Витагенное обучение как средство активизации познавательного интереса к предмету
презентация к уроку по химии на тему
Презентация "Витагенное обучение как средство повышения познавательного интереса к предмету" была представлена на НПК "Перспективные технологии тв профильном обучении" как итог работы не только в профильных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitagennoe_obuchenie_kak_sredstvo_povysheniya.ppt | 678 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Витагенное обучение как средство активизации познавательного интереса к предмету Автор: Матюнова Т.П. учитель химии, высшая квалификационная категория
Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь. Китайская народная мудрость
Большая часть того, что есть мы, - результат наученья. В.Каппони
Каждая человеческая способность подобна мускулу: развивается от упражнения и атрофируется от бездействия Д.И. Писарев
Никакой человек в мире не родится готовым, но всякая его жизнь не что иное как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование В.Г.Белинский
Витагенное обучение (« vita » – по-латински «жизнь») – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, её интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
Цель данной работы: выявить эффективность использования технологии витагенного обучения как средство повышения познавательного интереса к предмету и повышения качества знаний учащихся
Задачи: 1. Использование различных приёмов и методов для повышения познавательного интереса к предмету. 2. Вовлечение учащихся, использование их опыта жизни и жизненного опыта в учебной деятельности и учебно-воспитательном процессе. 3. Развитие творчества, индивидуальности личности.
В условиях информационно-ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, знание, организовывать обучение следует с позиций самого ребёнка.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности.
Задача ученика – овладевать системой знаний, способами их получения, переработки, хранения, применения и воспитать в себе необходимые качества личности.
Связь обучения с жизнью, практическая направленность – необходимое условие осознанных и прочных знаний
Витагенное обучение предполагает голографический подход – объемное восприятие и усвоение знаний. Он обеспечивается тремя проекциями: витагенной (жизненный опыт), дидактической (научной) и конструирующей (дополнительный источник информации).
В основе витагенного обучения лежит воспитание ценностного отношения не столько к Знанию , сколько к Незнанию , в котором проявляется уровень овладения Знанием .
Опора на жизненный опыт учащихся и учителей даёт возможность реализовать персонально-личностный подход, т.е. осуществить воспитание не только личности, но и индивидуальности и персоны
Опыт жизни – витагенная информация, не «прожитая» человеком, связанная лишь с его осведомлённостью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности.
Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях
Задача учителя – перевести опыт жизни в жизненный опыт.
Стадии: первичное восприятие витагенной информации, нерасчленённое, недифференцированное; оценочно-фильтрующая стадия; установочная, когда личность либо стихийно, либо осмысленно создаёт установку на запоминание информации с каким-то сроком «хранения», зависящим от её значимости, жизненной и практической направленности.
Уровни усвоения: операционный (установка на слабое запоминание, т.к. информация несёт малое значение для самореализации личности в образовательном процессе; это запоминание «на всякий случай»); функциональный (установка на более длительные сроки хранения информации); базовый (установка на длительное запоминание, наибольшая значимость для самореализации в образовательном процессе).
Принципы: Опора на жизненный опыт ученика – главный путь превращения знаний в ценность. Жизненный опыт даёт личности возможность реализовать потенциальные возможности в образовательном процессе. Жизненный опыт должен использоваться многомерно. Актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.
Приёмы: Приём ретроспективного жизненного анализа (учитель делится с детьми своим личным опытом и учит их «на будущее») Приём стартовой актуализации жизненного опыта учащихся Формы : 1. Прямая постановка вопроса: «Что вы знаете о …?». 2. Постановка проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации 3. Опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают витагенные знания. 4. В начале изучения темы учащиеся пишут творческие работы в форме сказки, сочинения - размышления
содержание задачи актуализации жизненного опыта должно соответствовать возрастным возможностям учащихся, форма актуализации также должна учитывать возрастные возможности детей любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребёнка оптимистическую перспективу. Эффективность данного приёма обеспечивается тремя основными условиями
Приём интегрирования витагенных знаний с образовательными Применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические способности учащихся, их умение соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной информации и делать необходимые в образовательных целях выводы. Приём дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели Приём особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, её потребность в самореализации.
