Рабочая программа по дисциплине "Химия"
учебно-методический материал по химии на тему
Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях СПО, реализующих программу среднего общего образования в рамках освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по химии для СПО | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение №11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
«ХИМИЯ»
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих в пределах реализации ППКРС. Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Химия для профессий и специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ ФИРО от 2008 г.
Данная программа реализует программу среднего общего образования в рамках освоения программы ППКРС, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение № 11 г. Комсомольск-на-Амуре
Разработчик: Яковлева Наталья Алексеевна преподаватель первой квалификационной категории КГБ ПОУ № 11
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии
Естественно-научного цикла.
Протокол № ____от «____»_______201__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..….4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….7
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………………….18
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………….20
.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Химия является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональном образовательном учреждении № 11, реализующем образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по следующим профессиям:
Технический профиль:
15.01.30 «Слесарь»,
15.01.20 «Слесарь КИПа»
15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
23.01.07 «Машинист крана (крановщик)
11.01.08 «Оператор связи»
08.01.17 «Электромонтажник – наладчик»
23.01.03 «Автомеханик»
13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Программа учебной дисциплины может быть использована для профессий технического и естественнонаучного профилей профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В результате освоения дисциплины «Химия» обучающийся должен
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать/ понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося172часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося120часов;
самостоятельной работы обучающегося52часа.
Реализация программы содействует формированию у обучающихся общих компетенций, освоение которых проходит через
практика - ориентированное обучение.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её
достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 172 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 120 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 10 |
практические работы | 13 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 52 |
Итоговая аттестация в форме зачёт |
Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макс. учебнаянагруз-ка учащегося, час | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа учащего-ся, час | |||
Всего | Теория | Лаб. работы | Практ. занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Введение | 1 | 1 | 1 | ||||
1. | Общая и неорганическая химия | 94 | 69 | 55 | 6 | 8 | 25 |
1.1 | Основные понятия и законы | 7 | 5 | 4 | 1 | 2 | |
1.2. | Строение атома. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева. | 12 | 9 | 8 | 1 | 3 | |
1.3. | Строение вещества. | 12 | 9 | 8 | 1 | 3 | |
1.4. | Растворы. Электролитическая диссоциация | 11 | 9 | 7 | 1 | 1 | 2 |
1.5. | Классификация неорганических соединений и их свойства | 16 | 10 | 7 | 1 | 2 | 6 |
1.6. | Химические реакции | 14 | 10 | 7 | 1 | 2 | 4 |
1.7. | Металлы и неметаллы | 21 | 17 | 14 | 2 | 1 | 5 |
2. | Органическая химия | 74 | 47 | 41 | 4 | 2 | 27 |
2.1. | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 9 | 7 | 6 | 1 | 2 | |
2.2. | Углеводороды и их природные источники | 30 | 18 | 16 | 1 | 1 | 12 |
2.3. | Кислородсодержащие органические соединения | 21 | 14 | 13 | 1 | 7 | |
2.4. | Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 14 | 8 | 6 | 2 | 6 | |
Зачет | 3 | 3 | 3 | ||||
Всего за курс обучения | 172 | 120 | 97 | 10 | 13 | 52 | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы. | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 5 |
Введение (1 час) | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | 1 | 1 |
Раздел 1. | Общая и неорганическая химия | 69+25(с.р) | |
Тема 1.1 Основные понятия и законы. (7 часов) | Содержание учебного материала | 4 | |
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 1,2 | ||
Практическая работа: Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - «История открытия законов» (презентация, сообщение) | 2 | 3 | |
Тема 1.2 Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. (12 часов) | Содержание учебного материала | 8 | |
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 1,2,3 | ||
Практическая работа: Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. | 1 | 1,2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Открытие и строение атома. (кроссворд, презентация) - История открытия периодического закона Д.И. Менделеева (презентация) - Составление электронных электрографических формул атомов Х.Э. | 3 | 2,3 | |
Тема 1.3 Строение вещества. (12 часов) | Содержание учебного материала | 8 | |
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 1,2 | ||
Лабораторная работа: Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Металлическая связь.(сообщение) - Водородная связь.(сообщение) - Изготовление коллекции дисперсных систем. | 3 | 2,3 | |
Тема 1.4 Растворы. Электролитическая диссоциация. (11 часов) | Содержание учебного материала | 7 | |
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | 1,2 | ||
Практическая работа: Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества. | 1 | 2 | |
