостоятельной работы обучающихся ГАОУ СПО МО «Профессиональный колледж «Московия», рабочими учебными планами

Преподаватель химии _________________Плужникова Н.А.

г. Кашира

2015 г.

                                       

                                     

Содержание

                                                                                                                 

1. Общие положения

2.  Виды самостоятельных работ

3. Функции и этапы выполнения самостоятельной работы

4. Методические рекомендации по подготовке письменных работ

5.  Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации

6.  Вывод

7.  Литература

  1.  Общие положения

 Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.   По дисциплине "Химия"  практикуются  следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

  • индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов,  исследовательские  работы и др.);
  • тестирование в учебных компьютерных классах  разработанных преподавателем;
  • подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.
  • отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
  • изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
  • подготовка к практическим, лабораторным занятиям;
  • выполнение контрольных, самостоятельных работ;
  • подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);
  • работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.);

    Самостоятельная внеаудиторная  работа может проходить в  кабинете химия во внеурочное время по согласованию с преподавателем, во время внеурочных мероприятий, дома.

    Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

    Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня. 
    Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы в ходе изучения предмета Химия студенты должны уметь планировать и выполнять свою работу.  Самостоятельная работа  является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

   При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать уровень самостоятельности абитуриентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. 

   Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;

 - консультационная помощь.
   Формы самостоятельной работы студентов определяются  при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 

2. Виды внеаудиторных  самостоятельных работ по химии

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и сети Интернет и др.

-       для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, подготовка реферативных сообщений,  тематических кроссвордов, тестирование и др.

-       для формирования умений:   решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач,  подготовка к практическим работам, опытно экспериментальная работа и др.

 

       Самостоятельная работ осуществляется как индивидуально так и группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине  Химия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине Химия, проходит в письменной, устной или смешанной форме.

 

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельные работы студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

3. Функции и этапы выполнения самостоятельной работы

 В ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения — закрепление полученных знаний и перевод их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости при выполнении самостоятельной работе зависит успех обучения.

Совместно с учебными занятиями под руководством преподавателей хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает развитие таких качеств, как организованность, дисциплинированность, активность и целеустремленность, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели. Приобретается культура умственного труда, т. е. те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту.

Самообучение — один из самых ценных способов познания, когда развивается мышление, формируются ценнейшие качества человеческой личности: интерес к наукам, потребность в духовном обогащении, способность к творчеству, воля. Вместе с тем, самообучение доставляет человеку огромную радость и удовлетворение. Знания и навыки, приобретенные самостоятельно, остаются на всю жизнь.

 

Последовательность выполнения самостоятельной работы:

 

1.     Изучить данные методические указания.

2.     Получить у преподавателя индивидуальное задание.

3.     Найти литературные источники  и изучить их (в библиотеке, сети интернет и т.п.)

4.     Оформить работу на компьютере или в отдельной тетради (в зависимости от возможностей студентов) в соответствии с требованиями, изложенными  в данных методических рекомендациях.

5.     Сдать самостоятельную работу преподавателю.

 

4. Методические рекомендации по подготовке письменных работ

 

Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, проектов, эссе, контрольных и курсовых работ.

Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины являются подготовка доклада, реферата или конспекта.

1) Доклад (сообщение) – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.

 

Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

 

1.                Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.

2.                Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3.                Составить план доклада.

4.                Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5.                Прочитать текст и отредактировать его.

6.             Оформить в соответствии с требованиями  к оформлению письменной     работы.

 

Примерная структура доклада:

 

1.   Титульный лист 
2.   Текст работы

3.   Список использованной литературы

 

2) Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах,  общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

 

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

1.     Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.

2.     Основной – работа над содержанием и заключением реферата.

3.     Заключительный - оформление реферата.

4.     Защита реферата  (на экзамене, студенческой конференции и пр.)

 

Структура реферата:

Ø Титульный лист

Ø Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.

Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы.

Объем введения составляет 2-3 страницы.

Ø Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью и вниманием.

Ø Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов.

Объем заключения 2-3 страницы.

 

При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:

·        Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать  безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».

·        При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.

·        Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.

·        Каждая глава начинается с новой страницы.

 

       3. Требования к оформлению и содержанию письменной работы

Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным требованиям.

