Интеллектуальная игра по химии и биологии для учащихся 10-11 классов.
тест по химии (8 класс) на тему

Стефанова Елена Анатольевна

Игра состоит из трех туров, в каждом по 8 вопросов, третий тур включает вопросы по культуре и истории. В проложении представлен наглядный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_dlya_uchashchihsya_10.docx727.47 КБ
Microsoft Office document icon test_8_k.3_var.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для учащихся 10, 11 классов

по химии и биологии

учитель химии МОУ «Киришская СОШ №1», г.Кириши  Ленинградской обл.

        Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие. Главное, чтобы вопросы для конкурсов были нестандартными, неожиданными, познавательными.

Цель: формирование мышления у учащихся через активизацию межпредметных связей по химии, биологии, истории; повышение интереса к предметам естественного цикла.

Участники игры – две команды с равным количеством игроков. Можно формировать по классам или смешанные.

Правила игры. Вопросы задаются одновременно двум командам. Ответы записываются на отдельных листочках и предоставляются жюри. Правильный ответ говорит ведущий, жюри оценивает работу. Игра состоит из трех туров, в каждом 8 вопросов.

Оборудование: листочки для команд, таблица Д.И.Менделеева, музыкальный фрагмент из оперы А.Бородина «Князь Игорь», портреты ученых, рисунки (можно распечатать или вынести в презентацию)

I тур – химический

  1. Эту воду придумали в средневековой Италии, но мировую известность она получила, распространяясь из германского города Кельн. Как эта вода называется? Каковы ее основные качества, если на вкус ее пробуют только некоторые?                   (одеколон, вода из Кельна, спиртовой раствор)
  2. Николай Дмитриевич Зелинский случайно стал первооткрывателем иприта и чуть было не оказался первой жертвой своего открытия. Однако, именно этот ученый в 1916 году впервые изобрел нечто, используя уголь, что дало людям защиту и спасло тысячи жизней. Что это за изобретение и какое свойство угля оно использует?                                                               (противогаз, адсорбция)
  3. Этот химический элемент долго и безуспешно искали на Солнце и даже заранее присвоили ему соответствующее название, а нашли его в атмосферном  воздухе. Что это за элемент?                                                                                   (гелий)
  4. Омонимы – это слова, одинаковые по написанию и произношению, но разные по содержанию. Например: флюс – материал, вводимый в шихту для образования шлака, и воспаление надкостницы или десны, сопровождающее отеком окружающих тканей.

Назовите термины (командам раздаются листочки с одинаковым заданием)

А) пресноводная рыба сам. Окуневых и щетка для мытья посуды – ерш

Б) химический элемент и стержень со стальной или алмазной головкой – бор

В) единица измерения в химии и насекомое отряда Чешуекрылые – моль

Г) приспособление для измельчения вещества и главная часть цветка – пестик

Д) результат коррозии металла и заболевание многих злаковых растений –ржавчина

5. Плиний старший описал случай, когда финикийские мореплаватели, застигнутые штормом, разложили костер на песчаном берегу. Котел они поставили на глыбы соды, которую везли на продажу. Что они обнаружили на кострище утром?     (стекло)

6. Все вы помните сказку о курочке Рябе, которая снесла золотое яйцо, и его разбила мышка. Золото куется. А не бьется. Если яйцо золотое разбилось, то с чем мы имеем дело? Чем мышка была с точки зрения химической реакции?

(катализатор, аллотропные модификации)

7. австралийские энтомологи заметили, что в жаркую погоду после забора нектара поведение пчелы иногда изменяется настолько. Что она не может найти дорогу домой, а по возвращению ее не пускают пчелы – стражники, почему это происходит?

(спиртовое брожение глюкозы)

8. «Если бы блокированная Германия, лишенная чилийского сырья, не могла бы в изобилии вырабатывать из воздуха это сложное вещество, необходимое при производстве пороха и взрывчатых веществ, война со всеми ее ужасами длилась бы не более 8-19 месяцев, вместо того чтобы продолжаться более 4 лет», - цитата французского химика Шарля Мурэ. О каком химическом веществе идет речь?

( HNO3)

II тур – биологический

  1. Однажды в погожий  день известный английский химик отправился с приятелем за земляникой. Когда настала пора возвращаться домой, то оказалось, что корзина приятеля до краев наполнена земляникой, тогда как у нашего героя она была почти пуста. На дружеский вопрос о пустой корзине химик тветил, что еще нельзя собирать землянику, так как она неспелая, зеленая. Однако. Услышав ответ, что вся ягода спелая, ученый немало удивился и задумался. «Что-то не так», - решил он. что же было не так? И кто этот известный ученый?

