Урок "Основания"
видеоурок по химии (8 класс) по теме

Кароян Иветта Левоновна

Тема: «Основания – состав, классификация, получение и применение».

Учитель: Кароян Иветта Левоновна

Класс: 8-а     Дата проведения    04.02.2014г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний c использованием химических экспериментов.

n/n

Название современных

образовательных технологий,

применяемых в УВП

Этапы урока, на которых

Технология применяется

1.

Применение ИКТ для показа

Презентации в Power Point

На протяжении всего урока

2.

Технология развивающего обучения

На протяжении всего урока

3.

Элементы здоровьесберегающей технологии

На протяжении всего урока

Цели:

образовательные: изучить строение, номенклатуру, методы получения и применение оснований;

развивающие: развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации, учить выделять причинно – следственные связи;

воспитательные: развивать интерес к предмету, развивать взаимосвязь между предметами, развивать знания о применении химии в быту.

Оборудование и реактивы: компьютер, телевизор для показа презентации созданной учителем в Power Point, химические стаканчики, стеклянные трубочки, колбы, растворимые и нерастворимые основания – NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3,индикаторы – лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

На классной доске записаны формулы веществ:

 

Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2, СaC2, CaCl2, Cu, CuO, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Мы продолжаем изучение основных классов неорганических соединений. Сегодня мы должны с Вами познакомиться с одними из важнейших и интересных соединений, которые называются основаниями, с их составом, классификацией и методами получения.

  1.  Актуализация знаний. Cлайд № 4, 5.
  • проверка домашнего задания;
  • работа с формулами веществ, которые заранее написаны учителем на классной доске;
  • ученики самостоятельно выводят определение, какие вещества называются основаниями.
  1. Изучение нового материала. Слайд № 6 – 17.
  • Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований.
  • Предлагается учащимся самостоятельно дать оределение этому классу соединений.
  • Номенклатура оснований.
  • Классификация оснований.
  • Знакомство учащихся с конкретными веществами класса оснований  и установление некоторых физических свойств: агрегатное состояние, цвет, а также растворимость в воде (лабораторная работа).
  • Опыт «Испытание растворов оснований индикаторами», проведенный учителем.
  • Получение оснований.
  • Самостоятельное изучение учащимися применение некоторых оснований из текста учебника.
  1. Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися. Слайд № 18.
  2. Итоги урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.

  1. Домашнее задание. Слайд 19.

-Учебник п.31(до химических свойств). Упражнения №3, с.86.

     - Учитель демонстрирует опыт. (В колбу с водой добавляет фенолфталеин и помещает кусочек  металла лития). Дома подумайте и объясните наблюдаемые явления. Почему это происходит?

  1. Рефлексия. Слайд № 20, 21.

Урок окончен всем спасибо!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОУ – СОШ №21 МО РФ Кароян Иветта Левоновна

Урок в 8 классе «Основания – состав, классификация, получение и применение»

Учитель: Кароян Иветта Левоновна

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели и задачи урока:

Цели:

образовательные: изучить строение, номенклатуру, методы получения и применение оснований;

развивающие: развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации, учить выделять причинно – следственные связи; совершенствовать практические умения; развивать умения делать выводы;

воспитательные: развивать интерес к предмету, развивать взаимосвязь между предметами; воспитание наблюдательности, внимательности; развивать химическую речь.

Оборудование и реактивы: компьютер, телевизор для показа презентации созданной учителем в Power Point, химические стаканчики, стеклянные трубочки, колбы, растворимые и нерастворимые основания – NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3,индикаторы – лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

На классной доске записаны формулы веществ:

Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2, СaC2, CaCl2, Cu, CuO, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Мы продолжаем изучение основных классов неорганических соединений. Сегодня мы должны с Вами познакомиться с одними из важнейших и интересных соединений, которые называются основаниями, с их составом, классификацией и методами получения.

  1.  Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.

На экране слайд № 4.

Вопросы:

  1. Что такое бинарные соединения?
  2. Что такое оксиды?
  3. Перечислить методы получения оксидов.
  4. Перечислить химические свойства оксидов.
  5. Какие вещества, называются простыми и какие – сложными?

К доске вызываются отдельные учащиеся, которые находят и называют среди записанных формул: простые вещества, бинарные соединения: сульфиды, карбиды,хлориды, оксиды.

(По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).

На доске остаются  формулы незнакомых для учащихся веществ: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3, Al(OH)3.Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.

Учитель: Оставшиеся формулы веществ  Вам еще не знакомы. Эти вещества относятся к классу «Оснований». Запишите тему урока: «Основания – состав, классификация, получение  и применение» Слайд № 5. Учитель ставит перед классом познавательную задачу. Какие же вещества относятся к основаниям?

