Основные классы неорганических соединений .
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
Эпиграф:
В земные недра ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И содержит в нем (Россия,
Драги сокровища открой.
М.Ф. Ломоносов
Девиз:
«Кто мало знает, для того и этого мало. Кто много знает, тому и этого мало».
Цели:
Образовательная: Отработать знания, умения, навыки по химическим формулам веществ разных классов, по классификации сложных веществ, по химическим свойствам веществ разных классов, подтвердить практически и вы разить графически генетическую связь веществ на конкретном
примере.
Развивающая:
Развить наблюдательность и умение делать выводы на основе наблюдаемого, интерес к предмету через необычную форму проведения урока
Воспитательная:
Воспитать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и перегрузок. Воспитание сознательной дисциплинированности, четкости и организованности в работе.
В результате урока
Необходимо знать:
1. химические формулы веществ разных классов
2. классификацию сложных веществ и определения
3. генетическую связь веществ
Необходимо уметь:
1. находить нужное вещество по его химической формуле
2. назвать вещества
3. классифицировать предложенные вещества
4. решать задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Основные классы неорганических, соединений
Эпиграф:
В земные недра ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И содержит в нем (Россия,
Драги сокровища открой.
М.Ф. Ломоносов
Девиз:
«Кто мало знает, для того и этого мало. Кто много знает, тому и этого мало».
Цели:
Образовательная: Отработать знания, умения, навыки по химическим формулам веществ разных классов, по классификации сложных веществ, по химическим свойствам веществ разных классов, подтвердить практически и вы разить графически генетическую связь веществ на конкретном
примере.
Развивающая:
Развить наблюдательность и умение делать выводы на основе наблюдаемого, интерес к предмету через необычную форму проведения урока
Воспитательная:
Воспитать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и перегрузок. Воспитание сознательной дисциплинированности, четкости и организованности в работе.
В результате урока
Необходимо знать:
1. химические формулы веществ разных классов
2. классификацию сложных веществ и определения
3. генетическую связь веществ
Необходимо уметь:
1. находить нужное вещество по его химической формуле
2. назвать вещества
3. классифицировать предложенные вещества
4. решать задачи
Оборудование и реактивы:
Карточки с формулами Me, неМе, кислот, оснований и солей, карточки с заданиями, таблицы-папки, пробирки с фенолфталеином, метилоранжем, H2SO4 (р-р), NaOH (р-р).
1
План урока
1. Изобразить логическую взаимосвязь классов неорганических соединений
2. Основные признаки металлов и неметаллов.
3. Характерные признаки оксидов, оснований, кислот и солей
4. Демонстрационный опыт - определение веществ
5. Генетическая связь веществ на конкретном примере
6. Решение задач.
Ход урока
Каждая группа садится за отдельный стол.
Учитель:
Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок, у нас гости. Сегодняшний урок мне хочется начать со стихов. Их написал замечательный русский ученый М.В. Ломоносов, человек поистине энциклопедических знаний.
Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия, физика и астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики. Ломоносов писал о химии:
В земные недра ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И содержит в нем (Россия,
Драги сокровища открой.
М.Ф. Ломоносов
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает (накапливает) каждый человек в течение всей своей жизни.
Поэтому девиз урока:
«Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».
Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Что необходимо знать, уметь на уроке? Ознакомить с планом урока.
Будем работать в парах. Но прежде чем приступить к работе, прошу каждого оценить свое эмоциональное состояние.
Ученики поднимают светофор определенного цвета.
Красную - если настроение радостное
Желтую - если настроение приятное
Синюю - если настроение грустное
Учитель также оценивает свое настроение.
Учитель:
Прежде чем приступить к работе в парах, повторим схему превращений. Для этого выполните следующее задание.
ЗАДАНИЕ. Разминка для пальчиков. Пальчиками выражаем валентность следующих элементов.С1, О, Р, С — пальчиками правой руки
2
Ca, Al, Fe, Mg - пальчиками правой руки. Me
Ме------
Почему одни элементы показываем пальчиками левой руки, а другие — пальчиками правой руки? |
Э
НеМе---
1 ученик у доски, а остальные работают в тетрадях (докончить превращения).
Me O2 МеО Н2О Me (ОН)
Основной оксид основание
Э
неМе О2 неМеО Н2О НЭО
кислотный оксид кислота
Задание 1 (I группа). Выявить основные признаки, характерные для металлов и неметаллов. Дать характеристику N по ПСХЭ.
Основные признаки, характерные для металлов.
1. Все металлы обладают металлическим блеском.
