урок по теме "Подгруппа кислорода. Сера"
план-конспект урока (химия, 9 класс) по теме

Разработан урок для 9 класса по теме "Соединения азота. Аммиак."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок для 9 класса462 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе «Подгруппа кислорода. Сера.»

Цель : изучить особенности строения атома серы в основном и возбужденном состоянии, аллотропные модификации серы, основные свойства серы и области её применения

Задачи :

1. Образовательная – изучить особенности строения атома серы в основном и возбужденном состоянии, аллотропные модификации серы, физические и химические свойства: взаимодействие с активными металлами, неметаллами, окислительно- восстановительные свойства.

2. Развивающая – развивать у учащихся умения работать с дополнительной литературой при подготовке к уроку, проводить эксперимент, наблюдать за результатами, делать выводы.

3. Воспитательная – формировать у учащихся

 -взгляды и убеждения, соответствующие здоровому образу жизни, потребности в труде, познании, творчестве;

 -чувство ответственности, умения работать в коллективе, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.

Тип урока: урок овладения новым материалом.

Структура урока: 1. Организация начала урока

                                   2. Проверка знаний

                                   3. Введение нового материала

                                   4. Закрепление

                                   5. Домашнее задание

                                   6.Окончание урока

Методы обучения, используемые на уроке:

1. Наглядные: а) Наблюдение( особенности строения атома серы)

                            б) Демонстрация( эксперимент, раскрывающий особенности физических свойств серы, перехода аллотропных модификаций)

2. Словесные: а) Рассказ(история применения серы в древности)

                            б)Объяснение(особенности физических и химических свойств серы)

3. Практические: а) практическая работа на уроке(исследование аллотропных модификаций серы

 

 4. Упражнения: тестовая работа, помогающая учащимся закрепить полученные знания.

Формы организации познавательной деятельности, применяемые на уроке:

  1. Фронтальная работа.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Парная работа.
  4. Групповая работа.

фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, эксперимент, работа с дидактическим материалом, ИКТ

Характер деятельности учащихся:

  1. Репродуктивный.
  2. Частично- поисковый.
  3. Исследовательский.

План урока.

  1. Организационный этап: постановка цели и задач урока.
  2. Проверка знаний особенности строения атомов элементов VI-A подгруппы и причин закономерности их изменения
  3. Введение нового материала
  • Особенности строения атомов серы в основном и возбужденном состоянии
  • История появления и использования серы человечеством
  • Сера в природе
  • Аллотропия серы
  • Практическое исследование взаимного перехода аллотропных модификаций серы
  • Физические и химические свойства серы
  • Промышленное использование серы

3. Закрепление: тестовая работа (5мин.)

4. Домашнее задание.

5. Окончание урока.

Ход урока.

Постановка целей и задач:

Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д.И.Менделеева и я не сомневаюсь в том, вас ждут сегодня открытия, потому что по словам Пиаже «Понять что-либо, значит открыть вновь». Урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ.Сегодня на уроке мы должны изучить особенности строения атомов серы в основном и возбужденном состоянии, физические и химические свойства, составить соответствующие уравнения реакций; провести эксперимент, показывающий  основные аллотропные модификации серы.

Учащиеся заранее распределяются по группам. Каждая группа получает задание самостоятельно подготовиться по каждому разделу(строение атомов, нахождение в природе, аллотропия, историческая справка, физические и химические свойства, области применения)

Проверка знаний

Учитель:На прощлом уроке мы начали изучение VI группы главной подгруппы ПСХЭ(подгруппы кислорода).

Какие элементы входят в состав VI-А подгруппы?

O, S, Se, Te, Po

Что общего и в чем различие в строении атомов элементов VI-А подгруппы?

Учащиеся на доске изображают особенности строения атомов элементов  VI-А подгруппы и отмечают сходство и различие в строении атомов элементов

Общее: количество электронов на внешнем энергетическом уровне

Различие: число энергетических уровней

Каким образом изменяются свойства элементов в группе сверху вниз?