(Джон Дальтон, дальтонизм)

  1. В начале 1828 г. девятнадцатилетний Ч.Дарвин стал студентом Кембриджского университета. Разносторонние интересы привели Дарвина к знакомству с очень веселой компанией, учредившей «кружок обжор». Эти весельчаки собирались раз в неделю и обедали, но обедали по-особенному. Предположите, в чем заключалась необычность этих обедов?  (обычно не употребляемые в пищу объекты:крысы, мыши, лягушки, ящерицы, вороны, совы, которые нельзя купить)
  2. Чтобы скрыть следы преступления, преступник сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?       (после сгорания остаются неорганические соединения.  Гемоглобин содержит железо,  определив его наличие, делают вывод о присутствии крови)
  3. Всякий раз, когда заходит речь об оспопрививании, люди с благодарностью вспоминают имя того, кто указал способ борьбы с оспой путем прививок. Это был английский врач Эдвард Дженер. Его способ, опубликованный в 1798 г., получил широкое призвание в мире. Какое домашнее  животное помогло этому открытию? Как называются такие прививки?                 (корова, вакцинация)
  4. О каком биологе идет речь?  У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок. В дополнение к этому он был исключительно трудолюбив и аккуратен, т.е. обладал качествами, без которых даже обладающий выдающимися умственными способностями человек редко добивается больших научных успехов.                                        ( Г.Мендель)
  5. Один из первых рефлексов новорожденного ребенка – хватательный (рефлекс Робинзона). К какому виду рефлексов он относится? Как можно объяснить его существование с точки зрения эволюции? (врожденный, предки человека – обезьяны, детеныши хватаются за шерсть)
  6. Это было в 1912 г., звание почетного доктора Кембриджского университета получил великий русский ученый. Во время торжественной церемонии что-то белое и пушистое спустилось на веревочке в руки почетного доктора. Все увидели кудрявую игрушечную собачка, унизанную многочисленными стеклянными и резиновыми трубочками. Назовите этого ученого и укажите его роль в науке.  (И.П.Павлов, физиология пищеварения, высшей нервной деятельности, рефлексы)
  7. Девять жителей французского города Шамони, сторонники защиты окружающей среды, изготовили в центре ледника Мерде - Гляс на Монблане необычную статую высотой 6 м и весом в 1т. Из какого материала ее сделали? (из мусора)

III тур – культура и искусство

                 Александр Арбузов, виднейший химик-органик, основатель химии фосфорорганических соединений, говорил: «Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области». В следующих заданиях мы с необычной стороны посмотрим на ученых и исторические факты.

  1. Про этого ученого химика говорили разное. Еще студенту профессор химии Зинин часто говаривал: «Поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю свои надежды». «Занимайтесь музыкой», - призывал уже известного химика  композитор Н.А. Римский - Корсаков. Этот человек в одном лице объединил и ученого химика и композитора: 91 печатный труд по органической химии, автор оперы, «Богатырской» симфонии и других музыкальных произведений. О ком идет речь? Как называется его знаменитая опера? (музыкальный фрагмент, А.Бородин, «Князь Игорь»)
  2. Его исследования относятся к химии, физике, математике, астрономии, науке о Земле. Узнав о смерти ученого-энциклопедиста, наследник престола великий князь Павел Петрович сказал: «Что дурака жалеть – казну только разорял и ничего не делал». О ком идет речь? Как называл А.С.Пушкин этого ученого?    (М.В. Ломоносов, «первый наш университет»)
  3.  Металлы звенят, и это совйство используется для изготовления колокольчиков (вспомните знаменитые валдайские) и церковных колоколов. Самые звонкие металлы – золото, серебро, медь. Медь звенит густым, гудящим звоном. Назовите образное выражение этого красивого звона, в честь чего он получил такое название?                                                 (малиновый звон, город Мален)
  4. Этот знаменитый химик первым написал рецензию на новое полотно А.Куинджи в петербургской газете «Голос» 25 ноября 1880 г. «Перед «Днепровской ночью» Куинджи забудется мечтатель, у художника явится невольно своя мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, а в мыслителе же родятся новые понятия». Кто этот химик?                        (Д.И.Менделеев)
  5. Кисти какого русского художника – передвижника принадлежит известный портрет Д.И.Менделеева?                                     (приложение 1, И.Репин)
  6. В Древнем Египте многие боги имели облик  животных. Их изображения есть на гробницах, фресках, вазах. Назовите богов и животных, в виде которых их изображали? (приложение 2,  1 -Бастет ,богиня любви и  красоты (кошка)

