Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
материал по химии на тему

Иванинская Зоя Николаевна

Цель спектакля:

-  сформировать у учащихся интерес и гордость к жизни и деятельности русского ученого Д.И.Менделеева.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Цель:

-  сформировать у учащихся интерес и гордость к жизни и деятельности русского ученого Д.И.Менделеева.

Тип:

-  музыкально-литературная композиция

Оборудование:

  • портреты Д.И.Менделеева
  • фотографии его отца, матери, дочери;
  • картины : Куинджи «Ночь на Днепре» и др.,  Крамского, Шишкина;
  • фотографии: Бородина, Глинки, Чайковского, Бетховена, Верди;

Пплакаты:

  1.  «Я знак бессмертия себе воздвигнул» М.В.Ломоносов
  2. «Сам удивляюсь, что я только не делывал в своей научной жизни». Д.И.Менделеев
  3. «Отец так же дышал искусством, как и наукой, которые считал двумя сторонами единого нашего устремления к красоте, к вечной гармонии к высшей правде».

Музыкальные композиции: Бородина, Чайковского, Глинки, Бетховена, Верди.

Химическое оборудование и реактивы:

Сцена 1.

Музыкальное вступление: /волшебная музыка Чайковского или Бородина/.

На сцене: два стола с разных сторон и демонстрируется работа ученых в белых халатах.

Опыт №1. «Звездный дождь».

Опыт №2. «Вулкан».

Опыт №3. Получение вина, молока и газировки.

  1. Какое разнообразие веществ? Каждое вещество со своими свойствами.
  2. Как разобраться в этом многообразии? Как найти сущность этих процессов?
  3. Где хранится тайна, объединяющая все эти вещества в единое целое?
  4. Ответить на эти и многие другие вопросы смог наш русский ученый Д.И.Менделеев.

  1. Мир сложен

он полон событий, сомнений и тайн бесконечных,

и сильных догадок.

Как чудо Природы

Является Гений и в хаосе этом находит порядок.

  1. Каким он был? Что он любил?
  2. Ответить на эти вопросы нам помогут воспоминания, письма, стихи современников, друзей и близких ученого.

Музыкальная пауза № 2 (Моцарт «Симфония № 40).

  1. Д.И. Менделеев родился  27 января 1834 года в г. Тобольске. В большой, дружной и интеллигентной семье рос будущий ученый.
  1. Родители все сделали для обучения сына. Пройдут года и свою работу «Исследование водных растворов по удельному весу» он посвятит маме Марии Дмитриевне Менделеевой.

Менделеев:       Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, воспитала примером, исправляла любовью и чтобы отдать науке, вывезла из Сибири тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать самообольщения, настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать Божескую или научную правду.

  1. И завет матери был выполнен.
  2. «Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди…»

  1. 1 марта (2014 г.) исполнится 145 лет со дня открытия Д.И.Менделеевым Периодического закона.  Открытию  закона предшествовала большая работа.
  1. Мир состоит из элементов (в то время знали 60) А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.
  2. Но не гадал, а верил он: «Тут должен, должен быть закон!» Упрямо он искал решенье. Был труд,  надежда и терпенье и верил в то, что он найдет!
  3. Открытию закона предшествовала работа над книгой для студентов Петербургского университета «Основы химии».
  4. Д.И. Менделеев так говорит об этой книге:

Менделеев:   «Основы химии – любимое дитя мое. В них мой опыт педагога и мои задушевные мысли».

  1. Академик Александр Александрович Байлов о работе «Основы химии» говорит:

Академик: -         Эта работа воплотила в себя Периодический закон – это памятник, который по силе своего замысла по совершенству выполнения и глубине мысли является таким же величайшим проявлением человеческого гения как «Божественная комедия» Данте, как «Страшный суд» Микелеанджело, как «Девятая симфония» Бетховена.

Сцена № 2.

Музыкальная пауза № 3. (Бетховен, соната № 3)

(Д.И. Менделеев за столом, думает, пишет, дремлет)

 I.

Весь мир большой жара и стужа,

Планет круженье, свет зари,

Все что, что видим мы снаружи

Законом связано внутри!

Найдется ль правило простое, чтоб целый мир объединить,

Таблицу Менделеев строит,

Природы ищет Алфавит!

 II.

(Выходят химические знаки Al,  Na, K, F,  Be, H, Li, C   с бенгальскими огнями).

То кружились,

То мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались,

То  пылали,

То шипели,

То сверкали,

То в покое пребывали:

Al,  Na, K, F,  Be, H, Li, C

Перепутались все свойства –

Недалеко до беды!

III.

Вдруг, команда:

  • стройся, войско!

Стали строиться в ряды.

Во втором ряду волненье;

Все боятся окисленья.

Li

Поглядите!

 IV.

Злится литий.

Li

Фтор ужасный окислитель,

Я не встану в этот  ряд!

Пусть другие здесь горят!

 I.

И берилий мрачно мыслит…

Be

Кислород нас всех окислит!

