Методическая разработка "Творческий подход в решении заданий №39 (С4) КИМ ЕГЭ по химии"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Данная разработка поможет учителю в работе по подготовке учащихся к решению заданий С4(№39) ЕГЭ по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_tvorcheskiy_podhod_v_reshenii_zadaniy_s4no39.docx | 52.45 КБ |
Предварительный просмотр:
К5.П5.1.
Показатель «Собственные методические разработки»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Методическая разработка
«Творческий подход в решении заданий С4(№39) КИМ ЕГЭ по химии»
Учитель химии: Жданова Н.В.
2015-2016г.г.
Среди большого объёма предлагаемой литературы для подготовки к ЕГЭ, а именно: решение задач повышенного уровня сложности я остановила свой выбор на одной из книг авторского коллектива В.Н. Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралёва Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие /Под ред. В.Н.Доронькина.-Изд. Ростов н/Д- Легион,2012г.
В данном пособии задачи, включаемые в задание С4(№39) тестов ЕГЭ, условно разделяют на пять групп:
1)Расчёты по уравнениям реакций
2)Задачи на смеси веществ
3)Определение состава продукта реакции (задачи на тип «Соли»)
4)Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции в растворе по уравнению материального баланса
5)Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального баланса
Для каждой группы приводятся примеры решения задач.
Я хотела бы остановиться на 4 и 5 типах т.к. в них, если быть внимательным, для удобства можно выделить подтипы.
Итак 4 тип «Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции в растворе по уравнению материального баланса».
Я предлагаю изменить название 4 типа « Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции (исходных веществ) в растворе по уравнению материального баланса», т.к. задачи сходны в решении. А в данном пособии задачи на нахождение массовой доли одного из исходных веществ представлены в пятом типе, что вызывает некоторую путаницу .
В четвёртом типе я выделила два подтипа:
- подтип А «Нахождение массовой доли соли»
- подтип Б «Нахождение массовой доли кислоты».
Причём в подтипе Б рассматривается два варианта задач (нахождение массовой доли кислоты как исходного вещества и как продукта реакции).
В моей разработке для каждого подтипа представлены:
1)Формула, по которой проводится расчёт.
2)Пример решения задачи.
3)Задачи для отработки.
Подтип А «Нахождение массовой доли соли»
Пример
К 169,5 мл 36,5% раствора соляной кислоты ( добавили 12г карбида алюминия. Определите массовую долю соли в образовавшемся растворе.
Дано: Решение:
Vр-ра(HCL)=169,5мл AL4C3+12HCL4 ALCL3+3CH4
W(HCL)=36,5% =0,365 mр-ра= mв-ва(Аl4 C3)+ mр-ля(HCL)- m(С H 4)
m(Аl4 C3)=12г n (HCL)= ; M (HCL)= 36,5г/моль ,
__________________________ mв-ва (HCL)= mр-ра *W, mр-ра(HCL)= V *p =
W(ALCL3)-? =169,5мл*1,18г/мл= 200г, mв-ва (HCL)=
200г*0,365=73г
n (HCL)=73г: 36,5г/моль=2 моль – в избытке;
n (Аl4 C3)=12г: 144г/моль=0,08 моль- в
недостатке.
Расчёт ведём по недостатку: n (ALCL3 ): n (Аl4 C3)=4:1 (по
ур. реакц)., n (ALCL3 )=0,08 *4=0,32моль,
m(ALCL3 )=0,32моль*133,5г/моль=42,72г,
n (CH4 ): n (Аl4 C3)=3:1 (по ур. реакц)., n (CH4 )=0,08 *3=0,24моль
m (CH4 )= 0,24моль*16г/моль=3,84г
mр-ра= mв-ва(Аl4 C3)+ mр-ля(HCL)- m(С H 4) =12г+ 200г-3,84г=208,16г
= =21%
Ответ: 21%.
Задачи для отработки
- Сероводород объемом 560 мл (н. у.) пропустили через 80 г раствора бромида меди(II) с массовой долей последнего 10%. Рассчитайте массовую долю бромида меди(II) в полученном растворе (3,14%).
