Железо – элемент побочной подгруппы YIII группы ПСХЭ Д.И.Менделеева. (по материалам ЕГЭ)
презентация к уроку по химии (11 класс) на тему

Презентация "Железо – элемент побочной подгруппы YIII группы ПСХЭ Д.И.Менделеева.(по материалам ЕГЭ)"    разработана для обобщения знаний по теме "Железо" в 11 классе и подготовке к ЕГЭ. В работе приводятся примеры заданий из КИМов ЕГЭ  разных уровней сложности, позволяющих повторить свойства железа и его соединений.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Железо – элемент побочной подгруппы YIII группы ПСХЭ Д.И.Менделеева.(по материалам ЕГЭ)
26Fe (феррум)Автор презентации:Хагажеева Ф.М.- учитель химии МКОУ СОШ №3 с.п.Чегем Второй
№1. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p63d6 соответствует частице:1) Fe+3 2) Fe+2 3) Fe0 4) Fe+6№ 2. Для железа не характерна степень окисления, равная:1) +2 2) +6 3) +3 4) +5№ 3. Число электронов в ионе железа Fe3+ равно:1) 26 2) 28 3) 24 4) 23
1. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p63d6 соответствует частице:1) Fe+3 2) Fe+2 3) Fe0 4) Fe+62. Для железа не характерна степень окисления, равная:1) +2 2) +6 3) +3 4) +53. Число электронов в ионе железа Fe3+ равно:1) 26 2) 28 3) 24 4) 23
№ 4. При обычных условиях практически осуществима реакция между железом и: серой (крист.) серной кислотой (конц.) нитратом цинка(раствор) нитратом меди (II) (р-р)
№4 4) Fe + Cu(NO3)2= Fe(NO3)2 + Cu - идет при обычных условия: более активный металл (железо) вытесняет менее активный металл(медь) из растворов солей
№ 5. Вещество, при взаимодействии с которым железо окисляется до +3:1)хлорид меди (II) 2)хлор3) сера 4) разбавленная серная кислота
Правильный ответ – 2
№ 6. Сокращенное ионное уравнение Fе2+ + 2OH- → Fe(OH)2 соответствует взаимодействию веществ:1) Fe(NO3)3 и KOH2) FeSO4 и LiOH 3) Na2S и Fe(NO3)24) Ba(OH)2 и FeCl3
6. Сокращенное ионное уравнение Fe2+ + 2OH- → Fe(OH)2 соответствует взаимодействию веществ:1) Fe(NO3)3 +3 KOH = Fe(ОН)3 ↓+3 K NO3 2) FeSO4 +2 LiOH = Fe(ОН)2 ↓ + Li2 SO4 3) Na2S + Fe(NO3)2 =2 Na NO3 + Fe S↓4) 3Ba(OH)2 + 2FeCl3= 3BaCl2 + 2Fe(OH)3↓ Правильный ответ - 2
+NaOH +O2, H2O№ 7. В схеме превращений: FeCl2 ----------→ X1 ---------→X2веществом «Х2» является: оксид железа (II) гидроксид железа (III) хлорид железа (II)хлорид железа (III)
Правильный ответ 2FeCl2 + 2 NaOH = Fe(OH)2↓+2 NaCl4Fe(OH)2+O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3
№ 8. В схеме превращений FeCl3 → X1 → X2 → Fe(OH)3 веществами «Х1» и «Х2» могут быть соответственно:1) Fe2(SO4)3 и Fe2O3 3) FePO4 и Fe3O42) Fe(NO3)3 и Fe2O3 4) Fe(OH)3 и Fe2(SO4)3
Правильный ответ – 4FeCl3 +3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl2Fe(OH)3↓ +3H2SO4 = Fe2 (SO4)3 + 6H2O
№ 9. Лакмус краснеет в растворе соли:1) сульфат железа (II) 3) нитрат калия2) хлорид натрия 4) карбонат калия
№ 10. С помощью гидроксида натрия можно распознать раствор каждого и двух веществ:1) нитрата железа (III) и сульфата железа (III)2) хлорида алюминия и хлорида цинка3) сульфата железа (II) и хлорида железа (III)4) хлорида бария и нитрата калия
ОБНАРУЖЕНИЕ ИОНОВ ЖЕЛЕЗА
Fe2+ + 2OH- → Fe(OH)2 зеленый осадок Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3 бурый осадок
№ 11. Верны ли следующие суждения о свойствах железа? А. Железо реагирует с разбавленной азотной кислотой. Б. В холодной концентрированной серной кислоте железо пассивируется. 1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны
Правильный ответ:3) верны оба суждения
