Урок "Основания"
видеоурок по химии (8 класс) по теме
Тема: «Основания – состав, классификация, получение и применение».
Учитель: Кароян Иветта Левоновна
Класс: 8-а Дата проведения 04.02.2014г.
Тип урока: урок усвоения новых знаний c использованием химических экспериментов.
№ n/n | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока, на которых Технология применяется |
1. | Применение ИКТ для показа Презентации в Power Point | На протяжении всего урока |
2. | Технология развивающего обучения | На протяжении всего урока |
3. | Элементы здоровьесберегающей технологии | На протяжении всего урока |
Цели:
образовательные: изучить строение, номенклатуру, методы получения и применение оснований;
развивающие: развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации, учить выделять причинно – следственные связи;
воспитательные: развивать интерес к предмету, развивать взаимосвязь между предметами, развивать знания о применении химии в быту.
Оборудование и реактивы: компьютер, телевизор для показа презентации созданной учителем в Power Point, химические стаканчики, стеклянные трубочки, колбы, растворимые и нерастворимые основания – NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3,индикаторы – лакмус, фенолфталеин, метилоранж.
На классной доске записаны формулы веществ:
Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2, СaC2, CaCl2, Cu, CuO, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
Мы продолжаем изучение основных классов неорганических соединений. Сегодня мы должны с Вами познакомиться с одними из важнейших и интересных соединений, которые называются основаниями, с их составом, классификацией и методами получения.
- Актуализация знаний. Cлайд № 4, 5.
- проверка домашнего задания;
- работа с формулами веществ, которые заранее написаны учителем на классной доске;
- ученики самостоятельно выводят определение, какие вещества называются основаниями.
- Изучение нового материала. Слайд № 6 – 17.
- Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований.
- Предлагается учащимся самостоятельно дать оределение этому классу соединений.
- Номенклатура оснований.
- Классификация оснований.
- Знакомство учащихся с конкретными веществами класса оснований и установление некоторых физических свойств: агрегатное состояние, цвет, а также растворимость в воде (лабораторная работа).
- Опыт «Испытание растворов оснований индикаторами», проведенный учителем.
- Получение оснований.
- Самостоятельное изучение учащимися применение некоторых оснований из текста учебника.
- Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися. Слайд № 18.
- Итоги урока.
Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.
- Домашнее задание. Слайд 19.
-Учебник п.31(до химических свойств). Упражнения №3, с.86.
- Учитель демонстрирует опыт. (В колбу с водой добавляет фенолфталеин и помещает кусочек металла лития). Дома подумайте и объясните наблюдаемые явления. Почему это происходит?
- Рефлексия. Слайд № 20, 21.
Урок окончен всем спасибо!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основания_полная версия | 42.31 КБ |
Основания_Презентация | 535.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ – СОШ №21 МО РФ Кароян Иветта Левоновна
Урок в 8 классе «Основания – состав, классификация, получение и применение»
Учитель: Кароян Иветта Левоновна
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи урока:
Цели:
образовательные: изучить строение, номенклатуру, методы получения и применение оснований;
развивающие: развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации, учить выделять причинно – следственные связи; совершенствовать практические умения; развивать умения делать выводы;
воспитательные: развивать интерес к предмету, развивать взаимосвязь между предметами; воспитание наблюдательности, внимательности; развивать химическую речь.
Оборудование и реактивы: компьютер, телевизор для показа презентации созданной учителем в Power Point, химические стаканчики, стеклянные трубочки, колбы, растворимые и нерастворимые основания – NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3,индикаторы – лакмус, фенолфталеин, метилоранж.
На классной доске записаны формулы веществ:
Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2, СaC2, CaCl2, Cu, CuO, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
Мы продолжаем изучение основных классов неорганических соединений. Сегодня мы должны с Вами познакомиться с одними из важнейших и интересных соединений, которые называются основаниями, с их составом, классификацией и методами получения.
- Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.
На экране слайд № 4.
Вопросы:
- Что такое бинарные соединения?
- Что такое оксиды?
- Перечислить методы получения оксидов.
- Перечислить химические свойства оксидов.
- Какие вещества, называются простыми и какие – сложными?
К доске вызываются отдельные учащиеся, которые находят и называют среди записанных формул: простые вещества, бинарные соединения: сульфиды, карбиды,хлориды, оксиды.
(По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).
На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3, Al(OH)3.Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.