- В 1 л воды последовательно растворили сначала 2,24 л аммиака (н.у.), затем 4,48 л хлороводорода. Определите массовую долю хлорида аммония в полученном растворе (0,53%).
- Карбонат магния массой 8,4,г растворили в 250 мл раствора серной кислоты (р = 1,08 г/мл) с массовой долей 15%. Вычислите массовую долю сульфата магния в конечном растворе(4,4%).
- Карбид алюминия растворили в150 г 12%-ного раствора хлороводородной кислоты в результате выделилось 2,24л (н.у.) метана. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе (11,6%).
- Карбид кальция массой 12,8 г растворили в 174 мл 20%-ной бромоводородной кислоты (р = 1,12 г/мл). Рассчитайте массовую долю соли в образовавшемся растворе (19,8%).
- Магний массой 19,2 г растворили в 800 мл 12%-ного раствора серной кислоты (р == 1,05 г/мл). Рассчитайте массовую долю сульфата магния в конечном растворе (11,2%).
- Газ, выделившейся при обжиге пирита массой 4,8г, пропустили через 8%-ый раствор гидроксида натрия массой 40г. Рассчитайте массовую долю соли в образовавшемся растворе (18,4%).
- Соляную кислоту объемом 150 мл (W (НС1) = 16%, р= 1,08 г/мл) нейтрализовали твердым оксидом кальция. Определите массовую долю хлорида кальция в образовавшемся растворе (21,7%).
- Смешали 200 г 10%-нрго раствора хлорида меди(П) и 200 г 5%-ного раствора сульфида калия. Определите массовую долю хлорида калия в растворе (3,5%).
Подтип Б «Нахождение массовой доли кислоты»
( как исходного вещества)
Пример
При обработке карбида алюминия раствором соляной кислоты массой 320 г и массовой долей НС1 22% выделилось 6,72 л (н.у.) метана. Рассчитайте массовую долю соляной кислоты в полученном
растворе.
Дано: Решение:
mр-ра(HCL)=320 г AL4C3+12HCL4 ALCL3+3CH4
W(HCL)=22% =0,22 mр-ра= mв-ва(Аl4 C3)+ mр-ля(HCL)- m(С H 4)
V(CH4)=6,72л n (HCL) исх.= ; M (HCL)= 36,5г/моль ,
__________________________ mв-ва исх. (HCL)= mр-ра *W= 320г*0,22=70,4г.
W(НCL)-? n(HCL)исх.=70,4г: 36,5г/моль=1,93 моль ;
n (CH4)= V/Vm =6,72л: 22,4л/моль=0,3 моль,
m (CH4 )= 0,3моль*16г/моль=4,8г
n (CH4 ): n (HCL)=3:12=1:4
(по ур. реакц)., n (HCL )прореаг.=0,3 *4=1,2моль,
m( HCL )прореаг =1,2моль*36,5г/моль=43,8г,
n (CH4 ): n (Аl4 C3)=3:1 (по ур. реакц)., n (Аl4 C3 )=0,3 :3=0,1моль
m (Аl4 C3 )= 0,1моль*144г/моль=14,4г
mр-ра= mв-ва(Аl4 C3)+ mр-ля(HCL)- m(С H 4) =14,4г+ 320г-
4,8г=339,2г
=
= =8%
Ответ: 8%.
Задачи для отработки
- Карбид алюминия массой 2,88 г растворили в 120 г 21%-ного раствора азотной кислоты. Рассчитайте массовую долю кислоты в получившемся растворе (8,27%).
- Карбид алюминия обработан 450 г 10%-ного раствора серной кислоты. Выделившийся при этом газ занял объем 4,48 л (н. у.). Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе(1,27%).
- Карбид алюминия растворили в 380 г раствора соляной кислоты с концентрацией 15%. Выделившийся газ занял объем 6,72 л (н.у). Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе (3,4%).