Приём ретроспективного сослагательного наклонения Приём временной, пространствен-ной, содержательной синхронизации образовательных проекций Приём опережающей проекции преподавания Витагенная аналогия
Ассоциативное мышление понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу
изучаемый материал ассоциация Знаки химических элементов, например, знак фосфора - Р Р – это русская буква «эр». На букву «эр» начинается слово «рыба», а в рыбе много фосфора Электронное строение атомов химических элементов Учитель – ядро, ученики – электроны. У каждого своё место, свой уровень (ряд) и т.д.
Правило Хунда Принцип Паули Имеются вакантные места за партами, первые парты заполнены. В автобусе не бывает мест, где сидели бы более двух человек. Свойства атомов металлов и неметаллов Металлы – мужчины, зарплату отдают семье, жене, неметаллы (женщ.) – берут, принимают. Металлы отдают столько, сколько есть (= № гр.), неметаллы принимают столько, сколько нужно до 8 (8 - № гр. А)
Валентность Степень окисления. Имея определенную сумму денег, вы можете потратить все или часть. Потраченная сумма равна степени окисления. А возможности – валентность, или валентность – количество рук для образования связей с другими атомами.
Химическая связь. Причины ее образования. Смещение общей электронной пары к одному из атомов. Ковалентная связь, полярная, неполярная Атомы, как и люди стремятся к стабильности, поэтому они «встречаются», «дружат» крепко или не очень,«расстаются». Все зависит от характера. Между неметаллами связь за счет «складчины» неспаренных электронов. Полярная от слова «полюс», который бывает + и -, Северный и Южный – разные, значит, атомы должны быть разными
Окислительно-восстановительные процессы. Окисление, Окислитель. Восстановление. Восстановитель Если ты потерял что-либо, настроение грустное, кислое - окисление. А когда ты нашел пропажу, настроение восстановилось - восстановление. Тот, кто помог восстановить настроение - восстановитель.Человек - донор отдаёт свою кровь – восстановитель чужого здоровья, самому в это время плохо, голова кружится – окисление. Тот, который получил кровь – окислитель, зато восстановил (процесс восстановления) своё здоровье.
Металлические свойства. На внешнем уровне атомов металлов 1-3 электрона, которые атомы хорошо отдают, проявляя восстановительные свойства. Если в кармане 1-3 рубля (электрона) - это мало. Потеряешь и не заметишь
Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличением радиуса их атомов Ученик (электрон), сидящий за последней партой, легче отвлекается на уроке, т.е. отрывается от основного занятия, (дальше от учителя (ядра) – R атома больше, сила влияния, притяжения меньше).
Мнемоника (от греческого mnemonika – искусство запоминания) – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций
Особые трудности возникают при изучении окислительно-восстановительных реакций. Здесь я использую следующие приёмы: в зял электроны – в осстановился, о тдал – о кислился; на а ноде а нионы о кисляются , на к атоде к атионы в осстанавливаются.
Примеры: оксид азота ( IV ) – окрашенный в бурый цвет, называют «лисьим хвостом» , белый осадок хлорида серебра – творожистым. Учащиеся легко запоминают, что фенолфталеин в щелочи малиновый, а лакмус и метиловый оранжевый в кислотах имеют красный цвет
Реакции ионного обмена Если выделится газ – это раз, Иль получится вода – это два, А ещё нерастворимый Осаждается продукт. «Есть осадок», - говорим мы. Это третий важный пункт.
Катализаторы (запоминалки) Отщепление водорода происходит в присутствии палладия: Pd – п о д ай-ка сюда водород! Ni – ни чего не жалко, забирай водород! орто-, мета-, пара-положения так: о рто – о коло друг друга, п ара – п ротив, а м ета – м ежду ними. м ета – ориентанты делают реакцию электрофильного замещения м едленной.
