Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
материал по химии на тему
Цель спектакля: | - сформировать у учащихся интерес и гордость к жизни и деятельности русского ученого Д.И.Менделеева.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для подготовки требуется музыкальное оформление | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Цель: | - сформировать у учащихся интерес и гордость к жизни и деятельности русского ученого Д.И.Менделеева. |
Тип: | - музыкально-литературная композиция |
Оборудование: |
|
Пплакаты:
- «Я знак бессмертия себе воздвигнул» М.В.Ломоносов
- «Сам удивляюсь, что я только не делывал в своей научной жизни». Д.И.Менделеев
- «Отец так же дышал искусством, как и наукой, которые считал двумя сторонами единого нашего устремления к красоте, к вечной гармонии к высшей правде».
Музыкальные композиции: Бородина, Чайковского, Глинки, Бетховена, Верди.
Химическое оборудование и реактивы:
Сцена 1.
Музыкальное вступление: /волшебная музыка Чайковского или Бородина/.
На сцене: два стола с разных сторон и демонстрируется работа ученых в белых халатах.
Опыт №1. «Звездный дождь».
Опыт №2. «Вулкан».
Опыт №3. Получение вина, молока и газировки.
- Какое разнообразие веществ? Каждое вещество со своими свойствами.
- Как разобраться в этом многообразии? Как найти сущность этих процессов?
- Где хранится тайна, объединяющая все эти вещества в единое целое?
- Ответить на эти и многие другие вопросы смог наш русский ученый Д.И.Менделеев.
- Мир сложен
он полон событий, сомнений и тайн бесконечных,
и сильных догадок.
Как чудо Природы
Является Гений и в хаосе этом находит порядок.
- Каким он был? Что он любил?
- Ответить на эти вопросы нам помогут воспоминания, письма, стихи современников, друзей и близких ученого.
Музыкальная пауза № 2 (Моцарт «Симфония № 40).
- Д.И. Менделеев родился 27 января 1834 года в г. Тобольске. В большой, дружной и интеллигентной семье рос будущий ученый.
- Родители все сделали для обучения сына. Пройдут года и свою работу «Исследование водных растворов по удельному весу» он посвятит маме Марии Дмитриевне Менделеевой.
Менделеев: Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, воспитала примером, исправляла любовью и чтобы отдать науке, вывезла из Сибири тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать самообольщения, настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать Божескую или научную правду.
- И завет матери был выполнен.
- «Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди…»
- 1 марта (2014 г.) исполнится 145 лет со дня открытия Д.И.Менделеевым Периодического закона. Открытию закона предшествовала большая работа.
- Мир состоит из элементов (в то время знали 60) А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.
- Но не гадал, а верил он: «Тут должен, должен быть закон!» Упрямо он искал решенье. Был труд, надежда и терпенье и верил в то, что он найдет!
- Открытию закона предшествовала работа над книгой для студентов Петербургского университета «Основы химии».
- Д.И. Менделеев так говорит об этой книге:
Менделеев: «Основы химии – любимое дитя мое. В них мой опыт педагога и мои задушевные мысли».
- Академик Александр Александрович Байлов о работе «Основы химии» говорит:
Академик: - Эта работа воплотила в себя Периодический закон – это памятник, который по силе своего замысла по совершенству выполнения и глубине мысли является таким же величайшим проявлением человеческого гения как «Божественная комедия» Данте, как «Страшный суд» Микелеанджело, как «Девятая симфония» Бетховена.
Сцена № 2.