- Карбонат бария массой 7,88 г растворили в 150 мл 20%-ной хлороводородной кислоты (р = 1,163 г/мл). Какова массовая доля хлороводорода в образовавшемся растворе?(17,79%)
- Карбонат кальция массой 15 г растворили при нагревании в200мл 15%-ной хлороводородной кислоты (р= 1,075 г/мл). Какова массовая доля хлороводорода в образовавшемся растворе;?(9,5%)
- Карбонат кальция массой 10 г растворили при нагревании в 150 мл хлороводородной кислоты (р = 1,04 г/мл) с массовой долей 9%. Какова массовая доля хлороводорода в образовавшемся растворе?(4,2%)
- Карбид кальция массой 6,4 г- растворили в 87 мл бромоводородной кислоты (р = 1,12 г/мл) с массовой долей 20%. Какова массовая доля бромоводорода в образовавшемся растворе?(3,2%)
- В 15%-ном растворе серной кислоты массой 300 г растворили карбид алюминия.
Выделившийся при этом метан занял объём 2,24л (н.у). Рассчитайте массовую долю
серной кислоты в полученном растворе (8,4%).
- Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном смешением 200 мл 15%-ного раствора серной кислоты плотностью 1,2 г/мл и 150 мл 10%-кого раствора нитрата бария плотностью 1,04 г/мл (7,9%).
Подтип Б «Нахождение массовой доли кислоты»
( как продукта реакции)
Пример
Через 50 г 15%-ного раствора нитрата свинца пропустили 448 мл (н.у) сероводорода. Рассчитайте массовую долю азотной кислоты в полученном растворе.
Дано: Решение:
V(H2S)=448мл=0,448л Pb(NO3)2 +H2SPbS+ 2HNO3
mр-ра(Pb(NO3)2 )=50г
W(Pb(NO3)2 )=15%=0,15
mр-ра= mв-ва(H2S)+ mр-ля(Pb(NO3)2)- m(PbS)
n (H2S)= , n=0,448л/22,4 л/моль=0,02моль,
__________________________ m(H2S)=n *М= 0,02 моль*34г/моль=0,68г.
W(HNO3)-? mв-ва (Pb(NO3)2)= W*mр-ра=0,15*50=7,5г,
n (Pb(NO3)2)=7,5г: 331г/моль=0,02 моль ,
Расчёт ведём либо по кол-ву в-ва H2S, либо по кол-ву в-ва
Pb(NO3)2 ,т.к. они равны ; (H2S ): n (PbS)=1:1 (по
ур. реакц)., n (PbS )=0,02моль,
m(PbS )=0,02моль*239г/моль=4,78г,
n (H2S ): n (HNO3)=1:2 (по ур. реакц).,
n (HNO3 )=0,02*2=0,04моль
m (HNO3 )= 0,04моль*63г/моль=2,52г
m р-ра= mв-ва(H2S)+ mр-ля(Pb(NO3)2)- m(PbS)= 0,68г+ 50г-4,78г=
=45,9г ; = =5,49%
Ответ: 5,49%.
Задачи для отработки
- Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном при пропускании 3,36 л (н.у.) сероводорода через 250 г 10%-ного раствора сульфата меди (6,11%).
- Через 100 мл раствора с массовой долей сульфата меди (II) 1,48% (плотность раствора 1,08,г/мл) пропущено 320 мл (н.у.) сероводорода. Рассчитайте массу полученного осадка и массовую долю серной кислоты в полученном растворе (0,96г,0,91%).
- Через 500 г 10% раствора сульфата меди (II) 1,48% пропустили 4,48л (н.у.) сероводорода. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе (4%).
Пятый тип я назвала «Нахождение массы вещества, которую необходимо добавить, чтобы массовая доля кислоты уменьшилась(увеличилась) до определённого процента».
Для удобства в пятом типе предлагаю выделить два подтипа:
- подтип А «Нахождение массы вещества, которую необходимо добавить, чтобы массовая доля кислоты уменьшилась(увеличилась) до определённого процента»,
- подтип Б «Кислота образуется из соответствующего оксида»
Подтип А «Нахождение массы вещества, которую необходимо добавить, чтобы массовая доля кислоты уменьшилась(увеличилась) до определённого процента»
Пример
Сколько грамм карбида кальция надо добавить к 300г р-ра 60%-ой азотной кислоты, чтобы массовая доля кислоты уменьшилась до 20%?