И, простите, за повтор:

Как несносен этот ФТОР!.

 II

Бор кивает головой,

Но не рвется сразу в бой.

III

И АЗОТ не лезет в спор,

Но зато взорвался ФТОР:

F

-Ах! Так мы для вас не кара?

Кислород, поддай им жару!

Окисляй! За мной! Вперед!

С

Стойте!

 IV.

Крикнул углерод.

С

Я и уголь, и алмаз,

Из них я и за вас»

Я сражаться не горю,

Я вас лучше помирю!

Встану я посередине.

 I

Третий ряд! Трубите сбор!

Na, Mg, Al, Si, P,S, Cl

(показывает указкой по таблице).

По порядку по закону

элементы встали в ряд.

 II.

И выходит, что в колонну все похожие стоят.

Кремний встал под углеродом,

Сера схожа с кислородом,

Алюминий встал под бор –

Замечательный подбор!

Ряд пристраивают к ряду,

А рядов то – десять кряду!

III

Металлы под металлами,

Едкие под едкими,

Ковкие под ковкими,

По порядку все стоит!

Вот Природы Алфавит!

(знаки уходят, входит ученый в белом халате, работает у стола, на нем колбы, весы, пробирки)

 IV.

Вокруг Периодического закона вскоре же после его открытия развернулась острая борьба, больно отразившаяся на душевном состоянии Д.И. Менделеева .

 I

Сторонников у него сначала было очень мало, даже среди русских химиков. Противников же – много, особенно в Германии и Англии. К ним относились Бунзан в Германии, Зинин в России, Нильсон и Петерсон в Швеции.

 II

Вот как-то раз узнали ученые всех стран

Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали)

Открыл Буабордан.

Довольный и счастливый

Рассматривал металл,

Но писем из России

Никак не ожидал

Б.

III

От русского ученого?

Ошибся я! Слыхали?

-  Француз был удивлен –

В глаза не видел галлий,

А свойства знает он !

Вес высчитал удельный

Точней чем я в стрократ

Какой-то Менделеев

Еще пять лет назад!

III

Глаза его сверкали,

Топорщились усы

Но вот металл свой галлий

Он кинул на весы.

 IV

Ответ в Россию мчится:

Буабордан:

« Прекрасная Таблица,

Я вами восхищен!

Проверен мной практически

Закон периодический

И я категорически

Приветствую Закон!»

 I

М.

Этот закон и теперь,

Спустя 135 лет остается самым важным законом химии. Он позволяет разобраться в огромном многообразии явлений, с которыми мы встречаемся в природе.

- «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает»

Сцена № 3

Музыкальная пауза (Вивальди)

(На фоне гостиной)

 I

По воспоминаниям жены Дмитрия Ивановича, Анны Ивановны Менделеевой.

А.И.

  • Самое характерное в нем:  грива длинных пушистых волос вокруг высокого белого лба, очень выраженного и подвижного и ясные синие проникновенные глаза. Манеры, разговор и жесты его были очень оригинальные и своеобразные. При разговоре он всегда жестикулировал. Широкие быстрые и нервные движения рук отвечали всегда его настроению.

 II

Жизнь подарила Д.И. Менделееву встречу со многими замечательными и интересными людьми.

А.А.Блок не раз отмечал:

Блок

Д.И. Менделеев – это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности.

III

В письмах к Л.Д. Менделеевой он писал: (Любовь Дмитриевна читает письмо):

Л.Д.

«Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самые полные. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть все и такое впечатление он и производит.

М.

Всю жизнь я посвятил «трем службам Родины» «Первая служба» на поприще научном, вторая – в деле содействия экономическому развитию России, а третья – на ниве просвещения.

 IV

Д.И. Менделеев имел большой педагогический опыт

М.

Начав  1855 год с учительства в Симферопольской гимназии я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов, прежде всего, в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общую русскую»

 I

Научные академии Лондона, Рима, Бельгии, Парижа, Берлина, Бостона избрали Д.И. Менделеева членом своих обществ.

 II

Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавание в гимназии г. Симферополя

М.

Симферополь оказался неприглядным, захолустным городом: 3-4 прямые и широкие улицы да 5-6 узких и кривых. Всюду, куда не глянешь – лазареты, страшнейшая дороговизна и  теснота.

III

Дальнейшее преподавание Д.И. Менделеев продолжил в г. Одессе, во  II кадетском корпусе, в Инженерной Академии, в Институте путей сообщения, в технологическом институте и Университете.

М.

Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов и встречая их всегда слушал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность.

Озоровская  (ученица Менделеева).

Речь Д.И. Менделеева представляла собой чудо: на глазах у слушателей из зерен мыслей вырастали могучие стволы, ветвились, сходились вершинами, буйно цвели и слушатели заваливались золотыми плодами.

 IV

Так вспоминает его ученица Озоровская Людмила Николаевна, работающая с Д.И. Менделеевым в палате мер и весов.