Лабораторная работа: Приготовление раствора заданной концентрации. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Составление схем электролиза. - решение задач | 2 | 2 | |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства. (16часов) | Содержание учебного материала | 7 | |
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.Гидролиз солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | 1,2,3 | ||
Лабораторная работа: Гидролиз солей различного типа. | 1 | 2 | |
Практическая работа: - Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз. Реакции ионного обмена» - Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ. (составление уравнений) - Составление уравнений гидролиза солей. - Кроссворд «Неорганические вещества». - Применение солей, кислот в промышленности. (презентация, сообщение) | 6 | 2 | |
Тема 1.6 Химические реакции. (14 часов) | Содержание учебного материала | 7 | |
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 1,2,3 | ||
Лабораторная работа: Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. | 1 | 2 | |
Практическая работа: - Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. - Скорость химических реакций. Химическое равновесие. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Составление окислительно-восстановительных реакций. - Характеристика химических реакций (упражнение) - Ингибиторы, Катализаторы. (сообщения, презентация) | 4 | 3 | |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы. (22 часа) | Содержание учебного материала | 14 | |
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 1,2,3 | ||
Лабораторная работа: - Решение экспериментальных задач. - Сплавы чёрных и цветных металлов. | 2 | 2 | |
Практическая работа: Решение расчетных задач по теме. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Решение задач - Современные сплавы используемые в промышленности. (презентация, сообщение) - Истории открытия известных сплавов.(презентация, сообщение) | 5 | 3 | |
Раздел 2 | Органическая химия. | 47+27(с.р.) | |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. (9 часов) | Содержание учебного материала | 6 | |
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 1,2,3 | ||
Практическая работа: Изготовление моделей молекул углеводородов | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Классификация органических соединений. - История органической химии (презентация, реферат, сообщение) - Решение заданий по номенклатуре органических соединений | 2 | 3 | |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники. (30 часов) | Содержание учебного материала | 16 | |
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 1,2,3 | ||
Практическая работа: - Решение расчетных задач. | 1 | 2 | |
Лабораторная работа: - Получение этилена и опыты с ним | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Моделирование - алканов. (составление молекул) - Решение задач - Генетическая связь по теме: Непредельные углеводороды.(составление уравнений) - Генетическая связь превращения углеводородов. (составление уравнений) - Экологические проблемы связанныес разливом нефти. (презентация, сообщение) - История открытия каучука. Резина. ( презентация, сообщение. Реферат) | 12 | 3 | |
Тема 2.3 Кислородосодержащие органические соединения. (21 час) | Содержание учебного материала | 13 | |
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола.Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту,восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.Мыла. Углеводы.Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза → полисахарид. | 1,2,3 | ||
Лабораторная работа: Решение экспериментальных задач | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Вред алкоголя (презентация, сообщение) - Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы. - Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах (презентация, сообщение) - Генетическая связь между органическими соединениями (составление уравнений) - Качественное определение крахмала (исследовательская учебная работа) | 7 | 2,3 | |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. (14 часов) | Содержание учебного материала | 6 | |
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки.Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 1,2,3 | ||
Лабораторная работа: - Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. - Распознавание пластмасс и волокон. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся: - Азотсодержащие органические соединения (по выбору. сообщения) - Кроссворд « Органические вещества» - Значение белка в рационе питания.( реферат, сообщение) - Полимерные материалы в промышленности (сообщения) | 6 | 2,3 | |
ИТОГО: 172 | 120/52(с.р) |
Уровни освоения учебного материала:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация программы учебной дисциплины предполагает применение активных форм проведения занятий, выполнение лабораторно-практических работ, коллективных и парных форм занятий, нетрадиционных форм занятия, защиту проектов и исследовательских работ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химия
Оборудование учебного кабинета:
Настенные стенды постоянной экспозиции:
«Таблица по правилам поведения в химическом кабинете»,
«Периодическая система Д.И. Менделеева»,
«Таблица растворимости»,
«Электрохимический ряд напряжений металлов».
Набор таблиц «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия»
Коллекции:«Волокна», «Нефть и продукты её переработки», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Пластмассы», «Металлы и сплавы», «Алюминий», «Каучук», «Стекло и изделия из стекла», «Топливо», «Основные виды промышленного сырья», «Школа твёрдости», набор атомов для составления молекул.
Портреты учёных-химиков.
Комплект реактивов и лабораторной посуды.
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя;
- мультимедиа проектор;
электронные носители информации:
CD ROM диск «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс».
