Правила техники безопасности
видеоурок по химии (8 класс) на тему
Тема: Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Учитель: Кароян Иветта Левоновна
Класс: 8-а
Тип урока: урок - практическое занятие.
№ n/n | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока, на которых технология применяется |
1. | Применение ИКТ для показа презентации в PowerPoint “ | На протяжении всего урока |
2. | Комплексное применение знаний и умений | На протяжении всего урока |
3. | Элементы здоровьесберегающей технологии | На протяжении всего урока |
Цели:
образовательные: познакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приемами обращения с ним;
развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов; формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, презентации, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы; формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления.
:воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах. воспитывать нравственные качества личности, аккуратность, самостоятельность.
Материально-техническое обеспечение урока: инструкция «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»; компьютеры, телевизор для показа презентации в PowerPoint, образцы химической посуды, демонстрационный лабораторный штатив, установка для перегонки.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
-Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием». В ходе выполнения практической работы вы узнаете об общих требованиях при работе в кабинете в кабинете химии, изучим правила ТБ при работе с реактивами и оборудованием. Кроме того, нам предстоит рассмотреть основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение; познакомиться с устройством лабораторного штатива и спиртовки, отработаем приемы работы с ними.
III. Актуализация знаний.
Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца, жившего в 19 веке, застал его озабоченно прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос, что он тут делает, Вюрц ответил: «Ожидаю результата опыта». Этот случай показывает, насколько беспомощным был человек, великий химик, перед теми неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. В позапрошлом столетии ТБ при работе в химических лабораториях находилась в стадии формирования, поэтому исследователи часто сталкивались с неприятными сюрпризами-взрывами, выделением ядовитых, дурно пахнущих веществ, химическими и термическими ожогами. Вот почему знания правил ТБ и о способах предотвращения возможных опасностей помогут нам сохранить силы и здоровье для будущей плодотворной работы.
IV. Ознакомление с правилами техники безопасности.
Презентация Power Point.
Учитель представляет общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии, учащиеся конспектируют положения.
V. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение. Объясняет устройство лабораторного штатива.
VI. Выполнение практической работы, оформление.
Учащиеся выполняют практическую работу (работа в парах) по инструкции и проводят оформление.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Выучить правила техники безопасности по учебнику с.43 .
VIII. Рефлексия. Что было нового сегодня на уроке? Кто доволен своей работой?
- Молодцы, вы успели многое сделать и узнать много нового.
-Урок окончен, спасибо всем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правила техники безопасности_полная версии | 37.25 КБ |
Правила техники безопасности_Презентация | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8-а классе по теме: Практическая работа «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
Учитель: Кароян Иветта Левоновна
Тип урока: урок – практическое занятие
Цели и задачи урока:
Цели:
образовательные: познакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приемами обращения с ними;
развивающие: совершенствовать умения школьников при выполнении практических действий, опытов; формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, презентации, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы; формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; формирование химической речи учащихся, творческого мышления;
воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах. воспитывать нравственные качества личности, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: инструкция «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»; компьютер, телевизор для показа презентации в PowerPoint, образцы химической посуды, демонстрационный лабораторный штатив, установка для перегонки.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Сегодня мы проводим урок – практикум. Этот первый урок «Практической работы» поможет Вам в дальнейшем при выполнении всех практических занятий при изучении химии.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием». В ходе выполнения практической работы вы узнаете об общих требованиях при работе в кабинете химии, узнаете правила ТБ при работе с реактивами и оборудованием. Кроме того, нам предстоит рассмотреть основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение, познакомитесь с устройством лабораторного штатива и спиртовки.
- Актуализация знаний.
Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца, жившего в 19 веке, застал его озабоченно прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос, что он тут делает, Вюрц ответил: «Ожидаю результата опыта». Этот случай показывает, насколько беспомощным был человек, великий химик, перед теми неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. В позапрошлом столетии ТБ при работе в химических лабораториях находилась в стадии формирования, поэтому исследователи часто сталкивались с неприятными сюрпризами-взрывами, выделением ядовитых, дурно пахнущих веществ, химическими и термическими ожогами. Вот почему знания правил ТБ и о способах предотвращения возможных опасностей помогут Вам сохранить силы и здоровье для будущей плодотворной работы.