Дано: Решение:
mр-ра(HNO3)=300г CaC2+2+C2 Н 2
W(HNO3)=60% =0,6 1.
W(HNO3)=20% =0,2 mр-ра= mв-ва(CaC2)+ mр-ля(HNO3)- m(C2 Н 2)
2. Пусть n (CaC2) - х моль,
тогда m(CaC2)=n*M= х моль*64г/моль=64хг __________________________ n (CaC2): n (C2 Н 2)=1:1 по ур. реакции, n (C2 Н 2 )= х моль,
m(CaC2 )-? m (C2 Н 2)= х моль*26г/моль=26х
mв-ва исх. (HNO3)= mр-ра *W= 300г*0,6=180г.
n (CaC2 ): n (HNO3)=1:2
(по ур. реакц)., n (HNO3)прореаг.=2х моль,
m(HNO3 )прореаг =2х моль*63г/моль=126х г,
mр-ра= mв-ва(CaC2)+ mр-ля(HNO3)- m(C2 Н 2) =64хг+ 300г-
26х г
0,2 ;х=0,9
m(CaC2)=n*M= х моль*64г/моль=0,9 моль * 64г/моль=5,76г
Ответ: 5,76г.
Задачи для отработки
- Рассчитайте, сколько граммов карбоната кальция следует добавить к 250 г 10%-ного раствора азотной кислоты, чтобы массовая доля азотной кислоты уменьшилась вдвое (9,7г).
- Рассчитайте, сколько граммов карбида алюминия следует добавить к 150 г 21%-ного раствора азотной кислоты, чтобы массовая доля кислоты уменьшилась в 3 раза (4г).
- Рассчитайте, сколько граммов карбида алюминия следует добавить к 550 г 10%-ного раствора хлороводородной кислоты, чтобы массовая доля кислоты уменьшилась вдвое (8,94г).
- Какой объем 20%-ного раствора аммиака (р = 0,926 г/мл) необходимо добавить к 200 мл 40%-ного раствора азотной кислоты (р =1,383 г/мл), чтобы массовая доля кислоты уменьшилась вчетверо?(106,6мл)
- Сколько граммов гидроксида натрия нужно добавить к 285мл 40%-ного раствора серной кислоты (р =1,4 г/мл), чтобы массовая доля кислоты уменьшилась в 2 раза?(56г)
- Какую массу цинка необходимо растворить в 200 мл 14%-ного раствора соляной кислоты (р =1,07 г/мл), чтобы массовая доля кислоты уменьшилась в семь раз?(22,5г)
- Какой объем 30%-ного раствора аммиака (р = 0,892 г/мл) необходимо добавить к 200 мл 40%-ного раствора соляной кислоты (р =1,198 г/мл), чтобы массовая доля кислоты уменьшилась в 4 раза?(108,3мл)
Подтип Б «Кислота образуется из соответствующего оксида»
Пример
Сколько грамм серного ангидрида следует растворить в 8,45г 6%-го раствора серной кислоты для получения 38%-ного раствора кислота?
Дано: Решение:
mр-ра1(H2SO4)=8,45г SO3 +
W1 (H2SO4)=6% =0,06 1.
W2(H2SO4)=38% =0,38 mр-ра= mв-ва(SO3)+ mр-ра(H2SO4 )
2. Пусть n (SO3) - х моль,
тогда m(SO3)=n*M= х моль*80г/моль=80хг __________________________
m(SO3 )-? mв-ва исх. (H2SO4)= mр-ра *W= 8,45г*0,06=0,507г.
n (SO3): n (H2SO4)=1:1
(по ур. реакц), n (H2SO4)прореаг.=х моль,
m(H2SO4 )прореаг =х моль*98г/моль=98х г,
mр-ра= mв-ва(SO3)+ mр-ра(H2SO4 )= 80хг+8,45г
0,38 ;х=0,04 моль
m(SO3)=n*M= х моль*80г/моль= 0,04моль* 80г/моль=3,2г
Задачи для отработки
- Рассчитайте, сколько граммов фосфора необходимо сжечь в кислороде, чтобы, растворив полученный оксид в 450 г 25%-ного раствора ортофосфорной кислоты, получить 50%-ный раствор этой кислоты (55,8г).
