Рабочая программа по дисциплине "Химия"
учебно-методический материал по химии на тему

Яковлева Наталья Алексеевна

Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях СПО, реализующих программу среднего общего образования в рамках освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по химии для СПО214.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Краевое государственное бюджетное

 Профессиональное образовательное учреждение №11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине

«ХИМИЯ»

2014г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии  в учреждениях среднего  профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих в пределах реализации ППКРС. Рабочая программа разработана на основе примерной программы  учебной дисциплины Химия для профессий и специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ ФИРО от 2008 г.

Данная программа реализует программу среднего общего образования в рамках освоения программы ППКРС, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС  СПО.

Организация-разработчик:  Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение № 11 г. Комсомольск-на-Амуре

Разработчик: Яковлева Наталья Алексеевна преподаватель первой квалификационной категории КГБ ПОУ № 11

Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии

Естественно-научного цикла.

Протокол № ____от «____»_______201__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..….4            

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….7  

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ    

           ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………………….18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

      УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………….20                                                                

.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины Химия является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в  профессиональном образовательном учреждении № 11, реализующем образовательную программу среднего  общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по следующим профессиям:

Технический профиль:

15.01.30 «Слесарь»,

15.01.20 «Слесарь КИПа»

15.01.05  «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

23.01.07  «Машинист крана (крановщик)

11.01.08  «Оператор связи»

08.01.17 «Электромонтажник – наладчик»

23.01.03 «Автомеханик»

13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Программа учебной дисциплины может быть использована для профессий технического и естественнонаучного профилей профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общеобразовательный  цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В результате освоения дисциплины «Химия» обучающийся должен

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать/ понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося172часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося120часов;

самостоятельной работы обучающегося52часа.

Реализация программы содействует формированию у обучающихся общих компетенций, освоение которых проходит через

практика - ориентированное обучение.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её  

          достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый      

          контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести    

          ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного  

          выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в

          профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

          клиентами.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

172

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

120

в том числе:

лабораторные занятия

10

практические работы

13

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

Итоговая аттестация в форме                            

                                    зачёт

Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия

№ п/п

Наименование разделов и тем

Макс. учебнаянагруз-ка учащегося, час

Количество аудиторных часов

Самостоятельная

работа

учащего-ся, час

Всего

Теория

Лаб. работы

Практ. занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение

1

1

1

1.

Общая и неорганическая химия

94

69

55

6

8

25

1.1

Основные понятия и законы

7

5

4

1

2

1.2.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

12

9

8

1

3

1.3.

Строение вещества.

12

9

8

1

3

1.4.

Растворы. Электролитическая диссоциация

11

9

7

1

1

2

1.5.

Классификация неорганических соединений и их свойства

16

10

7

1

2

6

1.6.

Химические реакции

14

10

7

1

2

4

1.7.

Металлы и неметаллы

21

17

14

2

1

5

2.

Органическая химия

74

47

41

4

2

27

2.1.

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

9

7

6

1

2

2.2.

Углеводороды и их природные источники

30

18

16

1

1

12

2.3.

Кислородсодержащие органические соединения

21

14

13

1

7

2.4.

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

14

8

6

2

6

Зачет

3

3

3

Всего за курс обучения

172

120

97

10

13

52

2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы.

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

5

Введение

(1 час)

Научные методы познания веществ и химических явлений.

Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1

1

Раздел 1.

Общая и неорганическая химия

69+25(с.р)

Тема 1.1

Основные понятия и законы.

(7 часов)

Содержание учебного материала

4

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1,2

Практическая работа:

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1

2

Самостоятельная работа учащихся:

- «История открытия законов» (презентация, сообщение)

2

3

Тема 1.2

Строение атома. Периодический закон и периодическая система  Д. И. Менделеева.

(12 часов)

Содержание учебного материала

8

Периодический закон Д.И. Менделеева. 

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы.

Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали.

Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.

Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

1,2,3

Практическая работа:

Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

1

1,2

Самостоятельная работа учащихся:

- Открытие и строение атома. (кроссворд, презентация)

- История открытия периодического закона Д.И. Менделеева (презентация)

- Составление электронных электрографических формул атомов Х.Э.

3

2,3

Тема 1.3

Строение

вещества.

(12 часов)

Содержание учебного материала

8

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

1,2

Лабораторная работа:

Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.

1

2

Самостоятельная работа учащихся:

- Металлическая связь.(сообщение)

- Водородная связь.(сообщение)

- Изготовление коллекции дисперсных систем.

3

2,3

Тема 1.4

Растворы. Электролитическая диссоциация.

(11 часов)

Содержание учебного материала

7

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

1,2

Практическая работа:

Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества.

1

2

Лабораторная работа:

Приготовление раствора заданной концентрации.

1

2

Самостоятельная работа учащихся:

- Составление схем электролиза.

- решение задач

2

2

Тема 1.5

Классификация неорганических соединений и их свойства.

(16часов)

Содержание учебного материала

7

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.