2. В природе их гораздо больше, чем неметаллов. В ПСХЭ из 110 элементов - 88 металлов, а остальные - 18 - неметаллы.
3. Большинство из них находится в твердом состоянии, правда, есть и жидкая, всем известная ртуть, которая используется в термометре.
4. Содержатся они в основном в минералах, так как большинство из них легко окисляются.
5. Однако существует группа «благородных металлов»; они встречаются в природе в чистом виде - золото, платина.
6. Среди металлов есть «активные» и «пассивные».
7. Они могут образовывать сплавы (с неметаллами и друг с другом).
Положение N по ПСХЭ
Положение в ПСХЭ Клетка 14 7N (7p+, 7п°)7е' N (элемент V группы, главной подгр., 2 период,2 ряд). Формула высшего оксида -N2О5 Летуч, вод. соед-ия NH3(аммиак) | N периода Число энерг. уровней N +7 )2 )5 L S²2S²2p³ | N группы Число на внешнем энергет. уровне N -5е N+5 Отдал - окислился Взял - восстановился Вывод: азот - неметалл |
3
Задание 2 (2 группа). Дать определения оксидам, основаниям, кислотам и солям. Рассказать значение соли NaCl (хлорида натрия).
Значение NaCl.
Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить и люди, и животные. Взрослому человек для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8-10 г соли ежесуточно.
Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержатся в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление.
Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно, раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли.
У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.
А сейчас, давайте немного расслабимся и поиграем в «светофорчики».
Если кислота — красный светофор
Соль — синий
Основание – желтый
Учитель зачитывает начало фразы, которую необходимо правильно продолжить, подняв соответствующий светофорчик.
1. NaOH - это... (ж) желтый
2. NaCl- это... (с) синий
3. H2SO4 - это... (к) красный
4. Лакмус изменяет свой цвет на красный в присутствии... (к) красный
5. Фенолфталеин изменяет свой цвет на малиновый в присутствии (основ.) (ж) желтый
Задание 3 (3 группа].
Даны три сосуда с растворами. Докажите, что надписи на стаканах соответствуют данным веществам. В первом стакане - фенолфталеин, во втором - кислота (Н2SO4) в третьем -метилоранж.
Ответ: (таблица «Индикаторы»).
Чтобы доказать фенолфталеин, приливаем щелочь (NaOH) - раствор приобретает малиновый цвет.
Содержание второго стакана частично выливаем в первый - малиновая окраска исчезает.Основание и кислота образую соль (среда нейтральная). В нейтральной среде фенолфталеин бесцветный.
Содержание второго стакана (кислоту) выливаем в третий - появляется розовая окраска.
Значит, в 3-м стакане - метилоранж. В кислотной среде метилоранж окрашивается в розовый цвет.
Задание 4 (4 группа).
Согласно генетической связи, изобразить линию превращения Na и N в оксиды, затем гидроксиды и в итоге получить соль.
Na О2 Na2+ О2¯² Н2O Na ОН
оксид натрия гидроксид натрия
Na N О3
Нитрат натрия
N О2 N5+2О5¯² Н2O Н N О3
Оксид азота азотная кислота
Итогом нашей работы станет последнее общее задание.
Задание 5.
Каждая команда получает текст задачи (учитывается скорость решения).
Задача:
Ученик должен был взять для реакции 0,2 моль магния. Он отвесил на весах 6г магния.
Правильно ли он выполнил задание? Как бы поступили вы?
ДАНО: РЕШЕНИЕ
η1 (Mg) = 0,2 моль n = m: М M(Mg) = 24 г/моль
m 1 (Mg) = 6 г m= n*M m1 = 0,2 моль* 24 г/моль = 4,8 г
Ответ: ученик должен был взять 4,8 г Mg.
ИТОГ:
Все проявили находчивость, смекалку, химические знания и накопленный опыт, а также использовали сведения, полученные на уроках географии и биологии. Это говорит о том, что все науки связаны между собой и нельзя быть грамотным только в одной области знаний... А химия - это наука, которая очень тесно связана с нашей жизнью. Вы знаете, что многие вещества приносят большую пользу, а некоторые ядовиты и вредны, поэтому химические знания просто необходимы для жизни человека!
ОЦЕНКИ: -
5 — красный светофор 4 – желтый 3 —синий
Д/з Подготовиться к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....
Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....
Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)
Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)...
"Основные классы неорганических соединений. генетическая связь неорганических соединений"
Заключительный урок обобщения по химии в 8 классе...
разработка урока по химии: "Основные сведения об основных классах неорганических соединений"
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»
Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...