КТП химия
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
отражены ктп по химии с 8-11 классы на основании рабочей программы Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_khimiya.docx | 49.05 КБ |
ktp_10_khimiya.doc | 156 КБ |
ktp_11_klass_khimiya.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ХИМИЯ. 9 КЛАСС. 68 ЧАСОВ.
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Требования к уровню подготовленности | Тип урока | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||||
Введение: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса - 5часов | |||||||
1-2 | 1-2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | Знать/понимать:
химический элемент, атом;
Периодический закон. Уметь:
химические элементы по их символам;
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | Урок изучения нового материала Комбинированный | ||
3-4 | 3-4 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. | Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла. | Знать/понимать:
вещество, классификация веществ. Уметь:
соединения изученных классов;
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
принадлежность веществ к определённому классу соединений;
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. | Урок изучения нового материала Комбинированный | ||
5 | 5 | Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Переходный элемент, амфотерность, генетический ряд переходного элемента | Уметь: - давать определения переходный элемент, амфотерность; - составлять генетический ряд переходного элемента. | Урок изучения нового материала | ||
Тема №1: Металлы – 20 часов. | |||||||
6-7 | 1-2 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. | Уметь:
положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка | Урок изучения нового материала Комбинированный | ||
8-9 | 3-4 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями). | Урок изучения нового материала | ||
10 | 5 | Коррозия металлов | Коррозия, виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии | Уметь: - давать определения коррозия металлов - характеризовать: Виды коррозии и способы защиты от неё | Урок изучения нового материала | ||
11 | 6 | Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы. | Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение. | Знать/понимать:
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. | Урок изучения нового материала | ||
12 | 7 | Решение расчётных задач по типу: Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке. | Уметь: Производить вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке. | Комбинированный | |||
13-14 | 8-9 | Щелочные металлы и их соединения. | Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. Профессия – металлург | Уметь:
соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);
закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;
щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;
NaCI – консервант пищевых продуктов. | Урок изучения нового материала Комбинированный | ||
15-16 | 10-11 | Щелочноземельные металлы и их соединения. | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства | Уметь: называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);
закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;
щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. | Комбинированный | ||
17 | 12 | Алюминий и его соединения. | Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. | Уметь:
соединения алюминия по их химическим формулам;
алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия. | Комбинированный | ||
18 | 13 | Практическая работа № 1 «Получение гидроксида алюминия, изучение его свойств». | Уметь:
химические свойства алюминия и его соединений;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его соединений;
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
безопасного обращения с веществами. | Практическая работа | |||
19-20 | 14-15 | Решение расчётных задач по типу: Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси. | Массовая доля чистого вещества, примесей | Уметь: Производить вычисления массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси. | Решение расчётных задач | ||
21-22 | 16-17 | Железо и его соединения. | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Профессия – инженер-технолог. | Уметь: называть: соединения железа по их химическим формулам;
особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). | Комбинированный | ||
23 | 18 | Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач – Металлы». | Знать: - качественные реакции на важные катионы металлов, Уметь: характеризовать: химические свойства металлов и их соединений;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его соединений;
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
безопасного обращения с веществами. | Практическая работа | |||
24 | 19 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы». | Решение задач и упражнений. | Урок обобщения | |||
25 | 20 | Контрольная работа № 1 по теме: «Металлы». | Контрольная работа | ||||
Тема №2: Неметаллы – 27 часов. | |||||||
26 | 1 | Общая характеристика неметаллов. | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха | Знать/понимать:
знаки химических элементов-неметаллов. Уметь:
химические элементы-неметаллы по их символам;
закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;
тип химической связи в соединениях неметаллов | Урок изучения нового материала | ||
27 | 2 | Водород, его физические и химические свойства. | Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода | Знать/понимать:химические понятия:хим. элемент, атом, молекула, относительн. атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:объяснять:двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов характеризовать:физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; составлять:уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода; распознавать опытным путём:водород среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:безопасного обращения с водородом. | Комбинированный | ||
