Основные классы неорганических соединений .
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Шарафутдинова А.А.

Эпиграф:

В земные недра ты, Химия,

Проникни взора остротой,

И содержит в нем (Россия,

Драги сокровища открой.

                   М.Ф. Ломоносов

 

Девиз:

   «Кто мало знает, для того и этого мало. Кто много знает, тому и этого мало».

 

Цели:

Образовательная: Отработать знания, умения, навыки по химическим формулам веществ разных классов, по классификации сложных веществ, по химическим свойствам веществ разных классов, подтвердить практически и вы разить графически генетическую связь веществ на конкретном

примере.

 

Развивающая:

Развить наблюдательность и умение делать выводы на основе наблюдаемого, интерес к предмету через необычную форму проведения урока

 

Воспитательная:

Воспитать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и перегрузок. Воспитание сознательной дисциплинированности, четкости и организованности в работе.

В результате урока

 

Необходимо знать:

1. химические формулы веществ разных классов

2. классификацию сложных веществ и определения

3. генетическую связь веществ

 

Необходимо уметь:

 

1. находить нужное вещество по его химической формуле

2. назвать вещества

3. классифицировать предложенные вещества

4. решать задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Основные классы неорганических, соединений

Эпиграф:

В земные недра ты, Химия,

Проникни взора остротой,

И содержит в нем (Россия,

Драги сокровища открой.

                   М.Ф. Ломоносов

Девиз:

   «Кто мало знает, для того и этого мало. Кто много знает, тому и этого мало».

Цели:

Образовательная: Отработать знания, умения, навыки по химическим формулам веществ разных классов, по классификации сложных веществ, по химическим свойствам веществ разных классов, подтвердить практически и вы разить графически генетическую связь веществ на конкретном

примере.

Развивающая:

Развить наблюдательность и умение делать выводы на основе наблюдаемого, интерес к предмету через необычную форму проведения урока

Воспитательная:

Воспитать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и перегрузок. Воспитание сознательной дисциплинированности, четкости и организованности в работе.

В результате урока 

Необходимо знать:

1. химические формулы веществ разных классов

2. классификацию сложных веществ и определения

3. генетическую связь веществ

Необходимо уметь:

1. находить нужное вещество по его химической формуле

2. назвать вещества

3. классифицировать предложенные вещества

4. решать задачи

Оборудование и реактивы:

Карточки с формулами Me, неМе, кислот, оснований и солей, карточки с заданиями, таблицы-папки, пробирки с фенолфталеином,  метилоранжем, H2SO4 (р-р), NaOH (р-р).

1

План урока

1. Изобразить логическую взаимосвязь классов неорганических соединений

2. Основные признаки металлов и неметаллов.

3. Характерные признаки оксидов, оснований, кислот и солей

4. Демонстрационный опыт - определение веществ

5. Генетическая связь веществ на конкретном примере

6. Решение задач.

Ход урока

Каждая группа садится за отдельный стол.

Учитель:

              Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок, у нас гости. Сегодняшний урок мне хочется начать со стихов. Их написал замечательный русский ученый М.В. Ломоносов, человек поистине энциклопедических знаний.

Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия, физика и астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики. Ломоносов писал о химии:

 В земные недра ты, Химия,

Проникни взора остротой,

И содержит в нем (Россия,

Драги сокровища открой.

                   М.Ф. Ломоносов

Поистине сокровищами являются те знания, которые получает (накапливает) каждый человек в течение всей своей жизни.

Поэтому девиз урока:

«Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».

Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Что необходимо знать, уметь на уроке? Ознакомить с планом урока.

Будем работать в парах. Но прежде чем приступить к работе, прошу каждого оценить свое эмоциональное состояние.

Ученики поднимают светофор определенного цвета.

Красную - если настроение радостное

Желтую - если настроение приятное

Синюю - если настроение грустное

Учитель также оценивает свое настроение.

Учитель:

Прежде чем приступить к работе в парах, повторим схему превращений. Для этого выполните следующее задание.

ЗАДАНИЕ.    Разминка   для   пальчиков.    Пальчиками    выражаем    валентность    следующих элементов.С1, О, Р, С — пальчиками правой руки

2

Ca, Al, Fe, Mg - пальчиками правой руки. Me

                Ме------

Почему одни элементы показываем пальчиками левой руки, а другие — пальчиками правой руки?

Э

                  НеМе---

1 ученик у доски, а остальные работают в тетрадях (докончить превращения).

                             Me    O2           МеО            Н2О       Me (ОН)

                                                Основной оксид           основание

Э

                              неМе      О2        неМеО       Н2О         НЭО

                                                    кислотный оксид       кислота

Задание 1 (I группа). Выявить   основные признаки, характерные для   металлов и неметаллов. Дать характеристику N по ПСХЭ.

Основные признаки, характерные для металлов.

1.   Все металлы обладают металлическим блеском.

