Конспект урока "Фосфор"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
9 класс. « Фосфор».
Тип урока: информационный, получение новых знаний.
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о фосфоре как химическом элементе и простом веществе.
Задачи урока:
- образовательные: овладеть новыми знаниями о фосфоре, его аллотропных видоизменениях, свойствах
- воспитательные: способствовать формированию материалистического мировоззрения, обучить диалогической речи и воспитать способность прислушиваться к мнению товарищей и отстаивать своё
- развивающие: развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся, умения сравнивать и анализировать.
Методы обучения: словесный, демонстрационный опыт.
Средства обучения: красный фосфор, пробирка, держатель, спиртовка, спички.
Формы организации: фронтальная.
Межпредметные связи: биология, география, литература, физика.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь различать аллотропные видоизменения фосфора, знать области применения.
Ход урока:
Эпиграф «Без фосфора нет мысли»
( примечание: высказывание появилось
после того, как в 1715 году И. Генсинг
обнаружил фосфор в мозговой ткани
человека).
Мотивация.
Вступление учителя:
№ 15 периодической системы химических элементов таблицы Д.И.Менделеева самый мистический и таинственный. Хотите узнать почему?
Пример 1: из воспоминаний академика С.И.Вольфковича «Ночью я шёл из университета по тёмным, неосвещённым улицам Москвы. Моя одежда излучала голубоватое сияние. И за мной каждый раз собиралась толпа, которая видела во мне «новоявленного» представителя потустороннего мира. Вскоре по всей Москве из уст в уста передавались рассказы о «светящемся монахе». Хотите узнать, что это такое?
Пример 2: Ночью на кладбище или болотах можно встретить массу вертящихся над могилами таинственных огоньков. Хотите узнать, что это за явление?
Пример 3: отрывок их произведения А.К.Дойля «Собака Баскервилей: Да!. Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор – сказал я.» Хотите узнать, почему этого на самом деле быть не может?
Пример 4: церковные чудеса ( божественные надписи на иконах, самовозгорание свечи) – всё это обычные реакции фосфора. Хотите узнать, как это происходит?
Пример 5: в переводе с греческого слово «фос» - свет, «ферро» - несу, несущий свет.
Почему его так назвали? Интересно! Хотите ответить на эти вопросы?
Значит мы можем начинать!
План урока:
- Всё, что мы уже знаем.
- Всё, что мы хотим узнать.
1.Какая информация о фосфоре нам известна?
Каждый ученик по очереди ( их в классе 14) вспоминает знакомый материал и выясняется, что про фосфор многое нам известно:
- это неметалл
- занимает третий период, третий ряд, пятую группу, главную подгруппу
- имеет высший оксид Р2О5
- валентность V и III
- порядковый номер 15
- заряд ядра +15
- имеет 15 электронов с общим зарядом -15
- 15 протонов и 16 нейтронов
- имеет три энергетических уровня
- распределение электронов 2 8 5
- возможные степени окисления +5, -3
- возможны реакции с кислородом, активными металлами
4Р + 5О2 = 2Р2О5 3Mg + 2P = Mg3P2
оксид фосфид
Основные пункты записываются в тетрадь.
2.Чего мы не знаем, но хотим узнать!
- История открытия.
Гамбургский аптекарь Хеннинг Бранд решил попытать счастья в алхимии и выбраться из нищеты. Он провёл множество опытов и однажды решил провести эксперимент с мочой. Выпарил её досуха и светло-жёлтый осадок смешал с углём и песком, нагревая в реторте без доступа воздуха. В результате ночью заметил, что вещество светится. Так в 1669 году был открыт фосфор. Был Бранд великий предприниматель, он нажился на этом открытии и стал богатым человеком. Он демонстрировал за деньги светящийся фосфор. А способ получения держал в тайне. А позже продал его сразу нескольким учёным.
В тетради: Х.Бранд в 1669 году открыл фосфор.
- Нахождение в природе.