28 | 3 | Общая характеристика галогенов. | Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. | Знать/понимать:
знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь:
закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;
особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;
степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;
безопасного обращения с хлором. | Урок изучения нового материала | ||
29 | 4 | Соединения галогенов. | Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион. | Знать/понимать:
формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот. Уметь:
соединения галогенов по их химических формулам;
химические свойства соляной кислоты;
химические формулы галогеноводородов и галогенидов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;
соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;
| Урок изучения нового материала | ||
30 | 5 | Сравнительная характеристика неметаллов 6 – А группы. Кислород. | Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода | Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;
тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;
кислород среди других газов;
безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). | Комбинированный | ||
31 | 6 | Сера, её физические и химические свойства. | Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). | Уметь:
строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;
физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;
экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). | Комбинированный | ||
32 | 7 | Оксиды серы | Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. | Знать/понимать:
формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI). Уметь:
оксиды серы по их химическим формулам;
физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);
принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;
уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). | Комбинированный | ||
33 | 8 | Серная кислота и её соли. | Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. | Знать/понимать:
формулу серной кислоты. Уметь:
серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;
физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;
принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;
химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);
серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов;
безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). | Урок изучения нового материала | ||
34 | 9 | Сравнительная характеристика неметаллов 5 – А группы. Азот. | Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. | Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
физические свойства азота; 10химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. | Урок изучения нового материала | ||
35 | 10 | Водородное соединение азота – аммиак | Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака | Знать/понимать:
формулу аммиака. Уметь:
аммиак по его химической формуле;
физические и химические свойства аммиака;
тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);
аммиак среди других газов;
критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). | Урок изучения нового материала | ||
36 | 11 | Соли аммония | Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве. | Знать/понимать:
катион аммония. Уметь:
соли аммония по их химическим формулам;
химические свойства солей аммония;
принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония;
химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. | Урок изучения нового материала | ||
37 | 12 | Практическая работа № 3 «Получение кислорода. Собирание и распознавание». | Уметь: характеризовать: способы получение, собирания и распознавания кислорода;
уравнения химических реакций получения кислорода;
| Практическая работа | |||
38 | 13 | Решение задач типа: Определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным. | Алгоритм решения, «эта», «фи» | Знать: - важнейшие химические понятия: массовая доля выхода продукта реакции, практический выход продукта реакции, теоретический выход продукта реакции. - составлять: уравнения химических реакций в окислительно-восстановительном и ионном виде. - вычислять: массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Решение задач | ||
39 | 14 | Кислородсодержащие соединения азота. | Оксиды азота со степенью окисления +1, +2, +3, +4, +5, разбавленная азотная кислота. | Знать/понимать:
формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV). Уметь:
оксиды азота по их химическим формулам;
физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида);
принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV);
| Урок изучения нового материала | ||
40 | 15 | Азотная кислота и её свойства. | Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. | Знать/понимать:
формулу азотной кислоты. Уметь:
физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение азотной кислоты;
принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);
азотную кислоту среди растворов веществ других классов;
безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой. | Урок изучения нового материала | ||
41 | 16 | Соли азотной кислоты. | Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. Профессия – эколог. | Уметь:
соли азотной кислоты по их химическим формулам;
химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании);
химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;
критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции). | Урок изучения нового материала | ||
42 | 17 | Фосфор, его физические и химические свойства. | Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. | Уметь:
строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;
химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. | Урок изучения нового материала | ||
43 | 18 | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. | Знать/понимать:
формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Уметь:
оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;
химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов;
принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;
химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. | Комбинированный | ||
44 | 19 | Сравнительная характеристика неметаллов 4 – А группы. Углерод. | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. | Уметь:
строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. | Комбинированный | ||
45 | 20 | Соединения углерода. | Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. | Знать/понимать:
формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь:
оксиды углерода по их химическим формулам;
физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида);
принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV);
углекислый газ среди других газов;
безопасного обращения с оксидом углерода (II). | Комбинированный | ||
46 | 21 | Угольная кислота и её соли. | Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. | Знать/понимать:
формулу угольной кислоты. Уметь:
соли угольной кислоты по их химическим формулам;
химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов;
принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте;
химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов; уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот;
карбонат-ион среди других ионов. | Комбинированный | ||
47 | 22 | Практическая работа № 4 «Получение углекислого газа и изучение его свойств. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты». | Профессия - лаборант | Уметь: характеризовать: способы получение, собирания и распознавания углекислого газа;
уравнения химических реакций получения углекислого газа осуществлять превращение карбонатов в гидрокарбонаты;
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
| Практическая работа | ||
48 | 23 | Кремний и его соединения. | Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности. | Знать/понимать:
формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь:
оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;
химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов;
принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах;
химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. | Комбинированный | ||
49 | 24 | Генетические ряды неметаллов. | Генетические ряды неметаллов. | Уметь: Составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных неметаллов, их генетическую связь | Комбинированный | ||
50 | 25 | Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач – практическое осуществление переходов». | Уметь:
уравнения химических реакций получения неорганических веществ при осуществлении переходов,
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
| Практическая работа | |||
51 | 26 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неметаллы». | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | Урок обобщения | |||
52 | 27 | Контрольная работа № 2 по теме: «Неметаллы». | Контрольная работа | ||||
Тема №3: Органические соединения – 13 часов. | |||||||
53-54 | 1-2 | Предмет органической химии. | Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. | Знать/понимать:
вещество, классификация веществ. Уметь:
строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ;
валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. | Урок изучения нового материала | ||
55-56 | 3-4 | Предельные углеводороды (метан, этан). | Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. | Знать/понимать:
формулы метана и этана. Уметь:
метан и этан по их химическим формулам;
связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование);
принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);
безопасного обращения с метаном (природным газом). | Урок изучения нового материала | ||
57 | 5 | Непредельные углеводороды (этилен). | Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. | Знать/понимать:
формулу этилена. Уметь:
этилен по его химической формуле;
связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);
принадлежность этилена к непредельным углеводородам;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). | Урок изучения нового материала | ||
58 | 6 | Непредельные углеводороды (ацетилен). | Строение молекулы ацетилена. Тройная связь. Химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). | Знать/понимать:
формулу ацетилена Уметь:
ацетилен по его химической формуле;
связь между составом, строением и свойствами ацетилена; химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);
принадлежность ацетилена к непредельным углеводородам;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). | Урок изучения нового материала | ||
59 | 7 | Спирты. | Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. | Знать/понимать:
формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь:
спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;
связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение);
принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);
критической оценки информации о метаноле и этаноле. | Комбинированный | ||
60 | 8 | Карбоновые кислоты. | Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. | Знать/понимать:
формулы уксусной и стеариновой кислот. Уметь:
уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;
связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);
принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);
безопасного обращения с уксусной кислотой. | Комбинированный | ||
61 | 9 | Биологически важные вещества: жиры | Жиры в природе и их применение. | Уметь:
нахождение в природе и применение жиров; состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы; физические свойства белков и их роль в организме. | Комбинированный | ||
62 | 10 | Биологически важные вещества аминокислоты и белки | Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков | Уметь:
нахождение в природе и применение аминокислот, белков; состав, физические свойства и применение аминокислот белков | Комбинированный | ||
63 | 11 | Биологически важные вещества: углеводы. Полимеры | Понятие о полимерах и углеводах. Получение полимеров. Применение углеводов и полимеров | Знать/понимать - важнейшие материалы -искусственные и синтетические волокна и пластмассы, углеводы. Уметь характеризовать строение полимеров | Комбинированный | ||
64 | 12 | Обобщение и систематизация знаний по курсу органическая химия | Урок Обобщения | ||||
65 | 13 | Контрольная работа № 3 по теме: «Органические вещества» | Контрольная работа | ||||
Тема №4: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» 3 часа | |||||||
66 | 1 | Строение веществ. | Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | Знать/понимать:
атом, молекула, ион, химическая связь. Уметь:
связь между составом, строением и свойствами веществ;
тип химической связи в соединениях. | Урок Обобщения | ||
67 | 2 | Классификация химических реакций. | Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). | Знать/понимать:
уравнения химических реакций;
химическая реакция, классификация реакций. Уметь:
типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена;
уравнения химических реакций. | Урок Обобщения | ||
68 | 3 | Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла | Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла | Знать/понимать: Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла | Урок Обобщения |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Химия. 10 класс
34 часа
№ п/п | Тема. | |||
Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы | ||
Введение | 1 | |||
1. | Теория строения органических соединений | 2 | ||
2. | Углеводороды и их природные источники | 8 | 1 | |
3. | Кислородсодержащие органические соединения | 10 | ||
4 | Азотсодержащие органические соединения | 7 | 1 | 1 |
5. | Биологически активные вещества | 3 | ||
6. | Искусственные и синтетические полимеры | 3 | 1 | |
Итого | 34 | 2 | 2 |
№ урока | Раздел | Тема урока | Содержание урока | Тип урока | Требования к уровню подготовленности | Дата проведения | ||
Введение -1 час | По плану | По факту | ||||||
1 | Предмет органической химии | Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Функциональные группы органических веществ. Признаки классификации органических веществ (наличие кратных связей и функциональных групп). | Комбинированный урок | Знать/понимать -химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа; Уметь -определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений | ||||
Тема I Теория строения органических соединений-8 часов | ||||||||
1-2 (2-3) | Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. | Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия) | Лекция | Знать/понимать -химические понятия: . | ||||
Тема II Углеводороды и их природные источники | ||||||||
1 (4) | Алканы. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура ,химические свойства, применение. | Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств | Лекция | Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет; -важнейшие вещества: метан, его применение; Уметь -называть: алканы по международной номенклатуре -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов -характеризовать: строение и химические свойства метана и этана -объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения | ||||
2-3 (5-6) | Алкены. Диены. Каучук. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства, применение. | Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств | Лекция | Знать/понимать -химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи); -важнейшие вещества: этилен, его применение; Уметь -называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять: принадлежность веществ к классу алкенов -характеризовать: строение и химические свойства этилена; -объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения . | ||||
Семинар | ||||||||
4 (7) | Алкины. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура ,химические свойства, применение. | Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена | Комбинированный | Знать/понимать строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи); -важнейшие вещества: ацетилен, его применение; Уметь -называть: ацетилен по международной номенклатуре; -характеризовать: строение и химические свойства ацетилена; -объяснять: зависимость свойств этина от строения | ||||
5 (8) | Арены. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства, применение. | Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств | лекция | Знать/понимать строение молекулы бензола; Уметь -характеризовать: химические свойства бензола -объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения | ||||
6 (9) | Природные источники углеводородов. | Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе | ИКТ | Знать/понимать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами Уметь -объяснять явления, происходящие при переработке нефти; оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды -выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов . | ||||
7 (10) | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Обобщение и систематизация. | ||||||
8 (11) |
Тема III Кислородосодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе-10 часов | Контрольная работа №1 по теме: «Строение и классификация органических соединений и углеводороды» | Контроль знаний Тестирование в форме ЕГЭ | |||||
