Непредельные углеводороды.Этилен и его гомологи.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Разработка урока для 10 класса по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_2.docx732.48 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                                                                                                                          РАЗРАБОТКА  УРОКА  В  10 КЛАССЕ

Учитель химии ГБОУ ЦО №133 Невского района Санкт-Петербурга

Кулагина Татьяна Геннадьевна

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи

 Технология развития критического мышления на уроках химии.

 Стратегия «Зигзаг»

  Основные положения методики технологии развития критического мышления

 

  Технология развития критического мышления - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление.  Данная технология относится к общепедагогическим,  надпредметным. 

   Технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.  

Особенности этой технологии заключаются в следующем:

• не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

• не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

•  коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

• объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. 

 

Что даёт ТРКМ ученику

- повышение эффективности восприятия информации

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

- умение ответственно относиться к  собственному образованию

- умение работать в сотрудничестве с другими

- повышение качества образования

 -желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни 

 

Что даёт ТРКМ учителю

- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей 

 

Технология критического мышления - стадии

Основы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания. 

• Первая стадия – вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.

• Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями. 

• Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами. 

 Все приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД).

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные учебные действия:

•  поиск и выделение необходимой информации 

•  проявление познавательной инициативы

•  знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта 

•  структурирование знаний 

•  постижение речевого высказывания в устной и письменной форме

•  смысловое чтение

•  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические универсальные действия 

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) 

• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов 

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

• установление причинно-следственных связей

 Регулятивные УУД

      контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами 

    оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; 

    саморегуляция как  способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий. 

 Коммуникативные УУД

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

 инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в  владение монологической и диалогической формами речи 

применение знаний в конкретной учебной ситуации

Личностные УУД

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом   

-нравственно-этическая ориентация

-оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей 

-умение формулировать собственную позицию

 

Тема. Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.

Цель - Знакомство с непредельными углеводородами и изучение их химических свойств на примере этилена и его гомологов.

Задачи формирования универсальных учебных действий:

Личностные

- оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности.

– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику).

Регулятивные

- определять цель выполнения задания

- корректировать деятельность: вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок

Познавательные

- работать с различными источниками информации

-  отделять значимую информацию от второстепенной

-  применять полученную ранее информацию

-  презентовать полученную информацию в устной и наглядной формах

Коммуникативные

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Оборудование

- тексты для выполнения задания по конкретным вопросам (по количеству учащихся в группе)

- анкета «Верите ли Вы, что…» с вопросами

- Рабочие листы-1 и 2

- учебник Химия,10 класс, О.С. Габриелян, 2012год

- презентация по теме урока, выполненная учителем

 Форма работы 

- индивидуально – групповая  (парная)                        

 

Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся 

Учащиеся рассаживаются по группам (рядам).

Стадия вызова

- Ответьте на вопросы анкеты «Верите ли Вы, что…»

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока

- Определите цель урока

- Какие задачи будут решаться на уроке?

Учащиеся выполняют работу ИНДИВИДУАЛЬНО.

Время работы 3-5 минут

 

Стадия осмысления. Работа в рабочих группах.

1.Учащимся предлагается прочитать выданный  текст (каждый свой на рядах или группах),  выделить главные мысли, составить краткий конспект (заполнить соответствующее поле в рабочем листе 1).  На данном этапе учащиеся работают индивидуально и парно, возможно обсуждение в парах или группах.

Время работы 5-7 минут

Работа в группах или парах

Обсудите получившиеся ответы и создайте общую презентацию ответа.  Подумайте, кто будет публично представлять вашу совместную работу. Готовят графическое изображение вопроса в любой форме (кластер, рисунок, схема и т.д.) Получившиеся работы отражают  на доске ( по одной группе ).Остальные заполняют таблицу в рабочих листах 1 соответствующие графы.

Презентация  учителя для сверки данных.  Для всех разделов поочередно.

В конце этого этапа работы в рабочем листе №1 должно быть заполнено три поля.

2. Изучение химических свойств

Работа с рабочим листом № 2. Просматриваем опыты , проводимые учителем и  заполняем рабочий лист. ОПЫТЫ: 1.Получение этилена по реакции этилового спирта с концентрированной серной кислотой, 2. Изучение свойств на примере окисления перманганата калия и качественную реакцию с бромной водой. 3. Поджигаем этилен и наблюдаем характерный цвет пламени.

Работа индивидуальная.  Решают уравнения реакций, схемы которых приведены в листе. Далее обучающиеся меняются листами и проводят проверку, оценивая друг друга. Проверяют полученные результаты по презентации  и делают корректировку по необходимости .

Рефлексия

отвечают на вопросы:

1. Что узнали  на уроке?

2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Домашнее задание: Подготовить доклад по применению этилена и его гомологов.

АВТОР : Кулагина Татьяна Геннадьевна

Приложения смотри далее.

Приложение 1.

Приложение 2. Рабочие листы 1 и 2

Задание для группы 1

Задание для группы 2

Задание для группы 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "УГЛЕВОДОРОДЫ. Классификация органических веществ. Гомологи. Изомеры и номенклатура. Строение.

Тест для учащихся как 10, так и для 11 класса . Подготовка к ЕГЭ.  РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ....

Гомологи и изомеры

Презентация "гомологи и изомеры" для изучения темы в 10 классе по программе Габриеляна О,С....

Непредельные углеводороды. Этилен.

По плану  урока  идет актуализация знаний по органической химии, затем изучаются непредельные углеводороды. Изучаются химические свойства, характерные для этилена....

Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» 9 класс

Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» для 9 класса была составлена в соответствии с ФГОС нового поколения, являетс...

Непредельные углеводороды. Ацетилен и его гомологи

Расширение знаний о непредельных углеводородах ряда ацетилена. Формирование понятия тройной связи, влияния строения на химические свойства органических веществ.Развитие логического мышления умения сра...

Урок «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ» Химия. 10 класс.

Урок «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ» Химия. 10 класс....