Конспект урока "Фосфор"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Мингалёва Марина Михайловна

Конспект урока для 9 класса "Фосфор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fosfor.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс.                               « Фосфор».

Тип урока: информационный, получение новых знаний.

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о фосфоре как химическом элементе и простом веществе.

Задачи урока:

  • образовательные: овладеть новыми знаниями о фосфоре, его аллотропных видоизменениях, свойствах
  • воспитательные:  способствовать формированию материалистического мировоззрения, обучить диалогической речи и воспитать способность прислушиваться к мнению товарищей и отстаивать своё
  • развивающие: развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся, умения сравнивать и анализировать.

Методы обучения: словесный, демонстрационный опыт.

Средства обучения: красный фосфор, пробирка, держатель, спиртовка, спички.

Формы организации: фронтальная.

Межпредметные связи: биология, география, литература, физика.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь различать аллотропные видоизменения фосфора, знать области применения.

Ход урока:

                                                                 Эпиграф «Без фосфора нет мысли»

                                                                                ( примечание: высказывание появилось

                                                                                  после того, как в 1715 году И. Генсинг

                                                                                  обнаружил фосфор в мозговой ткани

                                                                                   человека).

Мотивация.

Вступление учителя:

№ 15 периодической системы химических элементов таблицы Д.И.Менделеева самый мистический и таинственный. Хотите узнать почему?

Пример 1: из воспоминаний академика С.И.Вольфковича «Ночью я шёл из университета по тёмным, неосвещённым улицам Москвы. Моя одежда излучала голубоватое сияние. И за мной каждый раз собиралась толпа, которая видела во мне «новоявленного» представителя потустороннего мира. Вскоре по всей Москве из уст в уста передавались рассказы о «светящемся монахе». Хотите узнать, что это такое?

Пример 2: Ночью на  кладбище или болотах  можно встретить массу вертящихся над могилами таинственных огоньков. Хотите узнать, что это за явление?

Пример 3: отрывок их произведения А.К.Дойля «Собака Баскервилей: Да!. Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор – сказал я.» Хотите узнать, почему этого на самом деле быть не может?

Пример 4: церковные чудеса ( божественные надписи на иконах, самовозгорание свечи) – всё это обычные реакции фосфора. Хотите узнать, как это происходит?

Пример 5: в переводе с греческого слово «фос» - свет, «ферро» - несу, несущий свет.

Почему его так назвали? Интересно! Хотите ответить на эти вопросы?

Значит мы можем начинать!

План урока:

  1. Всё, что мы уже знаем.
  2. Всё, что мы хотим узнать.

1.Какая информация о фосфоре нам известна?

Каждый ученик  по очереди ( их в классе 14) вспоминает знакомый материал и выясняется, что про фосфор многое нам известно:

- это неметалл

- занимает третий период, третий ряд, пятую группу, главную подгруппу

- имеет высший оксид Р2О5

- валентность V и III

- порядковый номер 15

- заряд ядра +15

- имеет 15 электронов с общим зарядом -15

- 15 протонов и 16 нейтронов

- имеет три энергетических уровня

- распределение электронов 2 8 5

- возможные степени окисления +5, -3

- возможны реакции с кислородом,  активными металлами

            4Р + 5О2 = 2Р2О5                           3Mg + 2P = Mg3P2

                               оксид                                                фосфид

Основные пункты записываются в тетрадь.

2.Чего мы не знаем, но хотим узнать!

  • История открытия.

Гамбургский аптекарь Хеннинг Бранд  решил попытать счастья в алхимии и выбраться из нищеты. Он провёл множество опытов и однажды решил провести эксперимент с мочой.  Выпарил её досуха и светло-жёлтый осадок смешал с углём и песком, нагревая в реторте без доступа воздуха. В результате ночью заметил, что вещество светится. Так в 1669 году был открыт фосфор. Был Бранд великий предприниматель, он нажился на этом открытии и стал богатым человеком. Он демонстрировал за деньги светящийся фосфор. А способ получения держал в тайне. А позже продал его сразу нескольким учёным.