Учитель: Оставшиеся формулы веществ Вам еще не знакомы. Эти вещества относятся к классу «Оснований». Запишите тему урока: «Основания – состав, классификация, получение и применение» Слайд № 5. Учитель ставит перед классом познавательную задачу. Какие же вещества относятся к основаниям?
- Изучение нового материала. Слайд № 6.
Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов – ОН. Учитель предлагает самостоятельно дать определение этому классу соединений. Ответ учеников: «Основания - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и группы ОН».
Учитель: Совершенно верно, молодцы ребята. А теперь в тетрадках напишите: «Основаниями называются сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенных с одной или несколькими гидроксильными группами ОН». Число гидроксильных групп зависит от валентности металла. Общая формула оснований – Ме(ОН)n , где n – валентность металла (Слайд № 7).
Номенклатура оснований (Слайд № 8) – при названии оснований, сначала называют гидроксильную группу, а затем металл в родительном падеже: гидроксид лития, гидроксид натрия и т.д. Если металл имеет переменную валентность, то указывается валентность этого металла, например – гидроксид железа (III).
Учитель: все основания классифицируют по растворимости в воде на растворимые (щелочи) и нерастворимые (Слайд № 9).
Учитель: Выполните задание, используя таблицу растворимости, назовите растворимые и нерастворимые основания. Перед проведением работы вспомним о правилах техники безопасности, об осторожном обращении со щелочамти (Слайд № 10).
Учащимся раздаются штативы, в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. (Слайд «11).
- учащиеся устанавливают физические свойства веществ: твердые вещества, различных цветов;
- проверяют растворимость оснований в воде. Слайд № 12.
КОН, NaОН – хорошо растворимы в воде, остальные основания в воде не растворимы.
Слайд № (13).
Учитель: Рассмотрим получение оснований:
- Активный металл + вода: 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
- Оксид активного металла + вода: CaO + H2O = Ca(OH)2
- Нерастворимые основания получают путем реакции обмена между солями и щелочами:
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl
Слайд № 14. Минута истории. Так очень давно выглядели химические лаборатории.
Действие индикаторов на щелочи: Слайд№ 15.
В три стакана с растворами гидроксида калия учитель приливает по каплям лакмус, метилоранж и фенолфталеин. Наблюдения учащиеся фиксируют в тетради и делают выводы (Слайд №16).
Учитель: Самостоятельно изучите применение оснований ( работа с учебником). Выписать из текста учебника применение некоторых оснований (Слайд № 17).
- Закрепление: Слайд № 18.
В. 1. Что такое основания?
В. 2. Какие по растворимости бывают основания?
В. 3. Каким оксидам соответствуют основания?
Учитель: Выполните задание:
- Приведены формулы оксидов: K2O, BaO, Cr2O3.
Составить формулы гидроксидов и назвать их.(выполняют ученики у доски)
- Попробуйте сами составить оксиды из оснований: Cu(OH). Cu(OH)2.
(все выполняют самостоятельно, первый справившийся ученик на доске на доске записывает результат и получает оценку)
- Составить формулы по названиям: гидроксид лития, гидроксид кальция, гидроксид железа (III). (выполняют ученики у доски).
- Итоги урока.
Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.
- Домашнее задание. (Слайд 19).
-Учебник п.31(до химических свойств). Упражнения №3, с.86.
- Учитель демонстрирует опыт. (В колбу с водой добавляет фенолфталеин и помещает кусочек металла лития). Дома подумайте и объясните наблюдаемые явления. Почему это происходит?
- Рефлексия. (Слайд 20, 21).
Урок окончен, спасибо всем! (Слайд №22).
Литература:
- Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия – 8. М.: «Просвещение», 2011;
- Химия в школе №3 – 2009, Л.С.Андреева, урок по теме «Основания», с.30;
- http://nsportal.ru/hismatullina-zemfira-rafkatovna;
- http://nsportal.ru/pogrebnyak-tamara-aleksandrovna.
:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» Сенека Луций Анней
План урока: 1.Определение оснований, состав и названия; 2.Классификация оснований; 3.Получение оснований; 4.Физические свойства оснований
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Что такое бинарные соединения? Что такое оксиды? Перечислить методы получения оксидов. Перечислить химические свойства оксидов. Какие вещества, называются простыми и какие – сложными?
ТЕМА УРОКА: «ОСНОВАНИЯ – СОСТАВ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОЛУЧЕНИЕ И ПЕРИМЕНЕНИЕ»
ОСНОВАНИЯМИ НАЗЫВАЮТСЯ СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ АТОМЫ МЕТАЛЛОВ СОЕДИНЕННЫХ С ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ГИДРОКСИЛЬНЫМИ ГРУППАМИ ОН»
СОСТАВ ОСНОВАНИЙ: Ме (ОН) n Валентность гидроксогруппы (ОН) – I Количество гидроксогрупп определяется валентностью металла, образующего основание ( n) .