Музыкальная пауза № 3. (Бетховен, соната № 3)
(Д.И. Менделеев за столом, думает, пишет, дремлет)
I. | Весь мир большой жара и стужа, Планет круженье, свет зари, Все что, что видим мы снаружи Законом связано внутри! Найдется ль правило простое, чтоб целый мир объединить, Таблицу Менделеев строит, Природы ищет Алфавит! | |||
II. | (Выходят химические знаки Al, Na, K, F, Be, H, Li, C с бенгальскими огнями). | |||
То кружились, То мелькали, То водили хоровод, То взрывались, То пылали, То шипели, То сверкали, То в покое пребывали: Al, Na, K, F, Be, H, Li, C Перепутались все свойства – Недалеко до беды! | ||||
III. | Вдруг, команда:
Стали строиться в ряды. Во втором ряду волненье; Все боятся окисленья. | |||
Li | Поглядите! | |||
IV. | Злится литий. | |||
Li | Фтор ужасный окислитель, Я не встану в этот ряд! Пусть другие здесь горят! | |||
I. | И берилий мрачно мыслит… | |||
Be | Кислород нас всех окислит! И, простите, за повтор: Как несносен этот ФТОР!. | |||
II | Бор кивает головой, Но не рвется сразу в бой. | |||
III | И АЗОТ не лезет в спор, Но зато взорвался ФТОР: | |||
F | -Ах! Так мы для вас не кара? Кислород, поддай им жару! Окисляй! За мной! Вперед! | |||
С | Стойте! | |||
IV. | Крикнул углерод. | |||
С | Я и уголь, и алмаз, Из них я и за вас» Я сражаться не горю, Я вас лучше помирю! Встану я посередине. | |||
I | Третий ряд! Трубите сбор! Na, Mg, Al, Si, P,S, Cl (показывает указкой по таблице). По порядку по закону элементы встали в ряд. | |||
II. | И выходит, что в колонну все похожие стоят. Кремний встал под углеродом, Сера схожа с кислородом, Алюминий встал под бор – Замечательный подбор! Ряд пристраивают к ряду, А рядов то – десять кряду! | |||
III | Металлы под металлами, Едкие под едкими, Ковкие под ковкими, По порядку все стоит! Вот Природы Алфавит! (знаки уходят, входит ученый в белом халате, работает у стола, на нем колбы, весы, пробирки) | |||
IV. | Вокруг Периодического закона вскоре же после его открытия развернулась острая борьба, больно отразившаяся на душевном состоянии Д.И. Менделеева . | |||
I | Сторонников у него сначала было очень мало, даже среди русских химиков. Противников же – много, особенно в Германии и Англии. К ним относились Бунзан в Германии, Зинин в России, Нильсон и Петерсон в Швеции. | |||
II | Вот как-то раз узнали ученые всех стран Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали) Открыл Буабордан. Довольный и счастливый Рассматривал металл, Но писем из России Никак не ожидал | |||
Б. III | От русского ученого? Ошибся я! Слыхали? - Француз был удивлен – В глаза не видел галлий, А свойства знает он ! Вес высчитал удельный Точней чем я в стрократ Какой-то Менделеев Еще пять лет назад! | |||
III | Глаза его сверкали, Топорщились усы Но вот металл свой галлий Он кинул на весы. | |||
IV | Ответ в Россию мчится: | |||
Буабордан: | « Прекрасная Таблица, Я вами восхищен! Проверен мной практически Закон периодический И я категорически Приветствую Закон!» | |||
I М. | Этот закон и теперь, Спустя 135 лет остается самым важным законом химии. Он позволяет разобраться в огромном многообразии явлений, с которыми мы встречаемся в природе. - «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает» | |||
Сцена № 3 Музыкальная пауза (Вивальди) (На фоне гостиной) | ||||
I | По воспоминаниям жены Дмитрия Ивановича, Анны Ивановны Менделеевой. | |||
А.И. |
| |||
II | Жизнь подарила Д.И. Менделееву встречу со многими замечательными и интересными людьми. А.А.Блок не раз отмечал: | |||
Блок | Д.И. Менделеев – это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности. | |||
III | В письмах к Л.Д. Менделеевой он писал: (Любовь Дмитриевна читает письмо): | |||
Л.Д. | «Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самые полные. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть все и такое впечатление он и производит. | |||
М. | Всю жизнь я посвятил «трем службам Родины» «Первая служба» на поприще научном, вторая – в деле содействия экономическому развитию России, а третья – на ниве просвещения. | |||
IV | Д.И. Менделеев имел большой педагогический опыт | |||
М. | Начав 1855 год с учительства в Симферопольской гимназии я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов, прежде всего, в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общую русскую» | |||
I | Научные академии Лондона, Рима, Бельгии, Парижа, Берлина, Бостона избрали Д.И. Менделеева членом своих обществ. | |||
II | Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавание в гимназии г. Симферополя | |||
М. | Симферополь оказался неприглядным, захолустным городом: 3-4 прямые и широкие улицы да 5-6 узких и кривых. Всюду, куда не глянешь – лазареты, страшнейшая дороговизна и теснота. | |||
III | Дальнейшее преподавание Д.И. Менделеев продолжил в г. Одессе, во II кадетском корпусе, в Инженерной Академии, в Институте путей сообщения, в технологическом институте и Университете. | |||
М. | Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов и встречая их всегда слушал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. | |||
Озоровская (ученица Менделеева). | Речь Д.И. Менделеева представляла собой чудо: на глазах у слушателей из зерен мыслей вырастали могучие стволы, ветвились, сходились вершинами, буйно цвели и слушатели заваливались золотыми плодами. | |||
IV | Так вспоминает его ученица Озоровская Людмила Николаевна, работающая с Д.И. Менделеевым в палате мер и весов. | |||