CD ROM диск Общая химия. Демонстрационное поурочное планирование. – Волгоград: Учитель, 2007
CD ROM диск Химия элементов. Демонстрационное поурочное планирование. – Волгоград: Учитель, 2007
CD ROM диск Неорганическая химия. Демонстрационное поурочное планирование. – Волгоград: Учитель, 2007
CD ROM диск 1С репетитор. Химия, электронный учебник
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,
Интернет-ресурсов.
Основные источники:
Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М.: Дрофа, 2014. (Базовый уровень. Вертикаль ФГОС)
Габриелян О.С. Химия. 10 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М.: Дрофа, 2014. (Базовый уровень. Вертикаль ФГОС)
Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля:учебник/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов - М.: Издательский центр «Академия», 2012./2014.
Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2014.
Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2013.
Дополнительные источники:
- Химия. 10 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. Теренина.- М.: Дрофа, 2005.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Настольная книга учителя химии 10 класс. - М.: «Блик и К», 2001.
- Рябов М.А. Тесты по химии. 11 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень» - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по органической химии: Дидакт. материал: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
Интернет-ресурсы:
- Репетитор по химии и биологии http://repetitor-himii.ru/images/top_left0.jpg
- Занимательная химия http://www.kristallikov.net/
- Рудзитис Г. Е. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 13-е изд. — М., 2009. — 191 с. : ил. http://edu-lib.net/himiya/rudzitis-g-e-himiya-neorganicheskaya-himiya-organicheskaya-himiya-9-klass
- Химия: учебное пособие для 11-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения (базовый и повышенный уровни) / И. Е. Шиманович и др.; под ред. И. Е. Шимановича. — 2-е изд., перераб. — Минск :Нар.асвета, 2008. — 367 с.:
- Некрашевич И. В. Школьный репетитор. Химия. 8-11 класс. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.: ил. — (Серия «Школьный репетитор»).http://edu-lib.net/himiya/nekrashevich-i-v-shkolnyiy-repetitor-himiya-8-11-klass-onlayn
- Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: химия / авт-сост. Левина Э. М. – СПб. :Тригон, 2007.http://edu-lib.net/himiya/ves-kurs-shkolnoy-programmyi-v-shemah-i-tablitsah-himiya-onlayn
- Химия: Учебно-методический журнал для учителей химии и естествознания. – №1, 2013. – 64 с. http://edu-lib.net/periodika/himiya-uchebno-metodicheskiy-zhurnal-dlya-uchiteley-himii-i-estestvoznaniya-1-2013-onlayn
- Гуревич П.А., Кабешов М.А. Органическая химия. Полезные сведения для школьников и учителей – теория, история, задачи и решения.// Под ред.члена-корреспондента РАН, профессора Синяшина О.Г. Издание 2-ое переработанное и дополненое. – Казань: РИЦ «Школа», 2004. – 348с.http://edu-lib.net/himiya/gurevich-p-a-kabeshov-m-a-organicheskaya-himiya-poleznyie-svedeniya-dlya-shkolnikov-i-uchiteley-teoriya-istoriya-zadachi-i-resheniya-onlayn
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Учащийся должен знать: важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; | - устный опрос - контрольные задания, - химический диктант - тестовый контроль - выполнение карточек -заданий - лабораторные работы, - практические работы |
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, закон Авогадро, периодический закон; | - решение задач - самостоятельная работа - устный опрос - контрольные задания, - практическая работа |
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; | - устный опрос - химический диктант - самостоятельная работа - тестовый контроль - выполнение карточек -заданий - лабораторные работы, - практические работы |
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; | - устный опрос - контрольные задания - самостоятельная работа - химический диктант - тестовый контроль - выполнение карточек -заданий - лабораторные работы, - практические работы - решения задач |
Учащийся должен уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; | - тестирование - химический диктант - определение и составление названий по номенклатуре - самостоятельная работа |
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; | -устный опрос - самостоятельная работа - тестирование - выполнение карточек -заданий - лабораторные работы, - практические работы - решения задач |
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; | - устный опрос - тестирование - выполнение карточек -заданий - лабораторные работы, - практические работы - самостоятельная работа - решения задач |
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; | - устный опрос - тестирование - выполнение карточек -заданий - лабораторные работы, - практические работы - самостоятельная работа |
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; | - Лабораторные работы, - Практические работы - решения задач |
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (печатных изданий, компьютерных баз данных, Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; | - презентации - Поиск информации и её обработка - рефераты - сообщения |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; *определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; *экологически грамотного поведения в окружающей среде и оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; *безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; *приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; | - Лабораторные работы, - Практические работы - Составление презентаций - рефераты - Сообщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...