                                                  2. Тот, бог мудрости, покровитель писцов (ибис)

                                                 3. Анубис, бог смерти с головой шакала

                                                 4. Осирис, бог плодородия, повелитель загробной

                                                  Жизни (голова сокола) 

  1. В конце  XIX века французский садовод Жозеф Монье озаботился прочностью бетонных горшков, которые при разрастании корневой системы растений разваливались. В 1867 г. он получил патент за свое изобретение, которое принесло ему не только материальную выгоду, но и славу изобретателя.
  1. Что изобрел Жозеф Монье? (железобетон)
  2. Предложите этапы получения нового материала. (обмотать железной проволокой бетонные горшки, замазать сверху бетоном, чтобы не ржавело железо)
  1. Чароит – один из самых интересных и уникальных камней, добывается только в России. Его называют «сиреневое чудо Сибири». Впервые  из чароита сделали главный приз IX Московского международного кинофестиваля (1975 г.) – земной шар из сиреневого минерала. Его получили создатели фильма «Дерсу Узала».  (приложение 3)
  1. Дайте две версии толкования названия «чароит» (река Чара, чары – очаровывает красотой)
  2. Какой химический элемент определяет фиолетовую окраску минерала (Mn)

Приложения

Приложение 1. Портрет кисти И. Репина

http://www.artsunlight.com/artist-photo/Ilya-Repin/portrait-of-dmitry-mendeleev-by-Ilya-Repin-122.jpg

Приложение 2.

http://cuvera.me/wp-content/uploads/2014/10/thoth.jpg http://img1.demotywatoryfb.pl/uploads/201404/1397232537_gyj2fg_600.jpg http://media.moddb.com/cache/images/groups/1/3/2392/thumb_620x2000/897348_kote-bozhestvenen.jpghttp://randazzosegreta.myblog.it/wp-content/uploads/sites/79887/2013/12/horus.jpg

                2                                  3                                1                                 4

Приложение 3

http://megaribolov.ru/images/siteimage/opisanie_vodoemov/opisanie_rek/reka_olekma/reka_Olekma_karta.jpg   6a7e4d2c9046

http://www.artfire.com/uploads/product/3/413/63413/3563413/3563413/large/wire_wrapped_lavender_charoite_and_amethyst_pendant_65ec2e5c.jpg

Портреты

http://idi.office42.ru/files/Image/birthday/february/zelinskiy.jpeg           http://smartnews.ru/storage/c/2013/09/04/1378311367_236111_90.jpg

Н.Д.Зелинский                                             Джон Дальтон

http://bio.1september.ru/2006/10/21.jpg           http://cdn.haberfx.net/images/photo/186202/8.jpg

 Ч.Дарвин                                                   Э.Дженер

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/267/90267434_start.jpg                          http://elementy.ru/images/eltpub/darwin_evolution_16_600.jpg

И.П.Павлов                                                Г.Мендель

http://assets9.classicfm.com/2009/49/borodin-1260354566-view-1.jpg                      http://esaulov.net/wp-content/uploads/2015/04/lom.jpg

А. Бородин                                                       М.Ломоносов

Используемые источники

  1. Баландин Б.Б.

1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных). – М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

  1. http://www.spletnik.ru/blogs/shtuki_i_fetishi/68602_charoit-sirenevoe-chudo-sibiri/comments/2?page=2
  2. http://www.peoples.ru/technics/designer/joseph_monier/
  3. http://finesell.ru/vse-kamni/charoit.html

 



Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)

Вариант ______

Часть А

А1       К химическим явлениям относится

  1. скисание молока
  2. таяние снега
  3. образование инея
  4. сжижение кислорода

А2       Степень окисления элемента в соединении равна –3, какому химическому элементу                                                              

Соответствует схема распределения электронов

  1. 2, 8, 3
  2. 2, 5
  3. 2, 8, 8, 2
  4. 2, 8, 6

А3       В ряду элементов Na – Mg – Al

  1. увеличивается число электронных слоев в атомах
  2. увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
  3. уменьшается число протонов в ядрах элементов
  4. уменьшается степень окисления элементов в оксидах

