МОДУЛЬ «КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
план-конспект урока по химии на тему
Цель урока; опираясь на ранее полученные знания учащихся о неметаллах, привести их к пониманию различий в представлениях о кремнии как химическом элементе и кремнии как простом веществе; расширить знания о физических и химических свойствах кремния и его соединений, нахождении в природе, основных областях применения, акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, биологии, истории, развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kremnii.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДУЛЬ
«КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
Цели урока : опираясь на ранее полученные знания учащихся о неметаллах, привести их к пониманию различий в представлениях о кремнии как химическом элементе и кремнии как простом веществе; расширить знания о физических и химических свойствах кремния и его соединений, нахождении в природе, основных областях применения, акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, биологии, истории, развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.
Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, -- это деятельность» (Б.Шоу).
Реактивы и оборудование: силикагель, соляная кислота, раствор силиката натрия, стакан, фенолфталеин, кристаллы окрашенных солей, платочек, спиртовка, спички, ступка спестиком, толченое стекло, стеклянная палочка, медиапректор, экран, ПК.
В данный модуль входят пять учебных элементов:
УЭ-1. Постановочная часть урока.
УЭ-2. Кремний – химический элемент.
УЭ-3. Кремний – простое вещество.
УЭ-4. Соединения кремния.
УЭ-5. Тест.
УЭ-1.
Постановочная часть урока.
Цели: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить пути их достижения.
На экране название модуля: «Кремний и его соединения».
Сначала ставим учебные цели. Знакомим учащихся с содержанием модуля по карте самоконтроля и самооценки по данной теме и обращаем внимание учащихся на то, что они должны знать и уметь.(5 мин)
КАРТА САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ ПО ТЕМЕ « КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
Содержание | Что нужно знать | Что нужно уметь | Контрольные вопросы и задания | Источник информации |
Положение элемента кремния в периодической системе. Нахождение в природе. | Положение кремния в системе и особенности строения его атома | Дать сравнительную характеристику кремния по положению в периодической системе | 1.Какова распространенность кремния в природе? 2. В чем различие в строении атомов кремния и углерода? | Учебник, стр. 178-179 |
Кремний – простое вещество. Получение кремния в промышленности, физические свойства . | Основные физические свойства кремния. Способы получения. | Описывать физические свойства кремния и объяснять их. Называть способы получения кремния в промышленности. | 1.В виде каких соединений встречается в природе кремний? 2.Приведите реакции получения кремния в промышленности. 3.Кристаллическая решетка кремния. | Учебник, стр. 180-181, лекция |
Кремний– простое вещество. Химические свойства кремния: взаимодействие с металлами, щелочами, кислородом. | Важнейшие химические свойства кремния. | Составлять уравнения химических реакций кремния с металлами, щнлочами, кислородом. Составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций. | 1.Допишите уравнения реакций: Si + O2= Si + H2O + NaOH = Si + Mg = Объясните окислительно-восстановительные процессы. 2. Порошковую смесь кремния и графита массой 20 г обработали избытком концентрированного раствора едкого натра. При этом выделилось 5,6 л газа. Рассчитать массовую долю углерода в исходной смеси. | Учебник, стр. 180-181 |
Соединения кремния | Силан. Оксид кремния. Его свойства и строение. Кремниевая кислота и ее соли. | Составлять уравнения реакций оксида со щелочами, основными оксидами, карбонатом, магнием. | Допишите уравнения: SiO2 + NaOH = SiO2 + CaO = SiO2 + CaCO3 = SiO2 + Mg = | Учебник, стр. 181-184, 114 . |
Кремний – простое вещество. Применение кремния и его соединений. | Области применения кремния и его соединений. | Доказать преимущества применения кремния и его соединений для человека. | Важнейшие соединения кремния | Учебник, стр. 182-184. |
На каждой парте лежит схема-кластер: «Кремний – химический элемент. Кремний – простое вещество».
УЭ-2.
Кремний – химический элемент.
Цель: сформировать понятие о кремнии как химическом элементе.
Учащиеся в течение 10 мин работают по плану:
- Положение химического элемента кремния в периодической системе.
- Строение атома кремния.
- Нахождение кремния в природе (использовать табл.)
ЭЛЕМЕНТ | РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ПРИРОДЕ (мас. %) |
О Si AI Fe Са Na К Mg H Остальные элементы | 49 26 7 5 4 2 2 2 1 2 |
Часто говорят, что в организме человека содержится вся таблица химических элементов Д. И Менделеева . И это не далеко от истины: в организме человека обнаружено более 80 элементов. Кремний относится к так называемым примесным элементам; его содержание в организме человека крайне мало и составляет 0,001 %. Кремний обнаружен в печени, надпочечниках, волосах и хрусталике глаза. Кремний в организм человека поступает только через вдыхаемый пылеобразный диоксид. При повышенном содержании последнего в воздухе (в шахтах, на стекольных заводах) возникает тяжелое заболевание легких – силикоз. При этом заболевании в легких образуется гель, лишая их подвижности.
УЭ-3.
Кремний – простое вещество.
Цели: Сформировать понятие о кремнии как простом веществе, расширить знания о физических, химических свойствах азота, его нахождения в природе, основных областях применения.
Сообщаем учащимся историю открытия кремния.
Далее учащиеся обсуждают физические свойства кремния. Учитель сообщает дополнительную информацию, отсутствующую в учебнике:
- Кристаллическая решетка – атомная, как у алмаза, но менее прочная , так как атом кремния имеет больший радиус.
- Меньшая плотность(2,33 г см3), чем у алмаза (3,5)
- Мягче(7), чем алмаз (10)
- Более легкоплавок(1423), чем алмаз (1750)
- Полупроводник.
- Имеет две модификации: кристаллическая (как у алмаза) и аморфная.
Заполним схему-паучок «Физические свойства азота».
На изучение химических свойств кремния отводим 10 мин. Ученики работают с учебником.
Обращаем внимание учащихся на то, что азот может быть и окислителем, и восстановителем в зависимости от условий.
Получение кремния:
В промышленности: учебник, стр. 181.
УЭ-4.
Соединения кремния.
Цели :Познакомить учащихся с важнейшими соединениями кремния, их свойствами,
применением.
Ученики работают с учебником (10 мин).
Демонстрация опытов:
- Получение кремниевой кислоты.
- Растворение стекла в воде.
- Химические водоросли.
- Несгораемый платочек.
УЭ-5
Тест.
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о кремнии, выявить степень усвоения учащимися модуля «Кремний и его соединения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения
урок знакомит более подробно с оксидами, их применением, физическими и химическими свойствами. также даётся основное правило современной международной номенклатуры ...
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения
презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...
"Основные классы неорганических соединений. генетическая связь неорганических соединений"
Заключительный урок обобщения по химии в 8 классе...
Урок по теме "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения."
Открытый урок по химии по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения". с применением интерактивной приставки MIMIO...
Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.
Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза....
Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений.
Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений....