Сборник
учебно-методическое пособие по химии (10 класс) на тему
Сборник составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины Химия (по учебному плану общеобразовательной подготовки специалистов по специальностям здравоохранения) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 25.09.2007 № 03-1180).
На изучение пяти тем отводится 10 часов, из них на комбинированные занятия – 6 часов, на практические – 4 часа. Программой предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа студентов в количестве часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nepredelnye_uglevodorody.doc | 378 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО Тольяттинский медколледж
Сборник
задач и упражнений для самостоятельной работы студентов
Раздел: Непредельные углеводороды
Дисциплина: Химия(по учебному плану общеобразовательной подготовки специалистов по специальностям здравоохранения)
Специальность: Фармация, Сестринское дело, Лабораторная диагностика
Курс: 1 I
Преподаватель: Осянкина Н.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК № 1 Протокол № ___ от «________2011 г Председатель ЦМК № 1 ___________________М.В.Думаева |
Тольятти - 2011
Пояснительная записка
Сборник составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины Химия (по учебному плану общеобразовательной подготовки специалистов по специальностям здравоохранения) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 25.09.2007 № 03-1180).
На изучение пяти тем отводится 10 часов, из них на комбинированные занятия – 6 часов, на практические – 4 часа. Программой предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа студентов в количестве часов.
Изучение раздела направлено на достижение следующих целей: Студент должен знать:
- гомологический ряд алкенов;
- строение молекулы этилена;
- виды изомерии алкенов;
- номенклатуру алкенов;
- химические свойства алкенов;
- гомологический ряд алкинов;
- строение молекулы ацетилена;
- химические свойства алкинов;
- способы получения алкинов;
- строение алкадиенов, изомерия и номенклатура;
- химические свойства;
- каучук в природе;
- состав натурального и синтетического каучука;
Студент должен уметь:
- составлять формулы изомеров непредельных углеводородов и давать им названия;
- составлять уравнения химических реакций;
- решать расчётные задачи;
- составлять формулы диеновых углеводородов;
- составлять уравнения реакций присоединения, полимеризации;
- характеризовать свойства каучуков
- составлять структурные формулы алкинов;
- составлять уравнения химических реакций;
- объяснить строение алкинов.
Основное внимание при составлении сборника было направлено на развитие личностных качеств студентов, формирование у них навыков практической деятельности, самостоятельности мышления, что будет способствовать овладению студентами ключевыми и предметными компетенциями.
Сборник рекомендуется для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1 курса специальностей Фармация, Сестринское дело, Лабораторная диагностика .
Номенклатура, изомерия, гомология этиленовых углеводородов
Работа № 1
(20 мин)
Вариант 1
1. На примере бутена составьте формулы изомеров углеродного скелета и изомеров положения двойной связи. Дайте названия веществам.
2. Какие вещества, формулы которых приведены ниже, являются гомологами, а какие – изомерами классов?
а) СН2 = С— СН2 — СН3 г) СН3 — С = СН2
| |
СН3 СН3
б) СН2 — СН— СН3 д) СН3 — СН— СН = СН2
| | |
СН2 — СН2 СН3
в) СН2= СН— СН — СН2— СН3 е) СН2 — СН2
| | |
СН3 СН2 — СН2
Вариант 2
1. Для вещества, имеющего строение
СН2 = СН— СН — СН3
|
СН3
составьте формулы: а) гомолога, б) изомера из другого класса углеводородов. Дайте названия всем веществам.
2. Какие из веществ, формулы которых приведены ниже, являются изомерами положения двойной связи, а какие – изомерами углеродного скелета?
а) СН3 — СН = СН — СН2 — СН3
б) СН2 = СН— СН — СН3
|
СН3
в) СН3 — СН2 — СН2 — СН = СН2
г) СН3 — СН2— СН = СН — СН2 — СН3
д) СН2 = С— СН — СН3
| |
СН3 СН3
СН3
|
е) СН3 — С — СН = СН2
|
СН3
Вариант 3
1. На примере пентена составьте формулы изомера углеродного скелета и изомера положения двойной связи. Дайте названия всем веществам.
2. Какие вещества, формулы которых приведены ниже, являются гомологами, а какие – изомерами классов?
СН2 СН2 — СН3
/ \ / \
а) Н2С — СН2 б) Н2С — СН2
в) СН3 — СН2 — С = СН2 г) СН3 — СН2— СН = СН2
|
СН3
д) СН2 = СН— СН3
е) СН2 = С — СН3
|
СН3
Вариант 4
1. Для вещества, имеющего строение
СН2 = С — СН3
|
СН3
составьте формулы: а) гомолога, б) изомера из другого класса углеводородов. Дайте названия всем веществам.
2. Какие из веществ, формулы которых приведены ниже, являются изомерами положения двойной связи, а какие – изомерами углеродного
скелета?
а) СН3 — СН = С — СН2 — СН3
|
СН3
б) СН3 — СН — СН = СН3
в) СН3 = СН — С — СН2
| |
СН3 СН3
г) СН3 — СН2— СН2 — СН = СН2
д) СН2 = С — СН3
|
СН3
е) СН3 — СН = СН — СН2— СН3
Строение и свойства этиленовых углеводородов
Работа № 2
(20 мин)
Вариант 1
1. Изобразите расположение связей в молекуле транс – изомера бутена - 2.
2. Составьте не менее четырех уравнений реакций присоединения, характерных для пропена. Дайте названия продуктам реакции.
Вариант 2
1. Изобразите образования σ – и π – связей в молекуле этена.
2. Составьте уравнения реакций: а) полного и неполного сгорания бутена на воздухе, б) полимеризации пропена, в) гидратации бутена – 1.
Вариант 3
1. Изобразите образования σ – и π – связей в молекуле пропена.
2. Составьте не менее четырех уравнений реакций присоединения, характерных для бутена. Дайте названия продуктам реакции.
Вариант 4
1. Изобразите расположение связей в молекуле цис– изомера бутена – 2.
2. Составьте уравнения реакций: а) полного и неполного сгорания этена на воздухе, б) полимеризации этена, в) гидратации пропена.
Ацетиленовые и диеновые углеводороды
Работа № 3
(20 мин)
Вариант 1
1. Для вещества, имеющего строение
СН ≡ С — СН — СН2 — СН3
|
СН3
составьте формулы двух соседних гомологов, изомера положения тройной связи и изомера углеродной цепи. Дайте названия всем веществам.
2. Напишите уравнения всех стадий реакций хлорирования и гидрирования бутадиена-1,3. Дайте названия продуктам реакций.
Вариант 2
1. Для вещества, имеющего строение
СН2 = С — СН = СН — СН3
|
СН3
составьте формулы ближайшего гомолога, изомера положения двойных связей, изомера углеродной цепи. Дайте названия всем веществам.
2. Напишите уравнения реакций присоединения, характерных для ацетилена. Дайте названия продуктам реакций.
Вариант 3
1. Для вещества, имеющего строение
СН ≡ С — СН2 — СН2 — СН3
составьте формулы двух соседних гомологов, изомера положения тройной связи и изомера углеродной цепи. Дайте названия всем веществам.
2. Напишите уравнения реакций, характерных для бутадиена - 1,3: горения в атмосфере кислорода, всех стадий бромирования, полимеризации.
Вариант 4
1. Для вещества, имеющего строение
СН2 = СН — СН = СН — СН3
составьте формулы ближайшего гомолога, изомера положения двойных связей, изомера углеродной цепи. Дайте названия всем веществам.
2. Напишите уравнения реакций присоединения (первых стадий), характеризующих химические свойства пропена. Дайте названия продуктам реакций.
Экспериментальные задачи на исследование свойств веществ
Работа № 4
(5 мин)
Вариант 1
Установите, какой газ – пропан или этилен – выдан в закрытой колбе.
Вариант 2
Исследуйте, содержатся ли в выданном керосине (5 капель) непредельные углеводороды.
Вариант 3
Испытайте раствором перманганата калия выданный в закрытой колбе газ ацетилен. Объясните наблюдения.
Вариант 4
Испытайте каплю резинового клея бромной водой т объясните результаты испытания.
Расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы углеводорода по массе продуктов сгорания и его относительной плотности
Работа № 5
(15 мин)
Вариант 1
При полном сгорании углеводорода образовался оксид углерода (ІV) массой 0, 88 г и вода массой 0, 36 г. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 21. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 2
При полном сгорании углеводорода образовался оксид углерода (ІV) количеством 0,2 моль и столько же воды. Относительная плотность углеводорода по кислороду равна 0,875. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 3
При полном сгорании углеводорода образовался оксид углерода (ІV) массой 3,52 г и вода массой 0,72 г. Относительная плотность углеводорода по воздуху равна 0,896. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 4
При полном сгорании углеводорода образовался оксид углерода (ІV) количеством 0,5 моль и столько же воды. Относительная плотность углеводорода по азоту равна 1,5. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Работа № 6 (итоговая по разделу «Непредельные углеводороды»)
(45 мин)
Вариант 1
1. Возможна ли геометрическая изомерия для вещества следующего строения? Назовите его.
Н3С Н
\ /
С= С
/ \
Н3С Н
Какие виды изомерии характерны для веществ такого же состава? Ответ подтвердите формулами и названиями одного или двух изомеров каждого вида.
2. Назовите виды гибридизации каждого атома углерода в молекуле винилацетилена СН2 = СН — С ≡ СН. Изобразите пространственное расположение электронных облаков в атомах углерода.
3. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия 3 – хлорпропена с хлороводородом; б) полимеризации 2,3 – диметилбутадиена – 1,3; в) получения 1,2 – дибромэтена из этана.
4. При полном сгорании углеводорода в кислороде образовалось 8,8 г оксида углерода (ІV) и 1,8 г воды. Относительная плотность этого углеводорода по водороду равна 13. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 2
1. Можно ли приведенные ниже формулы считать геометрическими изомерами одного и того же вещества?
Н3С С2Н5 Н3С СН3
\ / \ /
С= С С= С
/ \ / \
Н3С Н С2Н5 Н
Назовите эти изомеры. Какие другие виды изомерии характерны для веществ такого же состава? Напишите формулы и названия одного или двух изомеров каждого вида.
2. Назовите виды гибридизации каждого атома углерода в молекуле пропена. Изобразите пространственное расположение электронных облаков в атомах углерода указанных гибридных состояний.
3. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия 2,3 – диметилбутена – 1 с водой; б) полимеризации 2 – хлорбутадиена – 1,3; в) получения 1,1,2 – трихлорэтана из этена.
4. При полном сгорании углеводорода в кислороде образовалось 0,22 г оксида углерода (ІV) и 0,09 г воды. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 1,45. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 3
1. Имеется ли геометрический изомер у вещества следующего строения? Назовите его.
Н3С Н
\ /
С= С
/ \
С2Н5 Н
Какие виды изомерии характерны для веществ такого же состава? Напишите формулы и названия одного или двух изомеров каждого вида.
2. Назовите виды гибридизации каждого атома углерода в молекуле пропина. Изобразите пространственное расположение электронных облаков в атомах углерода указанных гибридных состояний.
3. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия метилпропена с бромоводородом; б) полимеризации 2 – хлор – 3 – метилбутадиена – 1,3; в) получения 1,1 – дихлорэтана из этена.
4. При полном сгорании углеводорода в кислороде образовалось 1,76 г оксида углерода (ІV) и 0,72 г воды. Относительная плотность этого углеводорода по азоту равна 1. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 4
1. Можно ли приведенные ниже формулы считать геометрическими изомерами одного и того же вещества?
Н3С Н Н3С Н
\ / \ /
С= С С= С
/ \ / \
Н3С Н Н СН3
Назовите эти изомеры. Какие другие виды изомерии характерны для веществ такого же состава? Напишите формулы и названия одного или двух изомеров каждого вида.
2. Назовите виды гибридизации каждого атома углерода в молекуле бутена-2. Изобразите пространственное расположение электронных облаков в атомах углерода указанных гибридных состояний.
3. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия 3,3 – дихлорпропена с водой; б) полимеризации 2 – метилбутадиена – 1,3; в) получения хлорэтена из этена.
4. При полном сгорании углеводорода в кислороде образовалось 0,88 г оксида углерода (ІV) и 0,27 г воды. Относительная плотность этого углеводорода по кислороду равна 1,69. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Работа № 1Номенклатура, изомерия, гомология этиленовых углеводородов(20 мин)
Вариант 1
1. Изомер углеродного скелета:
СН2 = С — СН3
|
СН3 2 – метилпропен - 1
Изомер по положению двойной связи:
СН3 — СН = СН — СН3 бутен - 2
2. Гомологи: а), в), г), д)
Изомеры: а) и д)
Вариант 2
СН2 = СН — СН — СН3
|
СН3 3 – метилбутен – 1
Гомолог:
СН3 = СН — СН — СН2 — СН3
|
СН3 3- метилпентен – 1
Изомер класса:
СН2 — СН2 —СН3
| |
СН2 — СН2 циклобутан
2. Изомеры положения двойной связи:
а) и в)
Изомеры углеродного скелета:
а) и б); г), д), е)
Вариант 3
1. Изомер углеродного скелета:
СН2 = СН — СН — СН3
|
СН3 3 – метилбутен - 1
Изомеры положения двойной связи:
а) СН2 — С = СН — СН3
|
СН3 2 – метилбутен – 2
б) СН2 — С = СН — СН3
|
СН3 2 – метилбутен – 1
2. Гомологи: г) и д)
Изомеры: г) и е)
Вариант 4
1. Гомолог:
СН2 = С — СН2 — СН3
|
СН3 2 – метилбутен – 1
Изомер:
СН2 — СН3
/ \
СН2 — СН2
2. Изомеры положения двойной связи:
г) и е)
Изомеры углеродного скелета:
а) и в); б) и д)
Критерии оценки самостоятельной работы №1.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил два задания, допускается не грубая ошибка или описка.
Оценка «4» ставится если студент допустил 2-3 негрубые ошибки и полностью выполнил два задания.
Оценка «3» ставится если студент правильно выполнил одно задание или в двух заданиях допустил по одной грубой ошибке и 2-3 негрубые ошибки или описки.
Оценка «2» ставится если студент в каждом задании допустил 2 грубые ошибки.
Работа № 2Строение и свойства этиленовых углеводородов(20 мин) Вариант 1
1. Н СН3
\ /
С = С транс – бутен - 2
/ \
СН3 Н
2. 1) Реакция присоединения по правилу Марковникова:
СН2 = СН — СН3 + НСl → СН3 — СН — СН3
|
Сl 2 – хлорпропан
2) Галогенирование:
СН2 = СН — СН3 + Сl2 → СН2 — СН — СН3
| |
Сl Сl 1,2 – дихлорпропан
3) Гидратация:
СН2 = СН — СН3 + Н2О → СН3 — СН — СН3
|
ОН пропанол – 2
4) Гидрирование:
СН2 = СН — СН3 + Н2 → СН3 — СН2 — СН3 пропан
Вариант 2
1.
2. а) С4Н8 + 6О2 → 4CO2 + 4H2O полное сгорание бутена
С4Н8 + 2О2 → 4C + 4H2O неполное сгорание бутена
б) nСН2 = СН — СН3 → (— CH2 — CH2 — CH2 —)n полипропилен
в) СН2 = СН — СН2 — СН3 + H2O → СН3 — СН — СН2 — СН3
|
ОН бутанол – 2
Вариант 3
1.
2. 1) Гидрирование:
СН2 = СН — СН2— СН3 + Н2 → СН3 — СН2 — СН2 — СН3 бутан
2) Реакция присоединения по правилу Марковникова:
СН2 = СН — СН2 — СН3 + НСl → СН3 — СН — СН2 — СН3
|
Сl 2 – хлорбутан
3) Галогенирование:
СН2 = СН — СН2 — СН3 + Сl2 → СН2 — СН — СН2 — СН3
| |
Сl Сl 1,2 – дихлорбутан
4) Гидратация:
СН2 = СН — СН2 — СН3 + Н2О → СН3 — СН — СН2 — СН3
|
ОН бутанол – 2
Вариант 4
1. Н Н
\ /
С = С цис – бутен - 2
/ \
СН3 СН3
2. а) С2Н4 + 3О2 → 2CO2 + 2H2O полное сгорание этена
С2Н4 + О2 → 2C + 2H2O неполное сгорание этена
б) nСН2 = СН2 → (— CH2 — CH2 —)n полиэтилен
в) СН2 = СН2 + H2O → СН3 — СН2
|
ОН этанол – 2
Критерии оценки самостоятельной работы №2.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил три задания, допускается не грубая ошибка или описка.
Оценка «4» ставится если студент допустил 2-3 негрубые ошибки и полностью выполнил три задания.
Оценка «3» ставится если студент правильно выполнил два задания или в трёх заданиях допустил две грубые ошибки .
Оценка «2» ставится если студент в каждом задании допустил 1 грубую ошибку.
Работа № 3Ацетиленовые и диеновые углеводороды(20 мин)
Вариант 1
1. СН ≡ С— СН — СН2 — СН3
|
СН3 3 – метилпентин – 1
Гомологи:
СН ≡ С— СН — СН3
|
СН3 3 – метилбутин – 1
СН ≡ С— СН — СН2 — СН2 — СН3
|
СН3 3 – метилгексин – 1
Изомер положения тройной связи:
СН3 — СН — С ≡ С — СН3
|
СН3 2 – метилпентин – 3
Изомер углеродной цепи:
СН3
|
С ≡ С — С — СН3
|
СН3 3,3 – диметилбутин – 1
2. Хлорирование бутадиена – 1,3:
С4Н6 + Cl2 → С4Н5Cl + HCl (хлорбутадиен)
С4Н5Cl + Cl2 → С4Н4Cl2 + HCl (дихлорбутадиен)
С4Н4Cl2 + Cl2 → С4Н3Cl3 + HCl (трихлорбутадиен)
С4Н3Cl3 + Cl2 → С4Н2Cl4 + HCl (тетрахлорбутадиен)
Гидрирование бутадиена – 1,3:
CH2 = CH — CH = CH2 + H2 → CH3 — CH2 — CH = CH2 бутен – 1
Вариант 2
1. СН2 = С — СН = СН — СН3
|
СН3 пентен – 1,3
Гомолог:
СН2 = С — СН = СН2
|
СН3 2 – бутен – 1,3
Изомер двойной связи:
СН3 — С = С = СН — СН3
|
СН3 2 – пентен – 2,3
Изомер углеродной цепи:
СН2 = С — С = СН2
| |
СН3 СН3 2,3 – бутен – 1,3
2. 1) Гидрогалогенирование:
НС ≡ СН + НCl → CH2 = CHCl хлорэтен
2) Гидрирование:
НС ≡ СН + Н2О → СН3 — СНО этаналь
3) Присоединение спирта:
НС ≡ СН + С2Н5ОН → С2Н5О — СН — СН2 этилвиниловый эфир
Вариант 3
1. СН ≡ С— СН2 — СН2 — СН3 пентин – 1
Гомологи:
СН ≡ С— СН2 — СН3 бутин - 1