Способы получения солей.Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

1,2,3

Лабораторная работа:

Гидролиз солей различного типа.

1

2

Практическая работа:

- Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз. Реакции  ионного обмена»

- Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

2

2

Самостоятельная работа учащихся:

- Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ. (составление уравнений)

- Составление уравнений гидролиза солей.  

- Кроссворд «Неорганические вещества».

- Применение солей, кислот в промышленности. (презентация, сообщение)

6

2

Тема 1.6

Химические реакции.

(14 часов)

Содержание учебного материала

7

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

1,2,3

Лабораторная работа:

Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

1

2

Практическая работа:

- Составление окислительно-восстановительных реакций методом

электронного баланса.

-  Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

2

2

Самостоятельная работа учащихся:

- Составление окислительно-восстановительных реакций.

- Характеристика химических реакций (упражнение)

- Ингибиторы, Катализаторы. (сообщения, презентация)

4

3

Тема 1.7

Металлы и неметаллы.

(22 часа)

Содержание учебного материала

14

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

1,2,3

Лабораторная работа:

- Решение экспериментальных задач.

- Сплавы чёрных и цветных металлов.

2

2

Практическая работа:

Решение расчетных задач по теме.

1

2

Самостоятельная работа учащихся:

- Решение задач

- Современные сплавы используемые в промышленности. (презентация, сообщение)

- Истории открытия известных сплавов.(презентация, сообщение)

5

3

Раздел 2

Органическая химия.

47+27(с.р.)

Тема 2.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

(9 часов)

Содержание учебного материала

6

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

1,2,3

Практическая работа:

Изготовление моделей  молекул   углеводородов

1

2

Самостоятельная работа учащихся:

- Классификация органических соединений.

- История органической химии (презентация, реферат, сообщение)

- Решение заданий по номенклатуре органических соединений

2

3

Тема 2.2

Углеводороды и их природные источники.

(30 часов)

Содержание учебного материала

16

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация.

Применение ацетилена на основе свойств.

Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

1,2,3

Практическая работа:

- Решение расчетных задач.

1

2

Лабораторная работа:

- Получение этилена и опыты с ним

1

2

Самостоятельная работа учащихся:

- Моделирование  - алканов. (составление молекул)

- Решение задач

- Генетическая связь по теме: Непредельные углеводороды.(составление уравнений)

- Генетическая связь превращения углеводородов. (составление уравнений)

- Экологические проблемы связанныес разливом нефти. (презентация, сообщение)

- История открытия каучука. Резина. ( презентация, сообщение. Реферат)

12

3

Тема 2.3

Кислородосодержащие органические соединения.

(21 час)

Содержание учебного материала

13

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола.Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту,восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.Мыла.

Углеводы.Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид.

1,2,3

Лабораторная работа:

Решение экспериментальных задач

1

2

Самостоятельная работа учащихся:

- Вред алкоголя  (презентация, сообщение)

- Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

- Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах (презентация, сообщение)

- Генетическая связь между органическими соединениями (составление уравнений)

- Качественное определение крахмала (исследовательская учебная  работа)

7

2,3

Тема 2.4

Азотсодержащие органические соединения.

(14 часов)

Содержание учебного материала

6

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки.Первичная, вторичная, третичная структуры белков.

Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.

Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы.

Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон.

Отдельные представители химических волокон.

1,2,3

Лабораторная работа:

- Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

- Распознавание пластмасс и волокон.

2

2

Самостоятельная работа учащихся:

- Азотсодержащие органические соединения  (по выбору. сообщения)

- Кроссворд « Органические вещества»

- Значение белка в рационе питания.( реферат, сообщение)

- Полимерные материалы в промышленности (сообщения)

6

2,3

ИТОГО:  172

120/52(с.р)

Уровни освоения учебного материала:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

      Реализация программы учебной дисциплины предполагает применение активных форм проведения занятий, выполнение лабораторно-практических работ, коллективных и парных форм занятий, нетрадиционных форм занятия, защиту  проектов и исследовательских работ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химия

Оборудование учебного кабинета:

Настенные стенды постоянной экспозиции:

«Таблица по правилам поведения в химическом кабинете»,

«Периодическая система Д.И. Менделеева»,

«Таблица растворимости»,

«Электрохимический ряд напряжений металлов».

Набор таблиц «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия»

Коллекции:«Волокна», «Нефть и продукты её переработки», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Пластмассы», «Металлы и сплавы», «Алюминий», «Каучук», «Стекло и изделия из стекла», «Топливо», «Основные виды промышленного сырья», «Школа твёрдости», набор атомов для составления молекул.

Портреты учёных-химиков.

Комплект реактивов и лабораторной посуды.

Технические средства обучения:

- Интерактивная доска;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя;

- мультимедиа проектор;

электронные носители информации:

CD ROM диск «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс».

