Урок "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Конкурсная работа естественно-научного направления "Педагогический фейерверк" в номинации"Я иду на урок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soli.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЛИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА
Сафонова Татьяна Викторовна,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа города Пугачева Саратовской области имени Т.Г.Мазура»
Технологическая карта урока по химии «Соли, их классификация и свойства».
Учитель: Сафонова Татьяна Викторовна
МОУ «СОШ№1 города Пугачева Саратовской области имени Т.Г.Мазура»
УМК: О.С.Габриелян
Предметная область: химия
Тема урока: «Соли, их классификация и свойства»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 8 класса в предметной области «Химия» по теме «Соли». Изучить состав и химические свойства солей.
Задачи:
Образовательная: Закрепить знания о солях. Рассмотреть химические свойства солей. Продолжить формировать умения работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в парах, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.
Оборудование урока: комплекс «Компьютер + проектор» для демонстрации видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку, раздаточный материал для работы в парах.
Используемые на уроках технологии:
1.Технология системно-деятельного подхода
2.Технология проблемного обучения
3.Технология игрового обучения
4.Интерактивные технологии
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1 | Мотивация к учебной деятельности (2мин) Цель: проверка готовности учащихся, их настрой на работу | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
2 | Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3мин) Цель: подведение детей к тому, чтобы сформулировать тему урока, поставить задачи. Составление плана работы на урок. | Опорными являются знания обучающихся о солях, приобретенных ранее на уроках и повседневной жизни. Конкурс «Загадочная шкатулка» В шкатулке находятся вещества, которые необходимо угадать: -В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она - символ гостеприимства, верности, радушия. - Он может быть цветной и белый, им дети любят рисовать, художник он в руках умелых, картины может создавать. Как вы думаете, о каких веществах идет речь? Проводит подготовку мышления детей: -Краткая характеристика солей. - Опишите физические свойства солей. -Вспомните ранее данные определения солей Соли – это класс химических соединений, состоящих из ионов металла и ионов кислотного остатка. Как образуются соли в результате химических превращений? Ребята! Это уточнение относится только к средним солям. Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл. Напоминаю, что средние соли диссоциируют в 1 ступень: K2SO4=2K+ +SO42- | Поваренная соль и мел. Соли - это твердые вещества, тип химической связи – ионный, отличаются друг от друга растворимостью в воде. Соли - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Солями называются электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка. Соли получаются в результате различных химических превращений. Один из способов получения, по реакции нейтрализации: 2KOH+H2SO4= K2SO4+2H2O Вывод: соли можно рассматривать как продукт реакций кислот с основаниями, т.е. соли получаются заменой атомов водорода в кислоте атомами металла. | Познавательные Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в парах. Регулятивные Формирование умения определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Личностные Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. |
3 | Совместное открытие новых знаний Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Задачи: Составить представления учащихся о солях как классе неорганических веществ, познакомить с классификациями солей, экологические проблемы… | -В каких стехиометрических отношениях взаимодействуют между собой серная кислота и гидроксид калия в данной реакции? Что произойдет, если в реакционной смеси молекул щелочи окажется меньше этого количества? Предположим, что на одну молекулу H2SO4 придется только одна молекула KOH. В таких случаях происходит не полное замещение атомов водорода, а лишь частичное, т.е. 1 атом Н замещается на металл, другой – остается незамещенным. В результате получаются кислые соли. KOH+H2SO4= K НSO4+H2O Названия кислых солей составляют, так же как и средних, только добавляют слово «гидро»(латинское название водорода) Рассмотрим диссоциацию этой соли, она идет ступенчато: K НSO4 =К++ HSO4- I ступень HSO4-↔H+ +SO42- II ступень Важно! В основном диссоциация происходит по первой ступени, по второй идет в гораздо меньшей степени. Таким образом, по составу соли могут быть: -средние K2SO4 - кислые K НSO4 -основныеMgOHCl Как могут образоваться основные соли? Ca(OH)2+2HCl= CaCl2 +2H2O Что произойдет, если молекул кислоты окажется меньше, указанного в уравнении? В таких случаях происходит образование основных солей: Ca(OH)2+HCl= CaОНCl +H2O Как будет происходить диссоциация основных солей? CaОНCl=СаОН++ Cl- (I ступень) СаОН+= Ca2+ +OH_ (II ступень) Диссоциация соли происходит, в основном, по первой ступени, по второй идет в значительно меньшей степени. Названия основных солей составляют, так же как и средних, только добавляют слово «гидроксо» CaОНCl – гидроксохлорид кальция. Рассмотрение химических свойств солей: 1 свойство – взаимодействие солей с кислотами, если образуется осадок или газ. 2 свойство – взаимодействие солей со щелочами, если образуется осадок или газ. 3 учащихся одновременно работают у доски, без обозрения всего класса. | - 2 молекулы гидроксида калия реагируют с одной молекулой кислоты. Часть кислоты может остаться. Образуется не средняя, а какая –то другая соль. Для реакции надо взять многокислотное основание и одноосновную кислоту. Ступенчато. Учащиеся проделывают лабораторную работу, записывают уравнения реакций в молекулярной и ионной формах: Na2SiO3 + H2SO4 CaCO3+ HCl NaOH + FeCl3 | Личностные самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению. Предметные умения Должны знать определения понятий: соль, средние соли, кислые соли; должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Метапредметные умения Познавательные Общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности. Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее. Осуществление поиска информации, делают умозаключения из изученных закономерностей. Сравнивают свою работу с работой, выполненной на доске. |
4 | Закрепление изученного материала | Химический диктант (записать формулы солей по названиям и наоборот) CaOHNO3 (CuOH)2CO3 Гидрокарбонат натрия Гидрофосфат кальция Проверка через слайд на экране | Учащиеся выполняют задание Выражают собственное мнение о работе и полученном результате деятельности. | Коммуникативные Формируем умение слушать и понимать других, работать в парах, учитывая позицию собеседника. Познавательные Формируем умение работать с новой информацией по теме – отбирать, выделять, обобщать. |
5 | Домашнее задание | Планирование работы на следующий урок. Записывает на доске и комментирует П.41, с.222-223, №1,2(а,б, д,е) | Знакомятся с заданием, записывают его. | Слушают учителя, задают вопросы на уточнение. |
6 | Рефлексия | Продолжите предложения: -Сегодня на уроке я научился… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что я хочу знать о солях… | Оценивают свои знания. | Регулятивные Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. |
Используемая литература:
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия . 8 класс – Дрофа, 2002. – 416с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – 2-е изд., дораб.- М.-Просвещение, 2011, -223с.
Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект.- 2-е изд., дораб. –М.-Просвещение, 2011.-44с.- (Стандарты второго поколения)