  1. Изучение нового материала. Слайд № 6.

Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов – ОН. Учитель предлагает самостоятельно дать определение этому классу соединений.  Ответ учеников: «Основания -  это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и  группы ОН».

Учитель: Совершенно верно, молодцы ребята. А теперь в тетрадках напишите:  «Основаниями называются сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенных с одной или несколькими гидроксильными группами ОН». Число гидроксильных групп зависит от валентности металла. Общая формула оснований – Ме(ОН)n , где n – валентность металла (Слайд № 7).

Номенклатура оснований (Слайд № 8) – при названии оснований, сначала называют гидроксильную группу, а затем металл в родительном падеже: гидроксид лития, гидроксид натрия и т.д. Если металл имеет переменную валентность, то указывается валентность этого металла, например – гидроксид железа (III).

Учитель: все основания классифицируют по растворимости в воде на растворимые (щелочи) и нерастворимые (Слайд № 9).

Учитель: Выполните задание, используя таблицу растворимости, назовите растворимые и нерастворимые основания. Перед проведением работы вспомним о правилах техники безопасности, об осторожном обращении со щелочамти (Слайд № 10).

Учащимся  раздаются штативы,  в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3.  (Слайд «11). 

- учащиеся устанавливают физические свойства веществ: твердые вещества, различных цветов;

- проверяют растворимость оснований в воде. Слайд № 12. 

КОН, NaОН – хорошо растворимы в воде, остальные основания в воде не растворимы.

Слайд № (13).

Учитель: Рассмотрим получение оснований:

  1. Активный металл + вода:                2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
  2. Оксид активного металла + вода:        CaO +  H2O = Ca(OH)2
  3. Нерастворимые основания получают путем реакции обмена между солями и щелочами:

                                                                       CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl

Слайд № 14. Минута истории. Так очень давно выглядели химические лаборатории.

Действие индикаторов на щелочи:  Слайд№ 15.

В три стакана с растворами гидроксида калия учитель приливает по каплям лакмус, метилоранж и фенолфталеин. Наблюдения учащиеся фиксируют в тетради и делают выводы (Слайд №16).

Учитель: Самостоятельно изучите применение оснований ( работа с учебником). Выписать из текста учебника применение некоторых оснований (Слайд № 17).

  1. Закрепление:  Слайд № 18.

В. 1. Что такое основания?

В. 2. Какие по растворимости бывают основания?

В. 3. Каким оксидам соответствуют основания?

Учитель: Выполните задание:

  1. Приведены формулы оксидов: K2O, BaO, Cr2O3.

Составить формулы гидроксидов и назвать их.(выполняют ученики у доски)

  1. Попробуйте сами составить оксиды из оснований: Cu(OH). Cu(OH)2.

 (все выполняют самостоятельно, первый справившийся ученик на доске  на доске записывает результат  и получает оценку)

  1. Составить формулы по названиям: гидроксид лития, гидроксид кальция, гидроксид железа (III). (выполняют ученики у доски).

  1. Итоги урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.

  1. Домашнее задание.  (Слайд 19).

-Учебник п.31(до химических свойств). Упражнения №3, с.86.

 - Учитель демонстрирует опыт. (В колбу с водой добавляет фенолфталеин и помещает кусочек  металла лития). Дома подумайте и объясните наблюдаемые явления. Почему это происходит?

  1. Рефлексия.  (Слайд 20, 21).

Урок окончен, спасибо всем!  (Слайд №22).

Литература:

  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия – 8. М.: «Просвещение», 2011;
  2. Химия в школе №3 – 2009, Л.С.Андреева, урок по теме «Основания», с.30;
  3. http://nsportal.ru/hismatullina-zemfira-rafkatovna;
  4. http://nsportal.ru/pogrebnyak-tamara-aleksandrovna.

 

        

 

:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ФГОУ – СОШ №21 К.Х.Н. КАРОЯН И.Л.

Слайд 2

«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» Сенека Луций Анней

Слайд 3

План урока: 1.Определение оснований, состав и названия; 2.Классификация оснований; 3.Получение оснований; 4.Физические свойства оснований

Слайд 4

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Что такое бинарные соединения? Что такое оксиды? Перечислить методы получения оксидов. Перечислить химические свойства оксидов. Какие вещества, называются простыми и какие – сложными?

Слайд 5

ТЕМА УРОКА: «ОСНОВАНИЯ – СОСТАВ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОЛУЧЕНИЕ И ПЕРИМЕНЕНИЕ»

Слайд 6

ОСНОВАНИЯМИ НАЗЫВАЮТСЯ СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ АТОМЫ МЕТАЛЛОВ СОЕДИНЕННЫХ С ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ГИДРОКСИЛЬНЫМИ ГРУППАМИ ОН»

Слайд 7

СОСТАВ ОСНОВАНИЙ: Ме (ОН) n Валентность гидроксогруппы (ОН) – I Количество гидроксогрупп определяется валентностью металла, образующего основание ( n) .