Профессор Чугаев

Из всех признаков,  отличающих гениальность

 - два, кажется, являются наиболее показательными : это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и,  во- вторых, способность к резким скачкам мысли.  Благодаря этим способностям из Менделеева и получился гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области  гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных областях химической технологии.

 IV

– писал его ученик, известный химик, профессор Леонид Александрович Чугаев

 I

Д.И. Менделеев глубоко сознавал, какое знание имеет в обучении качественный учебник, и создал прекрасный труд «Основы химии».

М.

«Основы» – любимое дитя мое. В них мой образ, мой опыт педагога, мои задушевные мысли.

 II

Более 100 лет этот учебник оставался настольной книгой химика, переиздавался 13 раз. В этой книге обширен не только фактический и теоретический материал, но уделяется внимание идеям философии, осуществляется связь с производством и техникой и другими науками.

Музыкальная пауза (Чайковский) Сентиментальный вальс

(под него танцуют две пары и меняются участники)

Сын

Отец также дышал искусством, как и наукой, которые считал двумя сторонами единого нашего устремления к красоте, к вечной гармонии, к высшей правде.

 I

Вопросы искусства были близки Д.И. Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки, а народное начало, вложенное в его натуру находило отзвук в содержании искусства передвижников, с которыми он часто общался.

 II

Молодежные пятницы, которые Д.И. Менделеев проводил у себя дома вскоре превратились в литературно-художественные «среды» с приглашением известных художников, литераторов, ученых.

III

На средах бывали постоянно все передвижники- Крамской, Репин, Ярошенко, Васнецовы, Суриков, Шишкин, Куинджи. Из профессоров университета чаше других – Бекетов, Меншуткин, Вагнер. В его доме на вечерах звучали стихи, исполнялись музыкальные произведения.

(исполнение романса)

 IV

В семейном имении Д.И. Менделеева Воблово был организован домашний театр, где ставили сцены из Гамлета и других произведений Шекспира.

 I

Гамлета играл А.А. Блок, живущий в соседнем имении Шахматово, роль Офелии исполняла старшая дочь Менделеева Любовь Дмитриевна, которая и стала женой А.А.Блока.

 II

С Л.Д. Менделеевой связано большинство юношеских и много поздних стихов Блока, включенных в цикл «Стихи о прекрасной даме»

Блок:

О доблести, о подвигах,  о славе…

я забывал на горестной земле,

когда твое лицо в простой оправе

передо мной сияло на столе.

Но час настал, ты ушла из жома

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни,  крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем

И звал тебя как молодость свою

Я звал тебя, но ты не оглянулась

Я слезы лил, но ты не снизошла,

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты,  нежная, нашла…

Я крепко сплю

Мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе

Все миновало, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей  рукой убрал я со стола.

III

Д.И. Менделеев любил и понимал искусство, публиковал рецензии на картины, понимал живопись и ценил ее.

 IV

О картине Куинджи «Ночь на Днепре» он говорил:

М.

Века наши будут когда-нибудь характеризоваться появлением естествознания в науке и пейзаже, в искусстве.

 I

Встречи художников-передвижников и Д.И. Менделеева были встречами единомышленников

 II

На менделеевских средах много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки подчас серьезной обстановки Д.И. Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации.

М.

  • Курение – это вред, батюшка!

Репин

(курит трубку) – Да, полноте Вам,

М.

  • Не верите?
  • А вот смотрите!

(опыт. Дым без огня)

М.

Я собрал весь дым, который мог быть через 5 минут в ваших легких.

III

Как бы ми не старались и сколько бы  не сказали о Д.И. Менделееве, всегда остается ощущение недосказанности и неудовлетворенности.

III

Проникнемся благоговением к священной памяти нашего гениального учителя и, принося ему сердечное спасибо, ему - отдавшему все свои силы и Родине и всему человечеству,  пожелаем чтобы будущие благодарные поколения  из века в век, из рода в род, сохранили об этом славном, дорогом  имени воспоминание светлое и чистое.

Музыкальное произведение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция "Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева" (конспект и презентация).

В конспекте сценария подробно описаны все этапы жизни Д.И.Менделеева. Представлены его разносторонние увлечения, научные труды и заслуги перед Отечеством. К конспекту сценария прилагается презентация....

Жизнь и деятельность Менделеева Д.И.

Наглядное пособие к уроку о Д.И. Менделееве или для внеклассной работы по предмету...

"Жизнь и деятельность Дмитрия Ивановича Менделеева" (статья)

Статья "Жизнь и деятельность Дмитрия Ивановича Менделеева"...

«Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов»

Разработка внеурочного мероприятия «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов» (химический марафон)....

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

Уважаемые коллеги! Материал о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева вы можете использовать для оформления стенда...

Презентация по химии на тему: "Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева." (8 класс)

Презентация по химии на тему: "Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева." (8 класс)...

Жизнь и деятельность Д.И,Менделеева

При изучении темы:" Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева" в классе на информационном стенде размещаю информацию о жизни и деятельности Д.И. Менделеева.  И там же ...