СН ≡ С— СН2 — СН2 — СН2 — СН3 гексин -1
Изомер положения тройной связи:
СН3 — С ≡ С — СН2 — СН3 пентин – 2
Изомер углеродной цепи:
СН3 — СН ≡ СН — СН3
|
СН3 2 – метилбутин – 3
2. Горение бутадиена – 1,3:
2С4Н6 + 11О2 → 8СО2 + 6Н2О
Полимеризация бутадиена – 1,3:
nCH2 = CH — CH = CH2 → (— CH2 — CH = CH — CH2 —)n бутадиеновый
каучук
Бромирование:
С4Н6 + Br2 → С4Н5Br + НBr (бромбутан)
С4Н5Br + Br2 → С4Н4Br2 + НBr (дибромбутан)
С4Н4Br2 + Br2 → С4Н3Br3 + НBr (трибромбутан)
С4Н3Br3 + Br2 → С4Н5Br4 + НBr (тетрабромбутан)
Вариант 4
1. СН2 = СH — СH = СН — СН3 пентадиен – 1,3
Гомолог:
СН2 = СH — СH = СН — СH2 — СН3 гексадиен – 1,3
Изомер положения двойной связи:
СН3 — СH = С = СН — СН3 пентадиен – 1,3
Изомер углеродной цепи:
СН2 = С — СН = СН2
|
СН3 2 – метилбутадиен – 1,3
2. 1) Реакция присоединения по правилу Морковникова:
СН3 СН = СН2 + НCl → СН3 — СНCl — СН3 2 – хлорпропан
2) Гидрирование:
С3Н6 + Н2 → С3Н8 пропан
3) Галогенирование:
С3Н6 + Br2 → С3Н6Br дибромпропан
Критерии оценки самостоятельной работы №3.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил три задания, допускается не грубая ошибка или описка.
Оценка «4» ставится если студент допустил 2-3 негрубые ошибки и полностью выполнил три задания.
Оценка «3» ставится если студент правильно выполнил два задания или в трёх заданиях допустил две грубые ошибки .
Оценка «2» ставится если студент в каждом задании допустил 1 грубую ошибку.
Работа № 4 Экспериментальные задачи на исследование свойств веществ (5 мин)
Вариант 1
При пропускании этилена через бромную воду или раствор перманганата калия происходит обесцвечивание раствора, а в случае с пропаном изменений не наблюдаем.
Вариант 2
При добавлении бромной воды к керосину происходит обесцвечивание раствора, значит в выданном керосине содержатся непредельные углеводороды.
Вариант 3
При пропускании ацетилена через раствор перманганата калия происходит обесцвечивание раствора, значит ацетилен непредельный углеводород.
Вариант 4
При добавлении бромной воды крезиновому клею происходит обесцвечивание раствора, значит в клее содержатся непредельные углеводороды.
Критерии оценки самостоятельной работы №4.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил задание.
Оценка «4» ставится если студент допустил описку.
Оценка «3» ставится если допустил 1негрубую ошибку.
Оценка «2» ставится если студент не справился с заданием.
Работа № 5 Расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы углеводорода по массе продуктов сгорания и его относительной плотности (15 мин).