НОМЕНКЛАТУРА ОСНОВАНИЙ При названии оснований, сначала называют гидроксильную группу, а затем металл в родительном падеже: гидроксид лития и т.д. Если металл имеет переменную валентность то указывается валентность этого металла, Например – гидроксид железа ( III) .
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ Растворимые в воде (щёлочи) L iOH,NaOH,KOH,RbOH CsOH очень хорошо растворяются в воде B a(OH)2 хорошо растворяется C a(OH)2 малорастворим Нерастворимые в воде C u(OH)2, Fe(OH)3 ,Zn(OH)2 , F e(OH)2, AI(OH)3 .
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ Едкое вещество—щелочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки . Попавшие на кожу капли раствора щелочи немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 1% раствором уксусной кислоты.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1 Учащимся раздаются штативы, в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH , KOH, Ca(OH) 2 , Cu(OH) 2 , Fe(OH) 3 . Учащиеся устанавливают физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде.
Результаты практической работы 1 Агрегатное состояние: Все твердые вещества Цвет : Белого - NaOH , KOH, Ca(OH) 2 Голубого - Cu(OH) 2 Красно-бурого - Fe(OH) 3 Растворимость в воде -? KOH, NaOH – хорошо растворимы в воде. Ca(OH) 2 - малорастворим в воде. Остальные основания в воде не растворимы. КОН Cu(OH)2
ПОЛУЧЕНИЕ ОСНОВАНИЙ Растворимых Активный металл + вода: 2 NaOH + 2H 2 O = = 2NaOH + H 2 Оксид активного металла + вода: СаО + Н2О = Са (ОН) 2 Нерастворимых Соль + щелочь: CuCl 2 + 2NaOH = =Cu(OH) 2 + 2NaCl
Минута истории
В три пробирки с растворами гидроксида натрия прилейте соответственно по каплям лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Наблюдения запишите в тетради, сделайте вывод ы . ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 :
НАБЛЮДЕНИЯ И ВЫВОДЫ: Индикаторы – от лат. « indication » - указатели NaOH NaOH NaOH Лакмус метилоранж фенолфталеин Изменение окраски индикатора в щелочной среде: Бесцветный фенолфталеин—малиновый Метиловый оранжевый—желтый лакмус—синий
ПРИМЕНЕИЕ ОСНОВАНИЙ Самостоятельная работа с учебником
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. ПРИВЕДЕНЫ ФОРМУЛЫ ОКСИДОВ: K 2 O , BaO , Cr 2 O 3 . СОСТАВИТЬ ФОРМУЛЫ ИХ ГИДРОКСИДОВ И НАЗВАТЬ ИХ. 2. ПРИВЕДЕНЫ ФОРМУЛЫ ОСНОВАНИЙ: Cu(OH)2, Cu(OH) . C ОСТАВИТЬ ФОРМУЛЫ ИХ ОКСИДОВ И НАЗВАТЬ ИХ. 3. СОСТАВИТЬ ФОРМУЛЫ ПО НАЗВАНИЯМ: гидроксид лития, гидроксид калия, гидроксид железа ( III ).
Д/З : § 31 (кроме химических свойств). У. 2,3 , Задача №1 с.86.
КТО МОЖЕТ О СВОЕЙ РАБОТЕ НА УРОКЕ СКАЗАТЬ: «Я сегодня на уроке не работал, отдыхал!»
КТО МОЖЕТ О СВОЕЙ РАБОТЕ НА УРОКЕ СКАЗАТЬ: «Я сегодня на уроке хорошо поработал! Все понял, потому что…»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ УРОК ОКОНЧЕН.
Используемая литература 1.Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. 8 класс. М: «Просвещение», 2011, с.93 2.Андреева Л.С. Урок по теме «Основания»- Химия в школе-2009.№3-с.30-32. 3 . http://ppt4web.ru/khimija/osnovanija.html 54. http://ppt4web.ru/khimija/osnovanija5.html
Используемая литература: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. 8 класс. М.: «Просвещение», 2011, с,93. Андреева Л.С. Урок по теме «Основания» – Химия в школе, 2009, №3, с.30-32. http://ppt4web.ru/khimija/osnovanija.html http://ppt4web.ru/khimija/osnovanija5.html