№12. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: РЕАГИРУЮЩИЕ ПРОДУКТЫ ВЕЩЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯА) Fe + Cl2 → 1) FeSO4 + H2Б) Fe + HCl → 2) Fe2(SO4)3 + H2B) Fe + H2SO4 (разб.) → 3) Fe2(SO4)3 + SO2 + H2OГ) Fe + H2SO4 (конц.), t → 4) FeCl2 + H2 5) FeCl3 + H2 6) FeCl3
А
Б
В
Г
Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: РЕАГИРУЮЩИЕ ПРОДУКТЫ ВЕЩЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯА) Fe + Cl2 → 1) FeSO4 + H2Б) Fe + HCl → 2) Fe2(SO4)3 + H2B) Fe + H2SO4 (разб.) → 3) Fe2(SO4)3 + SO2 + H2OГ) Fe + H2SO4 (конц.), t → 4) FeCl2 + H2 5) FeCl3 + H2 6) FeCl3
А
Б
В
Г
6
4
1
3
№13. Установите соответствие между формулой частицы и ее способностью проявлять окислительно-восстановительные свойства:А) Fe3+ 1) только окислительБ) Fe2+ 2) только восстановитель В) Fe0 3) и окислитель и восстановитель    
А
Б
В
00
Установите соответствие между формулой частицы и ее способностью проявлять окислительно-восстановительные свойства:А) Fe3+ 1) только окислительБ) Fe2+ 2) только восстановитель В) Fe0 3) и окислитель и восстановитель    
А
Б
В
1
3
2
СХЕМА РЕАКЦИИ ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЯ А) Cu + 2FeCI3  CuCI2 +2FеCI2 1) 2I-  I20Б) FeCI3 + KI  FeCI2 + I2 + 2KCI 2) Cu0  Cu2+В) 2Fe + 3CI2  2FeCI3 3) Fe0  Fe+2Г) Fe + HCI  FeCI2 + H2 4) 2H+1  H20 5) 2Fe0  2Fe+3 6) 2Fe+3  2Fe+2
№14. Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления восстановителя:
CХЕМА РЕАКЦИИ ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЯ А) Cu + 2FeCI3  CuCI2 +2FеCI2 2) Cu0  Cu2+ Б) 2FeCI3 + 2KI  2FeCI2+I2+2KCI 1) 2I-  I20 В) 2Fe + 3CI2  2FeCI3 5) 2Fe0  2Fe+3 Г) Fe + 2HCI→ FeCI2 + H2 3) Fe  Fe+2
Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления восстановителя:
№ 15.Установите соответствие между названием соли и её отношением к гидролизу.
НАЗВАНИЕ СОЛИ
А) хлорид железа (III)Б) сульфат калияВ) карбонат натрияГ) сульфид алюминия
ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ
1) гидролизуется по катиону2) гидролизуется по аниону3) гидролизу не подвергается4) гидролизуется по катиону и аниону
№15. К 180,0 г 8%-ного раствора хлорида железа (II) добавили 20 г хлорида железа (II). Массовая доля хлорида железа (II) в образовавшемся растворе равна ____________________ %. (Запишите число с точностью до десятых)
К 180,0 г 8%-ного раствора хлорида железа (II) добавили 20 г хлорида железа (II). Массовая доля хлорида железа (II) в образовавшемся растворе равна 17,2 %. (Запишите число с точностью до десятых)
№16. Железо прокалили на воздухе. Полученное соединение, в котором металл находится в двух степенях окисления, растворили в строго необходимом количестве концентрированной серной кислоты. В раствор опустили железную пластинку и выдерживали до тех пор, пока ее масса не перестала уменьшаться. Затем к раствору добавили щелочь, и выпал осадок. Напишите уравнения перечисленных реакций.
1) 3Fe + 2O2 = Fe3O42) 2Fe3O4 + 10H2SO4 = 3Fe2(SO4)3 + SO2 + 10H2O3) Fe2(SO4)3 + Fe = 3FeSO44) FeSO4 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + K2SO4.
№ 17.Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:  FeSO4 + K2SO4 + … + … ---> … + Cr2(SO4)3 + … + H2OОпределите окислитель и восстановитель.
6FeSO4 + K2SO4 + 7H2SO4 ---> 3Fe2(SO4)3 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 7H2O
№18. Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия.Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом.Напишите уравнения описанных реакций.
2Fe + 6H2SO4 =t= Fe2(SO4)3 + 3SO2 ↑ + 6H2O Fe2(SO4)3+6NaOH = 2Fe(OH)3↓+3Na2SO42Fe(OH)3↓=t=Fe2O3 +3 H2O Fe2O3 + Fe = t=3 FeO