Вариант 1
Дано: m(CO2)=0.88 г m(Н2O)=0.36 г ДН2(СXHY)=21 СXHY -? | Решение: ; (CO2) (Н2O) , значит простейшая формула СH2 , М(СH2)=14 М(СXHY)= 21* 2 = 42 n= 42 / 14 =3 ОТВЕТ: С3H6 пропен |
Вариант 2
Дано: (CO2)=0.2 моль (Н2O)=0.2 моль ДО2(СXHY)=0,875 СXHY -? | Решение: (CO2)0,2 моль (Н2O)0,2 моль * 2 = 0,4 моль , значит простейшая формула СH2 , М(СH2)=14 М(СXHY)= 32* 0,875 = 28 n= 28 / 14 =2 ОТВЕТ: С2H4 этен |
Вариант 3
Дано: m(CO2)=3,52 г m(Н2O)=0.0,72 г Двоздух(СXHY)=0,896 СXHY -? | Решение: ; (CO2) (Н2O) , значит простейшая формула СH , М(СH)=13 М(СXHY)= 29* 0,896 = 26 n= 26 / 13 =2 ОТВЕТ: С2H2 ацетилен |
Вариант 4
Дано: (CO2)=0.5 моль (Н2O)=0.5 моль ДN2(СXHY)=1,5 СXHY -? | Решение: (CO2)0,5 моль (Н2O)0,5 моль * 2 = 1 моль , значит простейшая формула СH2 , М(СH2)=14 М(СXHY)= 28* 1,5 = 42 n= 42 / 14 =3 ОТВЕТ: С3H6 пропен |
Критерии оценки самостоятельной работы №5.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил задание.
Оценка «4» ставится если студент допустил 2 негрубые ошибки в расчёте и полностью выполнил задание.
Оценка «3» ставится если студент допустил ошибку в конечном расчёте при условии ,что ход решения был верным. .
Оценка «2» ставится если студент не справился с заданием.
Работа № 6 (итоговая по разделу «Непредельные углеводороды»)
Вариант 1
1. С4Н8 - бутен.
Нет, невозможна. Характерны виды изомеров:
1) Изомерия углеродного скелета:
СН2 = С — СН3
|
СН3 2 – метилпропен – 1
2) Изомерия положения двойной связи:
СН2 — СН= СН — СН3 бутен – 2
2. СН2 = СН — С ≡ СН
| | | |
sp sp2 sp3 sp2
Пространственное расположение электронных облаков:
3. а) C3H5Cl + HCl → C3H6Cl2 дихлорпропен
б) nCН2 = С — С = СН2 → (— СН2 — СН — СН — СН2 )n полибутадиен
| |
СН3 СН3
в) СН2 = СН2
| |
Br Br 1,2 – дибромэтен
4.
Дано: m(CO2)=8,8 г m(Н2O)=1,8 г ДН2(СXHY)=13 СXHY -? | Решение: ; (CO2) (Н2O) , значит простейшая формула СH , М(СH)=13 М(СXHY)= 2* 13 = 26 n= 26 / 13 =2 ОТВЕТ: С2H2 ацетилен |
Вариант 2
1. Да, можно.
Транс – гексен – 2
Характерны виды изомеров:
1) Изомерия углеродного скелета:
СН2 — С = СН — СН2 — СН3
|
СН3 2 – метилпентен – 2
2) Изомерия положения двойной связи:
СН3 — СН2 — СН = СН — СН2 — СН3 гексен – 3
2. СН2 = СН — СН3
| | |
sp sp2 sp
Пространственное расположение электронных облаков:
OH
|
3. а) CH2 = C — CH — CH3 + H2O → CH3 — C — CH — CH3
| | | |
СН3 СН3 СН3 СН3
б) nCH2 = C — CH = CH2 → (— CH2 — CН — CH2 — CH2 —)n
| |
Сl Сl
Сl
|
в) CH2 = CH2 + Сl3 → CH — CH2
| |
Сl Сl
4.
Дано: m(CO2)=0,22 г m(Н2O)=0,09 г Двозд(СXHY)=1,45 СXHY -? | Решение: ; (CO2) (Н2O) , значит простейшая формула СH2 , М(СH2)=14 М(СXHY)= 29* 1,45 = 42 n= 42 / 14 =3 ОТВЕТ: С3H6 пропен |
Вариант 3
1. Да, имеется. Транс – пентен – 2.