Фосфор встречается в природе только в виде соединений. С чем это связано? Основные соединения фосфориты и апатиты, в состав которых входит в ортофосфат кальция. Составьте его формулу. Известно около 200 минералов, в состав которых входит фосфор. Содержание фосфора в земной коре 0, 093%. Кроме этого фосфор входит в состав живых организмов: он содержится в мозговых клетках, костной ткани.
В тетради: фосфор содержится в живых организмах (мозговая и костная ткань) , некоторых минералах ( Ca3(PO4)2).
Получение: Ca3(PO4)2+ 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO
- Аллотропия.
Известно несколько аллотропных видоизменений фосфора. Наиболее известные белый и красный фосфор. Вспоминаем, что такое аллотропия, какие элементы имеют аллотропные модификации?
В тетради: сравнительная характеристика:
Характеристика | Свойства фосфора | |
белого | красного | |
Агрегатное состояние | Кристаллическое вещество | Порошкообразное вещество |
Цвет | Бесцветный с желтоватым оттенком | Темно-красный |
Запах | Чесночный | Без запаха |
Плотность,г/см3 | 1,8 | 2,3 |
Растворимость в воде | Не растворяется | Не растворяется |
Растворимость в сероуглероде | Хорошо растворяется | Не растворяется |
Температура плавления | 44 | При сильном нагревании превращается в пары белого фосфора |
Температура воспламенения | 40, в измельчённом состоянии при обычной температуре | 260 |
Свечение | Светится в темноте | Не светится |
Действие на организм | Сильный яд ( доза 0,15 г смертельна для человека) | Не ядовит |
Чем объясняются различия в свойствах? Рассматриваем рисунок в учебнике (схемы строения кристаллической решётки). Как доказать, что это аллотропные видоизменения одного и того же элемента.
- Свечение фосфора объясняется медленным окислением кислородом воздуха.
4Р + 5О2 = 2Р2О5 + Q Это один из примеров реакций, при которых химическая энергия превращается в световую ( фосфоресценция).
- Применение фосфора (записывается в тетради):
- производство спичек: при трении спичечной головки, в состав которой входят хлорат калия и сера, о спинку спичечной коробки, в состав которой входит красный фосфор, происходит воспламенение: 6 P + 5 KClO3 = 5 KCl + 3 P2O5.
С 1806 по 1855 год учёные постепенно усовершенствовали спички, при этом даже есть примеры гибели как первых потребителей, так и самих учёных ( так как вначале применяли в составе спичек белый фосфор). В 1855 году на международной выставке в Париже были представлены так называемые безопасные спички, и это изобретение получило золотую медаль.
- он входит в состав минеральных удобрений, так как фосфор – один из основных элементов питания растений
- во время войны его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов, фосфорные бомбы использовали в 2004 году американские войска во время иракского конфликта.
- Рефлексия.
Вспомним начало урока. Как объяснить удивительные и мистические свойства фосфора? Выслушиваем версии учащихся.
- «светящийся монах»: академик Вольфкович в своей лаборатории получал фосфор.
Так как эти работы в СССР проводились впервые, то он не предпринял мер
предостережения в работе с фосфором – ядовитым, самовоспламеняющимся и
светящимся в темноте. Часть газообразного фосфора пропитала его одежду.
- светящиеся огоньки на кладбищах и болотах объясняются тем, что при гниении
остатков человека и животных образуется вещество фосфин РН3. На воздухе он
самовоспламеняется.
- собака, намазанная фосфором, в произведении «Собака Баскервилей» никак не могла
бы жить и тем более бежать, она просто бы погибла.
- церковные чудеса объясняются следующей реакцией: на фитиль свечи или икону
наносят раствор фосфора в сероуглероде. Растворитель испаряется, а оставшиеся
крупинки фосфора окисляются кислородом воздуха и самовоспламеняются.
3. Домашнее задание: сколько граммов оксида фосфора получиться при сжигании 1,24
грамма фосфора. Для желающих- составить синквейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...