Внеклассное мероприятие "Химическое кафе"
опыты и эксперименты по химии на тему
занятие проводится в разновозрастной группе 7,8,9 класс. Данная разработка может быть использована для повышения мотивации учащихся, заинтересованности в предмете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskoe_kafe.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный конкурс работников образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2013/2014 учебный год)
Номинация конкурса: организация досуга и внеклассной деятельности
«Химическое кафе»
Автор: Колесова Марина Николаевна, учитель химии, биологии, I категории
Место выполнения работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
г Усть-Илимск
Внеклассное мероприятие разновозрастного сотрудничества между средним и начальным звеном. На данном мероприятие ученики 9 класса выступают в роли поваров – консультантов для учеников 4 класса в виде театрализованного представления. Данное мероприятие проводится с целью знакомства детей выпускников 4-х классов с учителем предметником, который будет вести урок в среднем звене, то есть педагог проводит кратковременную стажировку в классе, где ему предстоит работать.
Цель:
Познакомить учащихся 4-х классов с наукой химией, сформировать у них интерес к этому предмету, чтобы они изучали его с увлечением и желанием. Развивать преемственность знаний и умений между начальной школой и средним звеном.
Задачи:
1. расширение кругозора учащихся;
2. создание условий, в которых учащиеся младшего звена начали бы активно мыслить, получая при этом интеллектуальное удовольствие;
3. развитие коммуникативных навыков и умение работать в группах;
4. показать, что наука – это живое, увлекательное дело;
Оборудование:
Для «напитков» 4 химических стакана
Опыт №1 – семь больших пробирок, демонстрационный штатив с белым фоном;
Опыт №2 – химический стакан ёмкостью 500 мл, фарфоровая чашка с холодной водой, спиртовка, спички, штатив с кольцом, асбестовая сетка, веточка ели;
Опыт №3 – спиртовка, спички, стальная петля;
Опыт №4 – кафельная плита, спички, лучинка;
Для загадок: колба, воронка, мензурка, весы, остальное в опытах №1-4.
Реактивы:
Для «напитков»: растворы гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида бария, соляной кислоты, фенолфталеина;
Опыт №1 – химическая радуга ( окраска осадков в реакции обмена) растворы:
- Хлорид железа и роданид калия
- Хромат калия и серная кислота
- Нитрат свинца и иодид калия
- Сульфат никеля и гидроксид натрия
- Сульфат меди (II) и гидроксид натрия
- Сульфат меди (II) и раствор аммиака
- Хлорид кобальта и роданид калия;
Опыт №2 – Зимнее чудо (возгонка и кристаллизация бензойной кислоты):
Бензойная кислота твердая;
Опыт №3 – Фейерверк (окраска пламени солями металлов):
Твердые соли лития – красное окрашивание, натрия – желтое, кальция – кирпично- красное, меди – зеленое и смесь этих солей – разноцветное пламя;
Опыт №4 – Вулкан (разложение дихромата аммония):
Дихромат аммония (тверд.), спирт;
Работа в группах по 4 человека (определение крахмала):
Чашка Петри, раствор йода, кусочки хлеба и яблока, рис, макароны.
В роли поваров ребята из 9 класса.
Оформление:
- вывеска «Химическое кафе»
- бейджики ученикам – поварам 2 штуки
- меню на столы по числу групп
- белые халаты ученикам – поварам 2 штуки
Описание опытов
Напитки:
- «морс» - в стакан с раствором щелочи добавить фенолфталеин, появляется малиновое окрашивание;
- «молоко» - в стакане слить растворы карбоната натрия и хлорида бария, это бесцветные жидкости, выпадает белый осадок;
- «газированный напиток» - к полученному «молоку» добавить раствор соляной кислоты, происходит выделение углекислого газа.
Опыт №1 – Химическая радуга (окраска осадков в реакции обмена)
В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы, получаем окрашенные осадки по цветам радуги:
1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);
2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет);
3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);
4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);
5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);
6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);
7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).
1. FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl
2. 2K2CrO4 + H2SO4 = K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O
3. Pb(NO3)2 + 2KJ = PbJ2 + 2KNO3
4. NiSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2 + Na2SO4
5. CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2Na2SO4
Опыт №2 – Зимнее чудо (возгонка и кристаллизация бензойной кислоты):
В химический стакан ёмкостью 500 мл помещаем 5г бензойной кислоты и веточку ели. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем через асбестовую сетку на спиртовке. Кислота возгоняется и кристаллизуется при охлаждении, заполняя стакан «инеем», который покрывает веточку.
Опыт №3 – Фейерверк (окраска пламени солями металлов):
Вносим в бесцветное пламя спиртовки кристаллы соли на стальной петле, предварительно, прокалив её в пламени до исчезновения окрашивания.
Опыт №4- Вулкан (разложение дихромата аммония):
На термостойкую поверхность (кафельную плитку) насыпаем горкой дихромат аммония, делаем лучинкой углубление (кратер вулкана) и наливаем в него немного спирта. Поджигаем спирт лучинкой. Дихромат аммония разлагается с выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь с образующимся оксидом хрома (III)
(NH4)2Cr2O7 →t Cr2O3 + N2 + 4H2O
Внешне реакция напоминает действующий вулкан. После её завершения оксид хрома (III) занимает объем примерно в 3 раза больший, чем исходное вещество. Следует учесть, что частицы образующегося оксида хрома (III) – «вулканическая пыль», будут оседать вокруг вулкана, поэтому опыт необходимо проводить на большом подносе.
Сценарий
Учитель:
- Здравствуйте ребята, гости. Добро пожаловать к нам в кабинет. Вы у нас сегодня впервые, меня зовут Марина Николаевна, на следующий год я у вас буду вести предмет, который называется природоведение или другими словами природоизучение.
- А вы знаете, какие науки изучает природу? (правильно, география, биология, химия)
- Подумайте, как и с помощью чего можно изучать природу? (да, это наблюдение, опыт или эксперимент, исследование).
- Сегодня мы приглашаем вас использовать их в нашем «Химическом кафе».
- Вы находитесь в необычном кафе: в нем можно приготовить множество интересных блюд и напитков, которых не бывает в других.
- Что же здесь готовят волшебные повара Владимир и Павел? Познакомьтесь с меню нашего кафе, оно у вас на столах.
Повар 1:
Здравствуйте ребята. Мы рады видеть вас в нашем «химическом кафе». Чтобы приготовить эти блюда, мы проведем различные химические опыты.
Повар 2:
Чудесное это занятие – химические опыты! Берешь одно вещество, проводишь реакцию с другим и получаешь третье! Знаю, что вы ребята ещё не изучали химию. А что это такое химия?
Повар 1:
Это наука о веществах и их превращениях.
Повар 2:
А что это такое?
Повар 1:
Это то, из чего состоит все на свете.
Например: парта, а вещество дерево
Химия имеет дело с самыми разными веществами: жидкими и твердыми, бесцветными и яркими, прочными и хрупкими, полезными и вредными.
Повар 2:
Что такое превращение?
Повар 1:
Это когда одно вещество превращается в другое или так: было два вещества, а стало одно.
Повар 2:
Хотите увидеть как это бывает?
Посмотрите меню: что вас интересует?
Учитель:
Нас интересует, как приготовить напитки, которые в меню?
Повар 1:
Это очень просто: смешиваем две бесцветные жидкости (щелочь и фенолфталеин), что замечаете?
( изменение цвета) какой цвет жидкости? (малиновая окраска). На какой напиток она похожа? ( на морс)
Повар 2:
Мы сейчас приготовим более подходящий для вас напиток. Снова смешиваем две бесцветные жидкости
( карбонат натрия и хлорид бария). Какие изменения происходят теперь? На какой напиток это похоже?
( белый цвет – молоко). Этот напиток очень полезный, особенно для детей
Повар 1:
А летом, когда жарко, чем утоляете жажду? (газировкой ) В следующем опыте мы её получим.