№19. Газ, выделившийся при взаимодействии хлористого водорода с перманганатом калия, реагирует с железом. Продукт реакции растворили в воде и добавили к нему сульфид натрия. Более легкое из образовавшихся нерастворимых веществ отделили и ввели в реакцию с горячей концентрированной азотной кислотой. Напишите уравнения описанных реакций.
1) 2KMnO4 + 16HCl =2 MnCl2+ 2KCl +5Cl2↑ +8H2O2) 2Fe+3Cl2=2FeCl33) 2FeCl3+3Na2S+6H2O=2Fe(OH)3↓ + 3H2S ↑+6NaCl4) H2S+8HNO3=H2SO4+8NO2↑+ 4H2O
№20. Зловонную жидкость, образовавшуюся при взаимодействии бромистого водорода с перманганатом калия, отделили и нагрели с железной стружкой. Продукт реакции растворили в воде и добавили к нему раствор гидроксида цезия. Образовавшийся осадок отфильтровали и прокалили. Напишите уравнения описанных реакций.
1) 2KMnO4 + 16HBr =2 MnBr2+ 2KBr +5Br2↓ +8H2O2) 2Fe+3Br2=2FeBr33) FeBr3+3CsOH=Fe(OH)3↓+3CsBr4) 2Fe(OH)3= Fe2O3+3H2O
№21. Определите массовые доли(в%) сульфата железа(II) и сульфида алюминия всмеси, если при обработке25 г этой смеси водой выделился газ, которыйполностью прореагировал с960 г5%-ного раствора сульфата меди.
Составлены уравнения реакций: Al2 S3 + 6H2 O= 2Al (OH)3 +3H2 S CuSO4 +H2 S =CuS +H2 SO4 2) Рассчитано количество вещества сероводорода: n (CuSO4) =960 *0,05 /160 =0,3мольn(H2S )=n(CuSO4 ) =0,3моль 3) Рассчитаны количество вещества и массы сульфида алюминияи сульфата железа(II): n (Al2 S3 )=1 / 3n (H2 S)= 0,1мольm (Al2 S3 )=0,1 *150= 15г m(FeSO4 )=25 -15= 10г 4) Определены массовые доли сульфата железа(II) и сульфидаалюминия в исходной смеси: ω(FeSO4 )=10 / 25= 0,4,или40% ω (Al2 S3)= 15 / 25= 0,6,или60%
№22.В 50 мл. 15 %-ного раствора сульфата меди ( II ) (плотность раствора 1, 12 г/мл) пустили железную пластинку массой 5 г. Через некоторое время масса пластинки стала 5, 15 г. Найдите массовую долю сульфата меди ( II ) в растворе после реакции.
20. mp(CuSO4)= ρ*V=50*1,12=56 гm(CuSO4)1= mp(CuSO4)1* ω (CuSO4)1 =56*0,15=8,4 гразность масс пластинки равна разности масс меди, выделившейся в реакции, и железа, растворившегося в реакции.∆m=5,15-5=0,15 гCuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu1 моль 1 моль 1 моль 1 моль∆M=64-56=8 г/мольυ=∆m/∆M=0,15/8=0,01875 мольиз этого следует, что прореагировало υ(CuSO4)= 0,01875 моль m(CuSO4)2= υ*M=0,01875*160=3 гв растворе осталось m(CuSO4)2= 8,4-3=5,4 г масса раствора после реакции m(р)2= mp(CuSO4)1-∆m=56-0,15=55,85 гω(CuSO4)2= m(CuSO4)2/m(р)2=5,4/55,84=0,0967 или 9,67%Ответ: ω(CuSO4)2= 9,67%
Успехов вам и отличных оценок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Презентация содержит характеристику положения в периодической системе, строение атома, физические  и химические свойства, нахождение в природе, биологическую роль щелочноземельных металлов....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...

Характеристика элементов IIA группы ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Презентация к уроку изучения новой темы....

Урок по теме "Элементы II-А группы ПСХЭ Д.И. Менделеева"

Данный урок является как раз одним из заключительных по теме «Металлы» - на основе пройденных общих тем изучаются частные вопросы химии металлов – происходит уточнение, углубление и ...

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы

Данная презентация поможет педагогам,которые работают по углубленной программе в 11 классе....

Подготовка ОГЭ - задания 20-23 ( элементы 4 и 5 группы ПСХЭ)

Примеры заданий 2 части ОГЭ по химии развернутого ответа с использованием элементов 4- 5 группы главной подгруппы ПСХЭ....