1-2 (12-13) | Спирты. Фенол. Каменный уголь. | Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. \Физ-ие свойства Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена Хим. св-ва этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение Состав и строение молекулы фенола. Физические и химические свойства: Применение фенола | Лекция | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа спиртов; -вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола; Уметь называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу спиртов Уметь -характеризовать строение и химические свойства спиртов; -объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения Использовать приобретенные знания и умения для -безопасного обращения с фенолом; -для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы | ||||
Семинар | ||||||||
3-4 (14-15) | Альдегиды и кетоны | состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства; химические свойства | Лекция | Знать/понимать химические понятия: функциональная группа альдегидов; Уметь называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу альдегидов; -характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов. | ||||
Семинар | ||||||||
5-6 (16-17) | Карбоновые кислоты. | Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Уксусная кислота: состав и строение молекулы, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот. | Лекция | |||||
Семинар Тестирование в форме ЕГЭ | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот, Уметь называть уксусную кислоту по международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот; характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты; объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот | |||||||
7-8 (18-19) | Сложные эфиры. Жиры. | Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств Жиры как сложные эфиры. Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла. | Лекция |
| ||||
Семинар | Уметь -называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров Уметь -определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам; -характеризовать строение и химические свойства жиров | |||||||
9-10 (20-21) | Углеводы. Классификация. Значение. Глюкоза. | Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза – полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза) Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (спиртовое и молочнокислое). Применение глюкозы на основе свойств | Лекция |
| ||||
Семинар | Знать/понимать важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка Уметь -объяснять химические явления, происходящие с углеводами в природе -выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы | |||||||
Тема IV Азотсодержащие органические соединения. | ||||||||
1 (22) | Амины. Аминокислоты. | Понятие об аминах и аминокислотах Состав и строение молекул Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. | Комбинированный урок | Уметь -определять принадлежность веществ к классу аминов -характеризовать строение и химические свойства аминов Уметь -называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу аминокислот; - характеризовать строение и химические свойства аминокислот | ||||
2 (23) | Белки. | Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. | Комбинированный урок | Уметь -характеризовать строение и химические свойства белков; -выполнять химический эксперимент по распознаванию белков | ||||
3 (24) | Нуклеиновые кислоты | Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий пан строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. | Комбинированный урок | |||||
4 (25) | Генетическая связь между классами органических соединений. | Комбинированный урок | ||||||
5 (26) | Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии. | Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии. | Тестирование в форме ЕГЭ | |||||
6 (27) | Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | Практическое занятие | Уметь -выполнять химический эксперимент. | |||||
7 (28) | Контрольная работа №2. По теме «Кислород- и азотсодержащие органические соединения» | Контроль знаний | ||||||
Тема V Биологически активные органические соединения | ||||||||
1 (29) | Витамины | Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов | Семинар | |||||
2 (30) | Ферменты Гормоны. | Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. | Семинар | |||||
Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета | ||||||||
3 (31) | Лекарства | Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика | Семинар | |||||
Тема VI Искусственные и синтетические органические соединения. | ||||||||
1 (32) | Искусственные полимеры. | Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. | Семинар | Знать/понимать - важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы Уметь -характеризовать строение полимеров | ||||
2 (33) | Синтетические полимеры | Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. | Семинар | Знать/понимать - важнейшие материалы –синтетические полимеры Уметь -характеризовать строение полимеров | ||||
3 | Практическая работа №2 « Распознавание пластмасс и волокон» | Практическая работа | ||||||
(34) |
Список литературы
Для учителя:
1.. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008.
2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 10 кл. К учебнику О. С. Габриеляна
«Химия. 10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2007-2009гг..
3.Габриелян О.С.,Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия.10кл. М.: Дрофа, 2006-2009гг.
4.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10кл. М.: Дрофа, 2004-2009гг. Химия. 10кл.
5. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10кл. /О.С.Габриелян и др.- М.; Дрофа, 2007-2008гг.
Для учащихся
Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2011.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ
Органическая химия, часть I и II.
Органическая химия. 10-11 класс.
Виртуальная лаборатория
Уроки химии Кирилла и Мефодия.
Химия. 10класс. Электронное мультимедийное издание к учебнику О.С. Габриеляна