Слайд 8

НОМЕНКЛАТУРА ОСНОВАНИЙ При названии оснований, сначала называют гидроксильную группу, а затем металл в родительном падеже: гидроксид лития и т.д. Если металл имеет переменную валентность то указывается валентность этого металла, Например – гидроксид железа ( III) .

Слайд 9

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ Растворимые в воде (щёлочи) L iOH,NaOH,KOH,RbOH CsOH очень хорошо растворяются в воде B a(OH)2 хорошо растворяется C a(OH)2 малорастворим Нерастворимые в воде C u(OH)2, Fe(OH)3 ,Zn(OH)2 , F e(OH)2, AI(OH)3 .

Слайд 10

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ Едкое вещество—щелочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки . Попавшие на кожу капли раствора щелочи немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 1% раствором уксусной кислоты.

Слайд 11

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1 Учащимся раздаются штативы, в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH , KOH, Ca(OH) 2 , Cu(OH) 2 , Fe(OH) 3 . Учащиеся устанавливают физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде.

Слайд 12

Результаты практической работы 1 Агрегатное состояние: Все твердые вещества Цвет : Белого - NaOH , KOH, Ca(OH) 2 Голубого - Cu(OH) 2 Красно-бурого - Fe(OH) 3 Растворимость в воде -? KOH, NaOH – хорошо растворимы в воде. Ca(OH) 2 - малорастворим в воде. Остальные основания в воде не растворимы. КОН Cu(OH)2

Слайд 13

ПОЛУЧЕНИЕ ОСНОВАНИЙ Растворимых Активный металл + вода: 2 NaOH + 2H 2 O = = 2NaOH + H 2 Оксид активного металла + вода: СаО + Н2О = Са (ОН) 2 Нерастворимых Соль + щелочь: CuCl 2 + 2NaOH = =Cu(OH) 2 + 2NaCl

Слайд 14

Минута истории

Слайд 15

В три пробирки с растворами гидроксида натрия прилейте соответственно по каплям лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Наблюдения запишите в тетради, сделайте вывод ы . ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 :

Слайд 16

НАБЛЮДЕНИЯ И ВЫВОДЫ: Индикаторы – от лат. « indication » - указатели NaOH NaOH NaOH Лакмус метилоранж фенолфталеин Изменение окраски индикатора в щелочной среде: Бесцветный фенолфталеин—малиновый Метиловый оранжевый—желтый лакмус—синий

Слайд 17

ПРИМЕНЕИЕ ОСНОВАНИЙ Самостоятельная работа с учебником

Слайд 18

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. ПРИВЕДЕНЫ ФОРМУЛЫ ОКСИДОВ: K 2 O , BaO , Cr 2 O 3 . СОСТАВИТЬ ФОРМУЛЫ ИХ ГИДРОКСИДОВ И НАЗВАТЬ ИХ. 2. ПРИВЕДЕНЫ ФОРМУЛЫ ОСНОВАНИЙ: Cu(OH)2, Cu(OH) . C ОСТАВИТЬ ФОРМУЛЫ ИХ ОКСИДОВ И НАЗВАТЬ ИХ. 3. СОСТАВИТЬ ФОРМУЛЫ ПО НАЗВАНИЯМ: гидроксид лития, гидроксид калия, гидроксид железа ( III ).

Слайд 19

Д/З : § 31 (кроме химических свойств). У. 2,3 , Задача №1 с.86.

Слайд 20

КТО МОЖЕТ О СВОЕЙ РАБОТЕ НА УРОКЕ СКАЗАТЬ: «Я сегодня на уроке не работал, отдыхал!»

Слайд 21

КТО МОЖЕТ О СВОЕЙ РАБОТЕ НА УРОКЕ СКАЗАТЬ: «Я сегодня на уроке хорошо поработал! Все понял, потому что…»

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ УРОК ОКОНЧЕН.

Слайд 23

Используемая литература 1.Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. 8 класс. М: «Просвещение», 2011, с.93 2.Андреева Л.С. Урок по теме «Основания»- Химия в школе-2009.№3-с.30-32. 3 . http://ppt4web.ru/khimija/osnovanija.html 54. http://ppt4web.ru/khimija/osnovanija5.html

Слайд 24

Используемая литература: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. 8 класс. М.: «Просвещение», 2011, с,93. Андреева Л.С. Урок по теме «Основания» – Химия в школе, 2009, №3, с.30-32. http://ppt4web.ru/khimija/osnovanija.html http://ppt4web.ru/khimija/osnovanija5.html