Объясните причины

Металлические свойства увеличиваются, неметаллические свойсва уменьшаются, т. к. радиус атома возрастает, энергия связи электронов внешнего энергетического уровня с ядром уменьшается, следовательно, они слабее удерживаются ядром и легче отщепляются.

Изучение нового материала

На прошлом уроке мы изучали особенности строения и свойства кислорода, темой нашего сегодняшнего урока будет Сера.

1 группа учащихся

Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито,
И человек в ней пользу разглядел.

Сера была известна народам с глубокой древности. Свое название она получила от санкритского слова «сира»- светло- желтый.

Сера применялась в Древнем Египте- уже за 2 тыс. лет до н. э.- для приготовления красок, косметических средств, для беления тканей;

в Древнем Риме- для лечения кожных заболеваний; в Древней Греции серу сжигали для дезинфекции вещей и воздуха в помещениях.

В средние века у алхимиков сера была выражением одного из «основных начал природы» и благодаря её горючести обязательной составной частью «философского камня».

В Ветхом завете также упоминается сера: на расплавленной сере сжигали грешников. Запах горящей серы олицетворяет запах ада.

Запишем строение атома серы

S    2    8   6          1s22s22p63s23p43d0

Составьте схему расположения электронов на энергетических уровнях?

        3d

        3p

        3s

Имея 2 свободных электрона на внешнем энергетическом уровне, сера в обычном состоянии 2-хвалентна и проявляет степень окисления-2.

В кислородных соединениях сера может проявлять валентность IV и  VI и степени окисления +4 и +6

Объясните причину, основываясь на особенностях строения атома серы?

При переходе  в возбужденное состояние электроны распариваются и сера оказывается способной проявлять степени окисления +4 и +6

2 группа учащихся:

В природе сера встречается в 3-х формах:

Самородная:

Вулканическая сера образуется при извержении вулканов, содержит примеси, требует тщательной очистки.

 2H2S+ SO2        3S + 2H2O

Комовую серу получают из сульфидов.

Серный цвет- порошок желтого цвета, применяют для экспериментов.

Черенковая сера- самая чистая

Сульфидная:

PbS- свинцовый блеск

Cu2S- медный блеск

ZnS- цинковая обманка

HgS- киноварь

H2S- сероводород( в природном газе- яд!; в минеральных источниках- лечебное средство от заболеваний кожи). Уникальное месторождение сероводорода- вода Черного моря.

Сульфатная:

Глауберова соль(Na2SO4 * 10H2O)- сильное слабительное средство

Гипс(CaSO4 * 2H2O)

Горькая соль(MgSO4 * 7H2O)                

На прошлом уроке мы отмечали особенности аллотропных соединений кислорода.

Вспомним определение аллотропии?

Аллотропия- способность атомов одного элемента образовывать несколько простых веществ.

Какие аллотропные модификации кислорода вам известны?

Кислород О2 и озон О3

Для серы также характерны аллотропные модификации.

3 группа учащихся  проводит эксперимент получения пластической серы.

По ходу эксперимента идет комментарий ученика:

Наиболее устойчива модификация, известная под названием ромбической серы( S8)

При нагревании  происходит образование пластической серы- вязкого вещества темно- коричневого цвета.

В средние века пластическую серу использовали в качестве зубной пасты для дезинфекции полости рта.

 

По мере остывания пластическая сера будет опять переходить в ромбическую.

Рассмотрим основные свойства серы?

Физические свойства: твердое кристаллическое вещество желтого цвета, не проводит тепло и электрический ток, не растворяется в воде.

Учащийся проводит эксперимент, подтверждающий  несмачиваемость серы  водой( порошок серы насыпать в стакан с водой).

Сера- типичный химически активный неметалл, взаимодействующий с металлами, неметаллами, сложными веществами.

4 группа учащихся составляет уравнения соответствующих реакций, используя электронный баланс, уравнивают.