Профессор Чугаев | Из всех признаков, отличающих гениальность - два, кажется, являются наиболее показательными : это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во- вторых, способность к резким скачкам мысли. Благодаря этим способностям из Менделеева и получился гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных областях химической технологии. | |||
IV | – писал его ученик, известный химик, профессор Леонид Александрович Чугаев | |||
I | Д.И. Менделеев глубоко сознавал, какое знание имеет в обучении качественный учебник, и создал прекрасный труд «Основы химии». | |||
М. | «Основы» – любимое дитя мое. В них мой образ, мой опыт педагога, мои задушевные мысли. | |||
II | Более 100 лет этот учебник оставался настольной книгой химика, переиздавался 13 раз. В этой книге обширен не только фактический и теоретический материал, но уделяется внимание идеям философии, осуществляется связь с производством и техникой и другими науками. | |||
Музыкальная пауза (Чайковский) Сентиментальный вальс (под него танцуют две пары и меняются участники) | ||||
Сын | Отец также дышал искусством, как и наукой, которые считал двумя сторонами единого нашего устремления к красоте, к вечной гармонии, к высшей правде. | |||
I | Вопросы искусства были близки Д.И. Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки, а народное начало, вложенное в его натуру находило отзвук в содержании искусства передвижников, с которыми он часто общался. | |||
II | Молодежные пятницы, которые Д.И. Менделеев проводил у себя дома вскоре превратились в литературно-художественные «среды» с приглашением известных художников, литераторов, ученых. | |||
III | На средах бывали постоянно все передвижники- Крамской, Репин, Ярошенко, Васнецовы, Суриков, Шишкин, Куинджи. Из профессоров университета чаше других – Бекетов, Меншуткин, Вагнер. В его доме на вечерах звучали стихи, исполнялись музыкальные произведения. (исполнение романса) | |||
IV | В семейном имении Д.И. Менделеева Воблово был организован домашний театр, где ставили сцены из Гамлета и других произведений Шекспира. | |||
I | Гамлета играл А.А. Блок, живущий в соседнем имении Шахматово, роль Офелии исполняла старшая дочь Менделеева Любовь Дмитриевна, которая и стала женой А.А.Блока. | |||
II | С Л.Д. Менделеевой связано большинство юношеских и много поздних стихов Блока, включенных в цикл «Стихи о прекрасной даме» | |||
Блок: | О доблести, о подвигах, о славе… я забывал на горестной земле, когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе. Но час настал, ты ушла из жома Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем И звал тебя как молодость свою Я звал тебя, но ты не оглянулась Я слезы лил, но ты не снизошла, Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю Мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла… Уж не мечтать о нежности, о славе Все миновало, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. | |||
III | Д.И. Менделеев любил и понимал искусство, публиковал рецензии на картины, понимал живопись и ценил ее. | |||
IV | О картине Куинджи «Ночь на Днепре» он говорил: | |||
М. | Века наши будут когда-нибудь характеризоваться появлением естествознания в науке и пейзаже, в искусстве. | |||
I | Встречи художников-передвижников и Д.И. Менделеева были встречами единомышленников | |||
II | На менделеевских средах много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки подчас серьезной обстановки Д.И. Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. | |||
М. |
| |||
Репин | (курит трубку) – Да, полноте Вам, | |||
М. |
| |||
(опыт. Дым без огня) | ||||
М. | Я собрал весь дым, который мог быть через 5 минут в ваших легких. | |||
III | Как бы ми не старались и сколько бы не сказали о Д.И. Менделееве, всегда остается ощущение недосказанности и неудовлетворенности. | |||
III | Проникнемся благоговением к священной памяти нашего гениального учителя и, принося ему сердечное спасибо, ему - отдавшему все свои силы и Родине и всему человечеству, пожелаем чтобы будущие благодарные поколения из века в век, из рода в род, сохранили об этом славном, дорогом имени воспоминание светлое и чистое. | |||
Музыкальное произведение. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция "Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева" (конспект и презентация).
В конспекте сценария подробно описаны все этапы жизни Д.И.Менделеева. Представлены его разносторонние увлечения, научные труды и заслуги перед Отечеством. К конспекту сценария прилагается презентация....
Жизнь и деятельность Менделеева Д.И.
Наглядное пособие к уроку о Д.И. Менделееве или для внеклассной работы по предмету...
"Жизнь и деятельность Дмитрия Ивановича Менделеева" (статья)
Статья "Жизнь и деятельность Дмитрия Ивановича Менделеева"...
«Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов»
Разработка внеурочного мероприятия «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов» (химический марафон)....
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева
Уважаемые коллеги! Материал о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева вы можете использовать для оформления стенда...
Презентация по химии на тему: "Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева." (8 класс)
Презентация по химии на тему: "Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева." (8 класс)...
Жизнь и деятельность Д.И,Менделеева
При изучении темы:" Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева" в классе на информационном стенде размещаю информацию о жизни и деятельности Д.И. Менделеева. И там же ...