      

На Титульном листе необходимо указать следующие данные:

ГАОУ СПО МО

«ПРОФЕССИОНПЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ "МОСКОВИЯ»

Название реферата (доклада)

 

 

 

Выполнил:

ФИО студента,  курс, группа

 

Руководитель:

ФИО преподавателя

 

20__ г.

 

       

 Список  использованной литературы оформляется следующим образом:           

-         порядковый номер в списке;

-         фамилия и инициалы автора;

-         название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);

-          место и год выпуска.

 

Например:

 

Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

 

         Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль – Times, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Рекомендуемый объем:

Доклад -   3-5 листов формата А4;

Реферат – 10-15 листов формата А4

3) Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой. Основную ткань конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого читателя по поводу прочитанного. Если конспект состоит из одних выписок, он носит название текстуальный конспект. Это самый “не развивающий” вид конспекта, так как при его составлении мысль студента практически выключается из работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста. Если содержание прочитанного представлено в основном в форме изложения, пересказа — это свободный конспект. Если из прочитанного в качестве основных выделяются лишь одна или несколько проблем, относящихся к теме, но не все содержание книги — тематический конспект.


 

5. Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации

  • Работа с книгой

 

Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения.

Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в колледже, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе. Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой.

Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, Вы должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “Экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “Книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой и интернетом, чтобы быстро найти нужную информацию.

       Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.

      Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем — нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.

      В чем заключается самостоятельная работа студента при работе над источником информации? Ответ очевиден - работать самостоятельно - значит читать рекомендованную литературу и источники и делать записи прочитанного с целью подготовиться к ответам на вопросы семинара, углубить свой знания дисциплине, подготовить реферат, доклад, курсовую работу  по той или иной теме курса.

Для поиска специальной научной литературы следует использовать:

— предметные и систематические каталоги библиотек;

— библиографические указатели “Новая литература по специальным и гуманитарным наукам”;

— библиографические указатели “Книжная летопись” и “Летопись журнальных статей”;

— реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам;

— указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.

  

Чтение текста

Общепринятые правила чтения таковы:

 

1.     Текст необходимо читать внимательно - т.е. возвращаться к непонятным местам.

2.     Текст необходимо читать тщательно - т.е. ничего не пропускать.

3.     Текст необходимо читать сосредоточенно - т.е. думать о том, что вы читаете.

4.     Текст необходимо читать до логического конца -  абзаца, параграфа, раздела, главы и т.д.

           Рекомендованную литературу следует прочитать, осмыслить, законспектировать, проконсультироваться у преподавателя по поводу сложных и непонятных вопросов, продумать план своего выступления на занятии. Продумывание материала в соответствии с поставленными в плане вопросами — главный этап самостоятельной работы и залог успешного выступления. 

 

 

 

  • Работа с Интернет ресурсами

Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:

-представляет ли она факты или является мнением?

-если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?

- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?

- когда возник ее источник?

-подтверждают ли информацию другие источники?

В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.

Оформление Интернет-информации:

 Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.

Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:

Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.

Например:

1. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480.

Сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет-источники. Это вторичная информация, уже переработанная кем-то до вас.

6.  Вывод

    Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, заполненные таблицы, подготовленные ответы на вопросы, написанные конспекты, доклады, рефераты.

   Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к  мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

  


7. Литература.

Основные источники:

  1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

Дополнительные источники:

  1. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М.: ACADEMA, 2006.
  2. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М., -- М.: ACADEMA, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при написании доклада по истории

Методические рекомендации для студентов при написании доклада по истории, а также примерные темы докладов....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Цель методических рекомендаций: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык». Данный учебно-методический материал ориентирован на повышение результа...

методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО

В пособии приведены виды самостоятельных работ, указана деятельность преподавателя, студента, критерии оценивания по каждому виду работ и вре­мя, отводимое на ее выполнение....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учебная дисциплина: «Русский язык»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Русский язык" разработаны на основе положения о самостоятельной работе обучающихся по специа...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов 2-4 курсов в курсе преподавания учебной дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности"

Методические рекомендации по организации внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Иностранный язык в профессиональной деятельности" разработаны для обучающихся 2-4 курсов СПО по специал...