- Ознакомление с правилами техники безопасности.
Презентация Power Point.
Учитель представляет общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии, учащиеся конспектируют положения.
Учитель: (Слайд № 3,4)
Помни, каждый ученик, знай любая кроха:
Безопасность - хорошо, а халатность – плохо!
Не спеши хватать пробирку, а инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял, вот тогда и начинай.
Учащиеся (конспектируют в рабочих тетрадях): Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с инструкцией и порядком проведения данной работы.
Учитель: (Слайд №5)
Чтобы опыт получился, пользуйся посудой чистой!
Учащиеся (конспектируют): Опыт необходимо проводить в чистой посуде.
Учитель: (Слайд №6)
Чай и вкусный бутерброд очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя, есть, и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет, для еды условий нет.
Учащиеся (конспектируют): Запрещается прием пищи в кабинете химии
Учитель: (Слайд №7)
Пусть в пробирке пахнет воблой, в колбе – будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд.
Учащиеся (конспектируют): Запрещается пробовать химические вещества на вкус
Учитель: (Слайд №8)
Как же нюхать вещества? В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться? Ты можешь отравиться!
Учащиеся (конспектируют): При определении запаха веществ нельзя наклоняться и вдыхать пары. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ к носу.
Учитель: (Слайд №9)
В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот
Тонкой струйкой подливая, осторожненько мешая,
Лей в водичку кислоту – так отвадишь, ты беду.
Учащиеся (конспектируют): При разбавлении кислот водой всегда кислоту следует медленно, тонкой струей при перемешивании наливать в воду.
Учитель: (Слайд №10)
Это должен каждый знать: спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно, и очень осторожно.
Мы растворчик подогрели, вещества у нас вскипели.
Надо пламя укротить и спиртовочку закрыть.
Учащиеся (конспектируют): Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком.
Учитель: (Слайд №11)
Вдруг попал тебе на кожу ядовитый химикат:
Срочно смой ее водою, не то будешь сам не рад!
Если это кислота – содой мы ее тогда,
Ну а если это щелочь – борной смоем кислотой,
С кожи выгоним долой.
Учащиеся (конспектируют): Если случайно кислота или щелочь попадает на руки или одежду, то немедленно смыть ее большим количеством воды, а затем содой (если кислота) или борной кислотой (если щелочь).
- Знакомство с лабораторным оборудованием.
Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение.
(Слайды 13-18)
- Пробирки.
- Плоскодонные колбы.
- Круглодонные колбы.
- Химические стаканы.
- Воронки.
- Делительные воронки.
- Фарфоровые чашечки.
- Мерные цилиндры.
- Щипцы.
Учитель объясняет устройство лабораторного штатива, показывает основные ее части . (Слайд №19)
- Выполнение практической работы, оформление.
Учащиеся выполняют практическую работу (работа в парах) по инструкции «Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» ( приложение №1) и проводят оформление.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Выучить правила техники безопасности по учебнику с.43 .
- Рефлексия.
Что было нового сегодня на уроке?
Кто доволен своей работой?
Покажите свое настроение на уроке.
- Молодцы, вы успели многое сделать и узнать много нового.
-Урок окончен, спасибо всем!
Приложение № 1
ИНСТРУКЦИЯ.
Порядок выполнения работы.
- Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите назначение.
- Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.
- Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.
- Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.
- Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.
- Письменно ответьте на вопросы:
- Каковы правила набора твердого вещества из склянки в пробирку?
- Как правильно необходимо проводить перемешивание растворов в пробирке?
7. Сделайте вывод по итогам работы.
Список литературы:
- Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. « Учебник химия – 8 класс». М.: «Просвещение», 1997.
- О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Дрофа, 2002.
- Фото: Мультимедийное приложение к учебнику С.С.Бердоносова «Химия 8 класс. 9 класс», ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2005.
- Е.П. Ким. «химия 8-9 классы. Практические работы». Саратов.: Лицей, 2002.
- Г.Л. Маршанова. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.: АРКТИ, 2002.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План. Общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии . Оказание первой медицинской помощи. Лабораторное оборудование: Химическая посуда: назначение лабораторного оборудования устройство лабораторного штатива Особые предупредительные знаки..