В тетради: Х.Бранд в 1669 году открыл фосфор.

  • Нахождение в природе.

Фосфор встречается в природе только в виде соединений. С чем это связано? Основные соединения фосфориты и апатиты, в состав которых входит в ортофосфат кальция. Составьте его формулу. Известно около 200 минералов, в состав которых входит фосфор. Содержание фосфора в земной коре 0, 093%. Кроме этого фосфор входит в состав живых организмов: он содержится в мозговых клетках, костной ткани.

В тетради: фосфор содержится в живых организмах (мозговая и костная ткань) , некоторых минералах ( Ca3(PO4)2).

Получение: Ca3(PO4)2+ 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO

  • Аллотропия.

Известно несколько аллотропных видоизменений фосфора. Наиболее известные белый и красный фосфор. Вспоминаем, что такое аллотропия, какие элементы имеют аллотропные модификации?

В тетради: сравнительная характеристика:

Характеристика

Свойства фосфора

белого

красного

Агрегатное состояние

Кристаллическое вещество

Порошкообразное вещество

Цвет

Бесцветный с желтоватым оттенком

Темно-красный

Запах

Чесночный

Без запаха

Плотность,г/см3

1,8

2,3

Растворимость в воде

Не растворяется

Не растворяется

Растворимость в сероуглероде

Хорошо растворяется

Не растворяется

Температура плавления

44

При сильном нагревании превращается в пары белого фосфора

Температура воспламенения

40, в измельчённом состоянии при обычной температуре

260

Свечение

Светится в темноте

Не светится

Действие на организм

Сильный яд ( доза 0,15 г смертельна для человека)

Не ядовит

                   

Чем объясняются различия в свойствах? Рассматриваем рисунок в учебнике (схемы строения кристаллической решётки). Как доказать, что это аллотропные видоизменения одного и того же элемента.

  • Свечение фосфора объясняется медленным окислением кислородом воздуха.

  4Р + 5О2 = 2Р2О5 + Q          Это один из примеров реакций, при которых химическая энергия превращается в световую ( фосфоресценция).                      

  • Применение фосфора (записывается в тетради):

- производство спичек: при трении спичечной головки, в состав которой входят хлорат калия и сера, о спинку спичечной коробки, в состав которой входит красный фосфор, происходит воспламенение:  6 P + 5 KClO3 = 5 KCl + 3 P2O5.

С 1806 по 1855 год учёные постепенно усовершенствовали спички, при этом даже есть примеры гибели как первых потребителей, так и самих учёных ( так как вначале применяли в составе спичек белый фосфор). В 1855 году на международной выставке в Париже были представлены так называемые безопасные спички,  и это изобретение получило золотую медаль.

- он входит в состав минеральных удобрений, так как фосфор – один из основных элементов питания растений

- во время войны его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов, фосфорные бомбы использовали в 2004 году американские войска во время иракского конфликта.

  • Рефлексия.

Вспомним начало урока. Как объяснить удивительные и мистические свойства фосфора? Выслушиваем версии учащихся.

- «светящийся монах»: академик Вольфкович в своей лаборатории получал фосфор.

    Так как эти работы в СССР  проводились впервые, то он не предпринял мер

    предостережения в работе с фосфором – ядовитым, самовоспламеняющимся и

    светящимся в темноте. Часть газообразного фосфора пропитала его одежду.

- светящиеся огоньки на кладбищах и болотах объясняются тем, что при гниении

    остатков человека и животных образуется вещество фосфин РН3. На воздухе он

    самовоспламеняется.

- собака, намазанная фосфором, в произведении «Собака Баскервилей» никак не могла

    бы  жить и тем более бежать, она просто бы погибла.

- церковные чудеса объясняются следующей реакцией: на фитиль свечи или икону

   наносят раствор фосфора в сероуглероде. Растворитель испаряется, а оставшиеся

   крупинки фосфора окисляются кислородом воздуха и самовоспламеняются.

3. Домашнее задание: сколько граммов оксида фосфора получиться при сжигании 1,24

                                      грамма фосфора. Для желающих- составить синквейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...