А4       Формула вещества с ковалентной неполярной связью

  1. SO3
  2. MgCl2
  3. H2O
  4. Br2

А5       Основной оксид, основание, соль соответственно располагаются в ряду

  1. CO2, H2CO3, CaCO3
  2. BaO, Ba(OH)2, BaCl2
  3. NO2, Mg(OH)2, HNO3
  4. SO2, Ca(OH)2, CaCO3

А6       Выберите реакцию замещения

  1. Na + Cl2 = 2 NaCl
  2. Ca(OH)2 +2HCl = CaCl2+ 2H2O
  3. Ca +2 H2O = Ca(OH)2 +H2
  4. 2Ag2O = 4Ag + O2

А7       В уравнении реакции между оксидом железа (III) и серной кислотой коэффициент

             Перед формулой серной кислоты равен

  1. 5
  2. 4
  3. 2
  4. 3

А8       В соответствии с сокращенным ионным уравнением Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 

           Взаимодействует пара электролитов

  1. CuCl2 и Ca(OH)2
  2. CuCO3 и NaOH
  3. CuSO4 и Fe(OH)2
  4. CuS и KOH

А9       С гидроксидом натрия взаимодействуют вещества группы

  1. CO2 и H2O
  2. FeCl3 и HNO3
  3. HCl  и MgO
  4. NaNO3 и H2SO4

А10      Какое количество вещества составляют 171 г сульфата алюминия

  1. 5 моль
  2. 1,39 моль
  3. 0,5 моль
  4. 0,05 моль

ЧАСТЬ В

В1      Установите соответствие между формулой вещества и названием

          Формула                      Название

  1. K2CO3                    А  сернистая кислота
  2. Mg(OH)2                Б   сульфит калия
  3. K2S                         В   сульфид калия
  4. H2SO3                     Г   гидроксид магния

                                     Д  карбонат калия

         Запишите последовательность букв в соответствии выбранным ответам      

          Без пробелов и запятых

В2      Установите соответствие между исходными веществами и продуктами                  

          Их взаимодействия

  1. N2O3 + KOH             А   Ba(OH)2 +H2
  2. Ba + H2O                   Б   NaCl + H2O
  3. HCl + NaOH              В  H2SO4
  4. SO2 + H2O                  Г  H2SO3

                                          Д  KNO2 + H2O

                                          Е   KNO3 + H2O

В3     Установите соответствие между формулой соединения cеры и ее  

          Степенью окисления

  1. SO2                              А   -2              Д   +6      
  2. K2SO4                          Б   +2              Е    +3
  3. Na2S                             В   +4
  4. MgSO3                         Г   +5

   

                          ЧАСТЬ С

С1    Запишите все уравнения реакций согласно цепочке превращений. Для

          Уравнения 4  напишите полное и сокращенное ионные уравнения.

                   1               2                         3                   4                       5

         Ba            BaO           Ba(OH)2             BaCl2           Ba(NO3)2           BaSO4

C2       На смесь цинка и меди массой 20 г подействовали избытком раствора соляной кислоты

            При этом выделилось 5,6 л газа (н.у.) Найдите массовую долю меди в смеси.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по естествознанию "Самый умный" для учащихся 9-11 классов

Игра может проводиться в рамках предметных фестивалей, недели естествознания, отдельных предметных недель (химия, физика, биология, геграфия). Рассматриваются варианты как с использванием мультимедийн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (интеллектуальная игра) по физике и информатике для учащихся 5-11 классов «Ералаш»

Данная игра проводилась в декабре 2011 года, в рамках проведения интеллектуальных игр на приз директора школы.В игре участвуют все классы школы с 5 по 11, по 6 человек от каждого класса.  В коман...

Интеллектуальная игра по химии и биологии.

Командная игра.Формирование коман(выбор капитана, названия, девиза).Вопросы по  химии.Ведущий задает каждой команде по 10 вопросов в быстром темпе.Конкурс капитанов.Дополнительные вопросы.В...

Интеллектуальная игра по химии и биологии "Просто герой"

Интегрированная, интеллектуальная игра по химии и биологии будет интересна как внеклассное мероприятие в рамках декады учителей естественно-математического цикла. Адаптированная разработка на основе и...

Разработка интеллектуальной игры по химии "Химический бой" среди учащихся 8-11 классов

Игра предназначена для учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных школ...

Открытый урок: "Интеллектуальная игра по химии и биологии"

Методическая разработка к открытому уроку "Интеллектуальная игра по химии и биологии". Материал используется во время проведения предметных недель в виде соревнований между командами групп 1...

Интеллектуальная игра по химии "СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» для учащихся 9-х классов

Оборудование: изображение подковы – символа викторины, песочные часы, камертон, табло, мешочек с бочонками, призы....