Правила техники безопасности Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность — хорошо, А халатность — плохо! Опыт люби — основу предмета, Читай, думай, наблюдай, Умей найти на все ответы, Жизнь цени, твори, мечтай .
Перед выполнением работы внимательно изучи инструкцию Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай
При работе используй чистую посуду Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой чистой!
Запрещается приём пищи в кабинете химии Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой рот. Не обманывай себя Есть и пить у нас нельзя! Это, друг, химкабинет , для еды условий нет.
Запрещается пробовать химические вещества на вкус Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе — будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд.
Правила определения запаха веществ Как же нюхать вещества? В колбу нос совать нельзя! Что может случиться? Ты можешь отравиться !
Самостоятельные опыты без разрешения учителя проводить запрещено Сердца ваши пусть будут смелыми, А руки пусть будут умелыми, Движенья их будут быстрыми, А помыслы только чистыми.
В кислоту не лей ты воду, А совсем наоборот Тонкой струйкой подливая, Осторожненько мешая, Лей в водичку кислоту – Так отвадишь ты беду.
Это должен каждый знать: Спирт в спиртовке поджигать Спичкой только можно И очень осторожно . Мы растворчик подогрели, Вещества у нас вскипели. Надо пламя укротить И спиртовочку закр ыть.
Вдруг попал тебе на кожу Ядовитый химикат: Срочно смой его водою, Не то будешь сам не рад! Если это кислота- Содой мы ее тогда, Ну а если это щелочь- Борной смоем кислотой, С кожи выгоним до лой. Оказание первой медицинской помощи
Лабораторное оборудование - Пробирки Плоскодонные колбы Круглодонные колбы Химические стаканы Воронки Делительные воронки Фарфоровые чашечки Мерные цилиндры Щипцы
Лабораторное оборудование
Круглодонные колбы -проведение опытов Химические стаканы -проведение опытов
Назначение лабораторного оборудования Пробирки -проведение опытов Стеклянные палочки -перемешивание веществ
Воронки -переливание жидкостей Фарфоровые чашечки -выпаривание Мерные цилиндры - измерение объема жидкости
Устройство лабораторного штатива лапка кольцо подставка стержень муфта
Обращайте особое внимание на предупредительные знаки ! 1 2 3 4 5 6 6 Огнеопасное вещество. Взрывоопасное вещество. Ядовитое вещество. Едкое вещество. Раздражающее вещество. Радиоактивное вещество .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете учебник с.43, химическое оборудование (по тетради)
СПАСИБО ВСЕМ! P.S. Не забудьте подписаться в журнале ТБ.
Источники: 1Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия: Неорганическая химия: Учеб. Для * кл . –М: Просвещение,1997,с.43. Фото: Мультимедийное приложение к учебнику С. С. Бердоносова . Химия. 8 класс. 9 класс., ЗАО « Просвещение-МЕДИА » 2005. Е. П. Ким. Химия 8-9 классы. Практические работы. Саратов.: Лицей, 2006. О. С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Дрофа, 2006 Г. Л. Маршанова.Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.:АРКТИ,2002 http://festival.1september.ru/articles/646924 http://www.myshared.ru/slide/582503/ http://ppt4web.ru/khimija/tekhnika-bezopasnosti-na-urokakh-khimii2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
Презентация "Правила техники безопасности при работе с химическими веществами".
Первый урок после каникул. Ещё свежи в памяти впечатления летнего отдыха, ещё не совсем испарилось беззаботное настроение. А так необходимо настраиваться на деловой лад, вспоминать всё то, что з...
Правила техники безопасности в кабинете химии
Правила техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и реактивами; группы хранения веществ....
Электронное пособие для уроков информатики по теме «Правила техники безопасности при работе на компьютере»
Электронное пособие выполнено в форме презентации в Power Point.Это переработанная стандартная инструкция по правилам техники безопасности при работе на компьютере более доступ...
Правила техники безопасности на уроках волейбола
Правила техники безопасности на уроках волейбола...
Тема: «Утюг. Правила техники безопасности».
Цель: 1. Познакомить детей с видами электроутюгов. 2. Формировать знания о правилах пользования утюгом и техникой безопасности с ним. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Способствовать социально-т...
Правила техники безопасности на кухне.
В ходе работы на кухне, чтобы избежать порезов рук, ожогов и других травм, необходимо соблюдать правила техники безопасности....