2.   В природе их гораздо больше, чем неметаллов. В ПСХЭ из 110 элементов - 88 металлов, а остальные - 18 - неметаллы.

3.   Большинство   из   них   находится   в   твердом   состоянии,   правда,   есть   и   жидкая,   всем известная ртуть, которая используется в термометре.

4.    Содержатся они в основном в минералах, так как большинство из них легко окисляются.

5.    Однако существует группа «благородных металлов»; они встречаются в природе в чистом виде - золото, платина.

6.    Среди металлов есть «активные» и «пассивные».

7.    Они могут образовывать сплавы (с неметаллами и друг с другом).

Положение N по ПСХЭ

Положение в ПСХЭ Клетка

14 7N (7p+, 7п°)7е'

N (элемент V группы,

главной подгр., 2 период,2 ряд).

Формула высшего оксида -N2О5

Летуч, вод. соед-ия NH3(аммиак)

N периода Число энерг. уровней

N   +7    )2  )5

L S²2S²2p³

N группы

Число на внешнем энергет. уровне

N  -5е         N+5

Отдал - окислился

Взял - восстановился

Вывод: азот - неметалл

3

Задание 2 (2 группа). Дать определения оксидам, основаниям, кислотам и солям. Рассказать значение соли NaCl (хлорида натрия).

Значение NaCl.

Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить и люди, и животные.   Взрослому человек для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8-10 г соли ежесуточно.

Недостаток соли   (как,   впрочем,   и ее  избыток)   пагубно  сказывается  на здоровье.   Соль содержатся в слюне,  желудочном соке;  наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление.

Полагают, например,  что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно, раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли.

У древних    народов нередко были войны из-за соляных источников,  а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.

А сейчас, давайте немного расслабимся и поиграем в «светофорчики».

Если     кислота — красный светофор

                  Соль — синий

          Основание – желтый

Учитель зачитывает начало фразы,  которую необходимо правильно продолжить, подняв соответствующий светофорчик.

1. NaOH - это...  (ж) желтый

2. NaCl- это... (с) синий

3. H2SO4 - это... (к) красный

4. Лакмус изменяет свой цвет на красный в присутствии... (к) красный

5. Фенолфталеин изменяет свой цвет на малиновый в присутствии (основ.) (ж) желтый

Задание 3 (3 группа].

Даны три сосуда   с растворами. Докажите, что надписи на стаканах соответствуют данным веществам. В первом стакане - фенолфталеин, во втором - кислота (Н2SO4) в третьем -метилоранж.

Ответ: (таблица «Индикаторы»).

Чтобы доказать фенолфталеин, приливаем щелочь (NaOH) - раствор приобретает малиновый цвет.

Содержание второго стакана частично выливаем в первый - малиновая окраска исчезает.Основание и кислота образую соль (среда нейтральная).   В нейтральной среде фенолфталеин бесцветный.

Содержание второго стакана (кислоту) выливаем в третий - появляется розовая окраска.

Значит, в 3-м стакане - метилоранж. В кислотной среде метилоранж окрашивается в розовый цвет.

Задание 4 (4 группа).

Согласно  генетической  связи,  изобразить линию превращения Na и N  в оксиды,  затем гидроксиды и в итоге получить соль.

Na        О2     Na2+ О2¯²          Н2O      Na ОН

                    оксид натрия             гидроксид натрия

                                                                                                Na N О3

                                                                                             Нитрат натрия

N       О2                N5+2О5¯²   Н2O     Н N О3

                           Оксид азота           азотная кислота

Итогом нашей работы станет последнее общее задание.

Задание 5.

Каждая команда получает текст задачи (учитывается скорость решения).

Задача:

Ученик должен был взять для реакции 0,2 моль магния. Он отвесил на весах 6г магния.

Правильно ли он выполнил задание? Как бы поступили вы?

ДАНО:                             РЕШЕНИЕ

η1 (Mg) = 0,2 моль             n =  m: М         M(Mg) = 24 г/моль

m 1 (Mg) = 6 г                  m= n*M                m1 = 0,2 моль* 24 г/моль = 4,8 г

Ответ: ученик должен был взять 4,8 г Mg.

ИТОГ:

         Все проявили находчивость, смекалку, химические знания и накопленный опыт, а также использовали сведения, полученные на уроках географии и биологии. Это говорит о том, что все науки связаны между собой и нельзя быть грамотным только в одной области знаний... А химия - это наука, которая очень тесно связана с нашей жизнью. Вы знаете, что многие вещества приносят большую пользу, а некоторые ядовиты и вредны, поэтому химические знания просто необходимы для жизни человека!

ОЦЕНКИ: -

5 — красный светофор            4 – желтый               3 —синий

Д/з Подготовиться к контрольной работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)...

разработка урока по химии: "Основные сведения об основных классах неорганических соединений"

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...