CD ROM диск Общая химия. Демонстрационное поурочное планирование. – Волгоград: Учитель, 2007

CD ROM диск Химия элементов. Демонстрационное поурочное планирование. – Волгоград: Учитель, 2007

CD ROM диск Неорганическая химия. Демонстрационное поурочное планирование. – Волгоград: Учитель, 2007

CD ROM диск 1С репетитор. Химия, электронный учебник

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,

Интернет-ресурсов.

Основные источники:

Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М.: Дрофа, 2014. (Базовый уровень. Вертикаль ФГОС)

Габриелян О.С. Химия. 10 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М.: Дрофа, 2014. (Базовый уровень. Вертикаль ФГОС)

Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля:учебник/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов - М.: Издательский центр «Академия», 2012./2014.

Рудзитис Г.Е.  Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2014.

Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2013.

Дополнительные источники:

  1. Химия. 10 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. Теренина.- М.: Дрофа, 2005.
  2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Настольная книга учителя химии 10 класс. - М.: «Блик и К», 2001.
  3. Рябов М.А. Тесты по химии. 11 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень» - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  4. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по органической химии: Дидакт. материал: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1998.

Интернет-ресурсы:

  1. Репетитор по химии и биологии  http://repetitor-himii.ru/images/top_left0.jpg
  2. Занимательная химия   http://www.kristallikov.net/
  3. Рудзитис Г. Е. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 13-е изд. — М., 2009. — 191 с. : ил. http://edu-lib.net/himiya/rudzitis-g-e-himiya-neorganicheskaya-himiya-organicheskaya-himiya-9-klass
  4. Химия: учебное пособие для 11-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения (базовый и повышенный уровни) / И. Е. Шиманович и др.; под ред. И. Е. Шимановича. — 2-е изд., перераб. — Минск :Нар.асвета, 2008. — 367 с.:

http://edu-lib.net/himiya/shimanovich-i-e-himiya-uchebnoe-posobie-dlya-11-klassa-bazovyiy-i-povyishennyiy-urovni-onlayn

  1. Некрашевич И. В. Школьный репетитор. Химия. 8-11 класс. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.: ил. — (Серия «Школьный репетитор»).http://edu-lib.net/himiya/nekrashevich-i-v-shkolnyiy-repetitor-himiya-8-11-klass-onlayn
  2. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: химия / авт-сост. Левина Э. М. – СПб. :Тригон, 2007.http://edu-lib.net/himiya/ves-kurs-shkolnoy-programmyi-v-shemah-i-tablitsah-himiya-onlayn
  3. Химия: Учебно-методический журнал для учителей химии и естествознания. – №1, 2013. – 64 с. http://edu-lib.net/periodika/himiya-uchebno-metodicheskiy-zhurnal-dlya-uchiteley-himii-i-estestvoznaniya-1-2013-onlayn
  4. Гуревич П.А., Кабешов М.А. Органическая химия. Полезные сведения для школьников и учителей – теория, история, задачи и решения.// Под ред.члена-корреспондента РАН, профессора Синяшина О.Г. Издание 2-ое переработанное и дополненое. – Казань: РИЦ «Школа», 2004. – 348с.http://edu-lib.net/himiya/gurevich-p-a-kabeshov-m-a-organicheskaya-himiya-poleznyie-svedeniya-dlya-shkolnikov-i-uchiteley-teoriya-istoriya-zadachi-i-resheniya-onlayn

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Учащийся должен знать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- устный опрос

- контрольные задания,

-  химический диктант

-  тестовый контроль

-  выполнение карточек -заданий

-  лабораторные работы,

-  практические работы

основные законы химии:

сохранения массы веществ,

постоянства состава,

закон Авогадро,

периодический закон;

- решение задач

- самостоятельная работа

- устный опрос

- контрольные задания,

- практическая работа

основные теории химии:

химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- устный опрос

-  химический диктант

- самостоятельная работа

-  тестовый контроль

-  выполнение карточек -заданий

-  лабораторные работы,

-  практические работы

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

- устный опрос

- контрольные задания

- самостоятельная работа

-  химический диктант

-  тестовый контроль

-  выполнение карточек -заданий

-  лабораторные работы,

-  практические работы

- решения задач

Учащийся должен уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- тестирование

- химический диктант

- определение и составление названий по номенклатуре

- самостоятельная работа

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

-устный опрос

- самостоятельная работа

- тестирование

- выполнение карточек -заданий

- лабораторные работы,

- практические работы

- решения задач

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- устный опрос

- тестирование

- выполнение карточек -заданий

- лабораторные работы,

- практические работы

- самостоятельная работа

- решения задач

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

- устный опрос

- тестирование

- выполнение карточек -заданий

- лабораторные работы,

- практические работы

- самостоятельная работа

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- Лабораторные работы,

- Практические работы

- решения задач

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (печатных изданий, компьютерных баз данных, Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

- презентации

- Поиск информации и её обработка

- рефераты

- сообщения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

*определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

*экологически грамотного поведения в окружающей среде и оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

*безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

*приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- Лабораторные работы,

- Практические работы

- Составление презентаций

- рефераты

- Сообщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...