- Рассчитайте, какую массу серы необходимо сжечь в кислороде, чтобы, растворив полученный оксид в 1,5л воды (р = 1 г/мл)., получить раствор сернистой кислоты с массовой долей 0,01(5,9г).
- Рассчитайте, какую массу оксида серы (VI) следует добавить к 250 г 15%-ного раствора серной кислоты, чтобы увеличить ее массовую долю до 30 %.(40,8г)
- Рассчитайте, какую массу оксида серы (VI) добавили в 2000 мл 8%-ного раствора серной кислоты (р = 1,06 г/мл), если массовая доля кислоты стала равной 20%(248,2г).
- Рассчитайте, какую массу оксида серы (VI) добавили в 120 мл раствора серной кислоты (р = 1,025 г/мл) с массовой долей 4%, если массовая доля кислоты-стала равной 20% (19,2г).
- Рассчитайте, какую массу фосфора необходимо сжечь в кислороде, чтобы, растворив полученный оксид в 1000 г раствора ортофосфорной кислоты с массовой долей 50%, получить раствор этой кислоты с массовой долей 75% (173,29г).
- Какой объём оксида серы (VI) следует растворить в 107,6 мл 20%-ного раствора серной кислоты (р = 1,139 г/мл), для получения 50% - го раствора серной кислоты(14,2л).
- Какую массу оксида хрома (VI) следует добавить в 275 г 10%-ного раствора хромовой кислоты (H 2CrO4), чтобы увеличить её массовую долю в 1,5 раза (13,3г).
- Рассчитайте, какую массу оксида серы (VI) добавили в 500г 20%-ного раствора серной кислоты , чтобы увеличить её массовую долю до 40%( 121г).
- Рассчитайте, какую массу оксида селена (VI) добавили в 100г 15%-ного раствора селеновой кислоты, чтобы увеличить её массовую долю вдвое( 17,8г).
Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:
1) обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
2) достижение прочности знаний и умений;
3) осуществление связи обучения с жизнью; 4) реализация предпрофильного и профильного обучения.
Данная разработка включена в программу элективных курсов для 11 классов. Надеюсь, что предоставленный материал поможет в работе по подготовке учащихся к решению заданий С4(№39) ЕГЭ по химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические подходы к решению заданий части С2 ЕГЭ по информатике.
В статье предлагаются методические подходы при подготовке учащихся к решению заданий части С2 ЕГЭ по информатике, использование которых поможет сделать выбор учащемуся решиться выполнять задание С2 и ...
Методическая разработка по теме: "Решение заданий ЕГЭ с кратким ответом"
Данный материал предназначен для подготовки к ЕГЭ...
проектная работа "Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий ЕГЭ с кратким ответом
Данная работа поможет учителям готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В данном проекте даны методические рекомендации по по обучению учащихся решению заданий с кратким ответом....
Презентация "Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий с кратким ответом по теме «Степень и её свойства» при подготовке к ОГЭ"
Данная разработка в помощь учителям математики при подготовке учащихся к ОГЭ по теме "Степень и ее свойства". А так же для выступлений на школьных методических объединениях....
Учебно-методический материал по теме: "Решение заданий по теме "Арифметический квадратный корень"
В учебно-методическом материале представлено 10 тестов по теме "Арифметический квадратный кореньо для учащихся 8 класса...
Методическая разработка «Единый подход к решению расчетных задач по химии». Часть 1
Данная методическая разработка состоит из двух Частей. В Части 1 представлены алгоритмы решения базовых расчетных задач по химии : по уравнению реакции, когда дана масса (объем) одного из исходных вещ...
Методическая разработка "Единый подход к решению расчетных задач по химии". Часть 2.
Данная разработка является продолжением Части 1 "Единый подход к решению задач по химии".и представляет алгоритмы решения прямых и обратных задач, связанных с растворами веществ....