Непредельные углеводороды.Этилен и его гомологи.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА В 10 КЛАССЕ
Учитель химии ГБОУ ЦО №133 Невского района Санкт-Петербурга
Кулагина Татьяна Геннадьевна
Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи
Технология развития критического мышления на уроках химии.
Стратегия «Зигзаг»
Основные положения методики технологии развития критического мышления
Технология развития критического мышления - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным.
Технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Особенности этой технологии заключаются в следующем:
• не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
• не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
• коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
• объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Что даёт ТРКМ ученику
- повышение эффективности восприятия информации
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
- умение ответственно относиться к собственному образованию
- умение работать в сотрудничестве с другими
- повышение качества образования
-желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Что даёт ТРКМ учителю
- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Технология критического мышления - стадии
Основы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания.
• Первая стадия – вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.
• Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.
• Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.
Все приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД).
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные учебные действия:
• поиск и выделение необходимой информации
• проявление познавательной инициативы
• знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта
• структурирование знаний
• постижение речевого высказывания в устной и письменной форме
• смысловое чтение
• контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Логические универсальные действия
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
• установление причинно-следственных связей
Регулятивные УУД
контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами
оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в владение монологической и диалогической формами речи
применение знаний в конкретной учебной ситуации
Личностные УУД
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
-нравственно-этическая ориентация
-оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей
-умение формулировать собственную позицию
Тема. Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.
Цель - Знакомство с непредельными углеводородами и изучение их химических свойств на примере этилена и его гомологов.
Задачи формирования универсальных учебных действий:
Личностные
- оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности.
– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику).
Регулятивные
- определять цель выполнения задания
- корректировать деятельность: вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок
Познавательные
- работать с различными источниками информации
- отделять значимую информацию от второстепенной
- применять полученную ранее информацию
- презентовать полученную информацию в устной и наглядной формах
Коммуникативные
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Оборудование
- тексты для выполнения задания по конкретным вопросам (по количеству учащихся в группе)
- анкета «Верите ли Вы, что…» с вопросами
- Рабочие листы-1 и 2
- учебник Химия,10 класс, О.С. Габриелян, 2012год
- презентация по теме урока, выполненная учителем
Форма работы
- индивидуально – групповая (парная)
Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся
Учащиеся рассаживаются по группам (рядам).
Стадия вызова
- Ответьте на вопросы анкеты «Верите ли Вы, что…»
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока
- Определите цель урока
- Какие задачи будут решаться на уроке?
Учащиеся выполняют работу ИНДИВИДУАЛЬНО.
Время работы 3-5 минут
Стадия осмысления. Работа в рабочих группах.
1.Учащимся предлагается прочитать выданный текст (каждый свой на рядах или группах), выделить главные мысли, составить краткий конспект (заполнить соответствующее поле в рабочем листе 1). На данном этапе учащиеся работают индивидуально и парно, возможно обсуждение в парах или группах.
Время работы 5-7 минут
Работа в группах или парах
Обсудите получившиеся ответы и создайте общую презентацию ответа. Подумайте, кто будет публично представлять вашу совместную работу. Готовят графическое изображение вопроса в любой форме (кластер, рисунок, схема и т.д.) Получившиеся работы отражают на доске ( по одной группе ).Остальные заполняют таблицу в рабочих листах 1 соответствующие графы.
Презентация учителя для сверки данных. Для всех разделов поочередно.
В конце этого этапа работы в рабочем листе №1 должно быть заполнено три поля.
2. Изучение химических свойств
Работа с рабочим листом № 2. Просматриваем опыты , проводимые учителем и заполняем рабочий лист. ОПЫТЫ: 1.Получение этилена по реакции этилового спирта с концентрированной серной кислотой, 2. Изучение свойств на примере окисления перманганата калия и качественную реакцию с бромной водой. 3. Поджигаем этилен и наблюдаем характерный цвет пламени.
Работа индивидуальная. Решают уравнения реакций, схемы которых приведены в листе. Далее обучающиеся меняются листами и проводят проверку, оценивая друг друга. Проверяют полученные результаты по презентации и делают корректировку по необходимости .
Рефлексия
отвечают на вопросы:
1. Что узнали на уроке?
2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
Домашнее задание: Подготовить доклад по применению этилена и его гомологов.
АВТОР : Кулагина Татьяна Геннадьевна
Приложения смотри далее.
Приложение 1.
Приложение 2. Рабочие листы 1 и 2
Задание для группы 2
Задание для группы 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "УГЛЕВОДОРОДЫ. Классификация органических веществ. Гомологи. Изомеры и номенклатура. Строение.
Тест для учащихся как 10, так и для 11 класса . Подготовка к ЕГЭ. РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ....
Гомологи и изомеры
Презентация "гомологи и изомеры" для изучения темы в 10 классе по программе Габриеляна О,С....
презентация "Непредельные углеводороды.Этилен и его гомологи"
Учебная презентация к уроку в 10 классе....
Непредельные углеводороды. Этилен.
По плану урока идет актуализация знаний по органической химии, затем изучаются непредельные углеводороды. Изучаются химические свойства, характерные для этилена....
Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» 9 класс
Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» для 9 класса была составлена в соответствии с ФГОС нового поколения, являетс...
Непредельные углеводороды. Ацетилен и его гомологи
Расширение знаний о непредельных углеводородах ряда ацетилена. Формирование понятия тройной связи, влияния строения на химические свойства органических веществ.Развитие логического мышления умения сра...
Урок «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ» Химия. 10 класс.
Урок «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ» Химия. 10 класс....