К «молоку» приливаем бесцветную жидкость и, что произошло? (бурное выделение углекислого газа).
Вот видите получили воду, да ещё газированную!
Повар 2:
А теперь, ребята, из меню выберите любое блюдо, которое хотелось бы вам посмотреть: вулкан, химическая радуга, фейерверк, зимнее чудо.
(демонстрация опытов любой последовательности)
Учитель:
Вот какие волшебные повара работают в нашем химическом кафе! И, хотя, здесь, нельзя есть, блюдо у них самые интересные и необычные.
Вам понравились они, ребята?
Что вы узнали у нас сегодня?
Химия это наука или колдовство? Что изучает химия? Что такое вещество? А что такое превращения?
Химия – очень интересная наука, с помощью которой можно творить чудеса
Я предлагаю вам сегодня тоже поработать с веществами. Так как мы находимся в кафе, нам необходимо знать какие продукты питания содержат вещество крахмал.
Повар 1:
Крахмал – это углевод, который человеку необходим для получения энергии и он бывает на кухне в чистом виде (показать упаковку и вещество из нее).
Повар 2:
А как обнаружить его в продуктах, например у нас есть хлеб, яблоко, рис, макароны?
Повар 1:
Да очень просто: необходимо капнуть раствор йода, и, если продукт окрасится в синий цвет, это означает что он содержит крахмал.
(работа всех учащихся в группах по 4 человека, каждый исследует один продукт)
Учитель:
Чему вы научились в нашем химическом кафе? ( определять содержания крахмала в продуктах питания), а с помощью чего его обнаружили? (молодцы, нам помог раствор йода)
Химия это интнресная наука, с помощью которой можно творить чудеса!
Опыты не проведешь без химической посуды. Хотите знать как она называется?
Я буду читать стихи- подсказки и показывать предметы, а вы слушайте внимательно, попробуйте их назвать и запомнить.
Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам химический стакан.
У меня вверху есть дырка,
Чтобы сыпать и вливать.
Я - стеклянная пробирка,
Это химик должен знать.
Я фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют.
Для еды не варят кашу.
Во мне опыты ведут.
Химик знает об одном:
Что есть колба с круглым дном,
Так же есть и непреклонная -
Колба только плоскодонная.
Фитилек мой зажигай,
И что хочешь, нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня спиртовка.
Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через воронку,
Можно будет фильтровать.
Я – шпатель, наблюдаю строго.
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.
Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В их пробирке. Ведь, как ноги,
У пробирки есть ШТАТИВ
За расчерченным стеклом
Пишут цифрами объем.
В меня только жидкость льют
И МЕНЗУРКОЮ зовут.
Две чашки- близняшки,
Точны, как весы,
Всё время в упряжке,
Зовут их ВЕСЫ.
Вот и закончилась наша встреча. Как и в любом кафе вы, посетители, можете оставить свои отзывы о нашем заведение.
(на маленьких листочках младшие школьники оставляют отзывы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Физика в кафе"
Мероприятие проводится с целью повторения и закрепления знаний по теме "Тепловые явления", 8 класс...
Внеклассное мероприятие "Математичекое кафе"
Внеклассное мероприятие "Математичекое кафе" проведено среди учащихся 10-11 классов. Данное мероприятие в нашей школе проводится давно. Меняются лишь задания.Для данной разработки некоторые материалы ...
Внеклассное мероприятие по физике "Физическое кафе"
Мероприятие для 7 - 8 классов. Развивает познавательный интерес к физике. Содержит занимательные опыты по физике, экспериментальные задания, `детские` вопросы....
Внеклассное мероприятие по информатике "Компьютерное кафе"
Разработка урока и презентация...
внеклассное мероприятие "Кафе МИФ"
Разработка внеклассного мероприятия "Кафе МИФ"в рамках проведения предметной недели для учащихся 7-9 классов....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Внеклассное мероприятие "Кафе МИФ" (математика, информатика, физика)
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов. В нём участвуют две команды из разных классов. Отвечают на вопросы разделов Математика, Информатика, Физика. Рекомендовано проводить в рамках недели...