Характерны виды изомеров:
1) Изомерия углеродного скелета:
СН2 = С — СН2 — СН3
|
СН3 2 – метилбутен – 1
2) Изомерия положения двойной связи:
СН3 — СН = СН — СН2 — СН3 пентен – 2
2. СН ≡ С — СН3
| | |
sp2 sp3 sp
Пространственное расположение электронных облаков:
Br
|
3. а) СН2 = С — СН3 + HBr → СН3 — С — СН3
| |
СН3 СН3
б) nСН2 = С — С = СН2 → (— СН2 — СН — СН — СН2 —)n
| | | |
СН3 Cl СН3 Cl
Cl
|
в) СН2 = СН2 + Cl2 → СН — СН3
|
Cl
4.
Дано: m(CO2)=1,76 г m(Н2O)=0,72 г ДN2(СXHY)=1 СXHY -? | Решение: ; (CO2) (Н2O) , значит простейшая формула СH2 , М(СH2)=14 М(СXHY)= 28* 1 = 28 n= 28 / 14 =2 ОТВЕТ: С2H2 ацетилен |
Вариант 4
1. Нет, нельзя.
1) цис – бутен – 2
2) транс – бутен – 2
Характерны виды изомеров:
1) Изомерия углеродного скелета:
СН2 = С — СН3
|
СН3 2 – метилпропен – 1
2) Изомерия положения двойной связи:
СН2 — СН= СН — СН3 бутен – 2
2. СН2 — СН= СН — СН3
| | | |
sp sp2 sp2 sp
3. а)
б) nСН2 = С — СН = СН2 → (— СН2 — СН — СН — СН2 —)n
| |
СН3 СН3
в) СН2 = СН2 + Cl2 → СН2Cl — СН2Cl
4.
Дано: m(CO2)=0,88 г m(Н2O)=0,27 г ДО2(СXHY)=1,69 СXHY -? | Решение: ; (CO2) (Н2O) , значит простейшая формула С2H3, М(С2H3)=27 М(СXHY)= 32* 1,69 = 54 n= 54 / 27 =2 ОТВЕТ: С4H6 бутадиен |
Критерии оценки самостоятельной работы №6.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил четыре задания, допускается не грубая ошибка или описка.
Оценка «4» ставится если студент допустил 2-3 негрубые ошибки и полностью выполнил четыре задания.
Оценка «3» ставится если студент правильно выполнил два задания или в трёх заданиях допустил две грубые ошибки .
Оценка «2» ставится если студент в каждом задании допустил 1 грубую ошибку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач по прикладной математике (задачи физического содержания) 5 класс
Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика....
Сборник УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ Параллельные прямые.
Сборника УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ "Параллельные прямые" содержит 58 задач по теме. Задания пособия предназначены, прежде всего, для обучения школьников решению задач по только что изученному...
Сборник УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ Смежные и вертикальные углы
Задания по теме "Смежные и вертикальные углы" предназначены, прежде всего, для обучения школьников решению задач по только что изученному материалу, а также при повторении курса геометрии 7 класс, пр...
Сборник УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ Признаки равенства треугольников
Задания по теме "Признаки равенства прямоугольников" предназначены, прежде всего, для обучения школьников решению задач по только что изученному материалу, а также при повторении курса геометрии 7 кл...
Сборник УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ "Признаки равенства прямоугольных треугольников"
Сборник УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ "Признаки равенства прямоугольных треугольников» содержит 28 задач по теме. Материал можно использовать при организации самостоятельной и индивидуальной раб...
Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации. Статья для сборника Шамовских чтений.
Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации.Заместитель директора по ВР ГОУ СОШ №1234 Чарнецкий Сергей Николаевич Педагогическая толерантность является профессионально ва...
Сборник по методике русского языка. Презентация сборника.
Методическое пособие для специальности 050709 Преподавание в начальных классахПредлагаемое учебное пособие нацелено на обеспечение всесторонней подготовки студентов-филологов к профессиональной...