2Na0 +S0 = Na2S-2

Na0 -1e- = Na+1              2 в-ль

S0 + 2e- = S-2          2     1  о-ль  

 

H20 + S0 = H2S-2 

H20 -1e- *2 = 2H+1         1 в-ль

S0 + 2e- = S-2            2   1  о-ль  

S0 + O20 = SO2 

S0 -  4e- = S+4             4        1 в-ль

O20 +2e- *2 =2O-2                 1 о-ль

Какие свойства- окислительные или восстановительные- наиболее характерны для серы- простого вещества?

И окислительные, и восстановительные.

5 группа учащихся рассказывает об областях применения серы.

Применение серы описано еще в романе А. Дюма « Граф Монте-Кристо». Герой романа аббат Фариа притворился, что у него кожная болезнь, и ему дали для лечения серу, которую предприимчивый аббат использовал для изготовления пороха.

Основные составные компоненты пороха( «греческого огня»): сера, калийная селитра, уголь. С его помощью еще в 670г. защитники Константинополя сожгли арабский флот.

 В настоящее время серу используют в производстве спичек, бумаги, резины, красок, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, пластмассы, серной кислоты, «сусального золота» SnS2 –для покрытия куполов церквей, золочения украшений дворцов и скульптур, в сельском хозяйстве- для борьбы с вредителями.

Закрепление изученного материала( тест)

Вариант 1

Вставьте пропущенные слова

1. Сера- элемент… группы, … подгруппы.

2. В атоме серы …электронов.

3. На внешнем уровне в атоме …электронов.

4. Какие степени окисления проявляет сера:

а) +2, +3, +4.
б) –2, 0, +4, +6.
в) –1, –2, 0,  +6.

5. Флотация – это свойство серы

а) растворяться в воде;
б) не смачиваться в воде;
в) частично растворяться в горячей воде.

6. При горении серы образуется:

а) сероводород;
б) сульфид;
в) сернистый газ.

7. В какой форме сера встречается в природе:

а) сульфатная;
б) гидросульфидная;
в) сульфитная.

8. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:

а) как удобрение;
б) для борьбы с вредителями;
в) для подкормки скота  

9. Составьте формулы сульфидов натрия, магния, алюминия.

Вариант 2

Вставьте пропущенные слова:

1. Заряд ядра атома серы равен…

2. Атом серы имеет … энергетических уровня.

3.Простое вещество сера является…

4. Сере принадлежит электронная формула:

а) 1s22s22p63s23p4
б) 1s
22s22p6,
в) 1s
22s22p63s23p6.

5. При нагревании серы на воздухе образуется:

а) монооксид серы;
б) диоксид серы;
в) триоксид серы;
г) сероводород.

6. Как называется метод удаления и обезвреживания ртути из разбитого термометра серой:

а) флотация;
б) демеркуризация;
в) нейтрализация

7. В какой форме сера не встречается в природе:

а) самородная;
б) сульфидная;
в) сульфитная.

8. При растворении сероводорода в воде образуется:

а) серная кислота;
б) сера;
в) сероводородная кислота.

9.  Составьте формулы сульфатов калия, магния, железа(III).

Домашнее задание.

§17. упр 3, 4, 6 творческое задание придумать сказку о сере

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе "Подгруппа кислорода. Сера"

Урок в 9 классе по теме "Подгруппа кислорода"На данном уроке рассматриваются строение атома, основные физические и химические свойства серы, области применения....

Презентация к модели урока "Химические свойства кислорода. Применение кислорода" (по ФГОС)

Презентация подготовлена специально к модели урока по химии "Химические свойства кислорода. Применение"...

Конкурсная работа " Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "

Конкурсная работа  " Открытый урок  «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "...

Самостоятельная работа по теме "Кислород. Сера."

Самостоятельная работа по теме "Кислород. Сера."для 9 класса к учебнику Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана...

Серия мультимедийных уроков по теме «Кислород»

Мультимедийные уроки в виде интерактивных презентации с применением программы Power Point способствуют стимулированию учебно-познавательной активности и развитию интеллектуальных способностей учащихся...