это пара фиников (пара – это парамагнитные, фи – Fe , ни – Ni , ко – Co ) на ионы железа ( II ) служит красная кровяная соль K 3 [ Fe ( CN ) 6 ] – гексацианоферрат ( III ) калия, а на ионы железа ( III ) – желтая кровяная соль K 4 [ Fe ( CN ) 6 ] - гексацианоферрат ( II ) калия правило: « на два – три, на три – два» (на двухвалентное железо – соль трёхвалентного, на трёхвалентное железо – соль двухвалентного) « на два – три, на три – четыре»
Заключение и выводы:
учебный год класс кол. час. в нед кол-во учащихся успеваемость % качество знаний,% СОУ % средний балл 2006-2007 8 9 10а 10б 3 2,5 2 3проф 47 54 22 21 100 100 100 100 48,8 42,3 41 81 54 50 47,5 62 3,6 3,4 3,4 3,9 2007-2008 8 9 10а 10б 11а 11б 3 2,5 2 2 2 3 30 64 16 20 18 24 100 100 100 100 100 100 54 43 50 85 39 83 56,5 50,5 54,5 67 49 69 3,7 3,5 3,6 4,0 3,4 4,1 2008-2009 8 9 10а 10б 11а 11б 2 2 1 3 проф 1 3проф 66 30 19 24 13 20 100 100 100 100 100 100 44 35 47 87,5 69 100 51 48 53 76,5 58 72 3,6 3,3 3,6 4,3 3,8 4,2
учебный год класс кол.час. в нед успевае-мость, % качество знаний,% СОУ % средний балл сравнение 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 8 9 10 11 3 2,5 1 1 100 100 100 48,8 43 47 54 50,5 53 3,6 3,5 3,6 снижение рост 2006-2007 2007-2008 2008-2009 9 10 11 2,5 2 1 100 100 100 42,3 50 69 50 54,5 58 3,4 3,6 3,8 рост рост
Мониторинг качества знаний 8-10 кл.
Мониторинг качества знаний 9-11 кл.
учебный год кол-во уч-ся Ф.И.уч-ся кол-во балл ВУЗ основа 2007-2008 3 Ивчик Ксения Николаев Сергей Тугулханов Михаил 63 37 47 ИГМУ, стом, бюджет ИГУ, биол-почв, бюджет ИрГУПС, бюджет 2008-2009 7 Борхоев Даниил Забанова Анна Мамажанова Айгуль Мархаева Людмила Нургалиев Дмитрий Петров Владимир Халмакшинов Владимир 62 33 62 49 48 50 55 ИГМУ, мед-проф, ком. ИГМУ, педиат., бюджет ИГМУ, леч., бюджет ВСГТУ, техн. бродильн.пр-ва,бюджет ИГМУ, стом, коммерч. ИГМУ, пед, бюджет ИГМУ, лечебн, бюджет
Мониторинг ЕГЭ по химии
Вывод: Использование технологии витагенного обучения активизирует познавательный интерес к предмету, повышает качество знаний, играет большую роль в профориен-тационной работе с учащимися, показывает практическое значение и важную роль предмета химии в жизни человека и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка – «Медиатехнологии как средство активизации познавательного интереса воспитанников»
В статье «Медиатехнологии как средство активизации познавательного интереса воспитанников» описан опыт работы педагога дополнительного образования Соболевой О.Н. в использовании информационно-коммуник...
Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны
Одна из актуальных проблем воспитания сегодня – активизация познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны. Как решить эту проблему?У детей велико стремление к познан...
Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.
Обобщение педагогического опыта....
"Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся".
В статье описывается современная педагогическая технология развития критического мышления. Представлены примеры использования приемов ТРКМ на уроках МХК и краеведения. Приведена таблица формирования р...
Статья "Активизация познавательного интереса к предмету через внеклассную деятельность"
Методические рекомендации по активизации познавательного интереса к предмету математики через внеурочную деятельность....
Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"
Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"...